«Использование технологии развития критического мышления на уроке русского языка»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Использование технологии развития критического мышления на уроке русского языка»
Автор: Выборова Виктория Евгеньевна
«Использование технологии развития критического мышления на уроке русского языка»Выборова В.Е.,учитель русского и литературывысшей квалификационной категорииМБОУ «СОШ № 17Главная цель введения ФГОС ООО второго поколения заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу российского образования: повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства. Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования - их деятельный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности. Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения. Главная задача современной школы заключается в создании условий для достижения учащимися уровня образованности, соответствующего их личностному потенциалу. Задача каждого педагога - создать условия, позволяющие личности ребенка максимально реализоваться, развить свои способности, в том числе и творческие. Организация учебного процесса в новой информационно-образовательной среде основана на современных педагогических технологиях, и учитель свободен в их выборе. Образовательная технология – это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам. В технологическом подходе изначально присутствует ориентация на управляемость образовательного процесса, что предполагает четкую заданность целей и способов их достижения. Остановлюсь подробнее на технологии развития критического мышления, как активно применяемой мной на практике. Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. Цель технологии: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс (развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни - умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений) Технология ориентирована на воспитание у ученика социальной ответственности. Для этого весь учебный процесс тесно увязывается с конкретными жизненными задачами, выяснением и решением проблем, с которыми дети сталкиваются в реальной жизни. Социально-ориентированное отношение к действительности, навыки коллективной работы, взаимообусловленность принципов и поступков личности - необходимые условия для формирования гражданских взглядов. Принципы технологии развития критического мышления:- активность учащихся в образовательном процессе;- развитие навыков общения;- восприятие учителем всех идей учеников как одинаково ценных;- мотивация учащихся на самообразование через освоение приёмов ТРКМ;- соотнесение содержания учебного процесса с конкретными жизненными задачами;- использование графических приёмов организации материала. Технология РКМ базируется на двух особенностях:1. Структура урока, включающая три фазы: вызов, осмысление и рефлексию. 2.В основе содержания урока эффективные приёмы и стратегии, направленные на формирование у учащихся критического мышления. Рассмотрим подробнее структуру урока по технологии развития критического мышления. Стадия вызова позволяет актуализировать знания, которыми обладают учащиеся по данной теме; мотивировать к учебной деятельности. Цели данной фазы урока: а) вызов активного интереса к теме; б) активизация каждого ученика; в) актуализация знаний; г) создание условий, при которых учащиеся сами определяют свои личные цели изучения определенной темы. Функции: -мотивационная (пробуждение интереса и побуждение к работе); -информационная (актуализация (вызов «на поверхность») уже имеющихся знаний); -коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями). На этом этапе урока, например, можно предложить учащимся 11 класса при изучении темы «Грамматические нормы русского языка» поработать в экспертной комиссии какого-либо литературного издания. Старшеклассники сами подбирают материал для урока, но перед ними ставится конкретная задача. Так на уроке ребята зачитывают отрывки из произведений начинающих авторов (в роли которых выступают учащиеся данного класса) с намеренно допущенными грамматическими ошибками. В процессе работы экспертной комиссии необходимо найти предложение с нарушением грамматических норм русского языка и провести коррекцию.1.