«Развитие мелкой моторики как средство повышения уровня речевого развития детей дошкольного возраста»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Развитие мелкой моторики как средство повышения уровня речевого развития детей дошкольного возраста»
Автор: Лаушкина Галина Михайловна

Представление педагогического опытаЛаушкиной Галины Михайловнывоспитателя МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида»Тема: «Развитие мелкой моторики как средство повышения уровня речевого развития детей дошкольного возраста»Движения руки всегда тесно связаныс речью и способствуют её развитию.В.М. БехтеревПотребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей детского организма, являясь условием его нормального формирования и развития.Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребёнка. Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребёнка с окружающим его предметным миром.Проблема повышения эффективности комплексной работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук детей дошкольного возраста не теряет своей актуальности.АктуальностьОбоснованием актуальностии перспективности моего педагогического опыта явился тот факт, что уровень развития речи детей находятся в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев. К сожалению, в последние годы отмечается увеличение количества детей, имеющих плохо развитую речь. Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев, от них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом...), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Мелкая моторика очень важна, поскольку через нее развиваются такие высшие свойства сознания, как внимание, мышление, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.Еще в середине прошлого века было установлено, что уровень развития речи детей прямо зависит от сформированности движений мелкой моторики рук. Если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть выше нормы.Развивать общую и тонкую моторику следует параллельно, предлагая ребёнку упражнения, соответствующие его возрасту и возможностям. На примере простых упражнений на развитие общей моторики – движений рук, ног, туловища – можно научить его выслушивать и запоминать задания, а потом выполнять их.Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И. П. Павлов, А. А. Леонтьев. Когда ребёнок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи.Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память. Стихотворная форма всегда привлекает детей своей живостью, эмоциональностью, без специальных установок настраивая детей на игру.Теорией и практикой дошкольного образования установлено также, что систематическое использование разнообразных форм работы, направленных как на развитие общих движений кистей, так и на развитие тонких движений пальцев рук помогает детям в дошкольном возрасте быстрее освоить правильную речь.В ходе работы над данной проблемой обнаруживаются следующие противоречия:-Между обоснованностью влияния развития мелкой моторики на целостность развития ребёнка и недостаточностью осознания педагогами использования нетрадиционных приёмов развития движений пальцев рук;-Между необходимостью многократного выполнения упражнений на развитие мелкой моторики и отсутствием взаимосвязи этих упражнений с другими видами деятельности;-Между стремлением педагога к организации непрерывного, последовательного процесса развития мелкой моторики рук, как одного из способов целостного развития ребёнка и педагогической некомпетентностью родителей в данном вопросе;-В отсутствии взаимосвязи между реализуемой программой воспитания и образования дошкольников и существующей системой развития мелкой моторики.Условия формирования ведущей педагогической идеи опыта заключается в создании дополнительных условий, которые содействуют повышению эффективности процесса развития мелкой моторики рукдошкольников.Для того, чтобы отследить эффективность работы, педагог проводила сравнительную диагностику в начале учебного года и в конце. Наблюдения показали, что общий уровень развития детей достаточно высокий. Дети любознательные, общительные, любят рассматривать книги, узнавать что – то новое.Педагог обратила внимание на то, что у большинства детей плохо развита мелкая моторика рук и речь.Мелкая моторика ребёнка представлена дифференцированными и сложно скоординированными движениями кистей и пальцев рук при выполнение предметных и предметно-орудийных действий.Работая с детьми средней группы, педагог столкнулась с такой проблемой, что у большинства детей пальцы малоподвижны, движения их отличаются неточностью или несогласованностью. Многие четырёхлетние дети держат ложку в кулаке, с трудом правильно берут кисточку, карандаш, ножницы, иногда не могут расстегнуть и застегнуть пуговицы, зашнуровать ботинки.В сентябре 2017г. проводилась диагностика речевого развития детей среднего возраста, дети показали следующие результаты: высокий уровень развития 27,2%, средний 36,4%, низкий 36,4%. На конец года -36,4% детей нашей группы имеют высокий уровень речевого развития, 36,4% средний уровень и 27,2% низкий уровень речевого развития.Диаграмма диагностики речевого развития детей среднего возраста (Приложение 1)Проанализировав диагностику речевого развития детей среднего возраста, педагог пришла к выводу, что 9,2% детей среднего уровня перешли на высокий уровень. Но для того чтобы дети с низкого уровня развития поднялись на средний уровень, в дальнейшем и на высокий, необходимо систематически проводить работу по развитию мелкой моторики рук.Длительность работы над опытомИсследования проводились в течении года и разделено на несколько этапов.1 этап. Аналитико-диагностический: обнаружение проблемы, анализ литературы, подбор диагностического материала.2 этап. Практический: в единой системе проводились развивающие занятия, индивидуальная работа, работа с родителями. Разрабатывались комплексы нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики рук, корректировка тематического планирования с учётом предложенного направления деятельности по развитию мелкой моторики.3 этап. Аналитико – обобщающий: подводился итог работы с детьми и родителями по проблеме, проводилась итоговая диагностика, обобщался опыт.Диапазоном опыта является единая система, представленная комплексами нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики, включёнными в разные виды детской деятельности, закреплёнными в тематическом планировании и реализуемыми на занятиях и в свободной деятельности в дошкольном учреждении.Теоретическая база опытаРазвитие мелкой моторики связано с развитием познавательной, волевой и эмоциональной сфер психики и существенно влияет на развитие дошкольника.Известный исследователь детской речи Кольцова М. М. в своей работе «Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка» подробно раскрывает вопрос о важности развития мелкой моторики рук у детей. М.М. Кольцова рекомендует стимулировать речевое развитие путём тренировки движений пальцев рук. Она пришла к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук.На создание и использование нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики рук, меня вдохновила работа Е. В. Полозовой «Развивающие тренажёры из бросового материала», где обосновывается, что с помощью этих тренажёров у детей развивается не только мелкая моторика, но и мышление, восприятие, память, внимание, формируется представление о форме, цвете, количестве.Новизна опыта состоит в насыщении дидактической системы работы по развитию мелкой моторики рук детей дошкольного возраста через внедрение комплексов нетрадиционных приёмов во все виды образовательной деятельности.Комплексы нетрадиционных приёмов органично включены во все составляющие образовательного процесса (занятия, прогулки, свободную игровую деятельность).Технология опытаЦелью опыта является развитие речи детей, формируя специальные учебные навыки посредством развития мелкой моторики рук.Для достижения этой цели были намечены следующие задачи:
  • разработка комплексов нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики рук дошкольников;
  • повышение уровня речевого развития детей;
  • формирование графических навыков, подготовка руки ребенка к овладению письмом;
  • развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук;
  • развитие точности и координации движений руки и глаза, гибкости рук, ритмичности.
