"Трудовое воспитание как средство социализации детей с ОВЗ"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Трудовое воспитание как средство социализации детей с ОВЗ"
Автор: Старыгина Ирина Витальевна

ГБОУ Республики Марий Эл Косолаповская школа-интернат
Трудовое воспитание как средство
социализации детей с ОВЗ
Подготовила воспитатель I категории
Старыгина И.В.
Косолапово, 2018 г.
Одной из задач коррекционной школы VIII вида является трудовое воспитание учащихся, которое на современном этапе должно быть целостной системой формирования личности ребенка с нарушением интеллекта. В труде формируется мировоззрение ребенка, моральные качества его, мотивы поведения, корригируется познавательная деятельность, воспитывается воля и характер. Коррекционная школа VIII вида психологически и практически должна готовить учащихся к сознательному, активному труду.
Цель: подготовка учащихся к практической общественно полезной деятельности.
Задачи:
1. Формирование у учащихся прочных профессионально-трудовых умений и навыков, воспитание культуры труда и умений использовать в практической деятельности общеобразовательные знания и навыки.
2. Воспитание у учащихся нравственных качеств - трудолюбие, ответственное отношение к заданиям, бережное отношение к общественному имуществу, умение работать в коллективе и выполнять требования трудовой дисциплины.
Если в массовой школе образование призвано обеспечить выпускникам возможность свободного выбора профессии, то специальная школа обязана, изучив возможности учащихся, определить доступность для них того или иного вида труда и подготовить их к труду по определённой программе в самой школе.
Основные средства трудового воспитания:
а). Система занятий ручным трудом в младших классах;
б). Система профессионального трудового обучения в старших классах;
в). Мероприятия по воспитанию у детей навыков бытового труда (в семье, интернате) и самообслуживания.
В процессе трудового воспитания у детей формируется добросовестное отношение к порученной работе, готовность к труду, настойчивость, дисциплинированность, самоконтроль, уважение к людям труда. Также формируется культура труда: привычка содержать рабочее место в чистоте, умение включиться в работу, планировать свою деятельность, ценить рабочее время.
Задачи трудового воспитания состоят в том, чтобы сформировать у школьников понимание крайне важности для каждого человека участия в труде, развить на этой базе социальные мотивы трудовой деятельности. В труде крайне важно воспитывать черты высокой морали доброго, порядочного человека — производителя материальных ценностей. Наряду с этим нужно учить детей (особенно подростков) трудовым умениям и навыкам, прививая им культуру труда, умение планировать и учитывать работу, организовывать свой трудовой процесс, аккуратно и бережно относиться к рабочему месту, орудиям труда, материалу. На этой базе проходит вооружение учащихся, оканчивающих коррекционную школу VIII вида, одной из массовых рабочих профессий.
Одновременно с выполнением этих задач в процессе труда нужно обратить серьезное внимание на развитие у детей с нарушением интеллекта интереса к знаниям, к технике, к профессии, которую они осваивают. При решении задач трудового воспитания нельзя забывать о том, чтотруд имеет для ученика коррекционной школы большое значение.
Используя в процессе труда знания, полученные на уроках, занятиях обучающиеся, воспитанники их уточняют, более глубоко осознают. Так, труд в коррекционной школе VIII вида выступает как средство, помогающее сознательности обучения ребенка с нарушением интеллекта. Участие в физическом труде положительно отражается и на общем физическом развитии ученика такой школы. А это тоже очень важная коррекционная задача, так как в физическом отношении ребенок с нарушением интеллекта часто отстает от своих нормальных сверстников. По этой причине вопрос видов труда, его форм, возрастной нагрузки, посильности приобретает в коррекционной школе особое значение.
И, наконец, обучающиеся, воспитанники коррекционной школы VIII вида требуют очень большого внимания при коррекции недостатков их эмоционально-волевой сферы. Негативизм, неуверенность в своих силах, легкая возбудимость одних и заторможенность других должны учитываться при организации трудовой деятельности детей.
