"Использование современных образовательных технологий в процессе обучения по ОБЖ"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Использование современных образовательных технологий в процессе обучения по ОБЖ"
Автор: Голубничая Марина Николаевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа № 2 г. Болотногопреподаватель-организатор ОБЖГолубничая М.Н. Использование современных педагогических технологий на уроках ОБЖКурс «Основы безопасности жизнедеятельности» приобретает в настоящее время особое значение в образовании учащихся в первую очередь в связи с тем, что ежегодно в России регистрируется миллионы разнообразных происшествий, в которых погибают и получают увечья, серьёзные травмы и заболевания сотни тысяч наших сограждан, в том числе дети и подростки. Главными причинами несчастных случаев чаще всего являются действия или, наоборот, бездействия самого человека: многие погибают потому, что не знают основных правил поведения в опасных ситуациях, не умеют применить полученные знания на практике.Цель курса «ОБЖ» – научить детей тому, как вести себя в чрезвычайных ситуациях, как не попадать в них, как выжить в условиях города и природы, а также необходимо научить ребят оказывать первую медицинскую помощь, не бросать человека в беде, воспитывать милосердие. Такой подход к обучению делает курс «ОБЖ» наукой о человеке и для человека.Для эффективного преподавания очень важно, какими методами и технологиями пользуется педагог.В специальной литературе представлены несколько классификаций педагогических технологий — В.Г.Гульчевской, В.П.Беспалько, В.Т.Фоменко и др. В наиболее обобщенном виде все известные в педагогической науке и практике технологии систематизировал Г.К.Селевко. Наиболее актуальной в школе является классификация по типу организации и управления познавательной деятельностью. В.П.Беспалько предложена такая классификация педагогических систем (технологий) [4]. Взаимодействие учителя с учеником (управление) может быть разомкнутым (неконтролируемая и некорректируемая деятельность учащихся), цикличным (с контролем, самоконтролем и взаимоконтролем), рассеянным (фронтальным) или направленным (индивидуальным) и, наконец, ручным (вербальным) или автоматизированным (с помощью учебных средств). Сочетание этих признаков определяет следующие виды технологий (по В.П. Беспалько — дидактических систем):- классическое лекционное обучение (управление — разомкнутое, рассеянное, ручное);- обучение с помощью аудиовизуальных технических средств (разомкнутое, рассеянное, автоматизированное);- система «консультант» (разомкнутое, направленное, ручное); - обучение с помощью учебной книги (разомкнутое, направленное, автоматизированное) — самостоятельная работа;- система «малых групп» (цикличное, рассеянное, ручное) -групповые, дифференцированные способы обучения;- компьютерное обучение (цикличное, рассеянное, автоматизированное);- система «Репетитор» (цикличное, направленное, ручное) — индивидуальное обучение;- «программное обучение» (цикличное, направленное, автоматизированное), для которого имеется заранее составленная программа.В практике обычно выступают различные комбинации этих «монодидактических» систем, самыми распространенными из которых являются:- традиционная классическая классно-урочная система Я.А.Каменского, представляющая комбинацию лекционного способа изложения и самостоятельной работы с книгой (дидахография);- современное традиционное обучение, использующее дидахографию в сочетании с техническими средствами;- групповые и дифференцированные способы обучения, когда педагог имеет возможность обмениваться информацией со всей группой, а также уделять внимание отдельным учащимся в качестве репетитора;- программированное обучение, основывающееся на адаптивном программном управлении с частичным использованием всех остальных видов.Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Здесь выделяется несколько типов технологий:а) авторитарные технологии, в которых педагог является «единоличным субъектом учебно-воспитательного процесса, а ученик есть лишь «объект», «винтик». Они отличаются жесткой организацией школьной жизни, подавлением инициативы и самостоятельности учащихся, применением требований и принуждения.б) высокой степенью невнимания к личности ребенка отличаются дидактоцентрические технологии, в которых также господствуют субъект-объектные отношения педагога и ученика, приоритет обучения перед воспитанием, и самыми главными факторами формирования личности считаются дидактические средства. Дидактоцентрические технологии в ряде источников называют технократическими; однако последний термин, в отличие от первого, больше относится к характеру содержания, а не к стилю педагогических отношений.в) личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях). Такие технологии называют еще антропоцентрическими.Таким образом, личностно-ориентированные технологии характеризуются антропоцентричностью, гуманистической и психотерапевтической направленностью и имеют целью разностороннее, свободное и творческое развитие ребенка.В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются гуманно-личностные технологии, технологии сотрудничества и технологии свободного воспитания.Монодидактические технологии применяются очень редко. Обычно учебный процесс строится так, что конструируется некоторая полидидактическая технология, которая объединяет, интегрирует ряд элементов различных монотехнологий на основе какой-либо приоритетной оригинальной авторской идеи. Существенно, что комбинированная дидактическая технология может обладать качествами, превосходящими качества каждой из входящих в нее технологий.