Формы работы с родителями. Традиции и инновации.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формы работы с родителями. Традиции и инновации.
Автор: Каграманова Евгения Александровна

Формы работы с родителями. Традиции и инновации.
(из опыта работы)
Главным в работе любого образовательного учреждения являются сохранение и укрепление психического и физического здоровья воспитанников, их творческое и интеллектуальное развитие, обеспечение условий для личностного роста. Успешное осуществление этой большой и ответственной работы невозможно в отрыве от семьи, ведь родители — первые и главные воспитатели своего ребенка с момента рождения и на всю жизнь.
Сегодня перед большинством образовательных учреждений стоит сложная задача — привлечь родителей к педагогическому взаимодействию с ребенком, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов, не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником. Необходимо довести до осознания пап и мам, что детский сад, школа, система дополнительного образования — только помощники в воспитании ребенка, и потому родители не должны перекладывать всю ответственность на педагогов и устраняться от воспитательно-образовательного процесса.
Чтобы грамотно воспитывать ребёнка, необходимо единство воспитательных воздействий на него со стороны всех взрослых, учёт возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, понимание того, что он должен знать и уметь в этом возрасте и т. д. Но как показывает практика и проведённые научные исследования, родители часто допускают типичные ошибки в воспитании детей, испытывают определённые трудности. Поэтому одна из задач, стоящих перед педагогами нашего Творческого центра — просвещение родителей.
Обучение родителей- это деятельность общественных структур и институтов с целью формирования у родителей знаний, умений по воспитанию своих детей в семье; шире сказать, по формированию педагогической культуры населения . Цель такого педагогического просвещения родителей заключается в вооружении отцов и матерей определенным минимумом знаний, оказании им помощи в организации самообразования, формировании воспитательных навыков и умений в области психологии, педагогики, физиологии детей, медицине и т.д.
Для актуализации в сознании молодых родителей и старшего поколения понимания самоценности периода детства, как базиса всей последующей жизни человека, в центре создана и успешно внедряется инновационная система работы по организации сотрудничества с родительской общественностью. Среди ключевых задач мы выделяем следующие: -установить партнерские отношения с семьей каждого ребенка; -объединить усилия для развития и воспитания детей; -создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки; -активизировать и обогатить воспитательные умения родителей; -поддержать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
Принципами взаимодействия с родителями являются: 1.Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов. В общении с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией модель взаимодействия с семьей останется моделью на бумаге, если педагог не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к нашему центру в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2.Индивидуальный подход.
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Педагог, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение родителей.
3.Сотрудничество, а не наставничество.
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности
педагогического коллектива образовательного учреждения разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
4.Динамичность.
Любое образовательное учреждение должно находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы с семьей. Формы работы с родителями нашего центра делятся на традиционные и нетрадиционные.
К традиционным формам относятся:
родительские собрания;
консультации;
анкетирование;
семинары-практикумы;
Недели открытых дверей;
Дни ДРК;
праздники;
оформление информационных стендов, буклетов;
беседы;
консультации.
К нетрадиционным формам относятся:
защита семейных проектов;
участие родителей в творческих конкурсах;
выставка работ родителей;
организация работы родительского комитета;
презентации;
работа с сайтами.
На наш взгляд, в существующем многообразии форм работы с семьями воспитанников центра ведущее место место занимает родительское собрание, которое становится отправной точкой для годового планирования форм взаимодействия с родителями. На собраниях родители становятся полноправными участниками образовательного процесса не только на уровне принятия управленческих решений, но и инициации необходимых для развития ребенка мероприятий.
Все большее распространение среди форм работы с родителями, в том числе среди педагогических технологий получает технология фасилитации.
Технология фасилитации — это совокупность различных процедур, игровых ситуаций, в процессе которых участники делают нужные для себя выводы:
диагностика (выявление проблем), советы, рекомендации, разработка и внедрение принятых решений;
технология GROW: Gool — постановка цели, Reality — анализ реальности, Options – разработка вариантов действий, Will – утверждение воли к действию;
помощь в определении целей и задач, составление плана действий, анализ результатов работы;
консультирование, поддержка, создание условий для творчества, эмпатийное слушание, обзорная информация, наводящие вопросы, советы;
снятие барьеров и преград в общении;
развитие готовности принять и оказать помощь в нужной ситуации;
посредничество;
содействие презентации субъекта;
выработка общего решения, предотвращение возмущения и нивелирование его до выражения желания, мозгового штурма.
Педагог в роли фасилитатора гибко реализует тот ролевой репертуар, который позволяет ему инициировать продуктивную деятельность группы родителей, поддерживая необходимый настрой, создавая деловую, доброжелательную атмосферу в группе, вдохновляя участников совместной деятельности на принятие консолидированных и непротиворечивых решений. Большое распространение эта технология получила в работе Школы родительской любви.
В отдельную группу мы выделяем наглядно-информационные методы. Эти методы знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли нашего учреждения, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки, а также видеофрагменты организации различных видов деятельности и занятий.
Не менее важными являются и информационно-аналитические формы организации общения с родителями. Их основная задача - сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребёнку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на основе анализа этих данных возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребёнку.
Задачей досуговых форм организации общения является установление тёплых неформальных отношений между педагогами и родителями, а также более доверительных отношений между родителями и детьми. К данной группе форм относятся проведение педагогами нашего учреждения таких совместных праздников и досугов, как День семьи, День матери,Встреча Нового года, Рождественские вечера, Масленица, Праздник пап, Праздник урожая, отчетные концерты и спектакли, посещение выставок и др. Благодаря им создаётся эмоциональный комфорт, вследствие чего родители становятся более открытыми для общения и в дальнейшем педагогам проще налаживать с ними контакты, предоставлять педагогическую информацию.
Задачами информационно-ознакомительной формы работы с родителями являются преодоление поверхностных представлений о работе нашего центра. По мнению исследователей, образовательное учреждение способно в полной мере удовлетворить запросы родителей только при условии, что оно является открытой системой. Недели открытых дверей, Дни диагностики регулирования и коррекции дают родителям возможность увидеть специфику работы педагогов, стиль общения с детьми, самим включиться в общение и деятельность детей и педагогов.
С целью возникновения интереса к обсуждаемому материалу, ассоциаций с собственным опытом, желания родителей активно участвовать в обсуждении предлагаемого им материала в процессе той или иной формы педагоги предлагают использовать методы активизации родителей. К методам, имеющим активизирующий характер, относятся постановка дискуссионных вопросов, предложение родителям для обсуждения двух различных точек зрения, приведение примеров из литературных источников, анализ педагогических ситуаций, просмотр видеороликов с записью занятий и т.д.
Интеграция образовательных задач нашего учреждения и семьи сохраняет свою актуальность на протяжении всего периода обучения и развития ребенка в ТЦ Надежда. Существует несколько индикаторов нашей эффективной работы с родительской общественностью:
-появление у родителей интереса к образовательной и воспитательной деятельности;
-возникновение дискуссий по инициативе родителей;
-увеличение числа вопросов к педагогам и другим службам нашего центра;
-повышение активности родителей.
Подытоживая вышесказанное, хочется отметить, что каждая форма общения с родителями имеет определённые цели и задачи. Систематическое применение в работе с родителями разнообразных форм ведёт к привлечению внимания родителей к проблемам воспитания детей, получению необходимого минимума знаний и, таким образом, повышению педагогической культуры.