«Использование технологии развития критического мышления как средство развития познавательной активности младших школьников.»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Использование технологии развития критического мышления как средство развития познавательной активности младших школьников.»
Автор: Богдан Светлана Борисовна

Богдан Светлана БорисовнаМБОУ «Средняя школа № 4учитель начальных классовг. Сосновый Бор Ленинградская область«Использование технологии развития критического мышления как средство развития познавательной активности младших школьников.»Почему меня заинтересовала данная технология?1. Критическое мышление - мышление самостоятельное. Каждый ученик сам формулирует свои идеи, оценки и убеждения независимо от остальных. Мышление может быть критическим только тогда, когда оно носит индивидуальный характер. Ученики должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы. Самостоятельность, таким образом, есть первая и, возможно, важнейшая характеристика критического мышления. 2. Информация является отправным, а отнюдь не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически. Как иногда говорят, «трудно думать с пустой головой». Чтобы породить сложную мысль, нужно переработать гору «сырья» - фактов, идей, текстов, теорий, данных, концепций. ТКМЧП учит своих учеников воспринимать самые сложные понятия и удерживать в памяти самые разнообразные сведения. Мыслить критически можно в любом возрасте: не только у старшеклассников, но даже у первоклассников накоплено для этого достаточно жизненного опыта и знаний. Именно благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным. 3. Критическое мышление предполагает постановку вопросов и уяснение проблем, которые нужно решить. Учение пойдет гораздо успешнее, если ученики будут формулировать проблемы на основе собственного жизненного опыта и затем решать их, используя при этом все возможности, которые предоставляет ему школа. Благодаря критическому мышлению учение из рутинной «школярской» работы превращается в целенаправленную, содержательную деятельность, в ходе которой ученики проделывают реальную интеллектуальную работу и приходят к решению реальных жизненных проблем. Собирая данные, анализируя тексты, сопоставляя альтернативные точки зрения и используя возможности коллективного обсуждения, они ищут и находят ответы на волнующие их вопросы. 4. Критическое мышление стремится к убедительной аргументации. Критически мыслящий человек находит собственное решение проблемы и подкрепляет это решение разумными, обоснованными доводами. Он также сознает, что возможны иные решения той же проблемы, и старается доказать, что выбранное им решение логичнее и рациональнее прочих. Всякая аргументация содержит в себе три основных элемента. Центром аргументации, главным ее содержанием является утверждение. Утверждение поддерживается рядом доводов. Каждый из доводов, в свою очередь, подкрепляется доказательствами. В качестве доказательств могут использоваться статистические данные, выдержки из текста, личный опыт и вообще все, что говорит в пользу данной аргументации и может быть признано другими участниками обсуждения. 5. Критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими. Поэтому, работая в русле критического мышления, всегда стараюсь использовать на своих занятиях всевозможные виды парной и групповой работы, включая проведение дебатов и дискуссий, а также различные виды публикаций письменных работ учащихсяКритическое мышление может воплощаться в различных видах учебной деятельности, но наилучшим из них является, как мне кажется, письменная работа. На письме процесс мышления становится видимым и, следовательно, доступным для учителя. Пишущий всегда активен. Он всегда мыслит самостоятельно и пользуется при этом всем имеющимся у него багажом знаний. Он выстраивает достойную аргументацию для подкрепления своего мнения. Для учеников письмо - трудная, точнее, самая трудная часть учебного процесса. В ходе работы, которая может включать в себя мозговую атаку, собственно написание, доработку, редактирование и «публикацию», то есть обнародование получившегося текста. Для школьников же ценно, что учитель относится к их работе с интересом и уважением, и что сами они получили возможность поделиться своими мыслями с одноклассниками, учителями, родителями и даже с людьми, которых они совсем не знают. По всем этим причинам я глубоко убеждена, что письмо - наиболее эффективное средство обучения критическому мышлению. Возникает острая проблема - как учить мыслить?Под критическим мышлением подразумевается следующее: думать критически означает проявлять и использовать исследовательские методы: ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и последствия этих фактов. Критическое мышление предполагает вежливый скептицизм, сомнение в общепринятых истинах. Критическое мышление означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление. Существует связь между мыслительными навыками и демократическим гражданским сознанием. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс этой технологии открывает новые принципиальные подходы и тенденции в решении вопросов "чему" и "как" учить сегодня обучаемых: обучение ведется, прежде всего, обобщенным знаниям, умениям и навыкам и способам мышления. Обобщенные характеристики формируемых в технологии умений: умение работать в группе; умение графически оформить текстовый материал; умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию. Появляется возможность объединения, интеграции отдельных дисциплин; вариативность и дифференциация обучения; используется положительная стимуляция учения; такие черты, как направленность на самореализацию, удовлетворение потребности в самоутверждении, рефлексии, в выработке собственной индивидуальной технологии обучения. Базовая модель технологии критического мышления учитывает психологию человека, особенности его познания. Познавательный процесс должен пройти три этапа: вызов, осмысление и размышление. Известно, что хорошо усваивается актуальная информация. Стимулирование интереса к новому знанию происходит через "извлечение" уже известного и выяснение появившихся вопросов. Возникшие вопросы вызывают потребность в новых знаниях. Вызов подготавливает, настраивает на ту информацию и на тот процесс, которые будут предлагаться на следующих этапах работы. Этот этап способствует появлению или усилению мотивации в познании нового материала, изучаемого на втором этапе. Этап осмысления предполагает ввод новой информации. Последний этап в базовой модели критического мышления - размышление - особо значим, т.