«Индивидуальное сопровождение детей с ОВЗ в рамках реализации АООП»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Индивидуальное сопровождение детей с ОВЗ в рамках реализации АООП»
Автор: Кадетова Ольга Ивановна
МБДОУ «Детский сад № 3» компенсирующего видаМетодическая разработка на тему:«Индивидуальное сопровождениедетей с ОВЗ в рамках реализации АООП»Выполнила:Кадетова О. И. учитель-логопед высшей квалификационной категорииг. Дзержинск 2016-2017 г.г.Индивидуальное сопровождение воспитанников в условиях коррекционно-развивающего обучения. Цель:- создание единого коррекционно-развивающего пространства, способствующего эффективному устранению речевых нарушений и развитию психических процессов у старших дошкольников с ОНР. Основными задачами коррекционной работы по индивидуальному сопровождению детей с ОНР являются:оказание помощи в решении речевых проблем, а так же сопутствующих психофизических проблем;разработка индивидуальных образовательных маршрутов для детей «группы риска», индивидуальных образовательных программ и траекторий;обеспечение преемственности и последовательности в коррекционно-развивающей работе всех специалистов ДОУ;организация и проведение психолого-медико-педагогических консилиумов и консультаций;формирование у воспитанников здорового образа жизни.Коррекционно-развивающая работа по индивидуальному сопровождению воспитанников с ОНР осуществляется всеми специалистами ДОУ: педагогом-психологом, учителями-логопедами, музыкальным руководителем, воспитателями, медицинским работником по следующим направлениям и формам:Взаимодействие специалистов по вопросам индивидуального сопровождения воспитанниковДиагностическое направление Цель: сбор данных об особенностях индивидуального развития ребенка, кратких сведений из анамнеза; сведений об условиях развития и воспитания ребенка; анализ ситуации социального окружения ребенка через анкеты, наблюдения (анкеты №1,2). Анкета №1 для родителей детей ___ речевой группы(первичная – ознакомительная) Уважаемые родители!Ваша информация поможет нам лучше узнать ребенка и значительно повысить эффективность коррекционно–воспитательной работы.1. Фамилия, имя, отчество ребенка ______________________________________________________2. Дата рождения _____________________________________________________________________3. Домашний адрес, телефон ____________________________________________________________4. Фамилия, имя, отчество матери, место работы и номер телефона _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________5. Фамилия, имя, отчество отца, место работы и номер телефона _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________6. Кого из домашних ребенок больше слушается? __________________________________________7. Чем ребенок больше всего любит заниматься? _______________________________________________________________________________________________________________________________8. Какие трудности вы замечаете в речи _______________________________________________________________________________________________________________________________________9. Каково Ваше отношение к трудностям в речи ребенка? ________________________________________________________________________________________________________________________10. Какие особенности характера, по Вашему мнению, необходимо учитывать педагогам (например, раздражительность, плаксивость, тревожность, впечатлительность, ранимость и др.)______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________11. О чем Вы хотите предупредить педагогов? (хронические заболевания, особенности питания, аллергия и т. д.) ______________________________________________________________________ 13. Ваши пожелания _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________14. Какую помощь Вы можете оказать (для детского сада, группы, логопедического кабинета) ___________________________________________________________________________________Анкета 2Уважаемые родители!Убедительно просим внимательно изучить предлагаемую анкету и максимально полно ответить на вопросы. Для нас очень важно знать Ваше мнение и Ваше отношение к вопросам решения детских речевых проблем.Какие занятия любит посещать ребенок?_________________________ ____________________________________________________________Какие занятия в детском саду не нравятся ребенку и почему?_________ _____________________________________________________________Изменилось ли первоначальное отношение ребенка к обучению в логопедической группе?________________________________________Если изменилось, то в какую сторону и что способствовало этим изменениям?