  • учить действовать по словесным инструкциям, соразмеряя индивидуальный темп выполнения с заданным, и учить самостоятельно выполнять поставленные задачи, контролировать собственные действия.
  • совершенствование движений рук, развивая психические процессы: произвольное внимание; логическое мышление; зрительное и слуховое восприятие; память, речь детей; во время выполнения заданий дети закрепляют такие понятия, как форма, цвет, размер постоянно проговаривая слова, что способствует формированию, обогащению словаря, закреплению лексических терминов;
  • созданиеэмоционально положительного настроя;
  • развитие наглядно – действенного, образного мышления, внимания, памяти, воображения;
  • создание предметно – развивающей среды, способствующей эффективному процессу развития моторики рук дошкольника.
  • Основным направлением является работа с детьми при условии эффективного взаимодействия с родителями.В работе педагога использовался весь комплекс мер по развитию мелкой моторики, что обеспечивало возможность саморазвития ребенка, который из всех предложенных ему мероприятий выбирал ту деятельность, которая отвечала его склонностям и интересам, развивая личность.Эпизодическая деятельность не могла дать положительного эффекта. Для достижения желаемого результата возникла необходимость сделать работу по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук регулярной. Для реализации поставленных задач в группе была создана необходимая предметно-развивающая среда, способствующая развитию мелкой моторике рук. (Приложение 2)Педагогом используются разные формы организации деятельности.(Приложение 3)Работа с детьми:
  • пальчиковые игры (со скороговорками, со стихами, физминутки, пальчиковая гимнастика);
  • работа с крупой, семечками, косточками («помоги золушке перебрать крупу», рисунок на крупе);
  • аппликация (мозаичная, обрыванием, из палочек);
  • шнуровка;
  • работа с бумагой;
  • цветы из шерстяных ниток;
  • картины из яичной скорлупы;
  • штриховка;
  • обведи рисунок по контуру;
  • графические диктанты;
  • закончи рисунок;
  • лепка с использованием природного материала;
  • работа в тетрадях, выполнение графических упражнений;
  • работа в занимательных прописях для дошкольников;
  • рисование по трафаретам;
  • работа с водой (переливание воды пипетками);
  • строительство колодца из спичек;
  • работа с дыроколом;
  • дидактические игры и упражнения, с использованием разнообразного материала: бросового, природного, хозяйственно – бытового;
  • самомассаж кистей и пальцев рук с природным, бросовым и подручным материалом.
  • Работа с родителями: (Приложение 4)
  • консультация (папка передвижка);
  • родительские собрания;
  • изготовление пособий;
  • практические мероприятия;
  • совместное изготовление работ к выставкам;
  • мастер- класс для родителей;
  • Работа с педагогами:
  • консультация;
  • выставка книг и пособий.
  • Были определены основные принципы, которые легли в основу организации деятельности педагога по развитию мелкой моторики дошкольников:1.Принцип целенаправленности.Учитывает, что цели и задачи данной работы будут достигнуты только тогда, когда будут созданы все необходимые условия для развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста.2.Принцип поэтапности. Занятия составляются с учётом возрастных особенностей ребёнка.3.Принцип систематичности и последовательности.Работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста ведётся в системе и в определённой последовательности.4.Принцип наглядности обучения. Тщательно продумываются дидактические цели, использование наглядности, методика показа, количество наглядного материала и последовательность демонстрации.5.Принцип интегрированности. Используются различные методы в работе с детьми, осуществляется интеграция упражнений и разные виды детской деятельности.6.Принцип адаптивности. Нетрадиционные приёмы развития мелкой моторики рук у дошкольников применяются в зависимости от индивидуальных и психофизических особенностей каждого ребёнка.7.Принцип прочности, заключающийся в многократном повторении и закреплении полученных знаний, формируемых умений и навыков, применяемых на практике.Методика, используемая в работе с детьми, строится в направлении личностно – ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность детей, побуждение их к творчеству при выполнении заданий.Для решения задач проекта были определены методы и приёмы:
  • метод практических заданий является ведущим в данном проекте, так как при создании проекта и его реализации учитывалось положение Л.С.Выготского о ведущей роли обучения;
  • игра (как основной приём в дошкольном возрасте);
  • наглядные, словесные методы;
  • наблюдение, собеседование, тестирование;
  • анализ результатов деятельности;
  • учёт реальных и перспективных индивидуальных возможностей каждого ребёнка, эмоционально-положительный настрой.
  • Организуя работу с детьми по развитию мелкой моторики, педагог использовала как уже известные приёмы, так и нетрадиционные. При разработке нетрадиционных приёмов (Приложение 2) используются пособия из бросового и природного материала, преимущества которых состоят в следующем:-многофункциональность;-экономическая выгода;-общедоступность.По сравнению с традиционнымиприемами нетрадиционныев большей степени развивают творческий потенциал и фантазию.Деятельность осуществлялась в соответствии с системой, которая упорядочивает процесс развития мелкой моторики и повышает его эффективность. Данная система включает в себя 5 этапов:1 этап – развитие движений кистей рук;2 этап - развитие различных типов захватывания;3 этап - развитие соотносящих действий;4 этап – развитие подражательных движений рук;5 этап – развитие тактильных ощущений пальцев рук.Особенность работы по данной системе в том, что я приступала к реализации следующего этапа только тогда, когда хорошо освоен предыдущий. Так как у каждого ребёнка свой темп развития, то данный переход от этапа к этапу происходит индивидуально.На первом этапе дети учатся выполнять сгибательные и разгибательные движения кистей.Для этого автор опыта использовала игры с кусочками поролона, резиновыми грушами, кольцами, игрушками из пористых, гибких или упругих материалов, которые можно сжать в руке (спрятать их в ладошке так, чтобы поролона не было видно в руке). А также упражнения пальчиковой гимнастики с речевым сопровождением, игры с песком и водой, упражнения в пальчиковом бассейне, дидактические игры; тренажёры с прищепками, тренажёры на прокатывание.Педагог активно использовала массаж кистей рук, способствующий снятию напряжения, тревожности.