Рабочая программа внеурочной деятельности "Уроки чистописания и грамотности"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа внеурочной деятельности "Уроки чистописания и грамотности"
Автор: Билялова Анна Витальевна

Рабочая программаВнеурочная деятельностьУроки чистописания и грамотности Пояснительная запискаРабочая программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе программы Н. Г. Агарковой «Программа. Графический навык. Каллиграфический почерк» (1-4).Каллиграфия - это искусство писать четким, красивым почерком. Заглядывая в тетради учеников, мы с каждым днем все больше и больше убеждаемся в том, что у большинства из них далеко не каллиграфический почерк.Каллиграфией дети начинают заниматься с первого класса и продолжают формировать каллиграфические и графические навыки в последующих классах.Работа по каллиграфии начинается с первых дней поступления ребенка в школу.Систематическое использование методов и приемов обучению каллиграфии способствует совершенствованию и формированию общеучебных навыков младших школьников, которые необходимы им на протяжении всей учебной деятельности и изучения русского языка и других школьных дисциплин.Общая характеристика курсаЦель занятий каллиграфией - формирование графически правильного, четкого, достаточно скорого письма.Достижение этой цели зависит от решения многих задач, встающих перед учителем с первых занятий обучения письму.Сначала необходимы: ознакомление с правилами посадки и владенияинструментами; ориентировка на страницах прописей, тетрадей; первоначальное ознакомление с начертанием букв, буквосочетаний; письмом слогов, слов, предложений.Затем - закрепление и совершенствование этих изменений на последующих уроках. На первый план выдвигаются задачи по обучению воспроизведению форм букв, соблюдению на всей странице одинакового наклона, рациональному соединению букв при написании, правильной расстановке слов на строке. Со сменой разлиновки становится актуальным соблюдение одинаковой высоты букв в словах на всей строке, пропорций строчных и заглавных букв.Параллельно на каждом этапе решаются задачи по обучению связанному(безотрывному), ритмичному и скоростному письму.Помимо общих задач работы со всем классом учитель ставит себе задачи по исправлению тех или иных недостатков при письме у отдельных учеников. Формирование навыка письма основывается на определенных принципах обучения.Принципы обучения каллиграфии включают как общедидактические, так и специфические принципы формирования графических навыков письма.Так, принцип наглядности, особенно важен в обучении каллиграфии. Он обеспечивается демонстрацией учителем процесса письма на доске и в тетрадях учеников, применением прописей и других пособий. Невозможно обучать каллиграфии, давая только устные знания, так как путь подражания почерку учителя и копирование образцов хорошего письма - один из основных путей формирования четкого почерка.Очень важно, чтобы обучение графическим навыкам письма былосознательным. Учащиеся должны знать, как и в каком порядке пишется та или иная буква, как она соединяется с другими буквами; знать, зачем мы пишем с наклоном, и как получается наклон при письме, какой должна быть высота букв, как держать ручку, сидеть при письме и другие. Сознательному усвоению графических навыков письма способствует также умение детей замечать и исправлять свои и чужие недочеты.Принцип повторности необходим для развития автоматизации навыковписьма. В процессе упражнения всякий навык закрепляется и совершенствуется, приобретает точность и скорость. Но любое упражнение должно быть сознательным и эффективным. Обучение графическим навыкам письма обязательно проводится с учетом особенностей детей:развития восприятия, скорости движения, анатомического аппарата движений кисти и нервно - мышечного управления движениями со стороны центральной нервной системы. Особенности развития организма ребенка учитываются при дозировке количества письменных упражнений и скорости их выполнения.Важно, чтобы обучение несколько опережало развитие детей испособствовало дальнейшему формированию. Это и предусматривает принцип постепенного нарастания трудностей - переход от простого к сложному, который происходит в процессе работы над формами букв на уроках русского языка.Непосредственно организация работы над формами букв называется вкаллиграфии генетическим принципом. Обучая детей каллиграфии, учитель должен опираться на принцип учета индивидуальных особенностей детей: хорошо знать способности детей к письму, учитывать особенности зрения, замечать отклонения в моторике. Такое знание возможностей учеников позволяет учителю правильно организовывать работу, подбирать индивидуальные задания ученикам, давать конкретные советы родителям.Работа по каллиграфии направлена на формирование двигательного навыка, поэтому опора на закономерности формирования данных навыков письма очень важна во время занятий, чтобы процесс письма был удобен для пишущего, и способствовал овладению наиболее прочными и скорыми движениями всех звеньев руки.Успешность в обучении каллиграфии во многом определяется созданием гигиенических условий: правильного подбора и расстановки школьной мебели, соответствия парты росту ученика, удобства ее конструкции для письма, должного уровня освещения рабочих мест, класса в целом и других.При работе с младшими школьниками необходимо проведение 2-3физминуток, а также специальных упражнений для развития пальцев, кисти,предплечья рук.Организация работы по каллиграфии направлена на совершенствованиеосновных общеучебных навыков: грамотного письма, беглого и осознанного чтения, правильного написания элементов каллиграфии.Основные методические приемы обучения каллиграфическим навыкамписьма:
  • Первостепенное значение при обучении каллиграфии имеют показ учителем процесса письма и объяснение способов написания букв, слогов, слов, предложений во время этого показа.
