«Организация развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО».


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Организация развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО».
Автор: Панкова Светлана Николаевна

Тема: «Организация развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО».       Основной целью ФГОС - создание такой развивающей среды, которая сможет обеспечить творческую деятельность каждого ребенка, позволяя ему реализовать собственные возможности.     Развивающая предметно-пространственная среда - часть образовательной среды, представляющая специально организованным пространством (групповые помещения, специальные помещения (спортивный, музыкальный зал) прилегающая территория, находящаяся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии  с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей.)   Значение развивающей  предметно – пространственной среды.Она должна обеспечивать:1. возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых2 .двигательной активности детей3. возможности для уединения (т.к. постоянно в группе находится большое количество детей, ребенку хочется отдохнуть, уединиться, самостоятельно поиграть.) Предметно  – пространственная  среда проектируется на основе:   - реализуемой в детском саду образовательной программы;   - требований нормативных документов;  - имеющихся условий, предпочтений, уровня развития детей;  - общих принципов построения.  Пространственная среда включает в себя совокупность пространств, в которой должны прослеживаться определенные направления и образовательные области, их 51. Познавательное развитие.(Коммуникация, Познание)2. Социально - коммуникативноеразвитие.(социализация, трудбезопасность)3.Речевое развитие.4.Художеств. - эстетич. развитие (музыка, худ. развитие)5.Физическое развитие   (здоровье, физич. культура)                               Развивающая предметно - пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.          При организации предметно - пространственной среды наши сотрудники - воспитатели руководствуются следующими принципами:1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию программы.       Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря должны обеспечивать:
  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами ( в том числе с песком и водой);
  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей.
  • 2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно - пространственной среды в зависимости от образовательной среды и  от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. Раньше использовались стационарные шкафы с полками , где располагались игры, о трансформированности не было речи, то сейчас дети самостоятельно делят пространство ширмами, маркерами)3) Полифункциональность материалов предполагает:
  • возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.
  • наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов аместителей в детской игре.
  • 4)Вариативность среды предполагает:
  • наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
  • периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
  • 5)Доступность среды предполагает:
  • доступность для воспитанников, всех помещений группы, где осуществляется образовательный процесс;
  • свободный доступ воспитанников, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
  • 6)Безопасность предметно - пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.             Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом деятельности для них является игра. Именно поэтому педагоги-практики испытывают повышенный интерес к обновлению развивающей предметно- пространственной  среды ДОУ.            Организация развивающей предметно – пространственной  среды в ДОУ с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.                    Таким образом, создавая предметно-пространственную среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить:1. Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное – она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка.3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.4. Элементы декора должны быть легко сменяемыми.5. В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности.6. Организуя предметную пространственную среду в групповом помещении необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень общего и речевого развития. 7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.8. При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности.9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.Интеграция образовательных областей в процессе организации комплексной предметно-развивающей и игровой среды детского сада.     Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную, эмоциональную, двигательную деятельность детей.Предметно-пространственная среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом.         Насыщенная предметно- пространственная среда становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка. Развивающая предметно – пространственная среда является основным средством формирования личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта.        Мы надеемся, что созданная в нашем детском саду предметно - пространственная среда будет способствовать интеллектуальному, творческому и личностному развитию наших воспитанников, поможет обогатить, их знания и впечатления, а также вызывать позитивное отношение родителей к ДОУ.