__________________________________________________Изменения в развитии ребенка в данное время:- в звукопроизношении и развитии речи________________________________________________________________________________________- в подготовке к обучению грамоте _______________________________Удовлетворены ли Вы работой учителя – логопеда и воспитателей при проведении:___________________________________________________- групповых и индивидуальных занятий___________________________ _____________________________________________________________- консультаций ________________________________________________- открытых занятий (мероприятий), родительских собраний__________Изменилось ли Ваше отношение к пребыванию ребенка в логопедической группе? ________________________________________Ваши замечания, пожелания, предложения ________________________ Углубленное логопедическое обследование проводится учителем-логопедом с использованием электронной речевой карты для детей с ОНР III уровня 1-го и 2-го года обучения в условиях ДОУ компенсирующего вида МБДОУ «Детский сад №3» г. Дзержинска. По результатам углубленного обследования речи детей учителем-логопедом составляется индивидуальная образовательная траектория (два раза в год: на начало и конец года). Психолого-педагогическое обследование проводится с использованием методического пособия: Афонькина Ю.А. Рабочая программа педагога-психолога ДОО. – Волгоград: Учитель, 2015. Коррекционно-развивающее направлениеИндивидуальный образовательный маршрут Индивидуальный образовательный маршрут ориентирован на освоение воспитанником образовательной программы в соответствии с индивидуальными возможностями и образовательными потребностями ребенка. Составляется ИОМ для детей «группы риска» на один учебный год специалистами ДОУ: учителем-логопедом, воспитателями, педагогом-психологом. ИОМ содержит общие сведения о воспитаннике и диагностические данные на ребенка. Результаты психологического, логопедического, педагогического обследования являются основой для выстраивания индивидуального образовательного маршрута. На их основании каждый специалист сопровождения осуществляет подбор индивидуальных коррекционно-педагогических технологий по актуальным для ребенка направлениям коррекционно-развивающей работы. Кроме первичного и заключительного обследования, с воспитанниками «группы риска» проводится промежуточный мониторинг. В графе «отметка о выполнении» дается оценка о степени успешности ребенка в усвоении знаний, отмечаются особенности и темп усвоения учебного материала. Родители детей «группы риска» дают согласие на индивидуальное сопровождение ребенка в ходе образовательной деятельности всеми специалистами ДОУ. Они приглашаются на заседания ПМПК, являются активными участниками коррекционного процесса, с ними постоянно поддерживается «обратная связь» по вопросам успехов или неудач ребенка. Конструирование индивидуальных ориентированных образовательных программ и планов коррекции речевых нарушений ведется учителем-логопедом в соответствии с учётом данных, полученных в ходе логопедического исследования. Индивидуальная коррекционная программа составляется для детей с ОНР I-II уровня речевого развития, а так же для детей с заиканием (или двуязычием). В ее структуру включаются направления коррекционно-развивающей работы, способствующие формированию отстающих компонентов языковой системы: лексики, грамматики, просодики, фонетики и др. Индивидуальная программа разрабатывается в соответствии с:- Программой логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи:«Логопедическая робота с детьми I, II уровня речевого развития» Авторы: Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова;- Программой логопедической работы с заикающимися детьми. Автор: С.А.Миронова;- Программой логопедической работы с детьми, овладевающими русским (неродным) языком. Авторы: Г.В.Чиркина, А.В.Лагутина Индивидуальные планы коррекционной работы содержат конкретные задачи по формированию тех компонентов языкового развития, которые наиболее характерны для структуры речевого дефекта конкретного ребенка.Индивидуальные планы логопедической работы составляются в соответствии с Программой логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи:«Логопедическая робота с детьми III уровня речевого развития» Авторы: Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина. Это дает возможность прослеживать родителям и другим специалистам сопровождения результаты успешного развития ребенка. Кроме того, ежедневно ведется педагогический мониторинг и фиксируется в журнале индивидуального учета результатов освоения воспитанниками образовательной программы. Журнал учета представляет собой аналог классного журнала, который заполняется на отдельных листах формата А-4, а в конце года выполняется брошюровка документа.