"Особенности речевого развития детей раннего возраста"
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Особенности речевого развития детей раннего возраста"
Автор: Константинова Анна Анатольевна
Особенности речевого развития детей раннего возрастаГлавным средством развития речи ребенка является общение его со взрослыми и речь взрослых. В овладении речью решающее значение имеют два фактора: развитие потребности в речевом общении и подражание. В семьях, где ребенка излишне опекают, не воспитывают самостоятельности, стараются предугадать малейшее его желание, у ребенка не развивается потребность в речевом общении. Взрослые даже говорят за него самого, не побуждают к самостоятельным высказываниям. Развитие речи ребенка 2 лет в большой степени зависит от внимания и усилий родителей и воспитателя. Развивая речь, нужно заботиться не только о том, чтобы ребенок произносил как можно больше слов, сколько о том, чтобы слышимые и произносимые слова были подкреплены живыми образами, конкретным содержанием. А для этого надо не только говорить с ребенком о том или другом, но и знакомить его с реальным миром вещей, явлений, событий. Надо, чтобы он то, о чем с ним говорят, видел своими глазами, слышать своими ушами и по возможности при этом действовал своими руками. В этот период малыша особенно интересуют названия предметов и явлений, и он то и дело задает взрослым вопрос: «Что это»? Пользуйтесь этим благоприятным моментом, больше общайтесь с ребенком, таким образом, накапливается его пассивный словарь.С ребенком 2-3 лет можно и нужно говорить и о том, что сейчас не находится в после его зрения, например что он видел сегодня утром на прогулке или даже некоторое время назад. Это развивает его речь, тренирует память, учит вслушиваться в чужую речь и понимать ее.Частое рассматривание вместе с ребенком различных картинок с понятным ему сюжетом, обсуждайте их, придумывайте небольшие рассказы. При этом взрослый должен давать ребенку образец правильной речи.Если ребёнок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует смеяться или передразнивать его. Нельзя ругать малыша за плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и правильно повторил трудное для него слово. Это приведёт к тому, что ребёнок будет стараться вообще не употреблять какие-то слова или заменять их другими. Не подражайте ребенку, повторяя неправильно произносимые им слова. И не надо стараться указать ребенку, что это неправильно. Лучше повторить слово за малышом, но произнести его четко, чтобы были слышны все звуки.С большим удовольствием дети слушают рассказы. Рассказ должен быть кратким, простым.Важная роль в развитие речи ребенка принадлежит художественному слову. Очень любят малыши стихи. Их радует ритм стиха, они обогащают детские переживания, развивают мышление, пробуждают любовь к художественному слову и родному языку. Стихи, потешки, прибаутки, сопровождаемые игровыми действиями, радуют детей. Малышам нужно читать короткие стихи, несложные, с понятными ребенку образам (стихи А. Барто из серии «Игрушки»). Им доступны простейшие сказки – «Курочка Ряба», «Репка», «Теремок», «Колобок». Малыши этого возраста живо воспринимают, быстро запоминают и начинают повторять то, что им нравится.Больше возможности для развития речи открываются во время прогулок с ребенком. Яркое, летнее солнце или пушистые снежинки – все это привлекает ребенка и может послужить темой для разговора с ним. Рассматривая картинки в книжках, журналах, называя и объясняя ребенку все, что он видит перед собой. Повторяя нужное слово несколько раз, попросить показать тот предмет, который назвал взрослый, а затем попросить его самого назвать слово. Обязательно хвалить малыша и отмечать его успехи.Чаще обращать внимание ребенка в повседневной жизни на цвета предметов, задавая наводящие вопросы: «Какого цвета у тебя кофточка? А сапожки? » Когда ребенок рисует, обязательно подчеркивать карандашом какого цвета он рисует.Существует тесная связь между развитием речи и развитием крупной и мелкой моторики рук. Поэтому рекомендую – постоянно использовать в общении с ребенком игры по мелкой моторике - нанизывание на проволоку бусинок, пуговиц, использовать пальчиковые игры, рисование пальцами, лепить из соленого теста, глины. Игры с крупой, со скорлупками семечек, орехов, крупными косточками фруктов. Попробовать складывать крупные пазлы и описывать картинку, которая будет получаться.(совет родителям) Дома много мягких игрушек. Расставьте их по комнате. Потом вместе с малышом подходите поочередно к каждой игрушке и знакомитесь с ней.