интегрированный урок по теме "Казачий компонент в обучении"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: интегрированный урок по теме "Казачий компонент в обучении"
Автор: Костина Пелагея Ивановна
Аналитический отчёт о работе казачьей школыв рамках реализации инновационной деятельности по теме:«Казачий компонент в учебно-воспитательном процессе МБОУ Новороссошанская ООШ» в 2017-2018учебном году« Если человек равнодушен к старым улицам – значит, у него нет любви к своему городу. Если он равнодушен к памятникам истории своей страны - он, как правило, равнодушен к своей стране. Вне культуры существование человечества на планете лишается смысла» Академик ЛихачевС возрождением казачества России, его исторических и культурных традиций закономерно встал вопрос о работе с молодежью, в том числе и в регионах традиционного проживания казачества. Обращаясь к истории своей страны, своего народа, подросток, молодой человек начинает понимать величие своей Родины, в нем растет потребность стать творцом, гражданином России. Являясь составной частью общего воспитания подрастающего поколения, система патриотического воспитания выполняет, прежде всего, функцию формирования личности, обладающей высокой идейной убежденностью, сознательностью и социальной активностью.В течение 2017-2018 учебного года продолжается работа по внедрению казачьего компонента в МБОУ Новороссошанская ООШ , т.к. школа имеет статус «казачья». Разработаны и утверждены учебный план, рабочие программы учителей-предметников, внеурочная деятельность с учетом регионального, казачьего компонента. В школе уже много лет функционирует музей «Патриот», заместитель директора по ВР, зав.музеем ,учитель высшей категории, победитель ПНПО-2006 , отличник народного просвещения Костина П.И. хранит, пополняет экспозиции, распространяет опыт своей работы в музее на уровне района, области ,организует встречи гостей, ведет переписку. В результате краеведческого расследования музейному педагогу и ребятам удалось собрать очень интересную информацию о жизни и быте потомственных казаков, были найдены старинные фотографии, предметы быта. В школе создан календарь традиционных казачьих праздников на Дону, который взят за основу при планировании учебно-воспитательного процесса на учебный год. Целью работы объединений доп.образования стало формирование целостных знаний о родном крае, развитие творческих и исследовательских умений, воспитание любви и уважения к историческому и литературному наследию родного края. Учебным планом ОУ предусмотрено 20 часов внеурочной деятельности, основная часть из них с казачьим направлением «Доноведение», «Казачий фольклор», «Казачьи игры» и т.д.Весь коллектив нашей школы и общественные организации нашего поселения активно работают над созданием целостной системы казачьего образования, разноуровневого и дифференцированного в соответствии с разными категориями учащихся. Постоянно сотрудничаем с Ермаковским с/п ( Карасев Владимир-член казачьего общества ), сельским домом культуры, библиотекой, хуторянами-хранителями казачьих традиций (семьи Туговы, Михайловы). Результат на лицо:-накапливается опыт реализации регионального компонента, связанного с историей казачества, его культурой, бытом, традициями, фольклором;-формируется воспитательная система, способствующая становлению личности донского казака, казачки;-еще устойчивее складывается система дополнительного образования;-улучшилось оформление школы - приобретены стенды в рекреации школы и в школьный музей.;-повысилась квалификация и опыт учителей, обучающих казачьему компоненту;-укрепилась связь с родителями ( посещение и участие родителей в общешкольных мероприятиях, педвсеобучах) .В течение учебного года целенаправленно идет работа по решению следующих задач:- формирование у школьников познавательного интереса к истории и традициям казачества, стремление у детей сохранять и приумножать культурное наследие своей станицы и края; -совершенствование физического и психологического здоровья учащихся, - изучение православных традиций;- приобщение учащихся к научно-исследовательской работе, воспитанию бережного отношения к историко-культурному наследию малой Родины, формированию духовно-нравственных ценностей.Исходя из этого, педагоги ведут учебно-воспитательную работу по следующим направлениям:1.Формирование у учащегося на основе общечеловеческих ценностей и христианской морали чувств патриотизма, гражданственности. Личной ответственности за судьбу России, Донского края; воспитание учащихся в лучших традициях казачества и русской армии.2.Формирование у воспитанников таких качеств, как честность, отзывчивость, доброта, чувство справедливости, нетерпимость ко лжи и эгоизму.3.Воспитание эстетического вкуса, любви к прекрасному. 4.Формирование и совершенствование трудовых навыков, пропаганда здорового образа жизни.5.Развитие устойчивой потребности в самосовершенствовании и самообразовании.