Палитра нашего настроения


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Палитра нашего настроения
Автор: Киселёва Людмила Константиновна

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1699»Управления делами Президента Российской ФедерацииКонспект открытого занятия на тему «Палитра нашего настроения» Подготовила:педагог-психологКиселёва Л.К. Москва, 2017Цель: развитие эмоциональной сферы обучающихся.Задачи:
  • Закрепить знания об основных эмоциях, настроениях и чувствах (веселье, радость, доброта, грусть, удивление, злость, гнев, страх, обида).
  • Показать, что цвета характеризуют эмоционально-чувственную сферу людей.
  • Развивать способность адекватно выражать свои эмоции.
  • Продолжать формировать умение понимать эмоциональное состояние других людей.
  • Создать положительный эмоциональный фон в классе.
  • Продолжать эстетическое воспитание
  • Оборудование: компьютерная презентация, индивидуальные карточки, индивидуальные рабочие листы («Палитра моего настроения»), стикеры (5 цветов: жёлтый, зелёный, оранжевый, синий, красный), три стаканчика (с прозрачной водой, с разноцветными бусинами, с водой, окрашенной в тёмный цвет), 5 наборов цветных карандашей (количество карандашей одного цвета соответствует количеству обучающихся на занятии).Работа группыСегодня на занятии мы продолжим говорить о нашем настроении и цветах, которые им соответствуют. Тема нашего занятия – «Палитра нашего настроения».Разминка. Упражнение «Три стакана»- Когда мы чувствуем себя хорошо, когда у нас всё получается, мы всем довольны и всех любим. В это время наше настроение похоже на чистую воду, и мысли у нас ясные и чистые (показать стакан с чистой водой).- Когда в нашу голову приходят отличные идеи, нас что-то радует, нам весело, то мысли у вас прекрасные и весёлые. Настроение становится похожим на фейерверк: оно блестит и переливается яркими цветами (показать стакан с водой, в котором находятся разноцветные блёстки или бусинки и помешать их палочкой).- Но бывает, что наши мысли становятся грустными и неприятными, мы испытываем обиду. Тогда наше настроение похоже на тёмную мутную воду (показать стакан с мутной водой).Итак, когда нам плохо, то и всё вокруг кажется мрачным, темным, неприятным, а когда нам хорошо – всё изменяется, светлеет, словно оживает.Наше настроение зависит от наших мыслей. Если мы хотим, чтобы у нас было хорошее настроение – надо думать о хорошем и приятном.Работа по теме занятия1. Упражнение «Настроение и Цвет»- Вы заметили, что наше настроение можно сравнить с каким-нибудь цветом?«Сказка про краски» (Е. Руженцев): Если б всё на свете былоОдинакового цвета,Вас бы это рассердилоИли радовало это?..Видеть мир привыкли людиБелым, жёлтым, синим, красным…Пусть же всё вокруг нас будетУдивительным и разным!- Многообразие цветов дарит нам многообразие настроений и наоборот. Это делает нашу жизнь насыщенной, многоцветной, наполненной.Сегодня мы разберём некоторые настроения и подберём цвета, которым они могли бы соответствовать.На доску вывешиваются 5 цветов фотоподборкой эмоций) – жёлтый, зелёный, синий, оранжевый, красный. Дети зачитывают стихи о том или ином цвете, сопровождающие каждый слайд.Педагогом-психологом даётся характеристика цветов - по М. Люшеру. СЛАЙДЫ: 3-11.Жёлтые стихи:Жёлтая бабочка, жёлтый цветок.Желтое солнце, жёлтый песок.Жёлтые искры на траве зажглись.Жёлтый – цвет радости, скорей улыбнись!- Итак, какое настроение у жёлтого цвета? (веселье, радость, энергия, тепло) А когда мы радостны, то обычно какое мы чувство испытываем к окружающим? (доброта, любовь) Зелёные стихиЗелёная тропинка по лесу бежитЗелёная музыка где-то звучит.Зелёный кузнечик в зелёной травеИграет зелёную песенку мне- Зелёный цвет – это интерес, когда нас что-то удивляет. Цвет гармонии и покоя.Оранжевые стихиЦвет морковно-витаминный,Апельсино-мандариновый.Если ты грустишь, то без сомненьяЭтот цвет улучшит настроенье.Оранжевый – цвет веры в свои силы, цвет общительности и творчества, цвет восторга, благожелательности и оптимизмаСиние стихиСинее облачко расстроилось всерьёзИ синим-синим дождиком на землю пролилосьСиний цвет грустит и плачет – Он на слёзы весь истрачен.- Какие настроения и чувства синего цвета? (грусть, печаль, усталость)Красные стихиЗлость сегодня правит мной,На всех рычу, как зверь лесной!