Сюжетно-ролевая игра как средство развития взаимодействия воспитанников
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Сюжетно-ролевая игра как средство развития взаимодействия воспитанников
Автор: Cергеева Светлана Павловна
Сергеева Светлана ПавловнавоспитательСП МДОУ№14г. Оленегорск, Мурманская областьСюжетно-ролевая игра, как средство развития игрового взаимодействия воспитанников ФГОС ДО определяет направленность основной образовательной программы Дошкольного Образования на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы, творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками. Так как игра является ведущим видом деятельности на протяжении всего дошкольного детства, делать это эффективнее всего средствами игровой деятельности. Общение ребенка со сверстниками осуществляется в игре и по поводу игры. В игре дети утверждают свои волевые и деловые качества. Задачу формирования активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решать уже в работе с младшими дошкольниками. Одной из задач при организации игр детей трёх лет является формирование умения играть рядом, не мешая друг другу, воспитание желания играть вместе, т.е.развитие навыков совместной игры. Уже трех-четырехлетние дети понимают и усваивают такие правила: не бросать игрушки, класть их на место, не выхватывать игрушку у товарища, а попросить. Младшие дошкольники имитируют предметную деятельность- катают машину, берут руль и изображают движение машины, моют посуду, складывают в кастрюльку предметы. Они поглощены самим процессом выполнения действий и забывают о результате - для чего и для кого они это сделали. Для среднего возраста главное – отношение между людьми, игровые действия производятся ими не ради самих действий, а ради стоящих за ними отношений. Поэтому 4 летний ребенок не забудет «приготовленный суп поставить перед куклами» или предложит детям, воспитателю. Затем помоет посуду.А Тёма взявший руль начнет сооружать машину или автобус. Предложит детям поехать в магазин. При этом вдруг останавливает машину, встает и сообщает, что забыл дома деньги. Возвращается и поездка продолжается. Исполняя роль водителя автобуса, машины, водитель командует пассажирами .Но подчиняется инспектору ГИБДД. Это активный ребенок, а пассажиры более застенчивые, робкие дети. Происходит развитие рефлексии как человеческой способности осмысливать свои собственные действия, потребности и переживания, соотнося их с действиями, потребностями и переживаниями других людей. Ребенок начинает осознавать свое место в жизни. Так в сюжетно-ролевой игре «Путешествие» после первоначально проведённой беседы, рассматривания иллюстраций, фотографий, обсуждения, куда мы отправимся в путешествие, распределения ролей: Более активные дети выбирают активные роли (капитан, шофер, проводник), а застенчивые более пассивные роли (пассажиры, матросы, туристы). В ходе игры проявляется умение уступать, поддерживать товарища, радоваться совместным удачам.Наблюдая за детьми в группе, за их играми, я стала замечать, что многие из них не могут принять решения в игровых ситуациях, не могут выстроить диалог со сверстниками и не проявляют интереса к ролевым играм. Поэтому я считаю, что сегодня необходимо сохранение условий в которых ребенок играет со сверстниками, учится общаться в коллективе. Отличительной особенностью сюжетно-ролевой игры является то, что её создают сами дети. Играя вместе дети начинают учитывать желания и действия другого, отстаивать свою точку зрения, строить и реализовывать совместные планы. учатся устанавливать новые связи и отношения в связи с достижением своей цели. Ведь в игре просто необходимо общаться. Примером может служить то, что дети застенчивые, робкие просто преображаются, когда разворачивается их любимая игра. Такой ребенок сам выбирает себе роль, разговаривает с детьми, задает вопросы. Наблюдая за такими детьми, вижу как они раскрепощаются и решают свои трудности в общении со сверстниками. Главная задача воспитателя заключается в том, чтобы научить детей играть самостоятельно. Я для себя сделала вывод, что постоянное расширение знаний детей об окружающей жизни, обогащение их впечатлений -одно из важнейших условий развития полноценной игры. Уже в конце третьего года и на четвертом году жизни детей можно наблюдать, что они объединяют в игре разные события, а иногда могут включать сюжеты из сказок, мультфильмов. Ребенок, входя в образ, становится тем, кому подражает. ОН не просто разыгрывает роль, а живет в образе и верит в её правдивость. Например, всем известные мультфильмы про Лунтика, Фиксиков и т.д. Для того, чтобы вовлечь детей в игру, необходимо дать им знания с помощью бесед, рассматриваний иллюстраций, проведения экскурсий, изготовления атрибутов. Затем дети играют с помощью воспитателя, и далее самостоятельная игра. Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности.Условия возникновения игры:1.Обогащение реального опыта детей .2.Обучение способам игрового отображения.3.организация предметно-игровой среды.4.активизирующее общение воспитателя с детьми в процессе игры Во время сюжетно ролевых игр дети отображают жизнь взрослых, моделируют разнообразные социокультурные ситуации и отношения, приобретают опыт общения со сверстниками и взрослыми. Дети часто организуют игры на основе своих знаний. Так возникают игры на тему профессий. Для детей старшего возраста интересны игры с учетом гендерного подхода. Например, можно выделить для игры условно мужских и женских профессий. Мальчики любят играть в «спасателей», «военных летчиков»,а «девочки-врачи, продавцы ».