Интеллектуальные соревнования учащихся как эффективный способ повышения качества обучения


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Интеллектуальные соревнования учащихся как эффективный способ повышения качества обучения
Автор: Радченко Татьяна Ивановна

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ КАК ЭФФЕКТИВНЫЙ СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ
Увлечь школьников предметами естественнонаучного цикла – серьёзная и ответственная задача, стоящая перед педагогами, занимающимися преподаванием соответствующих учебных дисциплин. И здесь нужны подходы с учётом детской психологии. В качестве такого стимулятора могут выступить соревнования. Дети привыкли соревноваться в спорте, в играх. Это же можно предложить им и в учёбе, попутно решая свои учебно-дидактические задачи. В человеке от природы заложен дух состязательности, желание быть личностью и яркой индивидуальностью, быть замеченным и выделенным среди окружающих. Поэтому для преодоления возникшей проблемы обучения точным наукам, можно предложить в качестве одной из достаточно эффективных методик преподавания – методику соревновательного обучения. То есть со спортивных площадок и стадионов спортивный азарт и увлечённость надо перенести в учебные кабинеты. Соревнование интеллекта – может стать увлекательной задачей для большого числа школьников. Но, начиная такие действия надо соблюдать определённые правила. При этом главным требованием к проведению соревнований должна быть регулярность мероприятий и подведения итогов, иначе эффективность станет крайне низкой.
Правила интеллектуальных соревнований между учащимися основной школы
1. Начинать соревнования необходимо в основной школе (или даже начальной).
2.Педагог должен учитывать возраст обучаемых и общую мотивацию класса к обучению или, может быть, даже её отсутствие.
3.На каждом занятии деятельность учащегося оценивается, что называется с нуля. Прошлые заслуги не учитываются, что будет поддерживать в тонусе детей с повышенными способностями или поверивших в свои силы, а с другой стороны это даёт шанс другим ученикам попытаться реализовать свои возможности, хотя бы на этом одном, отдельно взятом уроке. У. Глассер в книге Школа без неудачников пишет: Точка зрения, согласно которой ребёнку нельзя помочь, не изучив его прошлого ошибочна. Перечеркнув прошлые неудачи ребёнка, мы поощряем его тем самым испытать свои силы в настоящем – прошлое уже не имеет столь важного значения [1].
4. В конце занятия объявляются не только обычные оценки, но и выделяется ученик или группа детей, а среди неё 1-2 человека, которым присваивается какое-либо переходящее почётное звание. Например, Умник(ца) 8 А класса, Звёздочка (Звезда) 8 А класса или Творчески мыслящая личность, Мегамозг( Гигамозг, …) и т.п. При этом данное звание не обязательно соотносится с оценкой 5 , полученной на уроке или даже, вообще, с какой-либо оценкой. Другой вариант – накопительная система поощрений. В кабинете на стенде находится постоянно пополняющийся список учеников, получивших альтернативную оценку своей учебной деятельности. Это может быть звание с повышающимся уровнем оценки: Ум, Ум2 и т. д.
Может быть, в целом, объём работы, выполненной учащимся на занятии маловат для получения полновесной оценки, но какая-то одна – единственная мысль, высказанная в процессе работы на уроке, заслуживала того, чтобы обратить на неё особое внимание. Конечно, оценку желательно поставить. И тут педагог должен постараться не пропустить данного ученика при организации дальнейшей работы.
А, вообще, такая система дополнительного оценивания деятельности учащегося предназначается не только для определения качества содержания ответа ученика, но и для оценки стиля самого ответа, который может оказаться в чём-то образцово-показательным для остальных одноклассников. Это может быть безупречная логика изложения, чёткий развёрнутый ответ, свободное владение научной терминологией и т.д. Такой же форме оценки может подлежать: часть учебного времени, предназначенная для выполнения лабораторной работы или самостоятельных экспериментов при изучении какой-либо темы. Рациональная, оригинальная или оперативная работа с полученным оборудованием – прекрасный повод, чтобы отметить деятельность наиболее успешных учащихся. Дополнительное поощрение целесообразно применять и в случае оригинально выполненного домашнего задания, и за самое рациональное или нестандартное решение задач на контрольной работе.
