Для чего и зачем нужен учитель-логопед в школе?


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Для чего и зачем нужен учитель-логопед в школе?
Автор: Дзюбан Эмма Акоповна

Для чего и зачем нужен учитель - логопед в школе? Многие родители учеников, бывают крайне удивлены, когда их детям рекомендуют логопедические занятия. Очень часто из их уст приходиться слышать: " Мой ребёнок выговаривает все звуки!", " Мы не нуждаемся в логопедической помощи". Очень часто родители не обращаются к логопедам, потому что неправильно трактуют их роль и считают подобное обращение свидетельством того, что с ребенком что-то не так и что они, как родители, что-то упустили. А порой просто не могут разобраться в том, нужна ли их ребенку помощь логопеда.Но давайте проведем маленький ликбез. Для начала разберем самые частые заблуждения о том, кто такие логопеды и зачем они нужны?Не торопитесь отказываться, постарайтесь выяснить причину, по которой вам рекомендованы логопедические занятия.Как известно, речь бывает устной и письменной. Если с первой у вас всё замечательно, а со второй возникают проблемы в виде стойких пропусков гласных и согласных букв -"змля" вместо земля ; перестановки букв в слове - "рукча" вместо ручка, перестановки и выпадение слогов - "моколо" , "моко" вместо молоко; появление лишних букв или слогов в слове - "тарава" вместо трава, "мотоцикил" вместо мотоцикл и т.п. Это серьёзный повод обратиться за помощью к школьному логопеду.Некоторые родители, да и многие учителя считают такие ошибки нелепыми, вызванными личностными качествами учеников: неумение слушать объяснение учителя, невнимательностью при письме, небрежным отношением к работе и т.п. На самом деле в основе подобных ошибок лежат более серьёзные причины: несформированность фонематического восприятия и связанного с ним анализа и синтеза слова (в данном случае).Основные направления работы логопеда в школе – это коррекция нарушений чтения и письма, а также предупреждение этих нарушений, которые являются самыми распространенными формами речевой патологии у младших школьников. Глобальной целью логопедического воздействия является развитие всей речевой системы в целом:- развитие связной речи; - коррекция произношения;- накопление и совершенствование словаря;- развитие грамматической стороны речи;- развитие артикуляционной моторики;- обучение звуковому анализу слов;- обучение навыкам словообразования и словоизменения.Какие ошибки должны насторожить родителей:1. Смешение букв при чтении и письме по оптическому (зрительному) сходству: б-д, п-т, Е-3, а-о, д-у, и т.д.2. Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие звука или его замена отражается и на письме. Ребёнок пишет то, что говорит: сапка - шапка, теловек - человек, вопата - лопата.3. Смешение фонем по артикуляционному (произносительному) сходству. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям даётся письмо под диктовку. Смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие звуки, звуки ч, ц, щ между собой и с другими фонемами. Например: тубло (дупло), лёбит (любит).4. Мы часто радуемся, когда ребёнок бегло читает в дошкольном возрасте, а это при недостаточно сформированном звуковом восприятии может привести к ошибкам на письме: пропуск букв, слогов, недописывание слов.5. При дисграфии часты ошибки «застревания»: За зомом росла мамина (за домом росла малина), или ошибки «упреждения»: Дод небом лолубым (под неблм голубым).6. Много ошибок из-за неумения ребёнка передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить), вьезёт (везёт).7. Слитное написание предлогов и раздельное написание приставок также является одним из проявлений дисграфии: В саду у вы росли чудесные розы ( в саду выросли чудесные розы).8. Пропуски букв, недописывание слогов, слов, замена и удвоение слогов, перестановки: упала - упла бабочка – бачка растет – расте лесник – лесниник клюква – клювка умная - уманя 9. Очень медленный темп письма.10. Тремор (дрожание руки).Следует сказать, что любое нарушение речевой деятельности может привести к неприятным последствиям. Например, нарушения фонематического слуха, артикуляционной моторики, слоговой структуры слова затрудняют изучение иностранных языков. Нарушение связной речи, неумение составить пересказ и рассказ приведут позднее к проблемам в изучении литературы, биологии, истории, географии, где тоже потребуются связные ответы и высказывания. Нарушение мелкой моторики (т.е. движений пальцев рук) повлечет за собой трудности в обучении письму, рисованию, труду.Итак, возвращаюсь к вопросу, поставленному в название статьи: для чего и зачем нужен учитель - логопед в школе?Для чего? Обследовать учеников начальных классов для выявления детей, нуждающихся в логопедической помощи.Зачем? Организовать своевременную логопедическую помощь для предупреждения и преодоления специфических ошибок в устной и письменной речи. Ведь известно, чем раньше начнётся коррекционная помощь, тем она эффективнее.Учитель-логопед не дублёр учителя и не репетитор, выполняя свою основную работу по коррекции имеющихся у детей дефектов речи, он создаёт платформу для успешного усвоения детьми школьной программы. Занятия с учителем-логопедом очень интересны, ведь развивая формы речи, мы развиваем другие сопутствующие психические процессы, внутренний мир ребёнка, делаем ребёнка уверенным в себе и в своих поступках.Когда и зачем нужны логопедические занятия?Уважаемые родители! Обращайтесь за помощью к логопеду своевременно!Если ребёнок пришёл в первый класс с нарушенным звукопроизношением, процесс освоения им письма и чтения значительно усложняется. Вовремя не поставленные звуки тормозят развитие письменной и устной речи ребёнка.Дети, занимавшиеся в детском саду с логопедом, находятся под особым контролем у школьного логопеда, так как у этих детей, в первую очередь, могут возникнуть трудности с освоением письменной речи. Сообщите логопеду, если ваш ребёнок имел в прошлом недостатки звукопроизношения.Дополнительное внимание и контроль помогут предотвратить вероятные трудности.Уважаемые родители, обращаем ваше внимание, что к моменту поступления в школу предполагается, что проблемы, связанные со звукопроизношением вашего ребёнка, решены в дошкольный период.Если вы откладываете постановку звуков у вашего ребёнка до поступления в школу, так как там есть логопед, вы делаете большую ошибку.Если же ребёнок пришёл в 1-ый класс с не поставленными звуками, процесс освоения им письма и чтения значительно усложняется — у ребёнка нарушена одна из важнейших составляющих развития речи. Вовремя не поставленные звуки тормозят развитие письменной и устной речи ребёнка.В начале учебного года первоклассники и другие ученики начальной школы проходят обследование у логопеда на основе нейролингвистических методик, которые помогают наиболее полно охватить все этапы речевого развития ребёнка.По результатам обследования на дополнительные занятия по развитию речи приглашаются ученики с выявленными трудностями в области фонетико-фонематического восприятия, с трудностями в области словообразования, словарного запаса, а также в области связной речи.