Роль игры-драматизации в развитии связной речи у детей дошкольного возраста
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Роль игры-драматизации в развитии связной речи у детей дошкольного возраста
Автор: Белогубова Анастасия Анатольевна
Роль игры-драматизации в развитии связной речиу детей дошкольного возрастаИгра-драматизация относится к разновидности творческих театрализованных игр. Такие игры имеют готовый сюжет, а это значит, что деятельность определена с текстом художественного произведения. Структурные компоненты сюжетно-ролевой игры (Д. Б. Элькониным):1. роль (определяющий компонент);2. игровые действия;3. игровое употребление предметов.Принципы организации театрализованной деятельности:- принцип комплексности, предполагающий взаимосвязь театрализованной игры с разными видами искусства и разными видами художественной деятельности ребенка;- принцип специфичности данной деятельности, объединяющей игровой и художественный компоненты;- принцип интегративности, в соответствии с которым целенаправленная работа по развитию театрализовано-игровой деятельности включается в целостный педагогический процесс, что предполагает организацию работы по театрализации с учетом этапов художественной деятельности;- принцип импровизационности, согласно которому театрализованная игра рассматривается как творческая деятельность, что обуславливает особое взаимодействие взрослого и ребенка, детей между собой на основе свободной атмосферы, поощрения детской инициативы, отсутствия образца для подражания, наличия своей точки зрения, стремления к оригинальности.Игры-драматизации, представляют собой намеренное произвольное воспроизведение определенного сюжета в соответствии с заданным образцом – сценарием игры.Все театрализованные игры делятся на две группы: режиссерские игры и игры-драматизации. К режиссерским играм относятся настольный теневой театр, театр на фланелеграфе.В старшем дошкольном возрасте происходит углубление театрально-игрового опыта за счет освоения разных видов игры-драматизации и режиссерской театрализованной игры. Углубление опыта игры-драматизации заключается в том, что дети становятся более активными и самостоятельными в выборе содержания игр, относятся к выбору творчески. Старшему дошкольнику наравне с образно-игровыми этюдами, играми-импровизациями, инсценированием становятся доступны самостоятельные постановки спектаклей.Игра-драматизация представляет собой процесс становления и развития личностных качеств каждого ребенка, его интеллекта, эмоций, художественных способностей. Традиционно игра-драматизация организуется по сценарию литературного произведения. В игре-драматизации ребенок стремится познать собственные возможности в перевоплощении, в поиске нового и в комбинациях знакомого. В этом проявляется особенность игры-драматизации как творческой деятельности, деятельности, способствующей развитию речи детей. Игра — драматизация является средством самовыражения и самореализации ребенка, что соответствует личностно – ориентированному подходу в работе с детьми дошкольного возраста.Р.В. Калинина разработала следующие правила драматизации:1. Правило индивидуальности. Драматизация – это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом. Дети сопереживают своему герою, действуют от его имени, привнося в персонаж свою индивидуальность. Следовательно герой, сыгранный одним ребенком, будет вовсе не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим. Проигрывание психогимнастических упражнений на изображение эмоций, черт характера, обсуждение и ответы на вопросы взрослого являются необходимой подготовкой к драматизации, к проживанию за другого, но по-своему.2. Правило всеобщего участия. В проигрывании и инсценировке драматизации должны участвовать все дети. Если ролей не хватает, для того, чтобы изобразить людей или зверей, то активными участниками инсценировки могут стать кусты, деревья, ветер, избушка и т.д., которые могут помогать или мешать главным героям сказки, а также могут передавать и усиливать настроение главных героев.3. Правило свободы выбора. Неоднократное проигрывание каждой сказки. Сказка должна повторяется до тех пор, пока каждый ребенок не проиграет все роли, которые он хочет.4. Правило помогающих вопросов. Для того, чтобы легко проиграть в той или иной роли после знакомства со сказкой необходимо обсудить и проговорить каждую роль.5. Правило обратной связи. После того, как сказка проиграна, проходит ее обсуждение. 6. Атрибутика драматизации. Атрибутика (элементы костюмов, маски, декорации) помогает детям погрузиться в сказочный мир, лучше почувствовать своих героев, передать их характер. Она усиливает и создает определенное настроение, подготавливает маленьких артистов к восприятию и передаче изменений, происходящих по ходу сюжета. Атрибутика участвующая в драматизации не должна быть сложной, дети изготавливают ее сами. 7. Правило мудрого руководителя. Индивидуальный подход к каждому ребенку. Строгое соблюдение и сопровождение педагогом всех перечисленных правил драматизации.Игра – драматизация стимулирует познавательную, продуктивную, художественно – творческую деятельность. Данный вид игр способствует также активному развитию связной речи детей, монологической и диалогической форм речи, обогащению словаря ребенка.