Когда движения кисти стали уверенными, точными, педагог перешла ко второму этапу, направленному на развитие различных типов захватывания – Кулакам, щепотью, умение выполнять различные действия пальцами (расставлять, сжимать пальцы вместе, выделять один палец ). Отрабатывалась согласованная работа обеих рук детей с помощью игр с использованием пальчикового бассейна, («Спрячь руки!», «Найди игрушку!»). Пальчиковые гимнастики с речевым сопровождением; игр с песком; пособия «Золушка»; тренажёров с пробками; трудовой деятельности; игр с магнитами; упражнения на проталкивание; упражнений на шнуровку; упражнений с водой.Особый интерес дети испытывали при работе с различной крупой. Крупа применяется при изготовлении различных поделок, в играх, развивающих мелкую моторику. Для совершенствования тонких движений кисти педагогом используется пособие «Золушка». (дети перебирают перемешанную крупу), “Письмо на крупе”. Ежедневно проводилась с детьми пальчиковая гимнастика, чтобы корригировать движение каждого пальца в отдельности и относительно друг друга, тренировать точность двигательных реакций. Упражнения подбирались таким образом, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами.Также в работе по развитию мелкой моторики педагог использовала и сенсорные тренажёры с пробками, предложенные Е. В. Полозовой. Основное отличие этих тренажёров от дидактических пособий в том, что с их помощью происходит не механическая отработка навыков, а формируется осмысленная деятельность. Работа с такими тренажёрами включалась в игровую деятельность.Благодаря развивающим тренажёрам, осуществляется не только сенсорное развитие, но и формируется наглядно – образное мышление. С помощью тренажёров отрабатываются навыки, позволяющие укрепить слабую детскую руку. Выполняя ежедневные тренировки, меняя мотивацию игровой деятельности, мне удалось подвести детей к качественному выполнению заданий и бережному отношению к пособиям.Постепенно педагог стала наблюдать положительные результаты работы: пальчики у детей стали более ловкими, кисти рук – подвижными, гибкими, исчезла скованность движений, дети выполняют достаточно сложные упражнения.Положительна динамика развития мелкой моторики, позволила педагогу перейти к следующему этапу работы.Для развития соотносящих действий на третьем этапе дети совмещали предметы и их части, совершенствуя ловкость рук. Детям предлагалось собирать разнообразные развивающие игрушки – конструкторы, играть с тренажёрами из пуговиц, пробок, прищепок, выполнять упражнения в пальчиковом бассейне, нанизать бусины. Также при помощи родителей были изготовлены воротца для проталкивания мячиков. Дети закатывают мяч в ворота, что способствует развитию кистей рук и координации движений. (Приложение 3 )Когда ребёнок научился легко совмещать предметы и их части, движения рук стали скоординированными, педагог перешла к реализации четвёртого этапа, направленного на развитие подражательных движений рук, которые лежат в основе формирования многих полезных навыков ручных действий.Деятельность педагога предусматривает развитие умения складывать пальцы для захвата предметов разной формы подходящим для этого образом; совершенствование умения действовать каждым пальцем самостоятельно, по подражанию; умение хватать щепотью; умения выполнять действия, способствующие развитию навыков самообслуживания ( расстёгивать и застегивать пуговицы, продевать шнурки, расстёгивать и застёгивать «молнию» ).Многие задачи решаются с помощью пособия «Пальчиковый бассейн». В зависимости от наполнения развивается не только мелкая моторика, но и память, внимание, сообразительность, усваивать знания о цвете, геометрических фигурах.Напятом этапе развиваются тактильные ощущения пальцев рук с помощью игр и массажа с природным и подручным материалом; пальчиковых игр; упражнений в пальчиковом бассейне; игр с водой. Для развития мелкой моторики и тактильных ощущений было использовано специальное пособие – «каталог» тканей. Ткани подбирались различные по своему составу и фактуре ( атлас, сатин, велюр, шёлк, букле и т.д. ). Ребёнку предлагалось ощупать каждый образец ткани, затем рассказать о своих ощущениях и о свойствах ткани, отвечая на наводящие вопросы: «Ткань какая? Прохладная? Гладкая? Скользкая? Шершавая? Плотная?» В дальнейшем дети распознают образцы тканей с закрытыми глазами.На занятиях продуктивной деятельностью, особенно на занятиях лепкой, успешно разрабатывается мускулатура рук, тонкие движения кисти.Для успешного осуществления цели развития мелкой моторики дошкольников мной составлены 18 тематических комплексов нетрадиционных приёмов развития мелкой моторики и разработана циклограмма работы по развитию мелкой моторики рук. (Приложение 2 )Каждый комплекс составлен по тематическому принципу и состоит из приёмов, используемых педагогом на пяти этапах развития мелкой моторики. Так, используя один комплекс на занятиях по разным разделам программы, воспитатель работает над развитием мелкой моторики в соответствии с этапами.Поэтапное включение в деятельность детей игр и упражнений на развитие мелкой моторики позволяет последовательно развивать разные движения рук, способствует активному познанию окружающего мира, повышению работоспособности коры головного мозга, что существенно ускоряет общее развитие ребёнка.Одним из обязательных условий, повышения эффективности процесса развития мелкой моторики дошкольников, является взаимодействие с родителями, так как формирование навыков обусловлено многими факторами, в том числе такими, которые взаимодействуют на ребёнка вне стен дошкольного учреждения.Воздействия педагога на родителей через традиционные формы – родительские собрания «Развитие мелкой моторики ребёнка и её влияние на речь», консультация «Развиваем пальчики – стимулируем речевое развитие», «Использование нетрадиционных приёмов в работе с детьми по развитию мелкой моторики». Использование игр в домашних условиях позволило закрепить полученные в дошкольном учреждении навыки.Полноценное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса дало возможность добиться положительных результатов.Таким образом, включение тематических комплексов нетрадиционных приёмов во все виды образовательной деятельности в условиях взаимодействия всех субъектов образовательного процесса повысило эффективность работы по развитию речи дошкольников.Анализ результативности опытаС целью определения эффективности работы по развитию мелкой моторики дошкольников и её влияние на развитие речи педагог провела сравнительную диагностику по развитию речи(методика Ушаковой О.С.) в средней группе вначале учебного года и в конце учебного года.Проведённая диагностика выявила положительную динамику в развитии речи детей:-звуковой строй речи стал более качественным, голос звучит чётко, ясно, появилась хорошая дикция;-дети научились вести диалог, рассказывать, пересказывать;- пропала стеснительность;-научились преодолевать трудности;- правильно строить предложение, текст;- у детей повысилась культура речи;- точность, связность и выразительность речи;- дети научились договариваться между собой, помогать друг другу, уступать;- повысился словарный запас детей;- повысился уровень речевого развития.