В структуру журнала входит:- титульный лист с указанием педагогов группы,- список детей логопедической группы,- ежедневная рабочая страница альбомной ориентации, где напротив списка детей группы размещаются колонки с указанием занятий. После каждого занятия отмечается «присутствие-отсутствие» ребенка и дифференцированно обозначается индивидуальный результат усвоения воспитанниками учебного материала. Далее заполняется графа «индивидуальная работа» с ребенком по усвоению конкретных программных задач в конкретной образовательной области.Консультативно-просветительское направление Консультации проводятся специалистами ДОУ (учителями-логопедами, педагогом - психологом, старшим воспитателем, музпросами родителей, так и проблемами, выявленными специалистами в ходе коррекционно-развивающей работы. Консультации проводятся в устной форме и в письменной форме через оформление наглядно-тематических материалов, использование памяток, буклетов, мобильных планшетов. Взаимодействие с родителями через индивидуальную коррекционную тетрадь происходит еженедельно. В течение недели по индивидуальным тетрадям с детьми занимаются воспитатели по заданию логопеда в отведенное в регламенте время. На выходные дни тетради отдаются родителям для закрепления и повторения материала за истекшую неделю.Структура логопедической тетради (условно) имеет 3 блока:информационный, основной (рабочий) и библиографический.Информационный блок .ЦЕЛЬ: предоставление родителям информации о структуре речевого развития ребенка, о плане коррекционной работы и правилах ведения логопедической тетради.Информационный блок заполняется учителем-логопедом и содержит следующую информацию:титульный лист с указанием общих сведений о ребенке (фамилия, имя, дата рождения, домашний адрес);информация об особенностях речевого развития ребенка, включающая логопедическое заключение; траектория речевого развития ребенка, отражающая данные логопедического обследования и позволяющая разработать:план индивидуальной работы с учетом структуры индивидуального дефекта;краткая информация по ведению индивидуальной тетради;общие рекомендации по выполнению артикуляционных упражнений;логопедические памятки.2 БЛОК - Основной (рабочий)Цель: достижение оптимального взаимодействия с родителями на основе выбранной педагогической технологии.Этот блок заполняется в течение всего учебного года учителем-логопедом, родителями с привлечением посильной помощи ребенка. Основное содержание включает:- дату проведения индивидуальных занятий (с учетом недельного интервала);- задания для развития фонематического слуха;- артикуляционные упражнения;- упражнения на формирование правильного произношения;- упражнения для развития лексико - грамматических представлений;- упражнения для развития связной речи;- упражнения для развития неречевых процессов.3 БЛОК – Библиографический Цель: предоставление информации родителям об используемых в коррекционном процессе пособиях. В ДОУ составляется в соответсвии с АОП библиографический список пособий для использования в организованной и совместной образовательной деятельности с детьми, а так же для закрепления с детьми в домашних условиях. Взаимодействие специалистов по индивидуальному сопровождениюПсихолого-медико-педагогический консилиум является основным звеном в системе комплексного индивидуального сопровождения детей с ОНР.В состав ПМПк входят:Заведующий ДОУ – председатель ПМПк;Секретарь ПМПк – назначается приказом заведующего ДОУ;Члены ПМПк – приглашенные специалисты ЦППМиСП,учителя-логопеды ДОУ, педагог-психолог, старший воспитатель, медицинский работник.ПМПк ДОУ проводится 4 раза в год по плану, согласованному с ЦППМиСП. В рамках консилиума утверждается индивидуальный образовательный маршрут ребенка «группы риска» и определяется прогноз его дальнейшего развития; обсуждаются вопросы по согласованию действий разных специалистов в реализации ИОМ; отслеживается динамика развития ребенка и дается оценка эффективности коррекционно – развивающего воздействия. Подготовка заседаний консилиума и непосредственное участие в них является обязательной и наиболее важной частью в обеспечении взаимодействия специалистов ДОУ, реализации комплексного подхода в совместной работе. По итогам работы ПМПк заполняются протоколы заседаний. Ответственным за организацию, проведение и ведение сопроводительной документации является секретарь ПМПк.Тематика заседаний ПМПк – консилиумов МБДОУ на 1 учебный год Поиск наиболее оптимальных путей в осуществлении индивидуально-ориентированной коррекционно-развивающей помощи детям с ОНР с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей ориентирует на решение задач по взаимодействию субъектов коррекционно-образовательного процесса, направленных на реализацию основной образовательной программы ДОУ.