Рабочая программа по литературе 8 класс


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Рабочая программа по литературе 8 класс
Автор: Привалова Марина Ивановна


Пояснительная записка
Данная рабочая программа по литературе разработана для обучения в 8 классе МБОУ Бобрикская СОШ на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования 2004 г., Примерной программы основного общего по литературе 2004 года и в соответствии с концепцией курса, представленной в программе по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы /Авт.-сост.: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев.- 4-е изд., испр. и доп.- М: ООО ТИДРусское слово - РС,2010.
Рабочая программа разработана к линии УМК и материалам авторского учебно-методического комплекса, рекомендованного Минобрнауки РФ.
В состав УМК входит учебник (Литература. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х частях./автор-составитель Г.С. Меркин.- 7-е изд. – М.: ООО Русское слово – учебник, 2012),. согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ, используемого для достижения поставленной цели в соответствии с образовательной программой учреждения.
Программа рассчитана на 70 часов учебного времени (из расчета 2 учебных часа в неделю).
Объем часов учебной нагрузки, отведенных на освоение рабочей программы определен учебным планом образовательного учреждения, познавательных интересов учащихся и соответствует Базисному учебному (образовательному) плану общеобразовательных учреждений Российской Федерации.
В основе содержания и структуры данной программы лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности. В целом программа ориентирована на базовый компонент литературного образования, разработанный в Министерстве образования России, в соответствии с которым в литературном образовании выделены два концентра (5-9 и 10-11 классы), что соответствует ступени основной средней и полной средней школы, как это предусматривается в законе Об образовании.
Под литературным образованием принимается освоение литературы как искусства слова. Литературное произведение изучается как результат творческой деятельности, как культурно-знаковое явление, как эстетическое преображение реальности.
В соответствии с этим изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
. воспитание духовного развития личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
. развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;
. освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;
. овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявление в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания; грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.
Задачи литературного образования определены его целями и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы:
формирование представлений о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;
осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции;
формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;
формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;
формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;
формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.
В содержании тематического планирования предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно-ориентированный, деятельностный подходы, которые определяют задачи обучения: приобретение знаний по чтению и анализу художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; овладение способами правильного, беглого и выразительного чтения вслух художественных к учебных текстов, в том числе и чтению наизусть; устного пересказа (подробному, выборочному, сжатому, от другого лица, художественному) небольшого отрывка, главы, повести, рассказа, сказки; свободному владению монологической и диалогической речью в объеме изучаемых произведений; научиться развернутому ответу на вопрос, рассказу о литературном герое, характеристике героя; отзыву на самостоятельно прочитанное произведение; способами свободного владения письменной речью; освоение лингвистической, культурологической, коммуникативной компетенций.
Таким образом, компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций. Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностям развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и pазвивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литеральных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировозренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире.
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу готовых знаний, сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет учащимся адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта - переход от суммы предметных результатов (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения литературы в 8 классе ученик должен знать / понимать:
- образную природу словесного искусства;
- содержание изученных литературных произведений ;
- основные факты жизни и творческого пути Г.Р. Державина, В.А. Жуковского, Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, А.М. Горького, В.В. Маяковского, А.Т. Твардовского, В.Г. Распутина, У. Шекспира, М. Сервантеса;
- изученные теоретико-литературные понятия (фольклор, устное народное творчество, историческая песня, житие, эпический род литературы, повесть, лирическая повесть, роман, исторический роман, герой-рассказчик, автобиографическая проза, композиция, сюжет, фабула, драма как род литературы, трагедия, драма, комедия, лирический род литературы, стихотворение, послание, песня, ритм, рифма, поэтический синтаксис, конфликт в лирике, лиро-эпический род, поэма, сентиментализм, романтизм, символизм, неологизм, средства художественной выразительности – тропы, фигуры, виды комического, сатира и др.);
уметь:
- воспринимать и анализировать художественный текст;
- выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
- определять род и жанр литературного произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;
- выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения;
- давать характеристику героев;
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
- сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
- выявлять авторскую позицию;
- выражать свое отношение к прочитанному;
- выразительно читать (в том числе наизусть) произведения (фрагменты) разных родов литературы и жанров, соблюдая нормы литературного произношения, смысловые акценты и паузы;
- владеть различными видами пересказа;
- строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением, писать сочинения по литературному произведению;
- участвовать в диалоге и дискуссии по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
- писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях;
использовать приобретенные знания и умения в практической и учебной деятельности, а также в повседневной жизни для:
- создания связного текста;
- определения своего круга чтения;
- поиска необходимой информации о литературе, конкретном произведении или авторе.
