Организация научно - исследовательской деятельности учащихся как педагогическая технология
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Организация научно - исследовательской деятельности учащихся как педагогическая технология
Автор: Хафизова Гульсина Сильманфаризовна
ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ – КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ
Хафизова Гульсина Сильманфаризовна учитель биологии и химии
Сегодняшнему обществу нужны креативно мыслящие, творчески активные люди, способные быстро решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Выпускникам школы предъявляют все более высокие требования, важнейшие из которых – качество знаний и умение применить их на практике в нестандартных ситуациях. Задача современной школы воспитывать именно таких людей.
В связи с этим, важной задачей становится развитие интеллектуальных способностей учащихся в результате усвоения ими операций мышления: сравнение, анализ, синтез, обобщение, конкретизация, систематизация и формы мышления: понятия, суждения, умозаключения. Это возможно только при использовании педагогическим коллективом школы современных педагогических технологий, способствующих развитию творческих способностей, стимулирующих саморазвитие учащихся.
Ученые установили, что человек включается в деятельность по своему желанию лишь тогда, когда предмет активности имеет смысл и представляет ценность для личности. Задача учителя – найти такие темы исследований, которые имеют смысл, выявить детей, кому интересны эти темы, вовлечь их в процесс работы над исследованием предложенной темы.
Процесс выявления, обучения и воспитания одаренных, талантливых детей составляет новую задачу совершенствования системы образования, так как обучение одаренных детей сегодня – это модель обучения всех детей завтра. Одним из способов решения данных проблем является организация исследовательской деятельности учащихся. Она позволяет наиболее полно выявлять и развивать творческие способности детей.
Приобщение школьников к началам исследовательской деятельности возможно через уроки, кружковые занятия, внеклассные мероприятия. Исследовательской работой могут успешно заниматься не только отличники учебы. Это могут быть и средние ученики. Иногда у них получается даже лучше, чем у наших отличников.
Исследовательская деятельность связана с решением учащимися творческой задачи с заранее неизвестным решением. Она как раз этим и отличается от проектной деятельности, которая предполагает четкое прогнозирование результата деятельности.
Исследовательская деятельность - это самостоятельный творческий процесс приобретения новых знаний и она обязательно должна проходить под руководством учителя.
Вовлеченность ученика в исследовательскую деятельность развивает удовлетворенность ученика собой и своим результатом, является основой для его дальнейшего самосовершенствования и самореализации. Формирование исследовательской культуры каждого ученика является важным аспектом методической работы в школе.
Занимаясь исследовательской деятельностью, учащиеся обучаются работе с дополнительной и научной литературой, у них совершенствуются умения писать доклады, рефераты по изучаемым в школе предметам, а также по интересующей их теме, приобретается опыт публичных выступлений перед аудиторией. В итоге исследовательскую работу учащиеся представляют на научно – практической конференции, на различных конкурсах.
Необходимо правильно выбрать тему исследовательской работы. Изучение научной литературы – одна из сложнейших задач этой деятельности. Так как работа в исследовательском режиме занимает значительно долго времени, важно, чтобы выбранная тема не потеряла актуальность, нужно, чтобы она захватила, увлекла ученика. Необходимо оригинально сформулировать тему исследования. Это позволит построить работу нетрадиционно, рассмотреть проблему с нестандартной точки зрения.
Важным моментом является форма реализации и представления результатов исследования. Нужно соблюдать требования к написанию творческой работы, необходимо показать актуальность темы, содержание работы должно быть интересным, научным, оригинально изложенным; работа должна содержать выводы по итогам исследовательской деятельности; в работе должна быть своеобразная изюминка, а также интересный фрагмент выступления; следует красиво оформить работу, согласно требованиям, приводить наглядность; работа по возможности должна быть практико – ориентированной.
В настоящее время свою работу каждый учащийся может представить в конкурсах и конференциях по многим направлениям и номинациям: на республиканском, межрегиональном, всероссийском и международном уровнях.
Исследовательскую деятельность учащихся мы организуем в 3 направлениях: общественные, филологические, естественно-математические науки. Каждый ученик сам выбирает, по какому направлению он будет работать.
Учащиеся нашей школы ежегодно представляют свои научно – исследовательские работы на школьном методическом фестивале, на районном фестивале наук, участвуют на республиканских и всероссийских конкурсах и конференциях. Например, на Республиканских юношеских научно-исследовательских чтениях учащихся имени Каюма Насыри; на Республиканском конкурсе научно-исследовательских работ учащихся Академические чтения, Гумилевские чтения, на Поволжской юношеской научно-исследовательской конференции Я - исследователь, Дебют в науке и т.д. Все это способствует приобретению опыта выступления перед публикой, развивает умение чётко излагать свои мысли, анализировать, обобщать и делать выводы, помогает в дальнейшей учебе. Постановка важных исследований в дальнейшем нацеливает учащихся на серьезную научную работу. Они и в дальнейшем, став студентами ССУЗов и ВУЗов могут продолжить работу по выбранной в школе теме.
Исследовательская деятельность школьников все больше завоевывает сторонников среди учителей. Но надо помнить о том, что главная задача учебно-исследовательской деятельности в образовании – развивать природную потребность ребенка в познании, совершенствовать его исследовательские способности.
Практика организации исследовательской деятельности позволяет нам сделать вывод о больших возможностях данного подхода в развитии детской одаренности, сохранении и раскрытии в каждом учащемся его индивидуальности, неповторимости, творческих способностей, в воспитании лидеров завтрашнего дня.
Список использованных источников:
Гончарова М.А., Решетникова Н.В., Образовательные технологии в школьном обучении, М., 2014 г.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие, Народное образование, М., 1998 г.
Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий, М., 2006 г.
Селевко Г.К. Саморазвивающее обучение, Ярославль: ИПК, 1996 г.
Фамелис С.А. Организация исследовательской работы учащихся, журнал Биология в школе, 2007 г. № 1.