Наблюдения показали, использование традиционных и нетрадиционных приёмов повысило эффективность процесса развития мелкой моторики дошкольников, а так же способствовало развитию познавательной активности, развитии речи, творческих способностей детей. В результате использования традиционных и нетрадиционных приёмов у детей развилось слуховое восприятие, повысилась наблюдательность, внимание, память, воображение, упорядочились впечатления, которые они получали при взаимодействии с внешним миром, расширяя словарный запас, развился навык игровой деятельности.Трудности и проблемы при использовании данного опытаСовременная педагогическая и учебно-методическая литература предлагает педагогу дошкольного образовательного учреждения разнообразные методики по развитию мелкой моторики как средство повышения уровня речевого развития детей дошкольного возраста.Однако в литературе трудно найти целостный набор средств, приемов и методов, совокупность которых позволяет обеспечить эффективность этого процесса в дошкольном возрасте.Большое значение в развитии детей принадлежит семье. Но родители испытывают затруднения в воспитании детей, применении взятой из литературы информации непосредственно на практике. Позиция взрослых должна постепенно меняться: от обучающей позиции к позиции равного партнера в игре, а затем к созданию условий для применения ребенком полученных знаний. Поэтому для решения проблемных ситуаций, которые необходимо решать в процессе педагогической деятельности, важно тесное взаимодействие двух социальных институтов: семьи и детского сада.В связи со всем вышесказанным необходимо было организовать профилактическую работу так, чтобы знания, полученные в детском саду, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками.Адресные рекомендации по использованию данного опытаДанный инновационный педагогический опыт «Развитие мелкой моторики как средство повышения уровня речевого развития детей дошкольного возраста » может быть использован воспитателями других детских садов и родителями.Проработав по данной теме, я осознала, что проблемы развития мелкой моторики невозможно решить без единства с семьей, в следующем году я решила уделять особое внимание работе с родителями. Я планирую подготовить родителям практический материал – настенные бизиборды, пальчиковые игры, физкультминутки, загадки, стихи. Проводить с родителями индивидуальные беседы, консультации. Также провести родительские собрания по ознакомлению с различными техниками, где родители сами попробовали бы стать активными участниками образовательного процесса по развитию мелкой моторики.Применение данного опыта возможно в условиях ДОУ, в повседневной жизни, поскольку опыт охватывает всех участников образовательного процесса и распространяется на все возможные формы взаимодействия с ребенком.Приложение 1Было обследовано 20 человека из них 11-девочек, 9-мальчиков. На начальном этапе работы показало, что высокий уровень был меньше среднего и низкого, а средний и низкий уровень были на одинаковом уровнем. После проведённой работы были получены следующие результаты.14(63,6%) детей высокий уровень развития речи, 7(31,8%) детей средний уровень, 1(4,5%) ребёнка остался низкий уровень развития речи.Таким образом, целенаправленная систематическая поэтапная деятельность позволила улучшить показатели по развитию речи. Проанализировав результаты, педагог пришла к выводу, что уровень развития речи детей от степени сформированности тонких движений пальцев находится в прямой зависимости, поэтому работу по развитию мелкой моторики необходимо начинать с раннего возраста.Диаграмма сформированности развития речи у дошкольников, посредством развития мелкой моторики рук (методика Ушаковой О.С.).Приложение 2Циклограмма работы по развитию мелкой моторики рукПриложение 3Пальчиковые игры
  • «Домик»
  • Это домик. (Обе ладони приставьте друг к другу.)Это крыша. (Соедините ладони и переплетите пальцы.)А труба ещё повыше. (Поднимите все пальцы вверх, не расцепляя их.)
  • «Прятки»
  • В прятки пальчики играются,Открываются,   (Подняв ладонь, растопырьте все пальцы.)Закрываются. (Соедините пальцы и сожмите их в кулак.)
  • «Зайчики»
  • Поставьте все пальцы одной руки на стол.Вышли зайки на лужок,Встали в маленький кружок.Раз зайка, два зайка, три зайка,Четыре зайка, пять… (Пересчитайте заек.)Будем лапками стучать. (Стучите всеми пальцами по столу вместе или вразнобой.)Постучали, постучалиИ устали.Сели отдыхать. (Согните пальцы в кулак.)
  • «Здравствуй, пальчик»
  • Поочерёдно прикасайтесь указательным, средним, безымянным пальцами и мизинцем к большому пальцу.Здравствуй, пальчик дорогой,Вот и встретились с тобой.
  • «Котёнок»
  • Сожмите и разожмите пальцы обеих рук.Ты, котёнок, не пищи!Лучше маму поищи.
  • «Белка»
  • Поочерёдно разгибайте все пальцы, начиная с большого. Сначала выполняйте упражнение правой рукой, а затем — левой.Сидит белка на тележке,Продаёт она орешкиЛисичке-сестричке,Воробью, синичке,Мишке толстопятому,Заиньке усатому.
  • «Весёлые пальчики»
  • Сожмите пальцы в кулак. Поочерёдно разгибайте их, начиная с большого. Затем поверните кисть вправо-влево 5 раз.Большой палец — танцевал,Указательный — скакал,Средний палец — приседал,Безымянный — всё кружился,А мизинчик — веселился.
  • «Веер»
  • Ладони держите перед собой, пальцы прижаты («веер закрыт»). Широко расставьте, а потом прижмите пальцы друг к другу («открываем и закрываем веер»). Помашите кистями на себя и от себя («обмахиваемся веером») 6—8 раз.
  • «Пальчик-мальчик»
  • Пальчик-мальчик, где ты был?С этим братцем в лес ходил,С этим братцем щи варил,С этим братцем кашу ел,С этим братцем песни ел.
  • «Мы плывем на лодочке»
  • Кто там в лодочке плывет,                             Прижимают ладони друг другу,Кто там песенку поет?                                    слегка приоткрывая их и отводя-Я на лодочке плыву,                                      большие пальцы в стороны.Звонку песенку пою.   
  • «Подарки для ежиков»
  • Вот свернулся ежик в клубок,        Дети соединяют ладони, переплетая пальцыПоказал колючий бок.                     Положение рук то же, но дети выпрямляют пальцы.  Дидактические игры 1.«Волшебные прищепки»Дети берут предметы: тучку, солнышко, ёлочку, ежа и т.д. и подбирают по цвету к предметам прищепки. 
  • «Угадай, что в мешочке»
  • В непрозрачный  мешочек кладём семена или плоды деревьев. Предварительно обговорив и показав детям эти семена и плод. Дети должны на ощупь определить, что это за семечко или плод. 
  • «Цветик семицветик»
  • На столе у детей лежит цветок с лепестками, на каждом лепестке задание: лепесток с молнией, пуговицей, кнопками, липучками, шнуровками, крючками, дети должны всё расстегнуть и застегнуть самостоятельно. 