Красным стал, как помидор…Красный цвет – цвет злости он.- Красного цвета – наша злость, или ещё более сильное чувство – гнев. Цвет активных действий, возбуждённого состояния.2.Упражнение «Проверь свои чувства»- Сейчас я зачитаю вам коротких стихотворения, а вы постарайтесь определить, о каких настроениях и чувствах в них говорится. Вы будете поднимать карточку того цвета, который соответствует настроению стихотворения.Дети поднимают карточки: если хорошее, доброе чувство - (со смайликом) жёлтого цвета, если – грустное, неприятное чувство – то ученики поднимают карточку синего цвета (в виде тучки/облака).Педагог-психолог уточняет у детей, какое чувство или настроение они узнали в стихотворении.Веселье Вот какие чудеса: мы смеёмся два часа,К нам соседи подошли и смеяться помогли.ИнтересЯ принёс домой с прогулкиВ рукавах и сапогеКомья снега и сосульки.До чего занятно мне!Как из снега можно мореЛовко сделать в коридоре.УдивлениеДом Царевна обошла,Всё порядком убрала…Час обеда приближался,Топот по двору раздался:Входят семь богатырей,Семь румяных усачей.Старший молвил: «Что за диво?Всё так чисто и красиво.Кто-то терем прибиралДа хозяев поджидал…» (А.С. Пушкин)ГрустьДруг уехал далеко.Мне без друга нелегко.Очень скучно одномуКак же веселиться?И не вкусно одномуЕсть две груши потому,Потому что, потому – Не с кем поделитьсяЗлостьЯ не знаю, что со мною,Разве лучше быть одною?Всех друзей обидела,Плохое в них увидела.Вместе мы с утра играли – Не с кем поиграть сейчас.Нет, ребята, я не злая, -Злинка мне попала в глаз.Страх- На прививку! Первый класс!- Вы слыхали? Это нас!Почему я встал у стенки?У меня… дрожат коленки… (С. В. Михалков)РадостьЯ пришёл к тебе с приветом,Рассказать, что солнце встало,Что оно горячим светомПо листам затрепетало;Рассказать, что лес проснулся,Весь проснулся, веткой каждой,Каждой птицей встрепенулсяИ весенней полон жаждой…Раcсказать, что отовсюдуНа меня весельем веет,Что не знаю сам, что будуПеть, - но только песня зреет. (А. А. Фет)3. Игра «Какие разные чувства!»Дети становятся в круг.- Я называю чувство, а вы его изображаете особым движением.Радость – руки вверх + «Ура!»Страх – присесть + закрыть лицо руками + «Ой!»Удивление – Руки вперед + «Ух, ты!»Огорчение – взяться за голову + «Аяяяй4. Задание «Распознай настроение»Поэты, писатели, художники и композиторы также касались в своём творчестве разных настроений.СЛАЙДЫ 12 -16Материал для обсуждения:- Решетников Фёдор Павлович, картина «Опять двойка!» (Слайд №12) Главный герой картины «Опять двойка» - мальчик подросток лет десяти, после уроков он не спешил домой, а еще долгое время проводил на улице, катаясь на коньках. На мальчике зимнее пальто, в руке перевязанный потрепанный портфель, возможно не однажды служивший ему вместо мяча или санок. Из портфеля виднеются коньки. Растрепанные волосы, покрасневшие уши, зарумянившиеся от мороза щеки – свидетельство того, что мальчик не один час провел на улице.У мальчика огорченный вид. Опустив голову и потупив глаза, он выражает переживание по поводу очередной полученной двойки. Но такая ситуация, к сожалению, для него возникает, видимо, не в первый раз. У обеденного стола, покрытого светлой полосатой скатертью, устало, сложив руки на своих коленях, сидит мать. Возможно, она только на минутку оставила свои бесконечные домашние дела. Мама с грустью и тоской взирает на сына.Сестра-отличница смотрит на брата с недовольством. Младший брат – с насмешкой.Только пёс белого окраса с рыжеватыми пятнами радостно встречает мальчика, собачка привязана к своему молодому хозяину и, ничего не подозревая, в своей обычной манере показывает, как рада его приходу домой. - Маковский Константин Егорович «Дети, бегущие от грозы» (Слайд №13)На картине изображены крестьянские дети, спешащие укрыться от непогоды. Девочка, несёт на себе своего маленького брата, проходя через небольшой речной мостик. Возникает ощущение, что этот мостик очень шаткий, вот-вот не выдержит, и сломается под их тяжестью.Художнику удалось очень чётко и точно изобразить переживания и эмоции на лицах детей, которые окутаны страхом по поводу начавшейся бури. Маленький брат девочки очень трогательно обхватывает своими ручками её шею, а она поддерживает его за ножки, чтоб он не упал.