Рабочая программа музыкального руководителя


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа музыкального руководителя
Автор: Басенко Марина Евгеньевна

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3ПринятоУТВЕРЖДАЮ___________Педагогическим советом Заведующий МБДОУ Протокол №-1 от 24.08.2017 детского сада3 приказ от _______________РАБОЧАЯ ПРОГРАММАмузыкального руководителяБасенко Марины ЕвгеньевныОбразовательная область «Художественно-эстетическое развитие»музыкальная деятельностьдля детей дошкольного возраста от 3-х до 7 лет2017 – 2018 учебный годг. НовочеркасскСОДЕРЖАНИЕ
  • ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
  • Пояснительная записка
  • Актуальность
  • Цель программы
  • Задачи программы
  • Принципы и подходы к формированию программы
  • Методические принципы формирования программы
  • 1.7. Характеристика особенностей музыкального развития детей
  • СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
  • 2.1. Интеграция образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направление «Музыка» с другими образовательными областями.2.2. Задачи, содержание образовательноймузыкальной деятельности2.3. Формы, способы, методы художественно-эстетического развития детей 2.3.1. Методы и приемы 2.3.2. Формы обучения и развития детей 2.4. Использование здоровьесберегающих технологий 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ 3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды3.2. Система педагогического мониторинга музыкального развития 3.2.1. Критерии уровней развития3.3. Взаимодействие с воспитателями3.4. Взаимодействие с родителями Литература
  • ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
  • Пояснительная записка
  • Данная Рабочая программа разработана для проведения воспитательно – образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста от 3-х до 7 лет в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» музыкальная деятельность.Настоящая Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативно - правовыми документами:
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее ФГОС ДО), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155, (зарегистрирован в Минюсте РФ 14.11.2013 г. Регистрационный № 30384), вступивший в силу 1 января 2014 г.;
  • Конституция РФ, ст. 43, 72;
  • Конвенция ООН о правах ребенка (1989 г.);
  • Закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (принят Государственной Думой 21.12.2012 г.);
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 26 сентября 2013 г. Регистрационный №30038);
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2013 г. №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049 13 «Санитарно эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (зарегистрировано в Минюсте РФ 29.05.2013 г.);
  • Устав ДОУ.
  • Программа разработана в рамках основной образовательной программы МБДОУ детского сада №3 на 2017-2018 учебный год, для реализации образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».Данная программа является частью примерной общеобразовательной программы дошкольного образования«От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой и подразумеваетвсестороннее музыкальное воспитание детей, сохраняет общие цели и задачи.Рабочая программа разработана с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию различных видов музыкальной деятельности, в соответствии с ООП МБДОУ детского сада №3 и обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 3-х до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по художественно – эстетическому направлению.Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.Программа предусматривает преемственность музыкального содержания во всех видах музыкальной деятельности. Музыкальный репертуар, сопровождающий музыкально – образовательный процесс формируется из различных программных сборников, которые перечислены в списке литературы. Репертуар - является вариативным компонентом программы и может изменяться, дополняться, в связи с календарными событиями и планом реализации коллективных и индивидуально – ориентированных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение образовательных потребностей разных категорий детей. Особенностью рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников является взаимосвязь различных видов художественной деятельности: речевой, музыкальной, песенной, танцевальной, творческо-игровой. Подобранный музыкальный репертуар позволяет обеспечить рациональное сочетание и смену видов музыкальной деятельности, предупредить утомляемость и сохранить активность ребенка на музыкальном занятии. В рабочей программе учтены аспекты образовательной среды для детей дошкольного возраста:- предметно – пространственная развивающая образовательная среда;- условия для взаимодействия с взрослыми;- условия для взаимодействия с другими детьми.1.2.АктуальностьСовременная наука признает раннее детство как период, имеющий огромное значение для всей последующей жизни человека. Результаты нейропсихологических исследований доказали, что человеческий мозг имеет специальные разделы, ответственные за музыкальное восприятие. Из этого следует, что музыкальные способности – часть нашего биологического наследия. Влияние же музыки на эмоциональное состояние человека давно закрепило первые позиции среди других видов искусств. По мнению В.А. Сухомлинского: «Музыка является самым чудодейственным, самым тонким средством привлечения к добру, красоте, человечности. Чувство красоты музыкальной мелодии открывает перед ребенком собственную красоту – маленький человек осознает свое достоинство…».В дошкольной педагогике музыка рассматривается как ничем не заменимое средство развития у детей эмоциональной отзывчивости на все доброе и прекрасное, с которыми они встречаются в жизни. Основная идея рабочей программы – гуманизация, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей: добра, красоты, истины, самоценности дошкольного детства. 1.3. Цель программыВведение ребенка в мир музыки с радостью и улыбкой; сохранение и развитие высокой чувствительности воспитанника к шумовому и музыкальному миру; развитие творческих способностей детей через самовыражение. Создание условий для развития предпосылок смыслового восприятия и понимания произведений музыкального искусства, реализации самостоятельной творческой деятельности.Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенкомдошкольного детства, формирование основ базовой музыкальной культуры личности, всестороннее развитие музыкальных, психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностямиребенка, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе.