  • Самомассаж шестигранным карандашом
  • Карандаш качу, качу,Карандаш не уроню   (ребёнок катает карандаш на весу между ладошек)Ладошка правая,        (катает карандаш на весу, правая ладонь сверху),Ладошка левая,Катаю ловко и умело я! (катает карандаш на весу, левая ладонь сверху) 
  • «Шаловливый котёнок»
  • Воспитатель говорит ребёнку, что котёнок очень любит играть с клубочком ниток и размотал бабушкин клубок. Предлагает помочь бабушке – намотать толстую нитку на катушку. Для усложнения задания позже предложить смотать нитку в клубок. 
  • Самомассаж крупными бигуди
  • Загудел паровозИ вагончики повез:«Чу-чу-чу-чу-чу!Далеко я укачу»Дети катают бигуди между ладонями вперёд-назад, руки держат перед собой. 
  • «Собери бусы»
  • Предложить детям сделать бусы для мамы из пластиковых (деревянных) бусин или из маленьких трубочек, изготовленных из фломастеров, нанизывая их на цветные шнурки. Для усложнения задачи, поддержания интереса к игре, детям следует предложить различные цветовые схемы бус.Хорошо развивает руку малыша нанизывание на леску или нитку пуговиц, бусинок, макаронин, сушек и т. п. Начинайте с предметов, у которых шире отверстие, — так малышу на первых порах будет легче освоить это задание. 
  • «Сделай комочек»
  • Дайте ребёнку лист бумаги. Его задача: скомкать листок так, чтобы получился плотный комочек. 
  • «Собери палочки»
  • Рассыпьте перед ребёнком счётные палочки. Малыш должен собрать их все по одной обратно в коробочку. 
  • «Пройди по дорожке»
  • Нарисуйте на листе в несложную дорожку. Попросите малыша обвести её пальчиком, цветным карандашом. 
  • «Сюрприз»
  • Заверните значок в 4—5 фантиков от конфет. Попросите ребёнка развернуть все фантики и аккуратно их сложить. 
  • «Угощение»
  • Предложите ребёнку слепить из пластилина угощения для игрушек (сушки, баранки, пряники, печенье, конфетки) и украсить их крупой, бусинками и т. д. Вырежьте из плотного картона тарелочки и попросите малыша красиво разложить на них приготовленные угощения. 
  • «Шишки»
  • Предложите ребёнку покатать сосновые, еловые и кедровые шишки между ладонями. Сначала пусть он покатает одну шишку, затем две, три и т. д. 
  • «Обведи предмет»
  • Обводить можно всё, что попадётся под руку: дно стакана, перевёрнутое блюдце, собственную ладошку, ложку и т. д. 
  • «Волшебный узор»
  • Проткните шилом или гвоздём дырки в толстом картоне — они должны располагаться в определённом порядке и представлять собой геометрическую фигуру, рисунок или узор. Пусть малыш самостоятельно вышьет рисунок с яркой ниткой. 
  • «Выложи солнышко из палочек»
  • Дети изображают солнышко с помощью круга и палочек. 
  • «Разноцветные ленточки»
  • Намотать ленточки на катушки. Приложение 4Анкета для родителей на тему: "Развитие мелкой моторики у дошкольников».1.Знаете ли вы, что такое мелкая моторика ребёнка?(подчеркнуть)- Да.- Затрудняюсь ответить.- Нет.2. В каком возрасте нужно начинать её развивать?(подчеркнуть)- В младенчестве- 3-4 года- 7 лет.3.Какие игры используются для развития моторики рук дома?4.Какой нетрадиционный материал используется в работе?(подчеркнуть)- Крупа, природный материал- Пуговицы, бусины- Иголки , нитки.- Конструктор, мозаика. - Кубики , пирамидки, матрёшки.5. Где берёте информацию о видах развития мелкой  моторики?(подчеркнуть)- В саду- В ТВ.- В интернете.- Подсказывает своя интуиция.6.Как ребёнок выполняет задания игры?(подчеркнуть)- Пассивно.- Активно7. Как ребёнок воспринимает установку к игре?(подчеркнуть)- С первого раза.- Требуется многократное объяснение.- Требуется объяснение и показ действий.8.Знаете ли Вы гимнастику для пальчиков, используемую в детском саду, если да, то откуда?(подчеркнуть)-  Нет, не знаю-  Нет, не знаю, но что-то слышал от ребёнка.- Знаю, рассказал ребёнок, играем вместе.- Знаю, поинтересовался у воспитателей.Рекомендации для родителей
  • Упражнения по развитию мелкой моторики проводятся в комплексе, начиная с первых месяцев жизни ребёнка. 
  • В комплекс упражнений старайтесь включать задания на сжатие, расслабление и растяжение кистей малыша. 
  • Начинайте или заканчивайте занятия сеансом массажа кистей рук. 
  • Проводите работу по развитию мелкой моторики регулярно, в соответствии с возрастом и учётом уровня физического развития малыша. 
  • Сначала все движения взрослый выполняет руками малыша, а по мере освоения ребёнок начинает делать их самостоятельно. 
  • Внимательно следите за тем, чтобы упражнения выполнялись ребёнком правильно. Если малыш затрудняется с выполнением какого-либо задания, сразу помогите ему: зафиксировать нужное положение пальцев и т. п. 
  • Чередуйте новые и старые игры и упражнения. После освоения ребёнком простых двигательных навыков переходите к освоению более сложных. 
  • Выполняйте определённые движения одновременно с прослушиванием (а затем и с проговариванием ребёнком) стихотворения. 
  • Поощряйте творческую активность ребёнка, пусть он сам придумывает какие-нибудь упражнения. 