Гроза идет справа, именно в эту сторону смотрит девочка. Взгляд ее сосредоточен и насторожен. Она пытается понять, удастся ли опередить стихию. Хотя девочка сама еще не очень большая, но видно, что она серьезная и смышленая, знает, как быстрее добраться до дома. Дети бегут от непогоды, и пока у них получается опередить стихию. Небо выписано художником с максимальной реалистичностью – здесь и серые тучи, и голубые просветы, и прорывающиеся сквозь мглу солнечные блики, которые освещают полоску поля. Травы почти не колышутся, в то время как волосы детей говорят о порывистом ветре. Картина вызывает смешанные чувства нежности, сентиментальности и грусти.- Брюллов Карл Павлович «Всадница» (Слайд №14)Старшая из сестёр - Джованнина - резко останавливает разгоряченного вороного коня, но сама остается невозмутимо спокойной. Стук копыт и задорный лай пса, сопровождающего девушку на утренней прогулке, заставили выбежать на террасу её младшую сестру Амацилию, образ которой написан живо и блестяще передает непосредственность маленькой девочки. Конный портрет в те времена подразумевал всадника, который являлся венценосной особой. Карл Брюллов решил нарушить этот официальный канон. И молодая воспитанница уже сидит в царственной позе на вороной лошади. Покоряет зрителя и взгляд маленькой девочки, её большие, полные мечты глаза. Она любуется своей сестрой. В её взгляде проскакивает доля волнения. Но больше в нём прочитывается то, как девочка видит себя на месте скакуньи через некоторое время.Главное настроение картины – это атмосфера радости и ненапрасного ожидания, вдохновенный гимн детству и юности, красоте, энергии и здоровью, наполненности и счастью жизни. Прослушивание музыкальных отрывков:- Эдвард Григ. «Пер Гюнт», «Утро»- Антонио Вивальди «Времена года»: «Зима», Allegro non molto.- Игорь Крутой «Музыка без слов»: композиция «Печальный ангел»Литературные произведения:- А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» (Слайд №15)- Н.Н. Носов, рассказ «Фантазёры» (Слайд № 16)5. Задание «Палитра моего настроения» (Приложение 1)Итак, мы сегодня говорили о 5-ти цветах наших чувств, учились узнавать и выражать их.Вспомним эти настроения.Сейчас каждый из вас сможет создать свою особенную палитру настроения. Перед вами на листе бумаги – 5 кружков и 5 цветных карандашей. Выберите карандаш того цвета, который вам нравится больше всего, закрасьте им первый кружок.Из оставшихся карандашей - возьмите карандаш того цвета, который вам нравится и закрасьте им 2-ой кружок. Последний кружок закрасьте тем цветом, который вам нравится меньше всего.
  • Задание «Цветограмма настроения класса»
  • На магнитной доске педагог-психолог в столбик размещает магнитные цифры от 1 до 5 (они обозначают - 5 изучаемых цветов настроения).Каждый из обучающихся (один за другим, по цепочке, без суеты) подходит к столику, где лежат разноцветные стикеры 5-ти цветов настроения, и размещает их на доске в соответствии со своей индивидуальной палитрой настроения.По тому, в какой последовательности дети расположат на доске значимые для себя цвета, составляется общая цветограмма настроения класса, по которой можно судить преобладающие эмоции на данный момент.
  • Подведение итога занятия
  • Педагог-психолог озвучивает общий итог занятия:- Итак, желтый (цвет веселья, радости и доброты) на ___ месте. Зелёный (цвет удивления и интереса) на ____ месте. Оранжевый (цвет силы, общительности, творчества, цвет восторга и оптимизма) на _____ месте. Синий (цвет грусти и печали) на ____ месте. Красный (цвет гнева и злости) на ____ месте.Пусть в вашей жизни будет как можно больше радостных цветов и как можно меньше – грустных! Спасибо за работу!СЛАЙД 17Приложение 1Палитра моего настроенияЧувства есть у всех людей. Раскрась каждый кружок своим цветом.Укажи цвета - от наиболее приятного до наименее приятного для тебя 1 2 3 4 5 Палитра моего настроенияЧувства есть у всех людей. Раскрась каждый кружок своим цветом.Укажи цвета - от наиболее приятного до наименее приятного для тебя 1 2 3 4 5 Палитра моего настроенияЧувства есть у всех людей. Раскрась каждый кружок своим цветом.Укажи цвета - от наиболее приятного до наименее приятного для тебя 1 2 3 4 5