Использование приема совместного рисования – как особого метода обучения детей с РАС.
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Использование приема совместного рисования – как особого метода обучения детей с РАС.
Автор: Кунденок Наталия Викторовна
Тема статьи: Использование приема совместного рисования – как особого метода обучения аутичных детей.Воспитатель коррекционной группы кратковременного пребывания МАДОУ «детский сад комбинированного вида №77», первой квалификационной категории – Кунденок Наталия ВикторовнаСовместное рисование — особый игровой метод. В ходе совместного рисования взрослый (родитель) рисует предметный или сюжетный рисунок, близкий опыту ребенка, его интересам, эмоционально комментируя происходящее, а ребенок активно участвует в создании рисунка, «подсказывая» развитие сюжета, дополняя рисунок разнообразными деталями, «заказывая» новую картинку. Совместное рисование — это не рисование как вид продуктивной деятельности самого ребенка, а особый метод обучения. Его использование на занятиях с аутичным ребенком становится возможным только после того, как налажен эмоциональный контакт между ребенком и взрослым.Если педагог (родитель) предлагает аутичному ребенку значимую для него тему рисунка, то на занятии возникает ситуация, побуждающая ребенка к активным действиям. Его завораживает волшебное действие, происходящее на листе бумаги. Используя такой интерес, взрослый привлекает ребенка к активному участию в процессе рисования: делая паузы, спрашивая совета, «забывая» дорисовать важную деталь, побуждает ребенка завершить рисунок. Аутичному ребенку очень важно получить значимый для него результат как можно быстрее, такой ребенок не умеет ждать. Поэтому в ситуации совместного рисования он часто соглашается на такую степень участия в совместной деятельности, какая ранее в других ситуациях оказывалась просто невозможной.Так, ребенок впервые берет в руки карандаш и пытается что-то дорисовать самостоятельно, отвечает на поставленные вопросы и т.п. В этом случае возникает ситуация эмоционального и делового общения между аутичным ребенком и взрослым. Чтобы использовать эту уникальную возможность для развития аутичного ребенка, взрослый (родитель) должен следовать определенной тактике. Необходимо побуждать малыша выражать свои желания любым приемлемым способом — словом, жестом. Для этого следует прерывать рисование, комментировать свои действия, задавать вопросы, делать паузы, как бы дожидаясь ответа и действий со стороны ребенка. Так взрослый дает ребенку понять, что результат совместной работы зависит и от его участия.Помимо побуждения к активным действиям, ситуация совместного рисования открывает новые возможности для ознакомления аутичного ребенка с окружающим миром. В ходе совместного рисования удается уточнить часть представлений, которые у него уже есть. В ситуации совместного рисования становится возможным обобщение представлений об окружающем. Для этого следует предлагать различные варианты одного и того же сюжета. Но не забывайте о стереотипности мышления аутичного ребенка, и в случае его сопротивления изменениям отложите их до следующего раза.Использование метода совместного рисования в работе с аутичным ребенком дает возможность развивать невербальные и вербальные средства коммуникации. Взрослый обозначает словом все, что происходит на бумаге. Такой комментарий позволяет уточнить значение слов, уже известных ребенку, а также знакомит его с новыми словами и их значениями, обогащая пассивный словарь. Необходимо поддерживать любую попытку ребенка «поговорить», а также специально создавать ситуации, в которых ему захочется воспользоваться активной речью.Совместное рисование также дает возможность проведения с ребенком психотерапевтической работы. Для этого рисуются сюжеты из жизни ребенка, в которых он испытывает разного рода затруднения: бытовые моменты, то, чего ребенок боится, и т.д. При этом сюжеты проговариваются. Обязательно предлагается только положительный вариант развития событий. Совместное рисование взрослого с аутичным ребенком требует поэтапного развития. Остановимся на основных этапах совместного рисования.1 этап — налаживание эмоционального контакта, привлечение интереса к новому виду деятельности. Начинать занятия по совместному рисованию следует с изображения особенно значимых для ребенка предметов, сопровождая эту деятельность эмоциональным комментарием. Поначалу он будет просто наблюдать за происходящим на листе бумаги и прислушиваться к комментарию, бросая на рисунок редкие взгляды и внешне оставаясь пассивным. Однако со временем его взгляд будет задерживаться на рисунке все дольше и дольше. А однажды он сам попросит нарисовать то, что ему хочется. И с этого момента можно переходить ко второму этапу.2 этап — рисование «по заказу» ребенка. Рисуйте то, что нравится ребенку, закрепляя его интерес к сюжетному рисованию, делая его более стойким. Наберитесь терпения, потому что на этом этапе вам придется бессчетное количество раз выполнять однотипные заказы ребенка, снова и снова рисуя столбики, кубики, бутылочки и т.