Считается, что игры-драматизации - это особые игры, в которых ребенок разыгрывает знакомый сюжет, развивает его или придумывает новый. В такие игры ребенок никогда не играет молча. Своим голосом или голосом персонажа ребенок проговаривает события и переживания. Во время таких игр происходит интенсивное развитие речи, качественно и количественно обогащается словарный запас, развивается воображение, творческие способности ребенка, способность управлять собой, удерживать внимание в соответствии с сюжетом, логичность и самостоятельность мышления. Все это приобретает особое значение в познавательном развитии и дальнейшей учебной деятельности. Поэтому игры-драматизации необычайно полезны и нужны ребенку на разных этапах его развития. В процессе этих игр, дети учатся ориентироваться на партнера, слушать и слышать его, учатся соблюдать очередность высказываний, аргументировано выражать свое согласие или несогласие с действиями партнера, задавать вопросы, отвечать на них, высказывать просьбы, поручения, побуждения.Характерное для игры - драматизации яркое и образное изображение социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии.Умело, поставленные вопросы, при подготовке к игре побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному с ним развитию речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.Чаще всего основой игр-драматизаций являются сказки. В сказках образы героев очерчены наиболее ярко, они привлекают детей динамичностью и ясной мотивированностью поступков, действия четко сменяют одно другое и дошкольники охотно воспроизводят их. В играх-драматизациях используются и стихотворения с диалогами, благодаря которым создаётся возможность воспроизводить содержание по ролям.Выделяют несколько видов игр-драматизаций дошкольников:- игры-драматизации с пальчиками;- игры-драматизации с куклами бибабо;- импровизация, которая представляет собой разыгрывание сюжета без предварительной подготовки.Большое значение в развитии игры-драматизации, в усвоении характерных черт образа и отражении их в роли имеет интерес к ней самого педагога, его умение пользоваться средствами художественной выразительности при чтении или рассказывании. Организованная таким образом работа будет способствовать тому, что игра — драматизация станет средством самовыражения и самореализации ребенка в разных видах творчества, самоутверждения в группе сверстников, а главное средством развития речи детей.Этапы игры-драматизации включают в себя знакомство со сказкой, освоение материала сказки по эпизодам, проигрывание всей сказки целиком, показ сказки зрителям, сочинение писем в сказку. Такие игры развивают интерес ребенка к книге, его творческие способности, способствуют развитию выразительности речи и движений. Работу над развитием речи сразу начать с инсценирования невозможно. Этому предшествует работа над словом, словосочетанием, фразой, текстом, пересказом и т.д. Когда ребенок научится правильно говорить на этапе сопряженно-отраженной речи, хорошо отвечает на вопросы, т. е. он приобрел определенные навыки правильной речи. В качестве подготовки к инсценированию используются малые формы драматизации: инсценирование стихов, народных песен, песен-сказок, рассказов с элементами драматизации.Чтобы облегчить на первых порах речь и поведение в игре, взрослый не только дает сам образцы правильной, интонационно-выразительной речи персонажей сказки, показывает характерные движения в развивающемся сюжете сказки, но, если есть возможность, использует для этих же целей магнитофонную запись, диафильм.Таким образом, в игре – драматизации происходит совершенствование диалогической и монологической речи. В игре-драматизации ребенок стремится познать собственные возможности в перевоплощении, в поиске нового и в комбинациях знакомого. В этом проявляется особенность игры-драматизации как творческой деятельности, деятельности, способствующей развитию связной речи детей. Список использованных источников1. Акулова О.А. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. - 2005. - №4. - С. 24-32. 3. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М: Просвещение, 1991. – 127с. 4. Арушанова А.Г. Седьмой год жизни: истоки диалога // Детский сад от А до Я. - 2005. - №2. - С.63-69. 5. Вакуленко Ю.А. Театрализованные инсценировки сказок в детском саду. - Волгоград, 2007. - 93 с.6. Глухова В.П., Труханова Ю.А. Наши дети учатся сочинять и рассказывать. – М.: Просвещение, 2003. - 340с.7. Запорожец А. В. Некоторые психологические моменты детской игры // Дефектология. – 1965. - №10. - С. 72-79.8. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 128 с. 9. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада / [под ред. Ф. А. Сохина]. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1979. – 223с. 10. Ревягина Т.А., Сорокина Н.М. Значение игровой деятельности для когнитивного развития детей дошкольного возраста // Мир психологии. - 2010. - № 1. - С. 85-92. 11. Скляренко Г.А. Игры-драматизации // Дошкольное воспитание. - 1983. - №7. - С. 33-35.13. Чеурина Н.В. Использование игр-драматизаций при формировании связной речи у детей // Начальная школа. - 2008. - №4. - С. 18-20. 15. Эльконин Д.Б. Детская психология. - М.: Педагогика, 1990. - 359 с.