Все работы коллектива школы направлены на то, чтобы юные казачата были способны к самоопределению и самореализации. Эти качества взаимосвязаны.В рамках мероприятий школы, направленных на патриотическое воспитание детей и молодёжи, на опыте казачества других школ района в школе проводится работа по следующим направлениям:1.Духовно-нравственное направление.В 1-9 классах проводятся классные часы, уроки мужества на тему: «Защита Отечества - священный долг каждого гражданина», встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками боевых действий в Афганистане и Чечне.Традиционным стало участие ребят нашей школы в митингах, посвященных освобождению нашего хутора, митинге в честь вывода воинов-интернационалистов из Афганистана.Обучающиеся школы принимают активное участие в организации православных праздников («Покрова Пресвятой Богородицы» и т.д., изучают духовные наследия на уроках основ православной культуры ( курс ОПК для уч-ся 4 класса, участие учащихся в олимпиадах по ОПК).2.Историко-краеведческое направление.В данном направлении проводится система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко-культурных корней, осознание неповторимости своего Отечества.Учителями проводятся уроки гуманитарного цикла на темы: « Вечной памятью живы», «Жить и помнить», «Пришла война, пришла беда» и др. На уроках истории, литературы (Костина П.И., Тугова О.А.), технологии (Прудникова С.К.) школьники знакомятся с историей и бытом казаков, пробуют кулинарные рецепты приготовления казачьих блюд.3.Гражданско-патриотическое воспитание.Данное направление воздействует через систему мероприятий, направленных на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий. Этому способствуют уроки истории на тему: «Защищать Родину - гражданский и конституционный долг», проходят встречи обучающихся с участниками боевых действий в Чечне и Афганистане – выпускниками нашей школы. Ежегодно в феврале-месяце проводится большое количество мероприятий в рамках месячника оборонно-массовой работы и военно-патриотического воспитания . 4.Социально-патриотическое направление.Направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявления заботы о людях пожилого возраста. Ребята участвуют в акции «Мы помним тебя, ветеран».5.Военно-патриотическое направление.Ориентировано на формирование у молодёжи высокого патриотического сознания идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите. Для решения этих задач проводятся конкурсы сочинений, стихов на военно-патриотическую тематику, конкурсы рисунков «На страже Родины», смотры строя и песни, смотры инсценированной песни, встречи с ветеранами Великой Отечественной войн. Казачата нашей школы принимают участие в митингах ко Дню Победы. 6.Героико-патриотическое направление.Направлено на развитие морально-волевых качеств. Воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирования опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины. В рамках этого направления проводятся внутришкольные соревнования.Учителя нашей школы - участники фольклорного ансамбля казачьей песни х. Новороссошанский (Костина П.И., Наумова Т.П.) Обучающиеся все без исключения принимают активное участие в жизни школы. Дети вовлечены в массовые мероприятия, такие как «Масленица», «Рождественские посиделки», смотр инсценированной песни, смотр художественной самодеятельности. Проводятся интересные уроки на казачью тематику, такие как «Казак родился – Отчизне пригодился», «Верный друг казака – конь его боевой» и др. Ежегодно в рамках предметных недель проводится масса внеклассных мероприятий, связанных с региональным компонентом, с темой казачества. Ребята знакомятся с культурой, бытом ,прикладным искусством своих предков , пробуют себя в творчестве, мастерят поделки, разучивают казачьи игры и песни, соревнуются в спорте, посещают школьный музей казачества. Очень любят казачата библиотечные уроки. Сказки, творчество донских писателей вызывают живой интерес, формируют у маленького человека чувство патриотизма, гордости за своих предков. Педагоги и ребята нашей школы - участники районных, областных мероприятий по казачеству: Гроссман Е.И.- руководитель группы регионального проекта «80 лет Ростовской области» (4 место), Воробьева Е.А., Гроссман Е.И - призеры конкурса презентаций «Славен Дон» (виртуальные экскурсии по памятным местам Ростовской области), Костина П.И., Наумова Т.П., Быкадорова Е.П.- участники 3-го межрегионального конкурса детских работ «Казачьему роду нет переводу», а также все сотрудники и уч-ся школы ежегодно участвуют в районном празднике «Три спаса на Дону». На собственном опыте мы убедились, что использование содержания регионального компонента в школе способствует стимулированию интереса школьников к изучению истории казачества.Все материалы по реализации казачьего компонента в школе размещены на школьном сайте, сайте отдела образования, Администрации района.Зам. директора по УВР: Е.П.Быкадорова