«Роль общего фортепиано в обучении юного музыканта в ДШИ, ДМШ»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Роль общего фортепиано в обучении юного музыканта в ДШИ, ДМШ»
Автор: Стародубцева Виктория Ставродубцева

Роль общего фортепиано в обучении юного музыканта в ДШИ, ДМШ»Цель: способствовать формированию слушателей культуры школьников на основе приобщения к музыке.Задачи:1. Эмоционально, целостно воспринимать музыку на уровне ключевого знания.2. Развить творческие способности у учащихся.3. Воспитание культуры слушателя, исполнителя; воспитание любви к музыке.Предмет общее фортепиано является важным компонентом музыкального обучения в детской музыкальной школе. В первую очередь, это возможность для учащихся лично, в собственной исполнительской практике познакомиться с огромными фактурными возможностями фортепиано. Нельзя также не признать исключительной роли фортепиано в развитии гармонического и полифонического слуха с первых шагов обучения.Предмет общее фортепиано является важным компонентом музыкального обучения в детской музыкальной школе. В первую очередь, это возможность для учащихся лично, в собственной исполнительской практике познакомиться с огромными фактурными возможностями фортепиано. Нельзя также не признать исключительной роли фортепиано в развитии гармонического и полифонического слуха с первых шагов обучения. Ознакомление с широким кругом музыкальных произведений отечественных и зарубежных композиторов способствует расширению кругозора учащихся. Быстрое пополнение репертуара новыми произведениями повышает интерес учащихся к занятиям фортепиано, стимулирует их самостоятельную деятельность. Занятия в классе общего фортепиано помогают сформировать навык чтения нот с листа, умение быстро ориентироваться в музыкальном тексте.Преподаватель должен убедительно аргументировать необходимость обучения игре на фортепиано как условия профессионального роста музыканта. Учащийся должен почувствовать, что преподаватель видит в нем достойного ученика, верит в перспективу занятий, невзирая на отсутствие дома инструмента и невозможность подготовки домашнего задания. Ученик должен иметь ясное представление о смысле занятий, цели предмета и путях ее достижения. В отношении учащихся к курсу общего фортепиано нередко наблюдается отсутствие настоящего интереса, формальное выполнение требований. Четкая целевая установка обучения – непременная предпосылка создания положительного отношения к занятиям.За свою историю методика преподавания общего фортепиано в детской музыкальной школе накопила обширный арсенал методических   средств, приемов и методов обучения игре на фортепиано. Однако в сегодняшней практике такая важная форма работы, как ансамблевое музицирование на занятиях общего фортепиано оказалась отодвинутой на второй план. Распространенным в настоящее время является мнение, что игра в ансамбле более легкий, по сравнению с сольным, вид инструментального исполнительства, поэтому ученик, хорошо играющий соло, автоматически должен хорошо играть в ансамбле. Другая точка зрения: игра в ансамбле – во многом отличный от сольного вид музицирования, имеющий свои особенности. При этом нужно говорить не о снижении мастерства сольного исполнительства, а о его повышении, обогащении целым рядом навыков.Главная цель игры в ансамбле – дать возможность детям сразу же ощутить свою сопричастность к исполнению музыки, творчеству. Это достигается ансамблевым музицированием совместно с педагогом, который берет на себя основную нагрузку, предоставляя ученику доступный для него минимум. С самого первого занятия ученик вовлекается в активное музицирование совместно с учителем он играет простые, но уже имеющие художественное значение пьесы. Дети сразу же ощущают радость непосредственного восприятия искусства. А если ученики будут играть музыку, которая у них на слуху, то она будет побуждать их как можно лучше выполнить свои первые музыкальные обязанности.Основная задача педагога – сделать интересными и любимыми занятия музыкой. Этому должно способствовать все, что будит воображение ребенка: музыкальный материал и рисунок, текст песенок – подтекстовок, рассказ, сопровождающий игру.Активизации творческого роста учащихся также способствует целенаправленный подбор репертуара. Пьесы должны быть понятны, доступны, способствовать формированию ансамблевых навыков, развитию творческого воображения. В ансамбле младших классов развитие воображения прямо связано с характером наглядно-образного мышления. Ансамблист должен отчетливо воспринимать, наглядно представлять рисуемую в них ситуацию. Пьесы программного характера, жанровые зарисовки способствуют развитию воображения у маленьких музыкантов.Важным фактором при подборе ансамбля является индивидуальность, характер юного музыканта, его совместимость с другими учащимися. Без учета этих особенностей невозможно создать полноценный ансамбль. Часто бывает, что, хорошо подготовленный ученик, обладающий большим репертуаром, любящий свой инструмент, на практике не может применить свои знания и навыки. Но благодаря первым успехам перед массовой аудиторией юный ансамблист начинает острее ощущать полезность своего труда, проявляет целеустремленность, работоспособность в овладении исполнительским мастерством.Участие в ансамбле прививает учащимся чувство коллективизма, повышает общую дисциплинированность, формирует ответственность.Ансамблевый метод обучения дает возможность исправлять или корректировать слабые стороны ученика. Играя в ансамбле, дети раньше осваивают технику творческого общения, накапливают больший репертуар, имеют опыт концертной практики. Четкое начало и окончание произведения, выполнение динамического плана, поиски точного интонационного «произношения» нотного текста, владение техническими навыками – все это служит главному – раскрытию художественно-образного содержания музыки.Совместное музицирование вдвоем, втроем, вчетвером в  школе легко перетекает в прекрасный, полезный и радостный домашний досуг.Ансамблевые формы музицирования играют важную роль в процессе музыкального образования, воспитания и развития. Ребенок должен ощутить радость приобщения к искусству, почувствовать в уроках музыки возможность удовлетворения своих эстетических потребностей. Только в этом случае музыка станет для него источником радости и творчества.      Список литературы:1. Гинзбург Г. Статьи – М: «Советский композитор», 1984.2. Зеленин В. Работа в классе ансамбля – Минск, 1979.3. Ключарева Т. Педагогическая практика – М: «Музыка», 1979.4. Тимакин Е. Воспитание пианиста – М: «Советский композитор», 1989.5. Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано – М: «Просвещение», 1984.