Коррекционное образование и воспитательная работа с детьми с ЗПР


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Коррекционное образование и воспитательная работа с детьми с ЗПР
Автор: Егорова Джемма Николаевна

Опыт дистанционного образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Республике Бурятия
В рамках реализации приоритетного национального проекта Образование на 2009-2012 годы и поручения Президента Российской Федерации от 19.05.2008 № Пр-988, (Протокол заседания Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике от 24 декабря 2008г.), в Республике Бурятия создаются условия для дистанционного обучения детей-инвалидов.
Во исполнение постановления Правительства РБ от 29.09.2009 года № 369 Об организации дистанционного обучения в Республике Бурятия 5 ноября 2009 года на базе ГОУ Республиканский центр психолого – медико-социального сопровождения Министерства образования и науки Республики Бурятия открыто структурное подразделение - Центр дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – Центр).
Основные направления работы Центра:
реализация консультативно-диагностической и коррекционно-педагогической деятельности в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья от рождения до 18 лет;
осуществление координации и организационно-методического обеспечения деятельности по организации дистанционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в Республике Бурятия;
реализация (в очной и с использованием дистанционных образовательных технологий) программ подготовки детей и их родителей к школе, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, дополнительного образования, иных образовательных услуг.
Для обучения в Центре принимаются дети-инвалиды:
обучающиеся на дому по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
дети-инвалиды, которые могут обучаться с использованием дистанционных образовательных технологий, т.е. не имеют медицинских противопоказаний для работы на компьютере;
дети-инвалиды с сохранным интеллектом.
Для обеспечения обучения с применением дистанционных образовательных технологий осуществляется подключение мест проживания детей с ограниченными возможностями здоровья и рабочих мест учителей к глобальной сети Интернет, а также оснащение участников образовательного процесса комплектами компьютерной техники, цифрового учебного оборудовании, оргтехники и программного обеспечения, адаптированными с учетом специфики нарушений развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
Существенным преимуществом обучения с использованием информационных технологий в отличие от других является возможность обучаться в удобном для ребенка месте, по индивидуальному расписанию, используя информационные ресурсы удаленного на значительное расстояние учебного заведения, имея постоянный контакт с преподавателем.
Дистанционное обучение инвалидов, как одно из эффективных, современных средств социального и профессионального становления инвалидов, не должно стать заменителем полноценного обучения в школе и вузе, оно может стать полезным дополнением к традиционным формам и методам обучения.
Согласно статистическим данным на сегодняшний день численность детей, имеющих ограниченные возможности здоровья, на территории Республики Бурятия относительно стабильна и составляет ежегодно 3,6 - 3,9 % от общей численности обучающихся образовательных учреждений.
На 01 сентября 2013 года в Центре обучалось 199 детей с ОВЗ, в том числе 129 детей-инвалидов по программам:
Начального общего образования (1-4 классы);
Основного общего образования (5-9 классы);
Среднего общего образования (10-11 классы);
Адаптивным образовательным программам для обучающихся по программам I-VII вида;
5. Адаптивным образовательным программам для обучающихся по программам VIII вида.
Для успешного функционирования учреждения:
- создан сайт образовательного учреждения для ИКТ-поддержки и управления учебным процессом, (на базе единой информационной среды LMS Moodle), позволяющий организовать как урочную, так и модульную структуру учебных курсов;
разработаны индивидуальные образовательные программы, учебно-методические комплексы, проводится доработка, экспертиза и апробация наработанных технологий;
созданы условия для реализации обеспечения равных возможностей получения образования обучающимися с проблемами физического и психического здоровья, разрабатывается модель образовательной среды дистанционного обучения, ориентированной на эффективное формирование компетенций личностного самосовершенствования детей с особыми образовательными потребностями;
организовано обучение детей, находящихся на длительном лечении в онкологическом и нефрологическом отделениях Республиканской детской клинической больницы, где оборудованы рабочие места для детей, обеспечен доступ к сети Интернет, поставлено специализированное компьютерное оборудование.
Одним из основных условий социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является обеспечение в дальнейшем их общественно-полезной занятости, что обуславливает необходимость получения ими конкурентноспособных профессий. В центре разработана программа FREELANCE как средство дальнейшей социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, с целью развития личностного самоопределения обучающихся, создания условий для формирования дальнейшего профессионального выбора, развития творческих способностей продвижения детей в мировое информационное пространство.
Дистанционное обучение детей-инвалидов с помощью Интернет-технологий является наиболее перспективной и актуальной, отвечающей современным условиям и запросам общества формой получения образования, но при организации обучения возникли следующие проблемы:
качество сети Интернет в Республике Бурятия не позволяет в полной мере осуществить качественное обучение, поскольку нет технических возможностей подключения к широкополосным каналам доступа к сети Интернет (нет наземных каналов связи в Муйском, Окинском, Баунтовском, Тарбагатайском районах; медленно идёт модернизация существующих каналов в сёлах и отдалённых районах);
проживание детей в асоциальных семьях, где нет гарантии сохранности переданного оборудования;
нежелание родителей.
Республика Бурятия планирует продолжить развитие системы дистанционного образования детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому. Для этих целей в бюджете Республики Бурятия на 2013-2015 годы предусмотрены финансовые средства на заработную плату педагогических работников, осуществляющих дистанционное обучение, содержание Ресурсного центра, замену оборудования, оплату услуг связи.
Список литературы:
5