  • Задачи программы
  • - Подготовка воспитанников к восприятию музыкальных образов и представлений;- Развитие способностей слышать, любить и понимать музыку, - Закладывание основ гармонического развития:
  • развитие слуха – научиться слышать и слушать самого себя, окружающий мир,
  • развитие внимания, музыкальной памяти,
  • развитие чувства ритма,
  • развитие индивидуальных музыкальных способностей,
  • - Воспитание интереса к музыкально – ритмическим движениям;- Приобщение детей к русской народно-традиционной и мировой музыкальной культуре;- Освоение детьми приемов и навыков в различных видах музыкальной деятельности (игра на музыкальных инструментах);- Знакомство воспитанников с многообразием музыкальных форм и жанров в привлекательной и доступной форме;- Развитие детскоготворчества во всех видах музыкальной деятельности. 1.5 Принципы и подходы к формированию ПрограммыРеализуемая Программа строится на принципах ФГОС ДО (ФГОС ДО п. 1.2.):
  • поддержка разнообразия детства; сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека, самоценность детства - понимание (рассмотрение) детства как периода жизни значимого самого по себе, без всяких условий; значимого тем, что происходит с ребенком сейчас, а не тем, что этот период есть период подготовки к следующему периоду;
  • личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей), педагогических и иных работников Организации) и детей;
  • уважение личности ребенка;
  • реализация Программы в формах, специфических для детей дошкольного возраста, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка.
  • Реализуемая Программа учитываетосновные принципы дошкольного образования, указанные в ФГОС ДО: (ФГОС ДО п. 1.4.)
  • полноценное проживание ребёнком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
  • построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (индивидуализация дошкольного образования);
  • содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
  • поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
  • сотрудничество образовательного учреждения с семьёй;
  • приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
  • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
  • возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
  • учёт этнокультурной ситуации развития детей.
  • 1.6. Методические принципы формирования программы:
  • Создание непринужденной и доброжелательной обстановки на занятиях;
  • Учет возрастных особенностей воспитанников;
  • Гендерный подход к используемому репертуару;
  • Последовательное усложнение поставленных задач;
  • Принцип преемственности;
  • Принцип положительной оценки;
  • Соотношение используемого материала с природным, светским и, частично, народным календарем;
  • Соотношение с тематическим планированием ООП МДОУ.