к. именно здесь происходит творческое развитие, осознание уже вновь обретенной информации. Все этапы не просто взаимосвязаны, но и взаимозависимы. Технология критического мышления предлагает определенные методы, стратегии и приемы в пошаговой реализации каждого этапа занятия. Существуют конкретные приемы и стратегии для работы на этапе вызова, на этапе осмысления и на этапе размышления. Каждый прием, стратегия в критическом мышлении имеет своей целью раскрыть творческий потенциал обучаемых.Я остановлюсь на тех приёмах, которые меня заинтересовали, которые использую на своих уроках. Одним из них является составление кластера. Это способ графической организации материала, позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Последовательность действий проста и логична: посередине чистого листа (классной доски) написать ключевое слово или предложение, которое является «сердцем» идеи, темы. Вокруг «накидать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. У каждой из «веточек» в свою очередь тоже появляются «веточки», устанавливаются новые логические связи. В итоге получается структура, которая графически отображает наши размышления, определяет информационное поле данной темы [ 4, с.173]. В работе над кластерами я придерживаюсь следующих правил: 1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции. 2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут иссякнут.3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.Пример использования метода клястера на уроках русского языка при изучении темы «Глагол» Выделяем центр – это наша тема (например, «Глагол»), от неё отходят лучи – крупные смысловые единицы («Признаки глагола – постоянные и непостоянные»), а от них соответствующие термины, понятия («Глагол, его грамматические признаки и т.д.). Этот приём можно использовать на всех стадиях урока. Для формирования навыков работы с источниками я часто использую приём инсерт . В процессе чтения текста ученик карандашом или маркером делает пометки на полях: “V” - уже знал, «+» - новое, «-» - думал иначе, «?»- не понял, есть вопросы. Широкое применение находит этот приём на уроках окружающего мира. Прием «Верите ли вы, что…» применяю на стадии вызова. Перед каждым учеником карточка с таблицей , где записаны утверждения по теме утверждениями. Учитель задает вопросы, а ученики ставят в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка останется пустой. На примере урока окружающего мира при изучения темы «Горы». Утверждения по теме: 1.Поверхность нашей земли разнообразна?2. Большую часть нашей земли занимают низменности.4.  Температура в горах ниже, чем на низменности 5. Горные вершины более трёх тысяч метров? 6.  Края с гористой поверхностью не пригодны для занятий  .  В течение урока ученики будут обращаться к таблице и видеть, насколько были правы. Уроки литературного чтения дают мне возможность варьирования приёмов ТРКМ: «чтение с остановками» - прогнозирование текста, «Дерево предсказаний» - предположения по поводу развития сюжетной линии. «читательский отклик» - комментарии к прочитанному тексту, впечатления, «чтение и суммирование в парах», ведение «бортового журнала».Пример использования приёма «ведение бортового журнала» на уроке литературного чтения при изучении басен Л.Н.Толстого «Лев и мышь» и «Отец и сыновья».Заполнение «Бортового журнала» исследователя литературных произведений Широкие возможности для более глубокого осмысления изучаемого материала даёт применение приёма «Толстые-тонкие вопросы». «Тонкие» вопросы - ответ на них находится в изучаемом учебном материале. «Толстые» вопросы – ответ на них предполагает поиск других источников информации. Прием «Толстый и тонкий вопросы» я применяю в следующих обучающих ситуациях: для организации взаимоопроса (после изучения темы учащимся предлагается сформулировать три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом), для начала беседы по изучаемой теме (после небольшого вступления просим учащихся сформулировать хотя бы по одному вопросу в каждую графу, тем самым основные направления изучения темы, которые интересуют учащихся) и для определения вопросов, оставшихся без ответа после изучения темыакже практикую приём «Лови ошибку» ( в частности на уроках русского языка и математики). Учащиеся находят («ловят») ошибки, допущенные учителем (например, слова с орфографическими ошибками). Технология развития критического мышления подразумевает развитие аналитических, познавательных и творческих способностей учащихся. Этому способствует применение таких приёмов ТРКМЧП как приём ассоциации, «РАФТ», «Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»).Пример применения приёма « Ромашка вопросов» («Ромашка Блума») на уроке литературного чтения . На стадии рефлексии использую приёмы « синквейн», « РАФТ» и «Шесть шляп». Прием «синквейн» - это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам: в первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным)торая строчка - описание темы в двух словах (двумя прилагательными); третья строчка - описание действия в рамках этой темы тремя словами; четвертая строка - фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме; последняя строка - это синоним из одного словауть приема «Шесть шляп» в том, что каждая группа получает цветные шляпы с надписями : белая ( факты), жёлтая ( позитивное мышление), чёрная ( проблема) , красная ( эмоции), зелёная ( творчество), синяя (философия, обобщение). Однако в своей педагогической практике сталкиваюсь с проблемой, что дети младшего школьного возраста испытывают трудности в выражении и обобщении изученного при реализации этого приёма.Пример использования приёма «РАФТ» на уроке изобразительного искусства по теме « Хохломская живопись». Учитель предлагает написать небольшой рассказ после изучения темы по окружающему миру «Хохломская живопись». Рассказ должен быть от имени художника , и предназначен он будет для жителей другой страны , например, Япониипределяем четыре параметра будущего текста: Р – роль (художник); А – аудитория (кому вы будете писать – жители японии); Ф - форма – рассказ= презентация рисунков; Т – тема «Золотая хохлома». Ученики в течение 3-5 минут составляют и рассказывают рассказы об особенностях хохломской живописи и демонстрируют свои работы.Реализовать все приёмы технологии развития критического мышления в полном объёме не представляется возможным в силу возраста моих учеников, их жизненного опыта, но даже включение в работу некоторых из них способствует развитию у моих учеников таких умений, как:-выделять причинно-следственные связи;- рассматривать новые идеи и знания в контексте уже с имеющимися;-выделять ошибки в рассуждениях;- работать с разными видами информации;-планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли.- работать в команде, умение договариваться, вести дискуссию и слышать собеседника.