Играя с пальчиками - развиваем речь ребёнка


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Играя с пальчиками - развиваем речь ребёнка
Автор: Волкова Ольга Николаевна

Играя с пальчиками – развиваем речь ребёнкаВ.А.Сухомлинский в своё время заметил, что: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев». А роль развития мелкой моторики у детей заключается в том, что когда ребенок производит ритмичные движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга, участвующих в речевом акте. Поэтому пальчиковые игры, игры на развитие мелкой моторики, массаж и самомассаж пальчиков ладоней способствуют развитию и улучшению речевых навыков. Вот поэтому с этой целью необходимо не только тренировать пальцы рук ребёнка, но и совершенствовать и развивать его мелкую моторику. Мелкая моторика – это разнообразные движения пальчиками и ладонями, выполняемые в такт или же под ритмичные стихотворения. Развитие мелкой моторики не только повышает тонус коры головного мозга, но и развивает речевые центры, стимулирует речевое развитие ребёнка, способствует улучшению артикуляционной моторики, развивает чувство ритма и координацию движений, а также способствует подготовке руки к письму. Но следует заметить, что развитие мелкой моторики – не единственный фактор, способствующий развитию речи. Даже если у ребенка будет прекрасно развитая моторика, но с ним не будут разговаривать, то и его речевые навыки будет недостаточно развиты. Развивать речь малыша необходимо в комплексе: много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами, а также читать вместе с ребёнком книги, рассказывать обо всем, что его окружает, показывать картинки, которые дети обычно с удовольствием рассматривают. И совместно с этими занятиями, развивать мелкую моторику рук. Необходимость развития мелкой моторики рук для каждого родителя в настоящее время – не секрет. Но не все знают, каким образом это можно сделать. В настоящие время существует множество различной литературы и дидактических материалов, которые могут помочь родителям. В качестве игровых и развивающих пособий в работе могут использоваться различные «подручные» материалы, и здесь всё будет зависеть от совместной фантазии. Вот некоторые примеры развивающих игр, которые будут интересны не только детям, но и родителям.Самое первое, что есть у каждого из нас дома – это шнурки и всевозможные ленточки. Манипуляции со шнурками можно осуществлять не только с обычными предметами одежды, но и с игрушками. Можно шнуровать ботиночки, плести всевозможные косички, оплетать ленточками контуры всевозможных зверюшек и фигур, вырезанных из картона или бумаги, предварительно проделав по контуру отверстия. Также полезным и интересным будет застегивание пуговиц (размер пуговиц стоит выбирать, отталкиваясь от навыков ребенка). И здесь хочется пожелать родителям, чтобы они давали больше самостоятельности детям и не спешили оказывать помощь в застегивании пуговиц на одежде. Очень хороший развивающий эффект также помогают получить обычные бельевые прищепки. С их помощью можно конструировать всё что угодно. Например, сделать из прищепок лучики солнышка, ушки зайчика и других животных. Предварительно не забудьте сделать для этого цветные картонные заготовки. А также прищепки можно использовать в качестве массажёров, аккуратно прищипывая ими каждый пальчик ребёнка. Желательно делать такой массаж под ритмичные легко запоминающиеся стихи. Очень хорошо помогают развивать мелкую моторику игры с пластилином, где также всё зависит от вашей фантазии. Одним из важных в этом занятии является тот факт, чтобы пластилин обязательно был твёрдым в начале занятия. Для развития мелкой моторики также хороши занятия с проволокой, бусами различной величины, и, конечно же, не нужно забывать об играх с мозаикой. В качестве примера можно предложить поиграть с ребёнком старшего дошкольного возраста в следующие игры для развития мелкой моторики. Пальчиковая игра «Встали пальчики»:Этот пальчик хочет спать,Этот пальчик - прыг в кровать,Этот пальчик прикорнул,Этот пальчик уж уснул.Встали пальчики — УраВ детский сад идти пора!(Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных — будить. Одновременно с восклицанием «Ура!» Кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны.)«Весёлый оркестр»Кот играет на баяне,Зайчик наш — на барабане.Ну а мишка на трубеПоиграть спешит тебе.Если станешь помогать,Будем вместе мы играть.(Имитировать игру на разных музыкальных инструментах.)ДождикДождик-дождик, Полно лить,Малых детушек Мочить!(Подушечками правой (левой) руки прижаться к столу. Попеременно постукивать ими по поверхности стола (как игра на пианино). А также совместно с родителями можно использовать в качестве дидактического материала счётные палочки. С их помощью можно поиграть в следующую игры: перекладывать из стопки в стопку; выкладывать фигурки, нарисованные на картинке; складывать обратно в коробочку. Из подручных средств, имеющихся дома, можно использовать также бумагу и придумать множество различных и необычных игр. Например, сминать и разглаживать лист бумаги; а также складывать из неё оригами. А можно устроить разноцветный дождь, порвав цветную бумагу на мелкие куски, и потом подбрасывать её в воздух в виде разноцветного дождя. Также можно изготовить из цветной бумаги различные аппликации. Игр для развития мелкой моторики можно придумать всевозможное множество при желании и совместной фантазии.Дорогие родители, как видите, приёмов развивать мелкую моторику у ребёнка существует большое количество. Практика показывает, что занятия эти нравятся не только детям, но и взрослым тоже. Хороший эмоциональный настрой в совокупности с вашей фантазией не только помогут развить мелкую моторику и улучшить речь ребёнка, но и станут ещё одним прекрасным поводом для вашего совместного общения.