Применение моделей, схем, моделирования при реализации образовательных обдастей "Познание", "Коммуникация"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Применение моделей, схем, моделирования при реализации образовательных обдастей "Познание", "Коммуникация"
Автор: Сергеева Ольга Александровна

Моделирование как средство интеллектуального и развития детей
Воспитатель МКДОУ №324 г. Самара
Ольга Александровна Сергеева
На современном этапе от педагогов требуется качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего педагогического процесса. Очевидной стала проблема необходимости грамотного выстраивания подлинно вариативного дошкольного образования. По-моему убеждению, процесс обучения должен быть развивающим, увлекательным, проблемно-игровым, обеспечивающим постоянный рост в развитии каждого воспитанника. Поэтому в своей работе, активно занимаюсь обновлением, поиском новых технологий, средств, методов и способов обучения.
Работая воспитателем в коррекционной группе, целенаправленно организую работу по развитию речи у детей. Воспитанники с различными речевыми нарушениями, как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания, а, следовательно, испытывают значительные трудности в усвоении программы детского сада.
На современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системевоспитания.В дошкольной педагогике инструментом познания как раз может стать модель
Н.Н. Поддьяков
На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти – вербальный. Моделирование – это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память.
Следовательно, актуальность использования наглядного моделирования в работе с детьми коррекционного детского сада состоит в том, что:
во-первых, ребенок-дошкольник очень пластичен и легко обучаем, но для большинства детей с ограниченными возможностями характерна быстрая утомляемость и потеря интереса к занятию. Использование наглядного моделирования вызывает интерес и помогает решить эту проблему;
во-вторых, использование символической аналогии облегчает и ускоряет процесс запоминания и усвоения материала, формирует приемы работы с памятью. Ведь одно из правил укрепления памяти гласит: “Когда учишь – записывай, рисуй схемы, диаграммы, черти графики”;
в-третьих, применяя графическую аналогию, мы учим детей видеть главное, систематизировать полученные знания.
Цель: развитие у детей познавательных интересов использование моделирования для расширения и уточнения представлений о предметах и явлениях одобывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
Задачи представлены на слайде
развитие наблюдательности на основе схематических упражнений; освоение языка, его грамматического строя;
развитие логического мышления, памяти, воображения при выполнении действий по знаковым обозначений;
закреплении навыков в конструировании из строительного материала по схемам;
формирование умения договариваться;
воспитание дружеских взаимоотношений между детьми;
МОДЕЛИРОВАНИЕ - исследование каких-либо явлений, процессов путём построения и изучения моделей.
МОДЕЛЬ - это любой образ (мысленный и условный; изображения, описания, схема, чертёж, график, план) какого-либо процесса или явления (оригинала данной модели), используемый в качестве заместителя.
В дидактике выделяют 3 вида моделей:
1.Прежде всегопредметные,в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Предметная модель - глобус земли илиаквариум, моделирующий экосистему в миниатюре.
2.Предметно-схематические модели. В них существенные признаки, связи и отношения представлены в виде предметов-макетов. Примером могут послужить различные алгоритмы последовательности действий (последовательность умывания, накрывания на стол и др.).
3.Графические модели(графики, схемы и т. д.) передают обобщенно (условно) признаки, связи и отношения явлений. Примером такой модели может быть календарь погоды, который ведут дети, используя специальные значки-символы для обозначения явлений в неживой и живой природе.
Чтобы модель, как наглядно-практическое средство познания выполнило свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:
чётко отображать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания;
быть простой для восприятия и доступной для создания действий с ней;
ярко и отчётливо передавать с её помощью те свойства и отношения, которые должны быть освоены;
облегчать познание (М.И.Кондаков, В.П.Мизинцев).
Ребенок не может самостоятельно разобраться в схемах или составить модель, поэтому я начинаю знакомство с символами.
Дети очень легко и быстро понимают разного рода схематические изображения и с успехом пользуются ими. Так, начиная с пяти лет дошкольникам предлагаю логические загадки. Давайте вместо скучных упражнений загадаем детям загадки. Покажите ребенку две цветные фишки (или пуговицы) – скажем, синюю и зеленую. Спрячьте каждую из них под чашку, а сверху положите картинку с подсказкой. Интересно, сумеет ли малыш разгадать загадку?
В подготовительной группе дети уже решают легко ребусы
Использую приемы наглядного моделирования в работе над такими видами связного монологического высказывания, как:
пересказ;
описательный рассказ;
творческий рассказ.
С помощью картинно-графического плана (мнемотаблицы), представленногокак в виде пиктограмм, так и в виде предметных картинок дети пересказывают тексты, учат загадки и стихи.
Например
Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. Составление описательных рассказов.
Особенно ощутимую помощь картинно-графический план оказывает в составлении описательных рассказов. Прежде чем описывать предмет, ребенок должен научиться выделять наиболее существенные черты предмета, подбирать точные слова, выражать свое отношение к описываемому предмету и грамматически правильно оформлять фразу. Поэтому сначала учимдетей выделять существенные признаки предмета.
принадлежность к родовидовому понятию;
величина;
цвет;
форма;
составляющие детали;
качество поверхности;
материал, из которого изготовлен объект (для неживых предметов);
как он используется (какую пользу приносит)?
за что нравится (не нравится)?
По данной модели можно составить описание отдельного предмета, принадлежащего к определенной группе.
Наглядное моделирование стимулирует развитие исследовательских способностей детей, привлекает их внимание к признакам предмета, помогает определять способы сенсорного обследования предмета и закреплять результаты обследования в наглядном виде.
Творческий рассказ.
Часто наглядная модель служит средством преодоления страха ребенка перед построением творческих связных рассказов.
В качестве символов – заместителей при моделировании творческих рассказов используются:
предметные картинки;
силуэтные изображения;
геометрические фигуры.
Самостоятельное составление схем
Дети подготовительных групп легко составляют рассказы на основе готовых схемы Для закрепления материала я предлагаю игру Где осень оставили свой следы?. Воспитанники называли признаки не повторяя их, затем изображали схематически на бумаге и составили коллективную схему на доске.
Первоначально схема получалась не полной. Я предложила им подумать, вспомнить, поискать еще следы осени. В течении дня на доске появлялись еще несколько признаков. Для детей этот процесс был увлекательным и познавательным. Итог оформили в виде плаката.
Задачи развития речи дошкольников и формирование у них интеллектуальных качеств решаю интегративно в ходе освоения всех образовательных областей, наряду с задачами отражающие специфику каждой образовательной области.

На занятиях по математики и в свободное время предлагаю ребятам схемы разветвленных дорожек.
Для любой схемы можно придумать сюжет. Например Красная Шапочка собирает к бабушке и мама ей дает карту-схему, чтобы не потерялась в лесу.
Другой пример отправляемся в путешествия с детьми на автобусе, но его надо заправить карта №1 и встречаемся на остановке карта №2.
Как мотивацию использую план-схему группы, чтобы отыскать посылку из Простоквашено и т.д.
Мои воспитанники пользуются схемами при конструировании объемных поделок, учатся читать условные обозначения и точно следовать им в пооперационных картах.
Игра Проектировщик и строитель помогла научить соотносить плоскостной рисунок схему с объемной постройкой и наоборот.
Вместе с детьми составляем пиктограммы для ухода за комнатными цветами использую познавательную литературу, что в дальнейшем является напоминанием для дежурных по уголку природы.
Используя в своей работе наглядное моделирование, мы учим детей:
добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;
применение наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие не только речевых процессов, но и неречевых: внимания, памяти, мышления.
HYPER13PAGE HYPER15
5