Задачи взаимодействия субъектов коррекционно-образовательного процесса в группах для детей с ОНР (старшая и подготовительная группы), направленные на реализацию основной образовательной программы ДОУ Тетрадь взаимосвязи работы логопеда и воспитателя речевой группы структурирована в соответствии с УМК О.С. Гомзяк «Говорим правильно». В основе лежат задания и упражнения по закреплению воспитателем полученных детьми знаний на логопедических занятиях, которые направлены на:.Развитие общей моторикиРазвитие мелкой моторики рукиРазвитие артикуляционной моторики, мимической мускулатуры Развитие фонетико-фонематических процессовРазвитие лексико-грамматических процессов Развитие связной речиЗадания разработаны на год с учетом понедельного планирования логопеда. Индивидуальной работе воспитателя с детьми отведена специальная таблица, которая заполняется совместно логопедом и воспитателем. Это дает возможность экономии времени на заполнение документации и позволяет работать в едином ритме.Взаимодействие с семьями воспитанников.Цели и задачи взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников в соответствии с ФГОС ДО:Вовлечение семьи в единое образовательное пространство;Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями;Установление доверительных, партнерских отношений с родителями.Задачи:Предоставление информации об Образовательной Программе ДОУ;Предоставление возможности по поиску и использованию материалов, обеспечивающих реализацию Образовательной Программы ДОУ (в т.ч. Интернет-ресурсы);Обсуждение с родителями вопросов, связанных с реализацией Программы, образования и охраны здоровья ребенка;Непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность, в т.ч. посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.Основные направления организации совместной работы ДОО и родителей (законных представителей):Изучение родительских мнений, потребностей, запросов в отношении качества образовательных услуг, предоставляемых образовательной организацией: анкетирование, экспертные оценки, социологические опросы, мониторинги и т.п. Психолого-педагогическое просвещение родителей (законных представителей): повышение педагогической и психологической грамотности; знакомство с концептуальными основами построения ФГОС ДО и программно-методическими комплектами, реализуемыми в образовательной организации.Повышение правовой культуры родителей (законных представителей): изучение нормативных документов, оказание помощи в грамотном применении существующих документов на практике.Становление ценностей здорового образа жизни в семье: пропаганда здорового образа жизни; профилактика возникновения вредных привычек и наклонностей, определение негативных факторов риска для здоровья детей; формирование положительного отношения к физической культуре и спорту.Управление образовательной организацией, образовательным процессом: участие в работе советов различного уровня (управляющий, попечительский; родительский комитет, клубы, объединения); участие в проектировании основной образовательной программы образовательной организации; материально-техническое обеспечение образовательного процесса.Организация культурно-досуговой, учебно-исследовательской, проектной деятельности обучающихся: массовые мероприятия с родителями (законными представителями), организация совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и обучающихся, проведение открытых мероприятий для родителей (законных представителей), участие в подготовке совместных проектов.Модель взаимодействия МБДОУ №3 с семьями воспитанников:Информационно-аналитические формы: анкетирование, опрос, беседа.Познавательные формы: круглый стол, общее собрание, родительский тренинг, дни открытых дверей, день добрых дел. Досуговые формы: праздники, утренники, мероприятия. Выставки работ родителей и детей, совместные экскурсии. Письменные формы: мобильные планшеты, почтовые ящики. Наглядно-информационные формы: информационно-ознакомительные и информационно-просветительские.Традиционные: индивидуальные консультации специалистов (учителей-логопедов, педагога-психолога), индивидуальные коррекционные тетради воспитанников, подгрупповые консультации (по проблемам), открытые просмотры; Учитель-логопед планирует ежегодно работу с семьями воспитанников, указывая все формы взаимодействия (традиционные и нетрадиционные).Работа с родителями на учебный год в подготовительной группе Примерный план индивидуальных консультаций с родителямина учебный год.