В настоящее время весьма сложно оказывается понимание того, что развитие человечества в существенной мере зависит от уровня образования, что развитие общества предлагает внедрение современных педагогических технологий. Системы образования, основанные только на традиционных методиках, становятся тормозом в развитии образования.Для решения современных психолого-педагогических задач необходимо на первый план выдвинуть развивающую функцию, направленную на становление личности ученика, раскрытие его индивидуальных способностей. Переход на новые технологии обеспечивает воспитание человека, заинтересованного в самообучении, в саморазвитии. Развитие умственной о творческой активности школьников в процессе усвоения знаний становится важным условием их психологической подготовки к труду, как к умственному, так и физическому. Через развитие этой активности происходит становление важных качеств личности: ответственности за свой труд, умения себя организовать, умения критически осмыслить и оценить.Коллективные способы обучения, такие как - пары сменного состава, пары и группы сменного состава, поабзацная проработка текста, - всеми своими методиками превращают каждого ученика и весь класс в целом в субъекты самообучения.Можно выделить следующие преимущества коллективных способов обучения:- в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;- в процессе речи развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, идёт мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;- каждый чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;- повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;- отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и в понукании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе;- формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений;- обсуждение одной информации с несколькими сменными партнёрами увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно, обеспечивает более прочное усвоение. Специфика коллективных способов обучения состоит в соблюдении следующих принципов:• наличие сменных пар учащихся;• их взаимообучение;• взаимоконтроль;взаимоуправление.Применение данных технологий приводит к следующим выводам:- учащиеся начинают лучше понимать текст и выделять стержневые мысли, ведущие идеи;- происходит лучшее усвоение правил и алгоритмов деятельности в чрезвычайных ситуациях;- развиваются коммуникативные умения: умение слушать, объяснять, задавать вопросы, аргументировать свою точку зрения; - учащиеся обучаются навыкам сотрудничества, совместной творческой деятельности;- воспитывается уверенность в своих способностях;- учащимся предоставляются психологические средства и педагогические условия, позволяющие им личностно саморазвиваться, осознавать и научиться понимать себя и других людей.Таким образом, можно сделать вывод, что использовать в своей работе технологии КСО надо, т.к. они имеют определённые преимущества, а также необходимо всегда помнить, что выбор технологии остаётся за педагогом и зависит от его творчества.Приложение 1Технология КСО: поабзацная проработка текстаТехнология поабзацной проработки текста позволяет эффективно организовать работу с учащимися на уроке по изучению письменных источников информации. При помощи этой методики можно добиться более глубокого понимания изучаемого материала и его хорошего запоминания. Основоположником, чьи идеи использованы в данной технологии, является А. Г. Ривин.Целевые установки рассматриваемой технологии:формирование умения извлекать из абзаца основную мысль и озаглавливать его;• умение логически соединять основные мысли абзацев в ведущие идеи всего текста;• развитие речи, умение передавать содержание текста своими словами, не искажая ведущие идеи.подготовительный этап работы учителяУчитель подготавливает учебные тексты: это могут быть параграфы из учебника, статьи из газет, журналов, научные сообщения, отрывки художественных произведений, отражающие основы безопасности жизнедеятельности. Тексты должны быть пригодными для поабзацной проработки, а именно: в каждом абзаце отражаться только одна стержневая мысль изучаемой темы и они должны быть связаны друг с другом и с ведущей идеей.К сожалению, не все учебные тексты соответствуют этим требованиям. К тому же встречаются тексты, в которых один абзац, например, занимает целую страницу, или непонятна мысль абзаца, или стержневые мысли логически не связаны, повторяются. Такие тексты для поабзацной проработки не пригодны.Количество текстов может быть разное. Мы предлагаем брать три-четыре текста, а в упрощенной методике работать с двумя текстами. Такое количество текстов позволяет четко организовать работу учащихся и избежать перегрузки. Объем текста может быть от страницы до нескольких страниц. Это зависит от возраста учащихся, целей и времени, которым располагает педагог.