"Мы друзья природы"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Мы друзья природы"
Автор: Темиргишиева Марьям Гаирсултановна
Конспект занятия-викторины по экологии «Мы – друзья природы» в подготовительной группе.Цель:Cистематизировать представления детей о многообразии природы.Задачи:Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природеВыявить знания о птицах, насекомых, животных, деревьяхЗакрепить правила поведения в природеВоспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, чувство ответственности перед своей командойОборудование: аудиозапись «Звуки природы», «Голоса птиц»; природоохранительные знаки; эмблемы с изображением ручейка и леса; картинки ручейка и леса для подсчета баллов, зарисовки следов животных,Ход НОД:Дети встают в круг:Собрались все дети в круг,Я - твой друг и ты - мой друг.Крепко за руки возьмемсяИ гостям мы улыбнёмся:«Здравствуйте, гости!»Ребята, садитесь на места! А я вам предлагаю сегодня отправиться в путешествие, но не обычное, а в форме викторины – «Мы - друзья природы». Играть мы будем командами, а для этого нам нужно разделиться. У вас на столе лежат карточки, вам нужно каждому подойти и взять одну. В соответствии с изображением на карточке, делитесь на команды.У нас получились две команды: «Чистый ручеек» и «Защитники леса». Все вы знаете, что для проведения игры нам потребуется справедливое жюри: я предлагаю выбрать доктора Айболита, потому что он хорошо знает всех зверей и птиц, он их лечит, и поэтому очки никому просто так присуждать не будет. Но доктору нужны помощники (выбирается жюри из числа гостей)За каждый правильный ответ команда «Чистый ручеек» будет получать картинку с изображением ручейка. А команда «Защитники леса» - картинку с изображением леса.Встречайте команды.Представление.Команда «Чистый ручеек»: Широки просторы Родины любимой,Дорог каждый кустик, мотылек.Сохраним мы красоту природы,Пусть журчит, искритсяЧистый родничок!Команда «Защитники леса»:Много леса – не губи,Мало леса – береги,Нет леса – посади.Лес сажаем и растим,Его мы защитим,Никому в обиду не дадим.(команды получают по одному «ручейку» и «лесу»)Ну, вот и познакомились. А вы знаете, куда мы отправимся? Я приглашаю вас в путешествие по лесу. Хотите?А что такое лес, вы знаете? Что растет в лесу? Кто живет в лесу? (Лес – это деревья, кусты, травы, ягоды, грибы, насекомые, птицы, звери)Леса бывают разные. Вот как называется лес, где растут березы? – (березняк, березовая роща)А где растут ели, сосны? (ельник, еловый лес, сосновый бор, сосновый лес)Много дубов? (дубрава)А что такое смешанный лес? (Лес, где растут сосна, береза, липа, дуб, клён, рябина, осина, ель)Молодцы! Ну что, готовы? Закрыли глаза (запись «Звуки весеннего леса»), откройте – мы с вами уже в лесу.1 конкурс.Посмотрите, ребята, я здесь вижу следы, давайте попробуем угадать, чьи они. А чтобы легче было угадать, я вам буду задавать загадки:1) Кто зимой холоднойХодит злой, голодный? (Волк)2)Рыжая кума всех провела (Лиса)3) Он всю зиму долго спал, лапу правую сосал.А проснулся – стал реветь.Этот зверь лесной (медведь)4) Хожу в пушистой шубе,Живу в густом лесу.В дупле на старом дубе орешки я грызу. (Белка)2 конкурсИгра «Чей голос? » (голоса птиц в записи: жаворонок, сова, утка, гусь, ворона, соловей, кукушка)- Настроение у всех замечательное, и я думаю, что можно продолжать нашу викторину.3.Вопросы:1команда – Назовите животных, которые зимой впадают в спячку.(медведь, еж, барсук, лягушка, хомяк, летучие мыши, бурундук)2 команда - Назовите птиц хищников. (орел, сокол, сова, ястреб)1 команда – Назовите перелетных птиц.2 команда – Назовите птиц, которые зимуют в нашем крае.1 команда – Назовите птиц, которые не летают? (страусы, пингвины)2 команда – Что птицам страшнее голод или холод? Почему?1 команда – Какие птицы не вьют гнезда и не выводят птенцов?2 команда – Приведите примеры живой и неживой природы.1 команда:-Почему воробья так назвали? (он воровал зерна и люди бегали за ним и кричали: вора бей!)2 команда:- А почему сороку назвали сорокой? (на ней белое оперение, похожее на сорочку)4. Динамическая пауза.Игра «Закончи предложение и покажи движение»Хитрая, как ….Быстрый, как…Голодный, как…Неуклюжий, как…Игра «Отгадай и назови»(Кто) забрался под листья.(Кто) залез в берлогу.(Кто) юркнул в дупло.(Кто) укрылся под кустом.(Кто) шмыгнул в логово.(Кто) спряталась в нору.- О птицах и животных мы с вами поговорили, но птицы и животные не могут существовать без растений.5 конкурс1 команда – Как называются огромные растения с твердыми стволами, от которых отходят ветки?2 команда – Как называются растения, у которых сразу несколько стволов и по высоте которые уступают деревьям.1, 2 команды – Как называются небольшие растения с мягкими стебельками.