Несколько лет назад я ездил на трехдневную экскурсию в Пушкинские горы, или, как их еще называют, Пушкиногорье. (2)Тогда, по горячим следам, написал серию очерков про достопримечательности этого удивительного места, красота которого описана в романе «Евгении Онегине». (3)Не торопясь, я погулял по живописным паркам, помечтал на том самом месте, где произошло объяснение Татьяны с Онегиным и понял, какую роль сыграли эти места в жизни и творчестве Александра Сергеевича Пушкина. Этот вид деятельности позволяет учителю активизировать ребят на дальнейшую работу по заявленной теме, установить деловой контакт с ними, создать учащимся обстановку для бесконфликтного обмена мнениями. (На уроке рассматриваются 5 видов грамматических ошибок). Стадия осмысления позволяет ученикам получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями. Цели: а) организация активного восприятия информации; б) направление усилий на отслеживание степени понимания предлагаемого материала; в) создание условий для самостоятельного соотнесения учащимися своих прежних знаний с новой информацией. Задачи: 1) поддержать активность, интерес и инерцию движения, созданную во время стадии вызова; 2) поддержать усилия учащихся по отслеживанию собственного понимания. (В этот момент учащиеся сознательно увязывают новое с уже известным); 3) помочь учащимся осуществить критический и сравнительный анализ полученной информации. Функции: -Информационная (получение новой информации); -Систематизационная (классификация, ранжирование информации). На данном этапе урока целесообразно систематизировать те знания, которые учащиеся имеют по данной теме и с помощью такого приёма, как кластер, выделить основные смысловые единицы изучаемой темы, зафиксировав их в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Затем активизировать работу экспертов. Учащиеся-эксперты заранее получают индивидуальные задания по обобщению материала по заявленной теме. Они в виде слайдов излагают информацию и предлагают одноклассникам выполнить упражнение. Слайд 1.Помните: название, заключённое в кавычки и данное вместе с родовым словом («повесть», «рассказ», «поэма», «роман», «статья», «журнал», «телепередача», «симфония», «кинотеатр», «картина», «книга», «торговый комплекс»… ), является несогласованным приложением и должно употребляться в форме именительного падежа.1. Находим предложение, в котором есть несогласованное приложение, заключённое в кавычки.2. Проверяем грамматическую форму родового слова и приложения.(В журнале «Новый мир» напечатана рецензия на это произведение). 3. Название, заключённое в кавычки и данное БЕЗ родового слова, изменяется по падежам.Автор «Слова о полку Игореве» является подлинным знатоком русской природы. Упражнение:Укажите предложение с грамматической ошибкой.1) Описывая в романе «Отцы и дети» могилу Базарова, Тургенев изобразил старое семейное кладбище.2) В «Руслане и Людмиле» А.С.Пушкина присутствуют черты романтической поэмы.3) Этот случай описан Н.В.Гоголем в комедии «Ревизоре».4) Сергей часто рассказывал о своём любимом романе – о «Степном волке» Германа Гессе.* Стадия рефлексии способствует целостному осмыслению, обобщению полученной информации; усвоению нового знания, новой информации учеником; формированию у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. Цели: а) обеспечить закрепление полученных знаний; б) вернуть учащихся к первоначальным знаниям, внести изменения и дополнения; в) создать условия для самостоятельной систематизации нового материала; г) установить связи и причинно-следственные отношения в новой информации; д) организовать исследовательскую практическую деятельность учащихся с использованием новой информации. Задачи: 1) Выведение знания на уровень понимания и применения. 2) Рефлексия своего процесса учения. 3) Живой обмен идеями. 4) Выражение новой информации своими словами Функции: -Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации); -Информационная (приобретение новых знаний); -Оценочная (выработка собственной позиции).Если спросить, что дает рефлексия ребенку, то можно отметить следующее: он начинает понимать, ради чего изучается данная тема на уроке и как она может пригодиться ему в его жизни. Рефлексия помогает учащимся ставить цели и добиваться их. Ребята начинают осознавать, что они могут внести свой вклад в общее дело. Рефлексия показывает, насколько ребенок умеет адекватно оценивать свою работу, а также товарищей.Я применяю, как правило, рефлексию на каждом этапе урока, причём старшеклассники сами дают оценку степени усвоения ими материала. После выполнения каждого задания, ребята (и даже старшеклассники) отмечают тот смайлик, который отвечает их эмоциональному состоянию на уроке.Рефлексия деятельности позволяет оценить активность учащихся во время всего урока. В выпускных классах незаменимой такая рефлексия является на заключительном этапе урока. Она учит старшеклассников адекватно оценивать свою работу на уроке, методы и способы, которые они выбирают, чтобы достичь запланированного результата. С ее помощью учащиеся могут увидеть свои слабые места и выяснить, где имеются пробелы в знаниях. Урок в 11 классе по теме «Грамматические нормы русского языка» целесообразно закончить выполнением задания №7 из тестов ЕГЭ.Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретёнными знаниями; не объём информации, а умение получать её и моделировать;не потребительство, а созидание и сотрудничество. Органичное включение работы по технологии развития критического мышления в систему школьного образования даёт возможность личностного роста, ведь такая работа обращена, прежде всего, к ребёнку, к его индивидуальности.