Перечень учебно-методического обеспечения.
Литературное образование в школе на базовом уровне осуществляется по программам и учебно-методическим комплектам /УМК/: Г.С. Меркина (5-8 классы) и С.А.Зинина, В.И. Сахарова, В.А. Чалмаева (9-11 классы), а также в соответствии с Информационно-методическими материалами по использованию УМК Литература издательства Русское слово.\ Москва, Русское слово. 2006 год.
Учебник Литература. 8 класс. автор-составитель: Меркин Г.С.,\ Москва, Русское слово, 2011 г. соответствует основным задачам современного литературного образования, учитывает требования Государственного стандарта основного общего образования и знакомит учащихся с вершинами отечественной и мировой художественной литературы, ориентирован на формирование умения анализировать и интерпретировать текст художественного произведения.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
Введение
Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.
Теория литературы: литература и история, писатель и eё роль в развитии литературного процесса, жанры и роды литературы.
Из устного народного творчества
Исторические песни: Иван Грозный молится по сыне, Возвращение Филарета, Царь требует выдачи Разина, Разин и девка-астраханка (на выбор), Солдаты готовятся штурмовать Орешек, Солдаты освобождают Смоленск (Как повыше было города Смоленска...). Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.
Теория литературы: песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач.
Развитие речи: различные виды чтения, составление словаря одной из исторических песен.
Связь с другими искусствами: прослушивание музыкальных записей песен.
Краеведение: запись музыкального фольклора региона.
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча с фольклорным коллективом, вечер народной песни.
Из древнерусской литературы
Слово о погибели Русской земли, из Жития Александра Невского, Сказание о Борисе и Глебе (в сокращении) Житие Сергия Радонежского. Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина и сила нравственных представлений о человеке; благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси — основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое
многообразие древнерусской литературы.
Теория литературы: житийная литература; сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературы, летописный свод.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировки и запись выводов, наблюдения над лексическим составом произведений.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Из литературы XVIII века
Г. Р. ДЕРЖАВИН
Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов и биографии и личных представлений. Стихотворения: Памятник, Вельможа (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.
Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте.
Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний.
Н.М. КАРАМЗИН
Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. Повесть Бедная Лиза — новая эстетическая реальность. Основная
проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.
Теория литературы: сентиментализм как литературное направление, сентиментализм и классицизм (чувственное на-
правление в противовес рациональному), жанр сентиментальной повести.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировка и запись выводов, похвальное слово историку и писателю. Защита реферата Карамзин на страницах романа Ю.Н.Тынянова Пушкин.
Из литературы 19 века
Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники
В.А.Жуковский. Лесной царь, Море, Невыразимое, Сельское кладбище.
К.Ф. Рылеев. Я ль буду в роковое время..., Смерть Ермака.
К.Н. Батюшков. Переход русских войск через Неман, Надпись к портрету Жуковского , Есть наслаждение
в дикости лесов..., Мой гений.
Е.А. Баратынский. Чудный град порой сольется, Разуверение, Муза.
А.А. Дельвиг. Русская песня (Соловей мой, соловей), Романс, Идиллия.
Н.М.Языков. Пловец, Родина.
Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга).
Теория литературы: баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование — дума, песня, легкая поэзия, элементы романтизма, романтизм.
Развитие речи: составление цитатного или тезисного плана, выразительное чтение наизусть, запись тезисного плана.
Связь с другими искусствами: работа с музыкальными произведениями.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной Песни и романсы на стихи поэтов начала XIX века.
А.С.ПУШКИН
Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. Стихотворения: И.И.. Пущину, 19 октября 1825 года, Песни о Стеньке Разине. Повесть Пиковая дама (обзор). История написания и основная проблематика. Маленькие трагедии (обзор, содержание одного произведения по выбору). Самостоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану. Роман Капитанская дочка : проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история). Система образов романа. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы.
