"Людей неинтересных в мире нет"(В.М.Шукшин Рассказы)


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Людей неинтересных в мире нет"(В.М.Шукшин Рассказы)
Автор: Гайфуллина Сирина Атласовна

Урок внеклассного чтения в 10 классе
учителя русского языка и литературы МБОУ Джалильская средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов Сармановского муниципального района Республики Татарстан
Гайфуллиной Сирины Атласовны
Тема: Людей неинтересных в мире нет…
(В. М. Шукшин. Рассказы.)
Цель: 1) познакомить учащихся с личностью В.Шукшина, с его творчеством;
2) научить моделированию информации и общения;
3) воспитать такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, совестливость, доброту, милосердие, сострадание, взаимопонимание.
Оборудование: 1) Потрет В.М.Шукшина.
2) Выставка рисунков по рассказам В.М.Шукшина.
3) Картина Село Сростки.
4) Видеофильм о В.М.Шукшине Я пришел дать вам волю.
Эпиграф: Русский народ за свою историю отобрал ,сохранил, возвёл в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту… Василий Шукшин
.
Х о д у р о к а.
Вступительное слово учителя. Ребята, тема нашего урока вам уже известна: В.М.Шукшин. Рассказы
Цель нашего урока – познакомиться с личностью Шукшина, с его творчеством.
Может быть, недавно это имя вам ничего не говорило. Благодаря этому уроку имя Шукшина стало вам известно, так как я просила вас прочитать один из его рассказов. А их у Шукшина более 120.
Мне хочется верить, что после сегодняшнего урока это имя станет вам более близким и дорогим.
Эпиграфом к уроку я взяла слова самого писателя. Давайте прочитаем его.
Ученица читает: Русский народ за свою историю отобрал, сохранил, возвёл в степень уважения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту… В.Шукшин.
Учитель: Это нравственное кредо писателя, это его завет, унаследованный от Пушкина, Достоевского, Толстого. Василий Макарович призывает своих зрителей, своих читателей оставаться человеком несмотря ни на что. А сейчас в путь! Василия Шукшина представляет Клуб кинопутешественников.
Клуб кинопутешественников о Шукшине. (Сообщение корреспондента Ахунова Р. и тёти Веры Сергеевны Буркиной.)
Звучит мелодия. (Вивальди. Времена года)
Звучат стихи.
Разметалось село в предгорьях,
Где Катунь расплескалась светло,
Знало вдоволь и лиха, и горя
Стародавнее это село.
Здесь мальчишка торил дорожку,
Пьяный ветер вздыхал с лугов,
В огороде тяпал картошку,
На Катуни тягал чебаков.
Край сибирский. Пейзаж неброский.
Бьет о берег Катуни волна
Знает каждый в России, это Сростки –
Это родина Шукшина.
Здравствуйте, дорогие наши телезрители, любители кинопутешествий! Вы находитесь ни родине Василия Макаровича Шукшина – в селе Сростки Бийского района Алтайскогого края. Есть река на Алтае – Катунь. Злая, белая от злости. Прыгает по камням, бьет их в холодную грудь крутой яростной волной, рвется из гор. А то вдруг присмиреет в долине – тихо, слышно, как гуси кричат, как утки в затоне плывут к островам. Отдыхает река. Чистая, светлая, каждую песчинку на дне видно, каждый камешек.
Василий Шукшин, просто Вася, бесстрашно бросался, стремясь переплыть на другой берег, который утопал в деревьях и в кустах его любимой калины. Вот дом, где родился и рос Шукшин. А вот его родная тетя.
Здравствуйте, уважаемая Вера Сергеевна! Думаете о племяннике. Поделитесь, пожалуйста, своими воспоминаниями.
В.С.Буркина. Да, вот гляжу на огород, на деревья и вспоминаю детство Васеньки. Жили они бедно. Да и как иначе, когда кормильца – отца Васи – увезли из дома в 1933 году. Справку о реабилитации в конце пятидесятых получили. Да что толку от той справки… Бывало в войну, летом, еще совсем пацаном был, собираемся на покос. Наберет Вася полную запазуху огурцов – есть-то тогда нечего было, возьмет книжонку какую-нибудь и пошли. Покосили, пристанут кони, все отдыхают. А он огурец в рот, книжку в руки и под кусты.
Мать – то кличет его: Вася, Вася! А он отзывается свистом, мол, здесь я, не пропал никуда… И вновь принимается за работу… Добрый был, работящий… Все книги читал… и выучился, человеком стал.
Корреспондент: Как воспитывала своего сына Мария Сергеевна?
В.С.Буркина. Она для него ни душевных сил не жалела, ни средств. Помню, когда Вася уехал учиться, мать продала баню рубленную, половички самотканые. Потом продала половину дома. А он о матери как беспокоился! Он очень любил мать и отблагодарил за все, когда получил свой первый большой гонорар, купил матери дом, тот, в котором сейчас музей. Это был первый кирпичный дом в Сростках, и стоил он, думаю, недешево.
Корреспондент. Спасибо Вам, Вера Сергеевна, за рассказ.
На этом, дорогие телезрителем, заканчиваем наш репортаж с малой родины В.Шукшина – село Сростки. До следующих встреч! До свидания.
