Рабочая программа по физике для обучающихся 10-11 классов


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа по физике для обучающихся 10-11 классов
Автор: Курлаева Марина Вячеславовна

Приложение к образовательной программесреднего общего образования МОБУ «СОШ № 48» г. Оренбургана 2017-2019 уч. год РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо предметуФИЗИКА10-11 класс Составитель программы: учитель математики и физики: Курлаева Марина Вячеславовна, МОБУ «СОШ № 48» г. ОренбургаСОДЕРЖАНИЕ
  • Пояснительная записка:
  • Перечень нормативно - правовых документов;
  • Описание места учебного предмета в учебном плане МОБУ «СОШ № 48»;
  • Цели изучения предмета «Физика».
  • Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе.
  • Основное содержание учебного предмета.
  • Тематическое планирование.
  • Приложения к рабочей программе:
  • Оценочный материал (содержание, график).
  • 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
  • Рабочая программа «Физика» для 10-11 классов составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
  • Федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования Министерства образования РФ (Приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 31.01.2012) "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего общего образования").
  • Примерной программы среднего общего образования по физике (базовый уровень), 10-11 классы.
  • С учетом авторской учебной программы:ФИЗИКА.10-11 классы. / авт.-сост. Тихомирова С.А. – М.: Мнемозина, 2011. – 48 с./
  • Образовательной программы МОБУ «СОШ № 48».
  • Описание места учебного предмета в учебном плане МОБУ «СОШ № 48».
  • Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения физики на уровне среднего общего образования. В том числе в 10,11 классах по 70 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В примерной программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 14 часов (10%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий, учета местных условий.В учебном плане МОБУ «СОШ № 48» на 2017 – 2018 учебный год на изучение курса физики в 10-11 классах отводится:1.3 Цели изучения физики.Изучение физики в средних образовательных учреждениях на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:      • усвоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;  • овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественно-научной информации;      • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;      • воспитание убежденности в возможности познания законов природы, использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; в необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественно-научного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений; чувства ответственности за защиту окружающей среды;      • использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды
  • ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ФИЗИКЕ
  • В результате изучения физики на базовом уровне обучающийся 10 класса должен       знать/понимать  • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;      • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики,       • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших значительное влияние на развитие физики;      уметь      • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел      • отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперименты являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;      • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике;       • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;      использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:      • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;      • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;      • рационального природопользования и защиты окружающей среды- понимая взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.11 классВ результате изучения физики на базовом уровне выпускник должен       знать/понимать      • смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;      • смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;      • смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;      • вклад российских и зарубежных ученых, оказавших значительное влияние на развитие физики;      уметь      • описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитная индукция, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;      • отличать гипотезы от научных теорий; делать выводы на основе экспериментальных данных; приводить примеры, показывающие, что наблюдения и эксперименты являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;      • приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио- и телекоммуникаций; квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;      • воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, Интернете, научно-популярных статьях;      использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:      • обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;      • оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;      • рационального природопользования и защиты окружающей среды;- понимая взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.
  • ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
  • 10 класс
  • Физика как наука. Методы научного познания
  • Физика - фундаментальная наука о природе. Научные методы познания окружающего мира. Роль эксперимента и теории в процессе познания природы. Моделирование явлений и объектов природы. Научные гипотезы. РОЛЬ МАТЕМАТИКИ В ФИЗИКЕ. Физические законы и теории, границы их применимости. ПРИНЦИП СООТВЕТСТВИЯ. Физическая картина мира.
  • Механика
  • Механическое движение и его виды. Относительность механического движения. Прямолинейное равноускоренное движение. Принцип относительности Галилея. Законы динамики. Всемирное тяготение. Законы сохранения в механике. Предсказательная сила законов классической механики. Использование законов механики для объяснения движения небесных тел и для развития космических исследований. Границы применимости классической механики.ДемонстрацииЗависимость траектории движения тела от выбора системы отсчета. Падение тел в воздухе и в вакууме. Сравнение масс взаимодействующих тел. Второй закон Ньютона. Лабораторные работы:
  • Измерение ускорения тела при прямолинейном равноускоренном движении.