Теория литературы: послание, песня, художественно-выразительная роль частей речи (местоимение), поэтическая интонация, исторический роман.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть, составления планов разных типов, подготовка тезисов, сочинение
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями. Пиковая дама и Маленькие трагедии в музыке, театре и кино.
Краеведение: дорогами Гринева и Пугачева (по страницам пушкинской повести и географическому атласу).
Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной Адресаты лирики А.С. Пушкина.
М. Ю. ЛЕРМОНТОВ
Кавказ в жизни и творчестве. Поэма Мцыри: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа — основные мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения; образ- персонаж, образ-пейзаж. Мцыри — любимый идеал Лермонтова (В. Белинский).
Теория литературы: сюжет и фабула в поэме; лироэпическая поэма; роль вступления, лирического монолога; романтическое движение; поэтический синтаксис (риторические фигуры). Романтические традиции.
Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, составления цитатного плана, устное сочинение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.
Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия М.Ю. Лермонтов на Кавказе. Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания М.Ю.Лермонтов – художник.
Н.В. ГОГОЛЬ
Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Комедия Ревизор: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу . Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.
Теория литературы: драма как род литературы, своеобразие драматических произведений, комедия, развитие понятий о юморе и сатире, говорящие фамилии, фантастический элемент как прием создания комической ситуации
комический рассказ.
Развитие речи: различные виды чтения и комментирования, цитатный план, сочинение сопоставительного характера, формулировка тем творческих работ, подготовка вопросов для обсуждения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, инсценировка, сценическая история пьесы.
Краеведение: Петербург в жизни и судьбе Н.В. Гоголя.
Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной Долго ли смеяться над тем, над чем смеялся еще Н.В. Гоголь?; час эстетического воспитания Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин.
И.С. ТУРГЕНЕВ
Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения писателя о любви: повесть Ася. Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера — основное в образе героини.
Теория литературы: лирическая повесть, тропы и фигуры и художественной стилистике повести.
Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, дискуссия, письменная характеристика персонажа, отзыв о прочитанном.
Связь с другими искусствами: подбор музыкальных фрагментов для возможной инсценировки, рисунки учащихся.
Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной (тема дискуссии формулируется учащимися)
Н.А.НЕКРАСОВ
Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. Внимая ужасам войны, Зеленый шум. Человек и природа в стихотворении.
Теория литературы: фольклорные приемы в поэзии; песня; народность (создание первичных представлений); выразительные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие; роль глаголов и глагольных форм.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, составление словаря для характеристики лирического персонажа.
Связь с другими искусствами: использование музыкальных записей.
А. А.ФЕТ
Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: Учись у них: у дуба, у березы..., Целый мир от красоты.... Гармония чувств, единство с миром природы, духовность — основные мотивы лирики А.А. Фета.
Развитие речи: выразительное чтение, устное рисование, письменный ответ на вопрос.
Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер Стихи и песни о родине и родной природе поэтов 19 века:
Н. И. Г н е д и ч. Осень; П.А.Вяземский. Береза, Осень;
А.Н.Пл е щ е е в. Отчизна; Н.П. Огарев. Весною, Осенью ; И.З.Суриков После дождя; И.Ф.Анненский Сентябрь, Зимний романс и другие
А.Н. ОСТРОВСКИЙ
Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка Снегурочка - своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей.
Теория литературы: драма.
Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к сочинению.
Связь с другими искусствами: прослушивание грамзаписи, музыкальная версия Снегурочки. А.Н. Островский , Н.А. Римский-Корсаков.
Л.Н. ТОЛСТОЙ
Основные вехи биографии писателя. Отрочество (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола — рассказ После бала. Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.
Теория литературы: автобиографическая проза, композиция и фабула рассказа.
Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план
сочинение-рассуждение.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.
Из литературы XX века
М. ГОРЬКИЙ
Основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в изображении М. Горького: Песня о Соколе, рассказ Mакар Чудра. Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Специфика песни и романтического рассказа . Художественное своеобразие ранней прозы Горького.
Теория литературы: традиции романтизма, жанровое своеобразие (песня, сказка), образ-символ.
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, цитатный план, сочинение с элементами рассуждения.
Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, кинематографические версии ранних рассказов М. Горького.