(После каждого ответа воспитатель выставляет соответствующую картинку: дерево, кустарник, трава)- Ребята посмотрите, что у нас получилось – лестница. В лесу растения расположены по лесенке. Скажите, пожалуйста, какие растения живут внизу, посередине, повыше.- Ребята как вы думаете, как такие огромные деревья и маленькие нежные цветочки стоят на земле и не падают? Что их держит? (корень) Зачем для растений необходим корень? (Растения через корни «пьют» воду и получают питательные вещества из земли.)6 конкурс «Загадки- задачки»- у животных две пары ног, две правые ноги, две левые ноги, две сзади и две спереди. Сколько ног всего? (4)- наступил долгожданный январь, и зацвела одинокая дикая яблонька, а потом еще три липы. Сколько зацвело деревьев? (в январе деревья не цветут)- кто про себя может сказать такое : «живу в норе, там сплю, отдыхаю, затем охотиться начинаю. ищу мышку полевую. Хочу зайца поймать, да мне его не догнать? »(лиса)- про кого говорят так : «зимой я крепко сплю, зарывшись в теплую нору. Готовлю с осени запас, грибы и ягоды припас. Трудился я, не ленился. Нам с медведем одна зимой забота – крепко спать, да весну ждать? » (еж)7 конкурсА сейчас следующее задание: представитель от каждой команды должен подойти к столикам, где лежат разные предметы: нарисованные ветки сосны, дуба, ели, ореха. В чашечках лежат еловые и сосновые шишки, жёлуди, орехи. Кто быстрее разложит «деток» к веткам, тот получает балл.8 Задание «Узнай по описанию»1. Срежешь гриб, и вскоре увидишь – ножка его сразу потемнела. А у этого не темнеет никогда, даже когда высушишь его. Как называется этот гриб? (белый). Ребенок находит гриб и выставляет его на мольберт.2. Живут эти грибы на дереве или пнях. Живут большими компаниями. Иногда с одного дерева или пня можно собрать целое лукошко. Что за гриб? (опенок) Ребенок работает у мольберта.3. Красивый гриб, яркий, а есть его нельзя, но и уничтожать нельзя. Он лечит некоторых животных, а для человека – ядовитый гриб. Что это за гриб? (мухомор).4.Эти грибы из-за своего цвета названы в честь хитрого лесного животного. (лисички)Физкультминутка «Звериная зарядка»Мы идем во лесок,Будь внимателен, дружок. (Ходьба.)Впереди ручеек,Перейти – вот мосток. (На носочках.)Пробирайся осторожно –Промочить здесь ноги можно. (Высоко поднимают ноги.)Мы попрыгаем немножкоПо извилистой дорожке. (Прыжки.)Как услышим в небе гром,Спрячемся мы под кустом. (Приседают.)Будем медленно идти –Дождь настигнет нас в пути. (Легкий бег.)Мы пришли с тобой, дружок,Во дремучий во лесок. (Ходьба.)9.А теперь небольшой блиц-опрос:– Кто на себе дом носит? (Улитка)– Не птичка, а с крыльями. (Бабочка)– Кто шляпу носит, а здороваться не умеет? (гриб)– Чем отличаются хищные птицы от других пернатых? (Очень зоркие глаза, клюв крючком, острые когти)– Для чего на водоёмах зимой делают проруби. (Рыбам не хватает воздуха, чтобы дышать)– У какого зверя глаза одновременно видят спереди, сбоку и даже сзади? (У зайца)– Какую птицу называют “лесным доктором? (Дятла).– Какое животное называют “кораблём пустыни”– Без чего не сможет расти растение? (свет, вода, тепло).- - Какие звери летают? – летучие мыши.- Что такое «Красная книга»? (В книге указаны исчезающие виды растений, животных и причины исчезновения.)- Почему листву нельзя сжигать? (Ухудшают условия существования деревьев и кустарников. Листва – это дом для насекомых. Ущерб здоровью жителей.)- Что такое загрязнение? (Это вредные вещества, которые накапливаются в воздухе)- Что происходит с лесами на нашей планете? (Исчезают.)10 конкурс.Каждой команде я раздам карточки. Вы должны посовещаться и выложить цепочку. «Чем был и чем стал.”Икринка – малёк – рыба.Икринка – головастик – лягушка.Семечко – росток – растение (одуванчик).Жёлудь – росток – дуб.Вы, ребята, очень хорошо отвечали на все вопросы воспитателя. И вы, конечно, знаете, что иногда человек причиняет вред природе своим неумением вести себя на прогулках. Для того чтобы шумели леса, пели птицы, резвились бабочки, необходимо соблюдать правила поведения в природе. В этом вам поможет знание природоохранительных знаков. Давайте проверим, знаете ли вы их.11 конкурс. Работа с природоохранительными знаками.Итак, что нельзя делать в лесу?Не лови красивых насекомых.Не рви паутину и не уничтожай пауков, они полезныНе сбивай ногами несъедобные грибы, они нужны лесуНе жги кострыНе рви цветыНе руби деревьяНе ломай веткиНельзя брать с собой домой лесных жителей.Ребята, сегодня мы с вами побывали в лесу, провели викторину и вспомнили, кто, где и как живет, узнали, для чего нужны корни растениям, как правильно вести себя в лесу, отвечали на вопросы, отгадывали загадки. Сегодня все вы были умницами, и победила сегодня дружба. Ну а я вам предлагаю вечером нарисовать правила поведения в лесу.