  • Проводите занятия эмоционально, активно, хвалите малыша за успехи, но не забывайте при этом следить за его настроением и физическим состоянием. Конспект родительского собрания по теме: «Развиваем мелкую моторику рук»Цель: Познакомить родителей с различными играми, направленными на развитие мелкой моторики и речевых навыков.Задачи:1. Вызывать у родителей и детей позитивное отношение к детскому саду;2. Вызывать желание заниматься с ребенком развитием  мелкой моторики дома.Оборудование:  заготовки для изготовления оригами «Елочка», «Грибок»; несколько игрушек-шнуровок, маленькая пустая пластиковая бутылка, наборы сыпучих материалов (крупы, бусины, макароны и т.д.),  пластилин, карандаши, наборы мозаики, конструктора, пазлы, книги: Е.Черенкова «Оригинальные пальчиковые игры», Е.Черенкова «Простейшие модели оригами»Участники: логопед, воспитатель, родители, дети.Предварительная работа:- провести анкетирование родителей на тему: «Развитие мелкой моторики у дошкольников».- подготовить приглашение на собрание каждой семье.- подготовить рекомендации для родителей по теме.- подготовить выставку фотографий выполнение детьми упражнений по мелкой моторики.Ход мероприятия:Вос-ль: Уважаемые родители! Сегодня мы поговорим с вами о разных способах развития мелкой моторики у детей.И начнем с того, что определим, почему же развитие мелкой моторики рук оказывает развивающее действие на ребенка в целом.Вос-ль: Вопрос к родителям: Известно, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Как вы думаете, с чем это связано? (Обмен мнениями).Комментарий логопеда:Это можно объяснить несколькими причинами: - взрослые меньше говорят с детьми, потому что многие из них заняты и на работе, и дома.- дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео...).-  дети редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.)Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Для развития мелкой моторики рук можно использовать разные игры и упражнения. С некоторыми из них мы сегодня и познакомимся.1. Пальчиковые игры и упражнения – это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев.Вопрос к родителям: Знаете ли вы какие-нибудь пальчиковые игры, и как часто вы играете в них с ребенком дома? (Обмен мнениями). Предложить показать игры.Комментарий педагога: Пальчиковые игры - это уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи.    Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.Давайте, вместе с вами сейчас «поиграем».«Замок».Ручки складываете в замок, переплетая пальцы. Читая стишок, ритмично раскачиваете «замок»:- На двери висит замок.- Кто его открыть бы мог?- Постучали,На этом слове ритмично постукиваете друг об друга основаниями ладоней, не расцепляя пальцы- Покрутили,Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе, другую от себя, попеременно меняя их.- ПотянулиТянете ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но не отпуская замок полностью.- И открыли!Резко отпуская руки, разводите их широко в стороны.«Пальчик-мальчик».Сжимайте каждый пальчик малыша, как бы обращаясь к нему: от указательного до мизинцаПальчик-мальчик, где ты был?С этим братцем в лес ходил.С этим братцем щи варил.С этим братцем песни пел.С этим - в дудочку дудел.«Капуста».Говорить ритмично:- Мы капусту рубим, рубим.Руками показывать, как мы рубим капусту- Мы морковку трем, трем.Руками показывать, как мы трем морковку- Мы капусту солим, солим.Пальчики щепоткой – солим- Мы капусту мнем, мнем.Руками "мнем" капустуМы с вами познакомились с тремя играми, а их великое множество. При выборе пальчиковых игр вы можете воспользоваться материалом «Поиграем с пальчиками», который находится в нашем информационном уголке, также на нашей выставке представлена очень хорошая книга Е.Черенковой «Оригинальные пальчиковые  игры».2. Оригами – конструирование из бумаги – это еще один способ развития мелкой моторики рук у ребенка, который к тому же, может стать еще и по-настоящему интересным семейным увлечением.Вопрос к родителям: Как вы думаете, какое развивающее воздействие на ребенка, кроме развития мелкой моторики, оказывает занятие оригами? (Обмен мнениями).Комментарий педагога: Оригами развивают у детей способность работать руками под контролем сознания. Ребенок учиться общаться с бумагой, угадывать ее качества, развиваются творческие задатки у ребенка, ребенок знакомится с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.), происходит развитие глазомера. Очень важно и то, что при складывании фигурок одновременно работают обе руки, что гармонизирует работу полушарий мозга. Конечно, при работе с детьми младшего возраста начинать надо с очень простых композиций, возможно вам не раз придется показать тот или иной прием.Вот несколько самых поделок, которые вы можете сделать со своими детьми.«Ёлка».Для изготовления елочки понадобятся 3 квадрата зеленого цвета разного размера (10 х 10см, 8 х 8см, 6 х 6см).Этапы выполнения работы:- согните квадраты по диагонали- склейте у полученных треугольников вершины (треугольники не должны разгибаться- у среднего и маленького треугольника взрослый делает надрезы- вставьте большой треугольник в отверстие среднего, а среднего – в маленький.Вот и елка.Перед работой можно рассмотреть иллюстрации с изображением елки, прочитать стихи, сходить в парк, посмотреть на живое дерево.«Гриб».Для изготовления гриба потребуется 2 квадрата: один красного или коричневого цвета 8 х 8см, другой – желтого или белого цвета, размером       6 х 6см.Этапы выполнения работы:- согните большой квадрат по диагонали. Это будет шляпка гриба.- согните малый квадрат пополам. Это будет ножка гриба.- склейте у полученного треугольника внутренние стороны. Склейте  у полученного прямоугольника внутренние стороны.- у основания треугольника взрослый делает надрез- «ножка» вставляется в «шляпку».Грибок готов.Эти и еще много других моделей оригами вы можете найти в книге, которая представлена на нашей выставке Е.Черенкова «Простейшие оригами».3. Шнуровка – это следующий вид игрушек, развивающих моторику рук у детей. В настоящее время в магазинах представлены разные варианты этой игрушки – из разного материала, разного размера, цвета и формы.Вос-ль: Вопрос к родителям: Очень часто такие игрушки стоят довольно дорого, подумайте, как вы можете в домашних условиях изготовить подобную игрушку? (Обмен мнениями).Комментарий педагога :  Наверное, наиболее простой и недорогой способ изготовления подобной игрушки  - из плотного цветного картона.Давайте, посмотрим несколько вариантов таких самодельных шнуровок.Для их изготовления понадобятся: плотный цветной картон, дырокол, шнурки.Демонстрация нескольких игрушек-шнуровок.4. Игры с песком, крупами, бусинками и другими сыпучими материалами  -    их можно нанизывать на тонкий шнурок или леску (макароны, бусины), пересыпать ладошками или перекладывать пальчиками из одной емкости в другую, насыпать в пластиковую бутылку с узким горлышком и т.д.Вос-ль: Вопрос родителям: Как вы думаете, почему, несмотря на доступность и явный интерес ребенка ко всем этим материалам, многие родители не используют игры с ними? (Обмен мнениями).