Краеведение: книжная выставка От Нижнего Новгорода — по Руси
В.В.МАЯКОВСКИЙ
Краткие сведения о поэте. Я и вы, поэт и толпа в стихотворении В. Маяковского: Хорошее отношение к лошадям.
Теория литературы: неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм в лирическом стихотворении.
Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.
Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной В.В. Маяковский — художник и актер.
Краеведение: Москва В. Маяковского. Литературная викторина по материалам конкурсных работ учащихся.
О серьезном — с улыбкой (сатира начала XX века)
Н.А. Тэффи Свои и чужие; М.М. Зощенко Обезьяний язык. Большие проблемы маленьких людей; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому рассказу.
Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение представлений о понятиях).
Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, составления словаря лексики персонажа.
Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: Я не ищу гармонии в природе..., Старая актриса, Некрасивая девочка — по выбору. Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества лирике Н. Заболоцкого 50—60-х годов.
Развитие речи: выразительное чтение наизусть, сочинение-рассуждение.
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии Что есть красота?...
В.П. АСТАФЬЕВ
Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: рассказ Фотография, на которой меня нет. Проблема нравственной памяти в paссказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.
Развитие речи: различные виды чтения, сложный план к cочинению, подбор эпиграфа.
Краеведение: выставка На родине писателя (по материалам периодики и произведений В.П. Астафьева).
Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер Музы не молчали:
А.А. Ахматова. Нежно с девочками простились...;
Д.С. Самойлов. Перебирая наши даты...;
М.В. Исаковский. Враги сожгли родную хату;
К.М. Симонов. Жди меня;
П.Г. Антокольский. Сын (отрывки из поэмы);
О.Ф. Берггольц. Памяти защитников ;
М.Джалиль. Мои песни, Дуб;
Е.А. Евтушенко. Свадьбы;
Р.Г. Гамзатов. Журавли и др.
А.Т.ТВАРДОВСКИЙ
Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т.Твардовского: За далью – даль(главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной – один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав.
Теория литературы: дорога и путешествие в эпосе Твардовского.
Развитие речи: различные виды чтения, цитатный план.
Краеведение: о России — с болью и любовью (выставка произведений А. Твардовского).
Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии Судьба Отчизны:
Л.Л. Блок. Есть минуты, когда не тревожит...;
В.В. Хлебников. Мне мало нужно...;
Б.Л. Пастернак. После вьюги;
М.В.Исаковский. Катюша;
М. Л. Светлов. Веселая песня;
Л.Л.Вознесенский. Слеги;
Г.И. Рождественский. Мне такою нравится земля
В.С.. Высоцкий. Я не люблю и др.
В.Г. РАСПУТИН
Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В.Распутина. Нравственная проблематика повести Уроки Французского. Новое раскрытие темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.
Теория литературы: развитие представлений о типах рассказчика в художественной прозе. Развитие речи: составление словаря понятий, характеризующих различные нравственные представления, подготовка тезисов к уроку – диспуту.
Связь с другими искусствами: повесть В. Распутина на киноэкране.
Из зарубежной литературы
У.ШЕКСПИР
Краткие сведения о писателе. Трагедия Ромео и Джульетта. Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, Ромео и Джульетта на русской сцене.
Теория литературы: трагедия ( основные признаки жанра).
Связь с другими искусствами: история театра.
М.СЕРВАНТЕС
Краткие сведения о писателе. Роман Дон Кихот: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземлённое, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.
Теория литературы: роман, романный герой.
Развитие речи: дискуссия, различные формы пересказа, сообщения учащихся.
Учебно-тематический план
№ п\п
Тема раздела
Количество часов
Рр, вч
1
Введение
1
2
Из устного народного творчества
3
3
Из древнерусской литературы
4
1/0
4
Из русской литературы XVIII века
4
5
Из литературыXIX века
32
7/5
6
Из литературыXX века
21
1/1
7
Зарубежная литература
5
Итого
70
0/1
№ п/п
Тема урока
К-во часов
Дата проведения
Домашнее задание к уроку
По плану
Фактически
1
Художественная литература и история
1
2
Исторические песни. Исторические песни XVI века. Иван Грозный молится по сыне
Прочитать статьи учебника об исторических песнях: Исторические песни и летописи, Исторические песни и былины, Собиратели и исследователи, Периоды создания исторических песен, Темы и герои. XVI век. Заполнить сравнительную таблицу по материалам статьи учебника. Подготовить ответы на вопросы 5,6,7.