Дети любят подражать, и это качество можно использовать в обучении. Например, имитация голосов животных – это не только веселая игра, но и полезное упражнение для развития речи. Чтобы облегчить изучение новых звуков, делайте зарядку для языка и губ. Она просто необходима для более быстрого развития речи крохи. Простое упражнение можно выполнять утром, во время умывания. Малыш любит корчить рожицы перед зеркалом, вот и воспользуйтесь этим. Пусть он вытягивает губы трубочкой, произносит «О», «МО», «ВО». Для этого упражнения достаточно 2 – 3 минуты. Зарядку для языка проводить еще проще. Намажьте губки ребенка чем-нибудь сладким, и пусть он это слижет. Не забудем и про уголки рта, там тоже должно быть чисто. Такое занятие не только повеселит кроху, но и будет хорошей тренировкой мышц лица и языка. Ну и – улыбка. Широкая улыбка разрабатывает мышцы лица, и малыш быстро научится произносить «Ы». Благодаря таким несложным и забавным упражнениям для развития речи детей 2 – 3 лет, малыш быстро освоит новые звуки и начнет говорить. Хочу поделиться с вами некоторыми приемами и упражнениями, которые я использую в своей работе по развитию речи для формирование навыков правильного звукопроизношения; тренировки органов артикуляции. развития речевого дыхания, силы голоса, тренировки мышц губ.1. Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика.2. Игры по развитию общей моторики.3. Подвижные игры с речевым сопровождением.4. Игры с самомассажем.5. Игры – подражания с речевым сопровождением.6. Пальчиковые игры.7. Игры с различными предметами и материалами.1. Дыхательные упражнения и артикуляционная гимнастика.Цель: формирование навыков правильного звукопроизношения; тренировка органов артикуляции.Дыхательные упражнения.Цель: развитие речевого дыхания, силы голоса, тренировка мышц губ.1.«Подуем на снежинку».Вырезать из салфетки тонкую и легкую снежинку. Положить на ладонь ребенку. Ребенок дует, чтобы снежинка слетела с ладони.2. «Бабочка летает».Сделать совместно с ребенком бабочку из тонкой бумаги (обертка от конфет, салфетка и т. д.) . Привязать нитку. Ребенок держит за ниточку и дует на бабочку.3.«Плывет, плывет кораблик».Налить в таз или ванну воду, положить кораблик и предложить ребенку подуть на кораблик.Артикуляционная гимнастика.В. Развивать артикуляционный аппарат, используя истории «Веселого Язычка»Цель: развитие артикуляционного аппарата.Упражнение «Заборчик».Зубы ровно мы смыкаемИ заборчик получаем,А сейчас раздвинем губы –Посчитаем наши зубы.Упражнение «Хобот слоненка».Подражаю я слонуГубы хоботом тяну…Даже если я устану,Их тянуть не перестану.Буду долго так держать,Свои губы укреплять.2. Игры по развитию общей моторики.Двигательные упражнения, игры в сочетании со стихотворным текстом являются мощным средством воспитания правильной речи. Чем выше двигательная активность, тем выше развивается его речь.Мы идем по кругу, посмотри,И шагаем дружно: раз, два, три.Мы скачем по дорожке, меняя часто ножки.Поскакали, поскакали: скок, скок, скок,А потом, как аисты встали – и молчок.3. Подвижные игры с речевым сопровождением.Дети раннего возраста очень любят играть в короткие подвижные игры с забавными стихами, которые очень активно стимулируют развитие их речи. Чем веселее и интересней речевое сопровождение, тем больше игра нравится детям и тем больший эффект в развитии речи.Например, подвижные игры: «Зайка серенький сидит», «Гуси-гуси», «У медведя во бору», «Лохматый пес», «Кот Васька».4. Логоритмические игры с самомассажем.Во время игр с самомассажем читаем стихотворение, сопровождая слова движениями. Например:«Хомка, хомка хомячёк» .5. Игры – подражания с речевым сопровождением.Цель: упражнять детей в отчетливом произношении отдельных звуков, слов или фраз.«Птичий двор»Наши уточки с утра – «Кря-кря-кря! », «Кря-кря-кря! »,Наши гуси у пруда – «Га-га-га! », «Га-га-га! »,Наши гуленьки вверху – «Гу-гу-гу! », «Гу-гу-гу! »Наши курочки в окно – «Ко-ко-ко! », «Ко-ко-ко! »,А наш Петя-петушок рано-рано поутруНам споет «Ку-ка-ре-ку»6. Пальчиковые игры.Хорошо использовать пальчиковую гимнастику с элементами массажа биологически активных зон.Ай, лады, лады, лады (хлопают в ладоши,Не боимся мы воды (совершают интенсивные моющие движения обеими ладонями,Чисто умываемся («моют» лицо, растирают уши,Маме (друг другу) улыбаемся (улыбаются) .Это уникальное средство для развития речи: стимулируют речевое развитие, улучшают артикуляционную моторику, подготавливают кисть к письму и повышают работоспособность коры головного мозга.7. Игры с различными предметами и материалами.Можно использовать различные круглые предметы, которые хорошо катаются между ладонями, надувные шарики наполненные мукой или манной крупой.«Яичко» (катаем грецкий орех или любой шарик между ладошками) .Маленькая птичка принесла яичко,Мы с яичком поиграем,Мы яичко покатаем,Покатаем, не съедим, его птичке отдадим.«Крутись карандаш»(карандаш должен быть ребристым) .Катание карандаша по столу вперед- назад,чтобы карандаш не укатился.Сначала одной рукой, потом другой.