  • Изучение движения тела по окружности под действием силы упругости и тяжести.
  • Проведение опытов, иллюстрирующих проявление принципа относительности, законов классической механики, сохранения импульса и механической энергии.Практическое применение физических знаний в повседневной жизни для использования простых механизмов, инструментов, транспортных средств.
  • Молекулярная физика
  •       Возникновение атомистической гипотезы строения вещества и ее экспериментальные доказательства. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Уравнение состояния идеального газа. Строение и свойства жидкостей и твердых тел.      Законы термодинамики. Порядок и хаос. Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды.Демонстрации Изменение давления газа с изменением температуры при постоянном объеме. Изменение объема газа с изменением температуры при постоянном давлении. Изменение объема газа с изменением давления при постоянной температуре. Объемные модели строения кристаллов. Лабораторные работы:
  • Опытная проверка закона Гей – Люссака.
  • Измерение относительной влажности воздуха.
  • Проведение опытов по изучению свойств газов, жидкостей и твердых тел, тепловых процессов и агрегатных превращений вещества.Практическое применение в повседневной жизни физических знаний о свойствах газов, жидкостей и твердых тел; об охране окружающей среды.
  • Электродинамика
  •       Элементарный электрический заряд. Закон сохранения электрического заряда. Электрическое поле. Электрический ток. Закон Ома для полной цепи. Магнитное поле тока. Плазма. Действие магнитного поля на движущиеся заряженные частицы. Демонстрации Электрометр. Проводники в электрическом поле. Диэлектрики в электрическом поле. Энергия заряженного конденсатора. Электроизмерительные приборы. Магнитное взаимодействие токов. Отклонение электронного пучка магнитным полем. Магнитная запись звука. Лабораторные работы:
  • Измерение ЭДС и внутреннего сопротивления источника тока.
  • Изучение последовательного и параллельного соединения проводников.
  • Изучение явления электромагнитной индукции.
  • Измерение ускорения свободного падения с помощью нитяного мятника.
  • класс
  • Электродинамика
  •       Явление электромагнитной индукции. Взаимосвязь электрического и магнитного полей. Свободные электромагнитные колебания. Электромагнитное поле.      Электромагнитные волны. Волновые свойства света. Различные виды электромагнитных излучений и их практическое применение.      Законы распространения света. Оптические приборы.Демонстрации Зависимость ЭДС индукции от скорости изменения магнитного потока. Свободные электромагнитные колебания. Осциллограмма переменного тока. Генератор переменного тока. Излучение и прием электромагнитных волн. Отражение и преломление электромагнитных волн. Интерференция света. Дифракция света. Получение спектра с помощью призмы. Получение спектра с помощью дифракционной решетки.Поляризация света. Прямолинейное распространение, отражение и преломление света. Оптические приборы.Лабораторные работы:
  • Определение показателя преломления стекла.
  • Наблюдение интерференции и дифракции света.
  • Определение длины световой волны.
  • Квантовая физика и элементы астрофизики
  • Гипотеза Планка о квантах. Фотоэффект. Фотон. Гипотеза де Бройля о волновых свойствах частиц. Корпускулярно-волновой дуализм. Соотношение неопределенностей Гейзенберга.      Планетарная модель атома. Квантовые постулаты Бора. Лазеры.      Модели строение атомного ядра. Ядерные силы. Дефект масс и энергия связи ядра. Ядерная энергетика. Влияние ионизирующей радиации на живые организмы. Доза излучения. Закон радиоактивного распада и его статистический характер. Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия.      Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Галактика. Пространственные масштабы наблюдаемой Вселенной. Современные представления о происхождении и эволюции Солнца и звезд. Строение и эволюция Вселенной. Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов.Демонстрации Фотоэффект. Линейчатые спектры излучения. Лазер. Счетчик ионизирующих частиц.Лабораторные работы:
  • Наблюдение сплошного и линейчатого спектров.
  • Изучение треков заряженных частиц.
  • Наблюдение и описание движения небесных тел.Резервное время (12 час)ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.10 – класс.11-класс