п.3 этап — постепенное введение различных вариантов исполнения одного рисунка, а также новых деталей изображения. Выполняя заказ ребенка, постепенно начинайте использовать в рисовании различные материалы. Для этого помимо карандашей используйте фломастеры, мелки, краски, различные виды бумаги и картона. Одновременно применяйте различные изобразительные средства, вводите в рисунок новые детали, варьируйте его размер, форму, цвет и положение в пространстве. Если ваши попытки привнести что-то новое встретят резкий протест, вернитесь на предыдущий этап. Но через некоторое количество повторений снова попытайтесь разнообразить рисунок.4 этап — вовлечение ребенка в процесс рисования, побуждение к активным действиям. На этом этапе можно предложить ребенку: «Давай вместе рисовать!» Теперь карандаш в руке у ребенка, а вы водите его рукой. Особенно эффективным является следующий прием: взрослый «забывает» нарисовать какую-то важную деталь и, когда ребенок замечает это, предлагает ему завершить рисунок самостоятельно. Для начала это должна быть простая в исполнении деталь, а в дальнейшем становится возможным постепенное усложнение задания. При этом поощряется ответ ребенка в любом виде (жест, слово и др.).5 этап — введение сюжета. На этом этапе ставшие такими близкими ребенку изображения его любимых предметов включаются в сюжет. Таким образом, предметный рисунок заменяется сюжетным, у которого есть своя перспектива, композиция, смысл. Сюжет рисунка должен быть близок опыту ребенка. С другой стороны, рисунок должен давать возможность уточнить уже сформированные у ребенка представления, а в случае необходимости и скорректировать их. Для этого нужно подбирать различные сюжеты.6 этап — дальнейшее развитие сюжета. На данном этапе происходит формирование у ребенка новых представлений об окружающем мире.7 этап — перенос полученных знаний в другие ситуации. На этом этапе можно переходить к переносу сюжетов из рисунков в игры с игрушками иВ ходе индивидуального взаимодействия с неговорящими аутичными детьми, которые помимо отсутствия речевых и коммуникативных навыков имели еще недостаточную обучаемость и неспособность создания качественно оформленных художественных образов, мы отмечали хороший психотерапевтических эффект от арттерапии. Так, ребенок, изображая нескольких «головоногов», называл их словами «мама», своим именем, именем брата, и даже называл словом «те», имея ввиду специалиста (тетю), который работал с ним. Рисование членов семьи нравилось ребенку, он всегда при этом, радовался, выражая невербально и как умел вербально (звуками) удовольствие от самого процесса творчества и от его результата. Ребенок «просил» специалиста подписать членов семьи.Я использую рисование как изобразительную деятельность в работе с детьми, имеющими аутистичекий спектр нарушений, как один из любимых видов продуктивной деятельности, направленный на развитие речевых и коммуникативных навыков на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи. Помимо этого, с помощью рисования решаются задача формирования учебных навыков, развитие моторики, формирования волевых качеств личности.Рисование как вид изобразительной деятельности не обходится без такого «работающего» метода с аутичными детьми, как метод совместного рисования. И задача специалиста как можно быстрее привлечь внимание аутичного ребенка к живым объектам, к окружающим его людям. Рисуем самого ребенка (что способствует возникновению особого доверия с его стороны к специалисту), рисуем членов его семьи, дом, детский сад и другие объекты ближайшего окружения. Иногда задерживаемся на рисовании объектов сверхпристрастий ребенка (у одного это могут быть технические приборы, у другого животные и т.п.)Обучение элементарным навыкам рисования проходит через следующие этапы:На начальном этапе работы – это обучение формообразующим движениям через обвод и закрашивание трафаретов, геометрических фигур, закрашивание по готовым трафаретам с помощью круговых, прямых, наклонных линий. Самостоятельное рисование геометрических фигур. На этапе обучения рисования человека нельзя пропустить следующий этап – это рассматривание, понимание выражения эмоций на пиктограммах и других контурных изображениях, в последующем – это самостоятельное изображение эмоций с помощью улыбок на готовых пиктограммах с дорисовыванием частей тела. На третьем, более высоком этапе развития – рисование по алгоритмам, поэтапно, «пошагово», по показу, по подражанию и инструкции. Это могут быть, машины, животные, другие объекты. И только потом идет самостоятельное рисование различных объектов окружающего мира, людей, и их различных занятий.Нужно отметить, что не всех детей, имеющих аутистический спектр нарушений, требуется обучать рисованию. Некоторые дети 3 и 4 группы «проскакивают» эти обучающие этапы и рисуют, и срисовывают вполне самостоятельно. Но в собственных рисунках дети искажают линии, формы, пропорции. Сюжет рисунков характеризуется бедностью, однообразием. Поэтому задача специалистов будет заключаться в том, чтобы совершенствовать сами техники рисования, разнообразить сюжет,тренировать волевые качества: заканчивать начатый рисунок до конца, не «хватаясь» за новый; рисовать аккуратно, не спеша.Известно, что у аутичных детей отмечается склонность к стереотипиям. Дети изо дня в день рисуют одно и то же. Задача специалиста заинтересовать детей новым и переключить их на новую тематику, но при этом сохранять терпение и уважение к многоразовому изображению объектов своих сверхценных увличений.