  • 1.7.Характеристика особенностей музыкального развитиядетей младшей группы (3-4 лет) В этот период, прежде всего, формируется восприятие музыки, характеризующееся эмоциональной отзывчивостью на произведения. Маленький ребёнок воспринимает музыкальное произведение в целом. Постепенно он начинает слышать и вычленять выразительную интонацию, изобразительные моменты, затем дифференцирует части произведения. На четвертом году жизни у детей появляется дифференцированное восприятие музыки. У них возникает доброжелательное отношение к персонажам, о которых поется в песне, они чувствуют радость при исполнении веселого праздничного марша и успокаиваются во время слушания колыбельной. Дети узнают и называют знакомые песни, пьесы, различают регистры. Совершенствуются музыкально-сенсорные способности, которые проявляются при восприятии звуков, разных по высоте, слушании 2-3 детских музыкальных инструментов, выполнении ритма шага и бега (четверти и восьмые).Исполнительская деятельность у детей данного возраста лишь начинает своё становление. Голосовой аппарат ещё не сформирован, голосовая мышца не развита, связки тонкие, короткие. У детей 3—4 лет начинает формироваться певческое звучание в его первоначальных формах. Подстраиваясь к голосу педагога, они правильно передают несложную мелодию, произнося слова вначале нараспев, затем появляется протяжность звучания. Голос ребёнка не сильный, дыхание слабое, поверхностное. Поэтому репертуар отличается доступностью текста и мелодии. Проводится работа над правильным произношением слов. Малыши осваивают простейший ритмический рисунок мелодии. Можно установить певческий диапазон, наиболее удобный для детей этого возраста (ре1ля1).Поскольку малыши обладают непроизвольным вниманием, весь процесс обучения надо организовать так, чтобы он воздействовал на чувства и интересы детей. Дети проявляют эмоциональную отзывчивость на использование игровых приёмов и доступного материала.Приобщение детей к музыке происходит и в сфере музыкальной ритмической деятельности, посредством доступных и интересных упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов, помогающих ребёнку лучше почувствовать и полюбить музыку. Движения становятся более согласованными с музыкой. Многие дети чувствуют метрическую пульсацию в ходьбе и беге, реагируют на начало и окончание музыки, отмечают двухчастную форму пьесы, передают контрастную смену динамики. Малыши выполняют различные образные движения в играх, в упражнениях используют предметы: погремушки, флажки, платочки. Они более самостоятельны в свободной пляске.На музыкальных занятиях уделяется внимание игре на детских музыкальных инструментах, где дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, различают красоту звучания различных инструментов.Задачи: воспитывать отзывчивость на музыку разного характера, желание слушать ее, замечать изменения в звучании; учить различать звуки по высоте (в пределах октавы, септимы); тембр 2—3 музыкальных инструментов, передавать разный ритм (шаг и бег), узнавать знакомые песни и пьесы, уметь вслушиваться при исполнении песни, точно ее воспроизводить, формировать протяжность звучания, навык коллективного пения, развивать согласованность движений с музыкой на основе освоения детьми несложных гимнастических, танцевальных, образных движений.Характеристика особенностей музыкального развития детейсредней группы (4-5 лет)Дети 4—5 лет эмоционально откликаются на добрые чувства, выраженные в музыке, различают контрастный характер музыки. В этом возрасте наступает период вопросов: «почему?», «отчего?», и они часто направлены на содержание музыкального произведения.Ребенок начинает осмысливать связь между явлениями и событиями, может сделать простейшие обобщения. Он наблюдателен, способен определить: музыку веселую, радостную, спокойную; звуки высокие, низкие, громкие, тихие; наличие в пьесе двух частей (одна быстрая, а другая медленная); на каком инструменте играют мелодию (рояль, скрипка, баян). Ребенку понятны требования: как надо спеть песню, как двигаться в спокойном хороводе и как в подвижной пляске.Певческий голос детей очень хрупок и нуждается в бережной охране. Пение звучит негромко и еще неслаженно. Наиболее удобный певческий диапазон голоса — ре1си1. Песни в основном построены на этом отрезке звукоряда, хотя и встречаются проходящие более высокие и низкие звуки.Движения ребенка недостаточно скоординированы, он еще не в полной мере овладел навыками свободной ориентировки в пространстве, поэтому в играх и плясках нужна активная помощь воспитателя.Дети проявляют интерес к музыкальным игрушкам и инструментам, применяют их в своих играх и могут усвоить простейшие приемы игры на бубне, барабане, металлофоне.