Комментарий логопеда: Действительно, использование в играх таких материалов как бусины, камешки, крупы требуют от взрослого особого внимания, так как они маленького размера и могут «совсем случайно» оказаться в носу или ухе ребенка, могут быть проглочены им.  Кроме того, не стоит ожидать, что после игры будет порядок, что ничего не просыплется и никуда не закатится.Далеко  не каждая мама готова проводить в доме генеральную уборку каждый раз после того, как ребенок поиграл.Кроме того, для развития мелкой моторики рук можно использовать:· игры с глиной, пластилином или тестом. Детские ручки усердно трудятся с такими материалами, выполняя с ними различные манипуляции - раскатывая, приминая, отщипывая, примазывая и т.д.· рисование  карандашами. Именно карандаши, а не краски или фломастеры, «заставляют» мышцы руки напрягаться, прикладывать усилия для того, чтобы оставить на бумаге след – ребенок учиться регулировать силу нажима, для того, чтобы провести линию, той или иной толщины.· мозаика, пазлы, конструктор – развивающий эффект этих игрушек тоже невозможно недооценить.Вос-ль: На этом мы с вами заканчиваем нашу сегодняшнюю встречу.  И напоследок, стоит заметить, что ни одна игрушка, ни одно упражнение не станут развивающими, если не будут интересны ребенку. И тут  задача взрослых, наша с вами задача, поддержать ребенка, при необходимости оказать помощь, и конечно быть терпеливыми и спокойными.  Литература:1.     Е. Черенкова «Оригинальные пальчиковые  игры»2.     Е. Черенкова «Простейшие модели оригами».КонсультацияРазвитие мелкой моторики у детей.Все мамы знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, как правильно это делать, да и вообще что является мелкой моторикой и какие особенности она имеет? Какие занятия, игры и упражнения стоит проводить с детьми для развития моторики? Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на подчерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторикиБусыДетям нравится перебирать мелкие предметы, что очень полезно. Поэтому можно надеть на себя какие-нибудь бусы с бусинами различного размера и формы. Ребенок будет с радостью и заинтересованностью перебирать их пальчиками.  Вкладыши-мисочки.Из них можно строить башенки, вкладывать их друг в друга. Эта игра формирует у ребёнка понятие о размере предметов. Крупы.В миску насыпьте любую крупу и дайте её малышу. Он будет трогать крупу рукой или просыпать её сквозь пальчики. Эта игра хорошо развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.  Баночки с крупами.Насыпьте в баночки разные крупы и дайте ребенку по очереди опускать руку в каждую из банок. Так он сможет прощупать разные крупинки и брать их пальчиками. Можно усложнить задачу. На глазах ребенка закопайте какой-нибудь маленький предмет в крупу и дайте ему баночку. Пусть попробует найти этот предмет.  Рисование на песке.Насыпьте на поднос песок. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур – линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание.Игрушки для развития мелкой моторики Горошина.Вам понадобятся горошина и баночка со снимающейся крышкой. Покажите ребенку, что сначала надо снять крышку, затем взять горошину пальчиками и положить в баночку, после закрыть крышку. Попросите ребенка проделать те же действия. Не расстраивайтесь, если с первого раза ничего не получится. Покажите малышу всю цепочку действий медленно несколько раз, и тогда он обязательно сможет все повторить. Активным деткам эта игра быстро надоедает, в этом случае не нужно их заставлять. Предложите ребенку другую игру.  Завинчивание крышек.Такое простое занятие, как завинчивание и раскручивание крышек банок, бутылок, пузырьков развивает ловкость пальчиков. Предложите вашему малышу сосуды разного размера и формы, это сделает игру более разнообразной.  Застегивание, расстегивание и шнуровка.Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть сам застегивает и расстегивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьет движения рук, но и приучит ребенка к самостоятельности. Еще дайте ребенку какой-нибудь ненужный ботинок со шнуровкой, который станет прекрасным тренажером для рук. Лепка.Лепка подходит для детей разного возраста. Для лепки подходят пластилин, глина, тесто. Когда собираетесь что-то испечь, обязательно позовите с собой ребенка. Ему очень понравится мять и раскатывать тесто. К тому же он будет горд, что помогает маме.  Упражнения для развития мелкой моторики рукРисование и раскрашивание.Очень полезно обводить контур картинок, состоящий из пунктирных линий, а также раскрашивать объекты различной формы. Очень полезно рисовать на вертикальных поверхностях: стене, доске, зеркале. Поэтому желательно повесить малышу специальную доску, чтобы он рисовал. Собирание мозаик и пазлов.Для детей 3 лет выбирают пазлы и мозаики с крупными частями. Пазлы также тренируют воображение.  Вырезание.Купите малышу детские ножницы, клей-карандаш, цветную бумагу и картон. Научите его мастерить. Вырезайте картинки, приклеивайте их, делайте снежинки и т.п. Это не только разовьет мелкую моторику, но и пространственное воображение, и творческое мышление. Однако стоит запомнить одну простую вещь. Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребенок может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей. Играть в игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику, нужно систематически. Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся все более плавными, четкими и скоординированными.Игровые методы и приемы по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму у детей Предпосылкой для формирования полноценной личности ребенка, для его успешного обучения в школе является своевременное овладение правильной речью. Исследования физиологов доказали, что существует взаимосвязь между развитием движений и формированием функций мозга, в том числе и развитием речи.Развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста напрямую зависит от состояния мелкой моторики. Учёными (Т.Н.Андриевской, Л.ВАнтаковой-Фоминой, Г.В.Беззубцевой, М.М.Кольцовой) было доказано, что систематичная целенаправленная работа по развитию мелкой моторики помогает преодолеть различные недостатки и отклонения в речевом и психофизическом развитии ребёнка. Рекомендуется начинать работу по развитию мелкой моторики с 2 месяцев. В этом возрасте можно потягивать пальчики малыша, движения должны быть очень легкими и нежными; осуществлять круговые движения каждым пальчиком в отдельности, сначала в одну, а потом в другую сторону. Также очень хорошо использовать массажные шарики.В 4-5 месяцев для массажа рекомендуется использовать крупные массажные шарики. Изменяется и массаж: держа руки ребёнка в своих руках, надо зажать мячик между его ладонями и покрутить. В 6-7 месяцев к ранее выполняемым упражнениям добавляется прокатывание грецкого ореха по ладони ребёнка (круговые движения). Полезно сопровождать движения речью, особенно стихами, т.