  • Списывание учащимися с готового образца - прописей, образца учителя на доске или в тетради. Прием основан на том, что учащиеся подражают, воспроизводят образцы письма.
  • Копировальный способ следует применять ограниченно в связи с тем, что обведение образца осуществляется учащимися без достаточного осознания процесса письма и даже видения формы буквы. Важно, чтобы копирование осуществлялось как письмо правильными движениями, так как в противном случае копирование не дает нужного эффекта и может привести к закреплению неправильных движений.
  • Воображаемое письмо, или письмо в воздухе заключается в опоре учащихся на двигательные ощущения и на зрительно воспринимаемый образец.
  • Анализ формы букв, который может осуществляться разными способами. Можно анализировать формы буквы, раскладывать ее на составляющие, зрительно выделяемые элементы.
  • Письмо под счет, или в такт счету способствует выработке плавного,ритмичного письма в определенном темпе.
  • Цели и задачи.Цель - научить детей писать правильно, красиво, аккуратно, формировать навыки письма через различные методы и приёмыЗадачи:
  • Знакомить детей с необходимыми предметами и материалами для занятия каллиграфией и приемами работы с ними.
  • Учить проявлять творческий подход к работе.
  • Учить планировать, предвидеть результат работы и достигать его, принеобходимости вносить коррективы в первоначальный замысел.
  • Учить индивидуальной работе.
  • Способствовать совершенствованию мелкой моторики рук, точных движений пальцев.
  • Развивать глазомер.
  • Воспитывать внимательность, аккуратность, целеустремленность,самодисциплину.
  • Формы организации занятийФормы организации занятий:
  • игры;
  • пальчиковые игры с предметами и без предметов;
  • ниткопись;
  • бисерография;
  • зарядка;
  • конкурсы;
  • соревнования;
  • работа со штампами;
  • игры с песком
  • Занятия проводятся в индивидуальной и групповой формах.Основные структурные элементы урока:
  • Организация начала урока от 1 минуты до 3 минут (сосредоточить внимание).
  • Проверка домашнего задания (актуализация знаний).
  • Минутка чистописания:
  • а) упражнения для координации мелкой моторики рук со словами;б) упражнения для развития психических процессов (внимания, памяти,пространственных представлений);
  • Постановка цели и задачи урока (активация внимания учащихся и формированиепервоначального интереса к изучаемому предмету).
  • Объяснение (научное изложение содержания учебного материала).
  • Закрепление (в виде системы упражнений, самостоятельных работ, специальных заданий с дифференцированным подходом к учащимся и разнообразиемдидактических игр).
  • Повторение (систематизация, воспроизведение учебного материала, через учебник или тренировочные упражнения).
  • Подведение итога и оценка работы учащихся (за 1 -3 минуты учащиеся повторяют содержание урока, учитель выделяет положительные моменты и недостатки в работе учащихся).
  • Место курса в учебном планеВо втором, третьем, четвёртом классе 34 часа (1 час в неделю).РезультатыРеализация программы обеспечивает достижение выпускникаминачальной школы следующих личностных, метапредметных и предметныхрезультатов.Личностные результаты:
  • формирование чувства гордости за свою Родину;
  • формирование средствами литературных произведений целостного взглядана мир в единстве и разнообразии природы;
  • воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению;
  • Метапредметные результаты:
  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • активное использование речевых средств для решения коммуникативных ипознавательных задач;
  • использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности.
  • Предметные результаты:
  • осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;
  • достижение необходимого для продолжения образования уровнячитательской компетентности, общего речевого развития;
  • использование разных видов чтения;
  • умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений;
  • развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения.
  • Контроль и оценка планируемых результатов.Текущий:- прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;
  • пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой ипоследовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;
  • рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;
  • контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.
  • Итоговый контроль в формах:
  • практические работы;
  • творческие работы учащихся;
  • выставки
  • Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания - незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности. Методическое и материально-техническое обеспечение программы
  • Агаркова Н.Г. Письмо. Графический навык. Каллиграфический почерк. /Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1 -4).
  • Часть 1. - М.: Просвещение, 2002.
  • Агаркова Н.Г. Русская графика. 1, 2 кл.: Книга для учителя. - М.: Дрофа, 1997.
  • Илюхина В.А. и др. Рабочая тетрадь: Чистописание 1, 2, 3, 4 кл.- М.:Дрофа.
  • Тикунова Л.И., Игнатьева Т.В. Прописи-ступеньки. Чистописание 1, 2, 3, 4кл.- М.: Дрофа.
  • Яковлева М.А. Тетрадь по чистописанию 2, 3, 4 кл.- М.: Баласс. - 2003.
  • Безруких М.М. Обучение первоначальному письму: Метод. пособие кПрописям. - М.: Просвещение, 2002.
  • Желтовская Л.Я., Соколова Е.Н. Формирование каллиграфических навыков умладших школьников: Пособие для учителя четырехлетней начальной школы.- М.: Просвещение, 1987 (Библиотека учителя начальных классов).
  • Илюхина В.А. Особенности формирования графических навыков и анализаошибок при письме // Нач. шк. - 1999.- № 8.
  • Потапова Е.Н. Радость познания: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1990
  • Тематическое планирование3 класс4 класс