Задачи: воспитывать интерес к музыке, отзывчивость, желание слушать ее, обогащать музыкальные впечатления детей, развивать музыкально-сенсорные способности, формировать простейшие исполнительские навыки: естественное звучание певческого голоса, ритмичные движения под музыку, элементарные приемы игры на детских музыкальных инструментах.Характеристика особенностей музыкального развития детейстаршей группы (5-6 лет)На шестом году жизни дети эмоционально, непринужденно отзываются на музыку, у них появляется устойчивый интерес к музыкальным замятиям. Они не только предпочитают тот или иной вид музыкальной деятельности, но и избирательно относятся к различным его формам, например, больше танцуют, чем водят хороводы, у них появляются любимые песни, игры, пляски.Дети способны усвоить отдельные связи и зависимости от музыкальных явлений: «Это музыка-марш, и надо играть бодро, смело». Они могут дать простейшую оценку произведению, сказать, как исполняется, например, лирическая песня. «Нужно петь красиво, протяжно, ласково, нежно», — говорит ребенок. На основе опыта слушания музыки ребята способны к некоторым обобщениям. Так, о музыкальном вступлении они говорят: «Это играется вначале, когда мы еще не начали петь, не начали танцевать». Значительно укрепляются голосовые связки ребенка, налаживается вокально-слуховая координация, дифференцируются слуховые ощущения. Большинство детей способны различить высокий и низкий звуки в интервалах квинты, кварты, терции. Они привыкают пользоваться слуховым контролем и начинают произвольно владеть голосом. У некоторых голос приобретает звонкое, высокое звучание, появляется определенный тембр. Диапазон голосов звучит лучше в пределах ре1си1, хотя у отдельных детей хорошо звучит до2.Задачи: воспитывать устойчивый интерес и эмоциональную отзывчивость к музыке различного характера, развивать музыкальное восприятие, обогащать музыкальные впечатления, развивать звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух.Формировать исполнительские навыки: правильное звукообразование, чистоту интонации, выразительность ритмических движений под музыку, точность приемов игры на детских музыкальных инструментах.Развивать творческую активность: в импровизации попевок, плясовых движений, инсценировок.Характеристика особенностей музыкального развития детейподготовительной к школе группы (6-7 лет)На основе полученных знаний и впечатлений о музыке дети 6—7 лет могут не только ответить на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, выделить выразительные средства, почувствовать разнообразные оттенки настроения, переданные в музыке.Ребенок способен к целостному восприятию музыкального образа, что важно и для воспитания эстетического отношения к окружающему. Целостное восприятие музыки не снижается, если ставится задача вслушиваться, выделять, различать наиболее яркие средства «музыкального языка». Благодаря этому дети действуют в соответствии с определенным образом при слушании музыки, исполнении песен и танцевальных движений.Голосовой аппарат укрепляется, однако певческое звукообразование происходит за счет натяжения краев связок, в связи с чем, охрана певческого голоса должна быть наиболее активной. Надо следить, чтобы пение было негромким, а диапазон постепенно расширялся — ре1 – до2. В певческих голосах семилеток проявляются напевность и звонкость, хотя сохраняется специфически детское, несколько открытое звучание. В целом хор звучит еще недостаточно устойчиво и стройно.Дети охотно импровизируют различные мотивы, отвечают на «музыкальные вопросы», сочиняют мелодию на заданный текст. Они овладевают основными движениями (ходьбой, бегом, прыжками), выполняемыми под музыку, элементами народных плясок, простейшими движениями бального танца, умело ориентируются в пространстве при перестроении в танцах, хороводах.Уровень развития музыкального восприятия позволяет ребенку выразительно, ритмично передавать характер музыки, отметить в движении некоторые ее выразительные средства, изменить характер движений в соответствии с формой произведения, его частями, предложениями, фразами. Дети инсценируют в движении песни, варьируют танцевальные движения, передают музыкально-игровые образы.В этом возрасте ребенок легко овладевает приемами игры не только на ударных, но и на клавишных (металлофоны), духовых (триола) и струнных (цитра) инструментах, они играют по одному, небольшими группами и всем коллективом.