3
Исторические песни XVII века. Плач Ксении. Возвращение Филарета
Прочитать статью Темы и герои. XVII век. Песня- плач.
Заполнить вторую часть таблицы Исторические песни XVII века. Подготовить выразительное чтение песни Плач Ксении, Возвращение Филарета.
4
Песни о Степане Разине.
20-е годы XVII- начало XVIII века. Солдатские песни
- XIX
века
Прочитать статью Песни о Степане Разине, заполнить таблицу. Подготовить анализ исторических песен по плану, предложенному в учебнике:
вариант. Царь требует выдачи Разина.
вариант. Разин и девка- астраханка. Индивидуальное задание
Подготовить сообщения историков о восстании под предводительством Степана Разина, о сражении под Красным и при Березине.
Сообщение по представленным в учебнике гравюрам (портрет Степана Разина, Степана Разина ведут на казнь). Выразительное чтение песен Солдаты готовятся штурмовать Орешек, Солдаты освобождают Смоленск
5
Житие Сергия Радонежского
Составить вопросы к статье учебника Из древнерусской литературы. Подготовить выразительное чтение (художественный пересказ) фрагментов Жития Сергия Радонежского.
Прочитать статью учебника Слово о святом Сергии, выполнить задания учебника.
Подготовить пересказ статьи Для вас, любознательные!.
6
Слово о погибели Русской земли...
Подготовить выразительное чтение Слова о погибели Русской земли.... Индивидуальное задание Подготовить сообщение искусствоведа о церкви Покрова на Нерли. Подготовить сообщение историка о нашествии Батыя.
Подготовить сообщения: Князья грозные, бояре честные, вельможи многие, Западные соседи Русской земли с севера на юг
7
Житие
Александра
Невского
Прочитать Житие Александра Невского. Составить словарь слов и словосочетаний, в которых дается характеристика враждебных для Руси сил. Составить цитатный план к теме Личность Александра Невского в Житии... (военные и дипломатические походы князя), заполнив вторую часть таблицы цитатами. Индивидуальное задание
Сообщение историка об Александре Невском. Подготовить художественный пересказ вставного эпизода (рассказ Пелгуя о видении и сцены, свидетельствующие о том, что Творец способствует победам князя Александра). Подготовить рассказ о шести помощниках Александра. Сообщения об Иосифе, Самсоне, Веспасиане. Сообщение о раке Александра Невского
8
Конкурс рефератов
Подготовить рефераты:
вариант. Отношение к памяти Александра Невского в истории России.
вариант. Образ Александра Невского в русской литературе и кинематографе
9
Г.Р. Державин — поэт и государственный чиновник. Стихотворение Вельможа (самостоятельная работа)
Составить вопросы к статье учебника Из литературы XVIII века. Прочитать статью Г.Р. Державин, ответить на вопросы 1—4. Индивидуальное задание
Подготовить сообщение о Г.Р. Державине по материалам урока 16 и рабочих тетрадей Биография Гавриила Романовича Державина (7 класс). Сообщение о портрете Г.Р. Державина работы С. Тончи и А. А. Васильевского.
10
Г.Р.Державин Памятник
Выучить отрывок из стихотворения Г.Р. Державина Вельможа от слов Вельможу должны составлять... до слов Должны быть - польза, слава, честь наизусть.
Индивидуальное задание
Подготовить выразительное чтение стихотворения Г.Р. Державина Памятник. Подготовить выразительное чтение перевода из Горация М.В. Ломоносова Я знак бессмертия себе воздвигнул.... Сообщение о портрете Екатерины II работы В. Л. Боровиковского
11
Краткие сведения о Н.М. Карамзине. Карамзин и Пушкин.
Составить тезисный план части статьи учебника, посвященной биографии Н.М. Карамзина
Заполнить третью часть сравнительной таблицы Основные особенности классицизма и сентиментализма по материалам статьи учебника.
Индивидуальное задание Сообщение о портретах Н.М. Карамзина работы В.А.Тропинина и П.Ф. Соколова.
Выразительное чтение фрагментов книги Е. Осетрова Три жизни Карамзина.