Учитель. Ребята, что вы узнали о Шукшине из этой передачи?
Учащиеся отвечают. Деревня Сростки Бийского района Алтайского края – малая родина В.М.Шукшина. Был добрым, работящим, любящим сыном. Чтение книг – любимое увлечение будущего писателя.
Продолжаем знакомство с Шукшиным. Передача Час Пик о Шукшине.
Журналист. Добрый день! Сегодня Час Пик для необыкновенного человека. Это необычайно яркая личность, редкая личность для нашего времени в смысле многогранности; и актер, и писатель, и режиссер, и все в одном лице. И так, встречайте: у нас в гостях Василий Макарович Шукшин. Здравствуйте! Добрый день!
Шукшин. Добрый день, дорогие телезрители! (Звучит магнитофонная запись – краткий рассказ о личности писателя.)
Журналист. Начнем наш диалог. Василий Макарович, мне сказали, что вы сменили очень много профессий. Это правда?
Шукшин. Несомненно. Кем только я ни был: колхозником, строителем, слесарем, маляром, грузчиком. Знаете, я и учителем работал.
Журналист. Я этого не знала. Почему же не посвятили себя педагогической деятельности?
Шукшин. Учитель я был неважнецкий. Без специального образования, без опыта. Но я благодарен своим ученикам. Я работал учителем русского языка и литературы в вечерней школе. Не могу и теперь забыть, как хорошо, как благодарно смотрели они, наработавшиеся за день и уставшие парни и девушки, на меня, когда мне удавалось рассказать им что-нибудь важное, интересное, рассказать интересно. Я любил их в такие минуты и был счастлив, был горд. Я благодарен им: верно, они развили во мне писательский талант. Благодарен судьбе.
Журналист. А что такое, по- вашему, судьба?
Шукшин. Знай больше других, работай больше других – это судьба. Это нелегко. … и выкладывайся без остатка, старайся знать много, не жалуйся и не завидуй, не ходи против совести, старайся быть интеллигентным, добрым и великодушным – это завидная судьба. Это нелегко вдвойне.
Журналист. Что такое, на ваш взгляд, интеллигентность?
Шукшин. Это мудрость и совестливость. Это сдержанность и тактичность.
Журналист. Но как стать умным, мудрым?
Шукшин. Критическое отношение к себе – вот что делает человек по- настоящему умным.
Журналист. В чем заключается, по- вашему, долг писателя?
Шукшин. Мне бы только правду рассказать о жизни. Больше я не могу. Я считаю это святым долгом художника.
Журналист. Ваш кумир в русской поэзии?
Шукшин. Пушкин. Самые великие слова в русской поэзии: Восстань, пророк, и виждь, и внемли … Глаголом жги сердца людей.
Журналист. Ваши пожелания нашим зрителям.
Шукшин. Будьте внимательнее друг к другу, добрее.
Журналист. Спасибо.
Шукшин. И вам спасибо. До свидания.
Журналист. До свидания. Это был Час Пик для писателя, актера, режиссера В. Шукшина.
Учитель. Попробуем обобщить ваши впечатления после просмотра передачи Час Пик! Что такое судьба? Какой завет оставил нам Шукшин?
Учащиеся отвечают:
Учитель. Продолжаем разговор о Шукшине. Сейчас предлагаю вам посмотреть небольшой эпизод из фильма о Шукшине Я пришел дать вам волю.
Учитель. Каким остался Шукшин в памяти своих друзей, своей семьи?
Учащиеся отвечают:
Учитель. Что это? Это венок. Не зря я принесла его на урок. Как венок состоит из отдельных цветков, так из отдельных рассказов складывается впечатление о творчестве писателя. Вот и мы попытаемся сплести венок, венок из рассказов Шукшина. Попытаемся дойти до сути этого писателя, его души. Попытаемся раскрыть, как своими рассказами Шукшин стремился воспитывать честность, трудолюбие, совестливость, доброту.
С какого рассказа начнем плести венок творчества Шукшина? Наверное, все согласятся со мной, что это должен быть рассказ Чудик. И так, слово вам, ребята!
Выступление учащихся – анализ рассказа, защита иллюстраций к рассказам: Чудик, Упорный, Верую, Микроскоп, Срезал, Охота жить.
Обобщение. Вот и сплели мы венок из рассказов Шукшина. Его рассказы о людях, думающих и остановившихся, страдающих и равнодушных, добрых и жестоких, воспитывают в нас человека, предлагают подумать о своей жизни, о самом себе.
За все, что происходит сейчас на земле, придется отвечать всем нам, ныне живущим, и за хорошее, и за плохое,- говорит писатель.
Но это позиция Шукшина.
А какую позицию примете вы?
Это решать вам! Я надеюсь, что вы сумеете сделать правильный выбор.
Домашнее задание. Поводом для того, чтобы задуматься о тех вопросах, которые мы обсуждали на уроке, станет домашнее задание.
Написать рецензию на самостоятельно прочитанный рассказ.
Варианты тем для рассмотрения:
1) Разрушительная схватка высокого и низкого в неразвитой душе (по рассказу Сураз)
2) Непреходящее удивление перед пошлостью и жестокостью (по рассказу Обида)