Задачи: учить детей самостоятельно, всем вместе начинать и заканчивать песню, сохранять указанный темп; петь, ускоряя, замедляя, усиливая и ослабляя звучание, смягчать концы музыкальных фраз, точно выполнять ритмический рисунок, правильно передавать мелодию, исправлять ошибки в пении; различать движение мелодии вверх и вниз, долгие и короткие звуки; импровизировать различные попевки на основе хорошо усвоенных певческих навыков. Учить детей выразительно и непринуждённо двигаться в соответствии с музыкальными образами, характером музыки; ускорять и замедлять движения, менять их в соответствии с музыкальными фразами; уметь ходить торжественно-празднично, легко-ритмично, стремительно-широко, скакать с ноги на ногу, выполнять движения с предметами, ориентироваться в пространстве; инсценировать игровые песни, импровизировать танцевальные движения, составляя несложные композиции плясок.Учить простейшим приемам игры на разных детских музыкальных инструментах: правильно расходовать дыхание, играя на дудочках; приглушать звучание тарелок, треугольников; правильно держать руки при игре на бубне, барабане, встряхивать кастаньеты, маракас; играть в ансамбле.Целевые ориентиры освоения программы.Требования ФГОС ДО к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально – нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования.Результатом реализации данной программы по музыкальному развитию дошкольников можно считать:проявление инициативы, самостоятельности и творчества в различных видах музыкальной деятельности;
  • обладание установкой положительного отношения к миру;
  • сформированность эмоциональной отзывчивости на музыку;
  • наличие умения передавать выразительные музыкальные образы;
  • обладание развитым воображением, которое реализуется в различных видах музыкальной деятельности;
  • наличие умения передавать игровые образы, используя песенные, танцевальные импровизации;
  • развитие крупной и мелкой моторики, умения контролировать свои движения и управлять ими;
  • восприимчивость и передачу в пении, движении основных средств выразительности музыкальных произведений;
  • сформированность двигательных навыков и качеств (координация, ловкость и точность движений, пластичность).
  • 2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ2.1. Интеграция образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направление «Музыка» с другими образовательными областямиСодержание Программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» направление «Музыка» и интегрирует со всеми образовательными областями: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие. 2.2. Задачи, содержание образовательноймузыкальной деятельности.Группы детей дошкольного возраста.2.3. Формы, способы, методы художественно-эстетического развития детей. 2.3.1. Методы и приемы.Для решения поставленных задач предполагается использование взаимосвязанных методов работы: - наглядный:
  • наглядно-слуховой,
  • наглядно-зрительный.
  • - словесный:
  • объяснение,
  • пояснение,
  • указание,
  • беседа,
  • поэтическое слово,
  • вопросы,
  • убеждение;
  • замечания.
  • - практический:
  • показ исполнительских приемов,
  • упражнения (воспроизводящие и творческие).
  • 2.3.2. Формы обучения и развития детей. Реализация Рабочей программы осуществляется через регламентированную и нерегламентированную формы обучения:- различные виды непосредственно образовательной деятельности; - образовательную деятельность в режимных моментах;- самостоятельную досуговую деятельность;- совместную деятельность с семьей. Все занятия строятся в форме сотрудничества, дети становятся активными участниками музыкально-образовательного процесса. Формы музыкального развития: - Фронтальная музыкальная непосредственно образовательная деятельность, занятия:
  • традиционное,
  • доминантное,
  • тематическое,
  • интегрированное;
  • - Праздники и развлечения;- Игровая музыкальная деятельность:
  • театрализованные музыкальные игры,
  • музыкально – дидактические игры,
  • игры с пением,
  • ритмические игры;
  • - Совместная деятельность взрослых и детей (развлечения, праздники, театрализованная деятельность, оркестры);- Индивидуальная музыкальная непосредственно образовательная деятельность:
  • творческие занятия,
  • развитие слуха и голоса,
  • упражнения в освоении танцевальных движений,
  • обучение игре на детских музыкальных инструментах.
  • - Рабочая программа предполагает проведение музыкальной непосредственно образовательной деятельности – 2 раза в неделю в каждой возрастной группе.Структура образовательной деятельности:(может варьироваться в соответствии с усвоением материала детьми)
  • музыкально – ритмические движения;
  • развитие чувства ритма, музицирование;
  • пальчиковая гимнастика;
  • слушание, импровизация;
  • артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, распевание, пение;
  • пляски, хороводы;
  • игры.