Уже с первых лет обучения школа должна психологически готовить ребенка к участию в общественно полезном труде. Этапсихологическая подготовканаправлена на развитие моральных, интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств человека, необходимых для творческого труда. В процессе ее формируются положительные мотивы трудовой деятельности, целеустремленность и интерес к овладению определенной профессией.
Практическая подготовка к труду— это формирование у школьников трудовых умений и навыков, накопление ими трудового опыта при овладении одной из массовых рабочих профессий. Эти задачи в решаются на занятиях ручным трудом, уроке социально-бытовой ориентировке, в процессе профессионально-трудового обучения и во время общественно производительной практики. За время обучения в коррекционной школе дети имеют целую систему упражнений в коллективной трудовой деятельности. Уже в процессе изучения основ наук учащиеся получают некоторые практические навыки и умения, необходимые им в жизни. Но основное значение для приобретения рабочих умений и навыков обучающимся воспитанникам коррекционных школ имеет система трудового обучения и профессиональной подготовки. Эта система включает занятия по ручному труду, урок по социально-бытовой ориентировке, работу в мастерских, на пришкольном участке, общественно - полезный труд.
Основной особенностью обучающихся воспитанников младших классов является трудность усвоения ими отвлеченных понятий, бедность конкретных представлений и понятий об окружающей действительности, бедность словарного запаса, недостаточная координация движений. Практическая деятельность обучающихся, воспитанников по изготовлению разнообразных изделий дает учителю, воспитателю широкие возможности познакомить детей опытным, наглядным путем со свойствами материалов и простейшими инструментами для их обработки. На занятиях по ручному и хозяйственно-бытовому труду дети приобретают опыт работы в коллективе и в связи с этим опыт подчинения определенным правилам. Здесь учащиеся узнают первые радости от успеха. Ручной труд развивает самостоятельность, инициативу и настойчивость в решении трудовых задач, чувство ответственности. Особенно это чувство возрастает, когда дети видят, что сделанные ими вещи действительно нужны. К вещам, сделанным своими руками, дети проявляют и особую бережливость. Кроме воспитания этих качеств личности ребенка, ручной труд нужно использовать для развития познавательных интересов и закрепления знаний, полученных обучающимися, воспитанниками во время занятий в классе.
Самообслуживание— первая трудовая обязанность ребенка. Уборка кровати, уход за платьем, обувью, уборка игрового и рабочего места — это те элементарные бытовые обязанности, с которыми уже в семье встречается дошкольник. При этом обучающиеся воспитанники коррекционных школ таких навыков при поступлении в первый класс в большинстве случаев не имеют. Часто в семье их не приучали к выполнению трудовых обязанностей, и в связи с этим у многих из них воспиталось иждивенчество. В школе, особенно в школе-интернате, самообслуживание является частью общественно полезного труда учащихся. Оно имеет важное значение для развития у школьников наиболее распространенных трудовых навыков, необходимых в жизни. Содержание в порядке, чистоте и сохранности классного помещения, классного оборудования, уход за комнатными растениями (в младших классах), полная уборка классных помещений, кабинетов, мастерских школы, включая натирку полов и участие в ремонтных работах (в старших классах),— таков перечень дел, которыми могут заниматься дети с нарушением интеллекта. В школах с интернатами добавляется еще и уборка, содержание в чистоте и порядке спален, стирка мелких вещей и ремонт одежды и обуви.
Самообслуживание требует четкого распределения трудовых обязанностей с учетом возрастных особенностей и состояния здоровья детей, а также требований санитарии и гигиены. Занимаясь самообслуживанием, дети учатся рациональным приемам работы. Этому помогают знания, полученные ими на предметных уроках, на уроках по ручному труду, домоводству. Сейчас в быту все более широко используются машины, облегчающие труд человека. Обращению с такими машинами дети учатся на уроках социально-бытовой ориентировки.