к. создается определенный ритм, эмоциональный положительный настрой. В 8-10 месяцев начинаем проводить активные упражнения для пальцев рук. Хорошо тренируют движения пальцев рук всем известные упражнения "Ладушки", "Сорока - белобока". Детям от 1 года до 3 лет, можно предложить пирамидки разных размеров, цветов и форм из 4-6 колец. Игры с пирамидками развивают мелкую моторику и зрительно-моторную координацию. С помощью колец от пирамидки можно закрепить основные цвета, числа, ввести понятия «больше - меньше». Кубики – удобный строительный материал, прекрасное наглядное пособие для запоминания цветов, названий форм, названий предметов. Игрушки-коробки развивают мелкую моторику пальцев, учат брать предмет из любого положения, способствуют развитию координаций движения, развитию понимания речи и познавательных способностей.Заводные игрушки развивают не только мелкую моторику у ребенка, но и способствуют сосредоточению внимания и развитию познавательных процессов.Полезным и увлекательным занятием будет доставание игрушек из бассейна с крупой. Для изготовления такого бассейна надо насыпать крупу (горох, фасоль, пшеницу, перловку) в таз, на дно тазика положить различные игрушки (желательно не очень крупные) и предложить малышу отыскать игрушки в этом бассейне. Такое игровое упражнение не только способствует развитию мелкой моторики, но и массируют ручку вашего малыша.Для того чтобы движения ручки ребёнка стали ещё более совершенными, предоставьте ему возможность манипулировать со всевозможными предметами, разными по форме, фактуре материала поверхности (флаконы, пузырьки, камешки, крупа, фольга, полиэтилен). В 2,5 года и старше детям даются более сложные задания: застёгивание пуговиц; завязывание и развязывание узлов. Предлагаются шнуровки, застежки, клубочки ниток для перематывания, дощечки с накатанным пластилином для выкладывания узоров из семян, крупы, мелких камешков, игры с мозаикой. Эти игры учат детей вниманию, усидчивости, развивают глазомер. Для развития тактильно-кинестетических ощущений предлагаются игры с песком. Дети с удовольствием погружают руки в песок, оставляют отпечатки ладоней, геометрических форм, сооружают целые города, рисуют, пишут буквы на нем. Игры с водой. Дети с удовольствием переливают воду из одного сосуда в другой, создают волны, смотрят на свое отражение в воде, пускают пузыри. Кроме того ребенку надо дать возможность мять и рвать бумагу, разминать пластилин, рисовать, конструировать, собирать мозаику.Прищепки очень любопытная игра, и хорошая гимнастика для ручек. Самая простая игра – это надевание прищепок на веревку.Пальчиковые игры в дошкольном возрасте занимают важное место в формировании мелкой моторики. Все движения должны сопровождаться речью. ПАРОХОД (Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх)ПаровозБез колес!Вот так чудо-паровоз!Не с ума ли он сошел –Прямо по морю пошел!ПТЕНЧИКИ В ГНЕЗДЕ (Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить)Птичка над моим окошкомГнездышко для деток вьет,То соломку тащит в ножках, То пушок в носу несет.Кроме того, огромное количество простых повседневных дел – застегнуть, а, может быть, даже и пришить оторванные пуговицы, справиться с непослушными шнурками, помыть посуду, завернуть гайку, вырезать сложную фигуру из бумаги – отлично готовят руку ребенка к письму. Так, не занимаясь непосредственно письмом, вы начинаете готовить ребенка к этому сложному действию.Еще одна важная форма работы для детей 4 летнего возраста – графические упражнения, которые помогут улучшить координацию движений пальцев и кистей рук, научат ориентироваться на листе бумаги, подготовят руку к обучению письму, разовьют аккуратность, графические умения, глазомер. Особое внимание обращается на раскрашивание и штриховку рисунков, которые тренируют руку ребенка, помогают чувствовать границы фигуры.При подготовке руки к письму необходимо обращать внимание, при выполнении ребенком графических работ, на правильное положение тетради и карандаша. Следует помнить, что неправильное положение карандаша вызывает сильное напряжение мышц, отчего рука устает, а скорость и графическое качество работы ухудшается. Если у ребенка не сформирован 3-пальцевый захват, можно использовать специальные насадки на пишущие предметы, которые помогут ребенку правильно держать ручку или карандаш. Данная последовательность игровых методов подготовит руку ребенка к письму, научит ориентироваться как на листе бумаги, так и в тетради, послужит хорошей базой для успешного обучения в школе.Список использованных источников: 1.Бардышева Т.Ю. Логопед-практик- Пляшут мои ручки: Учебно – методическое пособие для чтения родителям и детям. Издательский Дом «Карапуз»2.Белая А.Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов/ А.Е. Белая. –М.: Астрель,2003.3.Благодатская О.А. Опыт работы по взаимодействию воспитателя с семьёй/ О.А. Благодатская – Дошкольная педагогика. №4, 2007. – с.51-54.4.Белошистая А.В.Весёлая паутинка. Подарок маме: пособие для детей 4-7 лет/ А.В. Белошистая, Н.В. Юрченко.-М.: Просвещение, 2010.-16с.: ил.- (Волшебная мастерская).5.Белошистая А.В.Бумажные фантазии. Лес: пособие для детей 4-7 лет/ А.В. Белошистая, О.Г. Жукова.-М.: Просвещение, 2010.-16с.: ил.- (Волшебная мастерская).6.Диагностика готовности ребёнка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений/ Под ред. Н.Е. Вераксы.-М.: Мозаика-Синтез,2008.-112с.7.Зимина Н.В.Шедевры из солёного теста/ Зимина Н.В. –М.: ООО ТД « Издательство Мир книги», 2010.-192с.:ил.8.Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка/ М.М. Кольцова.-М.:Просвещение,19739.Крупенчук О. И. Пальчиковые игры – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005.-32с.: ил. –(Серия «Готовимся к школе»).10.Кузнецова О.С., Мудрак Т.С.Я строю бумажный город. -М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008.-48 с.: ил.- (Мастерилка)11.Мишакина Л.В.Мозаика из яичной скорлупы.-М.: АСТ- ПРЕСС КНИГА, 2010.-80с.: ил.- ( Мастер-класс на дому)12.Монтессори М. Помоги мне это сделать самому/ М. Монтессори-М.: Карапуз,1998.13.Парамонова Л.А., Протасова Е.Ю. Я создаю поделки.-М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008.-48 с.: ил.- (Мастерилка)14.Парамонова Л.А., Протасова Е.Ю. Я учусь изобретать. -М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008.-48 с.: ил.- (Мастерилка)15.Полозова Е.В. Развивающие тренажёры из бросового материала/ Е.В. Полозова.-Воронеж: ЧП Лакоцетин С.С.,2006.-с.5-3016.Проснякова Т.Н.Забавные фигурки. Модульное оригами.-М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010.-104с.: ил.- Золотая библиотека увлечений.17.Рузина М.С. Страна пальчиковых игр: Развивающие игры для детей и взрослых.- СПб.: ООО «Издательский Дом «Кристал»».-176с.,ил.18.Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов/ Л.П. Савина – М.: ООО «Издательство АСТ», 2001.-48с.:ил.Поделки из спичек.-СПб.: «Ленинградское издательство», 2009-320с.19.Шквыря Ж.Ю.Объёмные цветы из шерстяных ниток. Новая техника.- ООО «Издательская группа «Контэнт»»,2010.-63с.: ил.