  • 2.4. Использование здоровьесберегающих технологий  Для решения приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей, предусмотрено использование здоровьесберегающих технологий:- Логоритмика;- Дыхательная гимнастика;- Пальчиковая гимнастика;- Артикуляционная гимнастика; 3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ3.1. Организация развивающей предметно-пространственной средыРазвивающая предметно – пространственная среда музыкального зала ДОУ по содержанию соответствует реализуемой программе, по насыщенности и разнообразию обеспечивает занятость каждого ребенка, обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых.Художественно-эстетическая среда и оформление музыкального зала отвечает содержанию проводимого в нем праздника, способствует развитию у детей художественно-эстетического вкуса.Зал оснащен: мультимедийной установкой, аудиоаппаратурой (музыкальным центром), фортепиано, мольбертом, современным нотным материалом, аудиокассетами, СD-дисками. Оборудованы стеллажи, на которых располагаются детские музыкальные и шумовые инструменты, пособия и атрибуты (разноцветные шарфы, султанчики, листья, искусственные цветы, маски и др.)Наличие ковра позволяет проводить релаксационные упражнения.3.2. Система педагогического мониторинга музыкального развитияКонтроль над реализацией программы осуществляется в форме мониторинга (или диагностического обследования детей). Проводится 2 раза в год: всентябре и в мае. В разработке системы мониторинга использовались методики и технологии:
  • «Диагностика музыкальных способностей детей», О.П.Радынова,
  • «Музыкальное воспитание в детском саду», Н.А. Ветлугина, 
  • Результаты педагогической диагностики (мониторинга) используются исключительно для решения следующих образовательных задач:
  • Индивидуализации образования (в том числе поддержки ребёнка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
  • Оптимизации работы с группой детей;
  • Анализа профессиональной деятельности, взаимодействия с семьями.
  • Основным методом мониторинга является – аутентичная оценка. В ее основе лежат следующие принципы:
  • Она строится в основном на анализе реального поведения ребенка, а не на результате выполнения специальных заданий. Информация фиксируется посредством прямого наблюдения за поведением ребенка. Результаты наблюдения педагог получает в естественной среде (в игровых ситуациях, в ходе режимных моментов, в процессе организованной образовательной деятельности).
  • Аутентичные оценки могут давать взрослые, которые проводят с ребенком много времени, хорошо знают его поведение.
  • Родители могут стать партнерами педагога при поиске ответа на тот или иной вопрос, полученный в ходе аутентичной оценки.
  • Основная задача мониторинга заключается в том, чтобы определить степень освоения ребенком образовательной программыи влияние образовательного процесса, организуемого в дошкольном учреждении, на развитие ребенка. Чтобы правильно организовать процесс музыкального образования и воспитания детей, нужно знать исходный уровень их музыкальных способностей. Этот процессдолжен проходить в естественных для детей условиях. В рамках рабочейпрограммы мониторинг проводится почетырем основным параметрам:
  • восприятие музыки;
  • пение, песенное творчество;
  • музыкально - ритмические движения;
  • игра на музыкальных инструментах.
  • 3.2.1. Критерии уровней развитияМладшая группа Восприятие музыки Пение, песенное творчествоМузыкально-ритмические движения Игра на музыкальных инструментахСредняя группа Восприятие музыкиПение, песенное творчествоМузыкально – ритмические движенияИгра на музыкальных инструментахСтаршая группаВосприятие музыкиПение, песенное творчествоМузыкально – ритмические движенияИгра на музыкальных инструментахПодготовительная к школе группаВосприятие музыкиПение, песенное творчествоМузыкально – ритмические движенияИгра на музыкальных инструментах3.3. Взаимодействие с воспитателямиКачество реализации программы музыкального образования детей в ДОУ зависит от уровня профессиональной компетентности и музыкальной культуры воспитателей, которые непосредственно общаются с детьми на протяжении всего времени их пребывания в ДОУ.Направления взаимодействия музыкального руководителя с педагогическим коллективом ДОУ 
  • Ознакомление воспитателей с теоретическими вопросами музыкального образования детей;
  • Разъяснение содержания и методов работы по музыкальному образованию детей в каждой возрастной группе;
  • Обсуждение сценариев праздников и развлечений;
  • Взаимодействие в изготовлении праздничного оформления, декораций, костюмов, в оформлении интерьера дошкольного образовательного учреждения к праздникам;
  • Взаимодействие в организации музыкальной развивающей предметно-пространственной среды ДОУ;
  • Оказание методической помощи педагогическому коллективу в решении задач музыкального образования детей;
  • Участие в педагогических советах ДОУ;
  • Взаимодействие со старшим воспитателем ДОУ, учителем-логопедом, педагогом-психологом.