Сначала команды играют автономно, а затем объединяют усилия и пытаются достичь единого результата. Дети учатся сотрудничать друг с другом.Воспитатель должен играть вместе с детьми, для того, чтобы они овладели игровыми умениями. Это показ простых и понятных ситуаций, демонстрация игровых действий, постановка игровых задач, отражающих знакомые ребенку жизненные ситуации. Воспитатель ненавязчиво предлагает ребенку новые повороты в развитии сюжета. Через выполняемую им роль, игровые действия он воздействует на развитие содержания игры, помогает включению в неё всех детей, особенно робких, застенчивых пробуждает у них уверенность в своих силах. Здесь уместны наводящие вопросы, советы, рекомендации. Например: спросить ребенка при игре в поликлинику, кто врач, кто медсестра, что будет делать медсестра, как будет лечить врач, подсказывает, что пациенты благодарят врача за оказанную помощь, а врач дает рекомендации больным. Моя задача – уметь начать игру, заинтересовать детей, направить в нужное русло и не подавлять фантазию. Развивать умений договорится о теме игры, распределить роли, наметить основное развитие сюжета, подготовить игровую обстановку.1.Воспитатель должен задавать тон в обращении с играющими детьми, употребляя игровую терминологию2.Необходимо давать пищу для новых игровых переживаний. Сюрпризное преподнесение интересного атрибута предполагаемой игры. Посылка от «Симки и Нолика» в игре по мультфильму «Фиксики»; поиск по чертежу клада.3.Для выразительного выполнения роли необходимы элементы костюмов. Совсем не обязательно закреплять какой либо костюм за ролью. Дети часто любят их комбинировать.4.Также необходимы игровые атрибуты. Некоторые предметы полезно сделать вместе с детьми по мере их надобности.5.Для объединения играющих необходим крупный строительный, игровой материал . В данном случае может пригодиться подсобный материал: коробки, конструктор, кубы, окружающая мебель.( для строительства машин, кораблей,…..) Используя такой материал создаётся иллюзия подлинности переживаемых событий .Большое значение имеет участие самих детей в организации и создании игровой обстановки. Дети должны иметь возможность приспосабливать и передвигать мебель, т.е. самостоятельно организовывать и преобразовывать свое игровое пространство. В соответствии с ФГОС ДО (п3.3.4) Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:-содержательно - насыщенной, -трансформируемой, -полифункциональной, -вариативной, -доступной и безопасной.(п 3.3.2.) должна обеспечивать возможность общения детей и взрослых, двигательную активность детей, а так же возможность уединения). Для того чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий этап развития, необходимо её грамотно организовать. В нашем саду во всех группах создана благоприятная обстановка, имеется всё необходимое для развития умения детей играть в сюжетно-ролевые игры. Большое количество игрового оборудования, костюмов и материалов для сюжетно-ролевых игр сделано руками взрослых. С целью научить детей безопасному поведению на дороге был создан центр «Мы - пешеходы».Он оснащен необходимыми атрибутами к возможным сюжетно ролевым играм. Помощью в данной игре нам служит напольный коврик с разметкой улиц и дорог. Этот же коврик мы используем в строительстве домов, мостов и т.д.В группе расположены центры строительных игр и конструкторов. В игре воспитанники используют схемы и модели построек. Используем коврик сделанный своими руками для разворачивания различных игр.Мы стараемся, чтобы развивающая предметно-пространственная среда способствовала закреплению полученных ребенком впечатлений при ознакомлении с окружающим и развитию его самостоятельности и творчества в поиске разных способов воспроизведения действительности. Рассказ на родительском собрании об использовании различных материалов в игре ,а также выявление возможностей родителей в подборе разнообразных материалов для реализации идей в разных центрах активности– всё это помогает семьям наших воспитанников ощутить себя участниками общего дела. В результате проведённой работы, дети стали самостоятельно играть, придумывают новые сюжеты, фантазируют, комбинируют знания, получаемые из окружающего мира со своими фантазиями, проявляют инициативу во всем; Они могут увлечь своими идеями других детей. Воспитанники играют спокойно, не конфликтуют между собой .т.к. каждый может найти игру по интересу.Вывод: сюжетно-ролевая игра-школа общения, где ребенок развивается как социальная личность и в ней формируется его эмоциональный мир1.Формируются адекватные способы поведения в конфликтных ситуациях2.Дети учатся совместному поиску взаимовыгодных решений в сложных ситуациях3.Развиваются коммуникативные компетентности, расширении и обогащение опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками.4.Развивается сочувствие и адекватная самооценка5.Развивается саморегуляция эмоциональных состояний6.Осваиваются модели социального поведения в сюжетно-ролевой игре. . Литература: 1. Запорожец А.В. Проблемы дошкольной игры и руководства ею в воспитательных целях// Игра и её роль в развитии ребенка дошкольного возраста.-М,1989г. 2.Эльконин Д.Б. Психологические вопросы дошкольной игры // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста/ Под ред. А.Н.Леонтьева и А.В.Запорожца.-М.,1995. 3.Приказ МО и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении ФГОС ДО»