Использование инструментов, правильное расходование материалов, аккуратное и бережное обращение с рабочей одеждой помогают воспитать дисциплинированность, бережливость и аккуратность, вырабатывают навыки культуры труда. Повторяясь изо дня в день, трудовые операции по самообслуживанию способствуют выработке терпения, настойчивости и навыков самоконтроля.
Часто у детей сравнительно легко удается вызвать желание трудиться. Но это желание не всегда бывает устойчивым, выработать же у наших школьников привычку повседневного участия в труде — дело довольно трудное. Это объясняется тем, что желание трудиться у многих детей развивается быстрее, чем способность к трудовым усилиям. Слабость мускулатуры, недостаточное развитие мелких мышц, несовершенство координации движений, неустойчивость интересов и внимания, а также недостаточное владение трудовыми навыками приводят к тому, что дети быстро утомляются и не всегда с желанием берутся за работу. По этой причине особое значение приобретает правильная дозировка трудовых заданий.
В работе с обучающимися, воспитанниками широко используются тематические игры, позволяющие использовать знания, умения и навыки, полученные детьми на уроках труда, занятия по ручному труду и урок социально-бытовой ориентировки, закрепить навыки самообслуживания.
В коррекционной школе вся трудовая деятельность учащихся˸ самообслуживание, производительный и даже учебный труд — должна носитьобщественно полезный характер.Общественно полезная направленность всей трудовой деятельности помогает воспитанию высоких моральных качеств человека.
Ценным в общественно полезном труде является и то, что он направлен на развитие инициативы школьников. Эта особенность общественно полезного труда имеет большое значение в работе с учащимися коррекционных школ VIII вида, страдающими пассивным отношением к жизни.
В таких школах огромное значение для воспитания учащихся имеетпроизводительный труд,который дает ребятам возможность овладеть рабочей профессией.
Общественная значимость труда формирует социальные мотивы, повышает его воспитательную роль. В мастерских дети изготовляют различные пособия для учебных кабинетов, предметы бытового пользования для спален и игровых комнат. Учащиеся могут выполнять отдельные несложные детали или предметы по заказу предприятий (к примеру, мешки для пылесосов по заказу фабрики). Очень важно, чтобы ученики в мастерских имели возможность использовать свои знания по арифметике, черчению и другим учебным предметам. Это помогает умственно отсталым детям развить познавательные интересы, более глубоко осознать учебный материал. Эта задача решается легче, в случае если в конце каждого учебного года (с V по IX класс) проводить производственную практику. Она организуется непосредственно на производстве и позволяет показать учащимся крайне важность общеобразовательной подготовки рядового рабочего и колхозника. Очень полезна постоянная связь школьника с производством, взаимные обязательства учащихся и рабочих шефствующих предприятий, взаимная информация о трудностях и удачах в работе. Многие коррекционные школы держат тесную связь с шефскими предприятиями, регулярно организуют экскурсии на заводы, устраивают витрины, стенды, посвященные жизни шефствующих предприятий и отдельным передовикам производства.
Вся эта работа,͵ а также овладение трудовыми навыками в школьной мастерской готовят учащихся к участию в производительном труде, к овладению определенной профессией.
Производственное обучение и производительный труд — завершающий этап практической подготовки учащихся к будущей работе на предприятиях. Особое значение приобретает производительный труд обучающихся воспитанников коррекционной школы VIII вида в сельском хозяйстве. Работа на свежем воздухе и в более спокойной (чем на заводе) обстановке помогает корригировать дефекты учащихся. В программах по профессионально-трудовому обучению коррекционных школ предусмотрен ряд профессий, которыми могут овладеть умственно отсталые ученики. По этой причине наши выпускники могут трудиться в самых различных областях народного хозяйства.
Таким образом, трудовое воспитание в коррекционных школах, является одним из важнейших аспектов социальной адаптации детей с интеллектуальным недоразвитием, направленное на достижение ощущения социального комфорта и равноправия в обществе.