12
Повесть Н.М. Карамзина Бедная Лиза - новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы
Прочитать повесть Н.М. Карамзина Бедная Лиза.
Заполнить вторую часть таблиц цитатами.
1 вариант. Мотив белизны, чистоты и свежести в эпизодах, связанных с появлением Лизы.
2 вариант. Мотив денег в эпизодах, связанных с появлением Эраста
13
Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники.
Романтизм
Написать реферат (творческую работу на одну из предложенных в учебнике тем).
Прочитать статью учебника Из литературы XIX века. Заполнить вторую часть таблицы. Составить вопросы к статье учебника Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники.
Заполнить часть Романтизм сравнительной таблицы Классицизм — сентиментализм - романтизм.
14
В.А. Жуковский. Анализ баллады Лесной царь
Анализ стихотворений Невыразимое, Море
Составить вопросы к статье учебника, посвященной В.А. Жуковскому.
Выучить наизусть фрагмент баллады В.А. Жуковского Лесной царь.
Индивидуальное задание Подготовить сообщение о некоторых фактах биографии В.А. Жуковского по материалам рабочей тетради (6 класс). Сообщение о портрете В.А. Жуковского работы Ф.Т. Гильдебрандта (по материалам урока .
Подготовить сообщение о прямом и символическом значении слов пламень, небо…
15
К.Ф. Рылеев. Иван Сусанин, Смерть Ермака (самостоя-тельная работа)
Составить план статьи учебника, посвященной К.Ф. Рылееву.
Индивидуальное задание Подготовить выразительное чтение вступления к думе Смерть Ермака и историко-литературные комментарии. Подготовить сообщение о картине В.И. Сурикова Покорение Сибири Ермаком, об увековечивании памяти Ивана Сусанина
16
Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина.
19 октября (1825)
Прочитать статью учебника, посвященную А.С. Пушкину. Составить вопросы к статье.
Индивидуальное задание Подготовить сообщения о Н.А. Корсакове, Ф.Ф. Матюшкине, И.И. Пущине, А.М. Горчакове.
Подготовить художественный пересказ (выразительное чтение) эпизода встречи Пушкина и Пущина в Михайловском
17
Песни о Стеньке Разине (самостоя-тельная работа)
Выучить наизусть одно из стихотворений А.С. Пушкина, посвященное теме лицейской дружбы.
Индивидуальное задание Подготовить сообщение о картине В.И. Сурикова Степан Разин. Подготовить сообщение о песне Из-за острова на стрежень
18
Капитанская дочка. Историческая основа романа. Творческая история произведения.
Тема семейной чести в романе (анализ 1—2 глав)
Прочитать 1—4 главы романа Капитанская дочка. Подготовить пересказ статьи Творческая история романа.
Индивидуальное задание Лексическая работа: честь. Подобрать пословицы, поговорки, афоризмы, включающие слово честь.
19
Порядки в Бело- горской крепости. Петр Гринев в испытаниях любовью и дружбой (анализ 3—5 глав)
Чтение глав 3—5. Составить цитатный план главы Поединок и художественный пересказ главы.
Индивидуальное задание Выписать из текста детали, воссоздающие облик Белогорской крепости. Какой предстает перед героем Белогорская крепость?
Выписать из текста реплики Василисы Егоровны. Как речь характеризует героиню?
Подготовить рассказ о Швабрине по материалам 3 главы (внешность, образование, отношение к семье Мироновых, отношение к Гриневу).
20
Темы человека и истории, народа и власти, внутренней свободы в романе (анализ 6—14 глав)
Прочитать главы 6— 14. Составить сложный план главы Приступ.
Индивидуальное задание . Охарактеризовать реакцию на надвигающиеся события со стороны различных персонажей (по материалам главы.
Подготовить выразительное чтение по ролям фрагмента главы Незваный гость отелов Необыкновенная картина мне представилась... до конца. На основании письма Маши Мироновой к Гриневу охарактеризуйте внутреннее состояние девушки. Составьте рассказ о судьбе Маши Мироновой в плену у Швабрина. вводя слова и обороты, передающие ее чувства, надежду.