Очень часто учащиеся могут испытывать затруднения при решении качественных задач. Понимая процессы, описываемые в задании, у них может просто не хватать навыков владения научным стилем изложения мыслей. Могут существовать пробелы в базе самой научной терминологии. Поощрение и выделение учеников, прекрасно справившихся со столь сложной для ребёнка задачей – хороший стимул для остальных продумывать свои рассуждения. Тем более, что детям может казаться, что качественная задача намного проще расчётной и здесь они легко наберут хорошие баллы за ответ. Умение САМОСТОЯТЕЛЬНО правильно ИЗЛАГАТЬ СВОИ МЫСЛИ в устной и письменной форме − всегда было неотъемлемым преимуществом получаемого в нашей стране образования. И эти позиции нельзя терять ни в коем случае. Поэтому зачитывание смешных и бестолковых ответов (соревнование наоборот) тоже даёт свои положительные результаты, когда нелепые ответы и бессмысленное списывание, переходящее всякие границы разумного, выносятся на всеобщее обозрение. При этом, конечно, учитель должен в обязательном порядке соблюдать меру и такт, учитывая насколько целесообразно такое воздействие на ученика. Ведь, одно дело, если это очень слабый ученик и совсем другое, если речь идёт о лодыре, у которого прекрасные способности к обучению, но при этом завышенная самооценка и пренебрежительное отношение к ежедневному и кропотливому учебному труду. В целом, здесь подходит рекомендация: не называть конкретного ученика.
Успех обучаемого в рассматриваемой (параллельной школьной) системе оценивания работы учащегося может фиксироваться не только в устной форме, но и какими-либо сертификатами, то есть это или какие-то звёздочки, или листочки бумаги (картона), на которых, помимо звания, нужно записать фамилию, имя ученика, дату и, желательно, символ вида работы. Можно использовать сокращения: С. – сообщения, З. – задача, Э. – выполнение эксперимента, И. – изложение материала и др. Это может пригодиться при сравнении результатов различных учеников при общем подведении итогов. Школьники вклеивают получаемые ими сертификаты в тетрадь. В конце каждой четверти и в конце учебного года необходимо подводить итоги, результаты которых торжественно оглашаются, а затем вывешиваются в кабинете до следующего подведения.
Альтернативная система оценок, кроме вышеуказанных положительных моментов, также призвана в какой-то мере способствовать уменьшению роли списывания, подсказок, а также малопродуктивного зазнайства, так как практически любой ученик может оказаться в системе альтернативных оценок в чём-то первым. Такая параллельная система оценки, обязательно отразится на общих стандартных оценках.
И, конечно же, соревнование может состоять не только в накоплении определённой суммы баллов. На уроке может проходить соревнование в самой обычной традиционной форме: личное и командное первенство. Варианты таких первенств могут быть различны и в методической копилке любого учителя найдутся свои примеры.
Определённые формы разновариантных соревнований приемлемы и для старшеклассников. В связи с этим очень интересен пример, приведённый директором одного из лицеев, когда он с удивлением обнаружил, что ученики хорошо успевающие, но излишне себя не утруждающие, сидят со сборниками тренировочных заданий ЕГЭ по математике и на скорость решают задачи. Причём делают это по собственному почину, хотя заставить их в обычной ситуации сделать что-то сверх положенного было практически невозможно [2]. При этом следует обратить внимание, что состязание имеет сходство со спортивным соревнованием – за основу взята скорость, а не, например, условие: Кто сделает больше задач повышенной сложности? Следовательно, молодые люди хотят быстрее выявить победителя. И при этом, неосознанно, пытаются реализовывать педагогический принцип создания успеха в обучении.
Система поощрений, доска почёта, стенды с дипломами – это дополнительный стимул к организованному соревнованию. Необходимо также учитывать, что моральная поддержка и словесное поощрение в нелёгком учебном труде необходимы для подавляющего большинства обучающихся. Не столь важно то, что ученик ещё не выполнил достаточный для получения оценки объём работы, гораздо важнее, если он увидит, что его замечают и отмечают с положительной стороны. Целесообразнее выделять того, кто погружен в учебный процесс, чем того, кто бездельничает на уроке. Пусть, этот второй почувствует, что его как бы нет. То есть, не надо лишний раз произносить его имя, замечания лучше применить безадресные, чтобы человек чувствовал, что в первую очередь на уроке выделяют людей дела. Чтобы тебя заметили – сделай что-либо умное и нужное.
В заключение хочется сказать, что концепция разновариантных соревнований может быть использована не только в работе учителя-предметника, но и в работе классного руководителя, если он организует соревнования по различным учебным предметам между классами или внутри класса; между группами детей или отдельными учащимися, проявляющими повышенный интерес к какой-то науке (или наукам).
Литература
1 Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий. СПб.: КАРО, 2002. – 368 с.
2 Болотов В. А. Актуальное интервью: Мы впервые получаем реальную картину, позволяющую судить о качестве образования. // Оценка качества образования.2007. № 1. С.23.
HYPER13PAGE HYPER15
4