Организация деятельности учащихся.1. Учитель выдает на парту двум ученикам одинаковый текст. Каждый ученик бегло просматривает (прочитывает) этот текст.2. В каждой паре один из учеников (предположим, ученик А) читает вслух первый абзац. Второй ученик (скажем, ученик В) следит глазами по тексту, слушает. Таким образом, работают все пары.3. На следующем этапе ученик А пытается озаглавить абзац (именно озаглавить, а не законспектировать). Он, размышляя вслух, подыскивает наиболее подходящее название. Ход размышления: «В этом абзаце говорится о том, как... Поэтому его можно озаглавить...». Ученик В слушает рассуждения первого ученика и задает вопросы, если что-нибудь неясно; возражает, если с чем-то не согласен.4. После того как оба ученика пришли к соглашению по названию абзаца, они записывают его название каждый в своей тетради.5. Далее идет работа со вторым абзацем в такой же последовательности, только учащиеся меняются ролями. Ученик В читает второй абзац, ученик А следит по тексту и слушает. Ученик В озаглавливает абзац, ученик А слушает рассуждения партнера, задает вопросы, соглашается или возражает. Записывается название второго абзаца в каждой тетради. Подобным образом, поочередно меняясь ролями, учащиеся прорабатывают весь текст.6. После того, как весь текст изучен и все абзацы озаглавлены учащиеся благодарят друг друга и пара распадается. Учащиеся организуются в новые пары. Это можно сделать так: при сигнале «поднятая рука» пары обмениваются партнерами.7. Во вновь образованной паре каждый ученик имеет свой проработанный текст и его поабзацно озаглавленный план. Теперь каждый ученик пересказывает свой текст согласно поабзацному плану, а партнер слушает, записывает поабзацный план текста партнера по мере его проговаривания в свою тетрадь, задает вопросы, если что-то оказывается непонятным. Партнеры обмениваются карточками, и каждый прочитывает про себя полученный текст.Работа в паре заканчивается тогда, когда каждый пересказал свой текст, а партнер записал его поабзацный план, и каждый прочел полученный от партнера текст.Алгоритм деятельности учащихся Инструкция для учащихся «Поабзацное изучение текста».1. Напишите в тетрадях дату и тему урока.2. Бегло просмотрите (прочитайте) полученный текст целиком.3. Прочитайте первый абзац партнеру вслух (партнер следит глазами по тексту, внимательно слушает).4. Партнер задает вам вопросы для того, чтобы вы, отвечая на них, уточнили значение терминов, словосочетаний, уяснили смысл абзаца.5. Обсудите, как озаглавить абзац. Заглавие должно выражать смысл абзаца.6. Запишите заглавие первого абзаца в тетрадь.7. Приступайте к работе над следующим абзацем в той же последовательности, поочередно меняясь ролями (кто читает, а кто слушает).8. После изучения первого текста поблагодарите друг друга за работу и найдите себе партнера с другим текстом.9. Перескажите свой текст партнеру, опираясь на поабзацный план. При этом дайте возможность партнеру по ходу пересказа задавать вам вопросы и записывать поабзацный план в свою тетрадь.10. Подготовьтесь к подведению итога работы в той форме, которую предложил учитель.Применение технологии в преподавании курса ОБЖТема: Гигиенические правилаКарточка 1. Строение и функции кожи.
  • Кожа – это орган человеческого организма, защитный покров тела, выполняющий функции защиты организма, обмена веществ. Кожа покрывает весь организм человека и состоит из 3-х слоёв и имеет придатки: потовые и сальные железы, волосы, ногти.
  • Потовые железы регулируют теплообмен между организмом человека и внешней средой. Один из видов потовых желез выделяет пахучие вещества, определяющие индивидуальный запах. Бактерии, находясь на поверхности кожи, разлагают эти вещества, и появляется резкий неприятный запах.
  • Сальные железы расположены по всей поверхности кожи человека. В период созревания организма выводные протоки этих желез закупориваются, в них начинают размножаться микробы, вызывая воспаление.
  • Карточка 2. Правила ухода за кожей.
  • Гигиена тела – это совокупность мероприятий, направленных на поддержание нормальной структуры и функции кожи, её защиту от бактерий.
  • С поверхности кожи постепенно испаряется определённое количество влаги – пота. Сам по себе пот запаха не имеет, он появляется только тогда, когда начинают разлагаться бактерии. Поэтому необходимо ежедневно принимать душ утром и перед сном.
  • В подростковом возрасте почти у всех мальчиков и девочек бывают угри. У одних – больше, у других – меньше. При небольших высыпаниях достаточно использовать лосьоны для умывания. Если угрей много, то лучше обратиться за консультацией к врачу.
  • Рекомендации по использованию технологии КСО: поабзацная проработка текста.Одним из важных достоинств методики А. Г. Ривина является то, что после проработки текста у учащегося имеется его подробный план, по которому он легко пересказывает текст. Поскольку каждый пункт плана озвучивался несколько раз, то наблюдается хорошее понимание и запоминание текста. Выступление перед малой группой получается компактным и ясным.Каждый последующий текст изучается быстрее и быстрее, так как с ним учащиеся уже встречались на предыдущих этапах при поабзацной проработке.При использовании методики А. Г. Ривина (как и в любой другой методике) возникают проблемы. Где взять тексты? Где взять время для такой работы на уроке? У учащихся после длительной работы по данной методике начинает снижаться интерес, они устают. Некоторые учащиеся отмечают, что если текстов много, они не могут быстро переключаться на другие тексты. Однако это одна из немногих технологий, которая учит структурировать и выделять стержневые мысли, ведущие идеи.Методика А. Г. Ривина может применяться начиная с начальной школы по одиннадцатый класс с различными вариациями и дополнениями. Она хорошо разработана, имеются технологии по ее внедрению.Методика А. Г. Ривина требует много времени на подготовку и проведение и со стороны учителя, и со стороны учащихся. Вместе с тем достигаемый результат позволяет рекомендовать ее для внедрения в учебный процесс, в частности в преподавание уроков ОБЖ.