  • Формы взаимодействия
  • Индивидуальные и групповые консультации, в ходе которых обсуждаются вопросы индивидуальной работы с детьми; музыкально-воспитательная работа в группах; используемый на занятиях музыкальный репертуар; вопросы организации музыкальной развивающей предметно-пространственной среды ДОУ;
  • Практические занятия педагогического коллектива, включающие разучивание музыкального репертуара, освоение и развитие музыкально-исполнительских умений воспитателей;
  • Проведение вечеров досугов и развлечений с последующим анализом и обсуждением с точки зрения взаимодействия всего педагогического коллектива в решении задач музыкального развития детей;
  • Организация смотров-конкурсов проектов музыкально-развивающей среды в ДОУ, в отдельно взятой группе;
  • Совместная подготовка семинаров-практикумов по проблеме ценностного воспитания и развития ребенка-дошкольника средствами музыки; мастер – классы;
  • Музыкальные гостиные и вечера встреч с музыкой, организованные в ДОУ;
  • Круглые столы по темам:
  • Совместное проектирование планов работы, их корректировка по мере решения общих задач;
  • Совместное проектирование музыкально-образовательной среды в ДОУ, в группах;
  • Совместное обсуждение результатов диагностики и индивидуальных музыкальных проявлений ребенка в условиях занятия и в повседневной жизнедеятельности;
  • Взаимные консультации по использованию музыкального материала в образовательном процессе ДОУ, в решении разнообразных задач воспитания и развития.
  • 3.4 Взаимодействие с родителямиОсновные задачи
  • Установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника;
  • Создание атмосферы взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной поддержки;
  • Объединение усилий для музыкального развития и воспитания детей;
  • Активизация и обогащение музыкальных умений родителей.
  • Формы взаимодействияПлан мероприятий по взаимодействию с семьями воспитанников на 2017 – 2018 учебный год В течение года:
  • Индивидуальные консультации с родителями (по желанию);
  • Оформление информационного стенда, разработка новых рекомендаций, подбор статей, в том числе на страничке музыкального руководителя сайта ДОУ;
  • Оформление фоторепортажа о проведенных мероприятиях;
  • Оформление папок-передвижек, информационных бюллетеней, памяток;
  • Продолжать подбор музыкального материала для фонотеки, приобщая к процессу родителей.
  • ЛИТЕРАТУРА
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155,
  • Основная образовательная программа МБДОУ детского сада № 17, разработанная на основе«Примерная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др. – СПб: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
  • «Гармония» К.В.Тарасовоа, г. Москва
  • «Музыкальные шедевры» / О. П. Радынова. – М.: ВЛАДОС, 2000.
  • М. И. Родина, А. И. Буренина «Кукляндия» Учебно- методическое пособие СПб: ЛОИРО, 2014.
  • «Диагностика музыкальных способностей детей» / О.П.Радынова. - М.: ВЛАДОС,2000.
  • «Конспекты логоритмический занятий с детьми 5-6 лет»/ М.Ю. Картушина. - Издательство Творческий Центр "Сфера" Москва, 2005.
  • «Музыкальное воспитание в детском саду» / Н.А. Ветлугина. – М.:Просвещение, 1998. 
  • «Настроения, чувства в музыке» /О.П.Радынова. - М.: ВЛАДОС, 2000.
  • «Планирование и уровневая оценка музыкального развития детей дошкольного возраста», С. Мерзлякова, «Ежедневник музыкального руководителя детского сада». – М: ООО «Издательство Астрель», 2001.
  • «Танцевальная ритмика для детей», Т.И. Суворова. - СПб: ООО «Невская нота», 2009.
  • «Танцы с нотами для детского сада / Роот З.Я. - М., Айрис-пресс, 2006.
  • «Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста» Учебное пособие. / А.Н.Зимина. - Творческий центр «Сфера», Москва, 2010г.