Подробно передайте содержание сцены суда по заранее намеченному
21
Р. Классное
Сочинение по роману Капитанская дочка
Домашнее задание
Написать реферат на темы, предложенные в учебнике
22
Кавказ в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова. Особенности композиции поэмы Мцыри. Смысл эпиграфа к поэме
Прочитать статью учебника Лермонтов и Кавказ. Составить тезисный план статьи. Подготовить рассказ о роли Кавказа в жизни М.Ю. Лермонтова по материалам статьи учебника и рабочей тетради для 6 класса (урок 30). Индивидуальное задание Подготовить выразительное чтение стихотворения Синие горы Кавказа, приветствую вас.... Подготовить рассказ о военной службе М.Ю. Лермонтова по материалам статьи учебника.
23
Художественная идея поэмы М.Ю. Лермонтова Мцыри
Подготовить выразительное чтение наизусть глав поэмы (по вариантам): 6,7, 8,11,13,18,19,21,23,26.
Индивидуальное задание Подготовить сообщение об образе рыбки в грузинской мифологии
24
Краткие сведения о Н.В. Гоголе. А.С. Пушкин и
Н.В. Гоголь.
Комедия Ревизор:
Творческая и сценическая история пьесы. Знакомство с афишей комедии
Составить вопросы к статье учебника Введение, подготовить ответы на них.
Подготовить пересказ статьи учебника, посвященной Н.В. Гоголю.
Индивидуальное задание
Составить рассказ о детстве Н.В. Гоголя, включив материалы рабочих тетрадей для 5—7 классов. Подготовить сообщение о творческой истории комедии (по материалам статьи учебника).
25
Сборный город всей темной стороны.
Анализ первого действия
Прочитать первое действие комедии. Заполнить наиболее показательными цитатами 2 часть таблицы Сборный город всей темной стороны.
26
Хлестаков и городничий. Анализ второго действия
Прочитать второе действие комедии. Составить цитатный план рассказа о Хлестакове (д. 2, явл. 1—7) и рассказ о герое.
Индивидуальное задание
Сообщение историка о правлении Николая I
Групповое задание
Выразительное чтение явления 8, д. 2
27
Хлестаков - вельможа и значительное лицо. Анализ третьего действия
Прочитать третье действие комедии.
Индивидуальное задание
Подготовить пересказ событий явл. 1—3, д. 3.
Групповое задание
Выразительное чтение по ролям явл. 5—7, д. 3
28
Хлестаков ревизор. Анализ четвертого действия
Прочитать четвертое действие.
Индивидуальное задание
Пересказ сцен с купцами, слесаршей, унтер-офицершей.
Групповое задание
Выразительное чтение по ролям явлений 3—7, д. 4
29
Художественная идея комедии. Анализ пятого действия
Прочитать пятое действие комедии.
Индивидуальное задание
Пересказ явл. 2, д. 5. Выразительное чтение по ролям явл. 7,8, д. 5
30
Речь как средство создания образов героев комедии. Новаторство
Н.В. Гоголя.
Подготовка к сочинению
Прочитать статью учебника В мире гоголевской комедии.
Составить рассказ о героях с опорой на материал учебника, уроков.
Домашнее сочинение по теме учебника
Индивидуальное задание
Подготовить сообщение о чертах классицизма и отступлениях от традиций классицизма в комедии Д.И. Фонвизина Недоросль (по материалам рабочих тетрадей 7 класса)
31
Краткие сведения об И.С. Тургеневе
Ранние повести Тургенева
Прочитать статью учебника, посвященную творчеству И.С. Тургенева. Приготовить ответы на вопросы 1—2 учебника. Индивидуальное сообщение
Подготовить сообщение о прототипах повести (по материалам статьи учебника Для вас, любознательные!).
32
И.С. Тургенев Ася. Господин Н.Н.и Гагин. Русские и немецкие : литературные традиции в повести
Прочитать повесть И.С. Тургенева Ася. Подготовить выразительное чтение 3 главы и фрагментов 2 и 4 главы, в которых идет речь о Гагине. Составить цитатный портрет героя.
33
Композиция повести. Образ Аси
Озаглавить части повести, заполнив вторую часть таблицы Главы. Названия. Элементы фабулы. Составить цитатный портрет Аси (глава 2).
Индивидуальное задание
Составить художественный пересказ 8 главы.
Подготовить сообщение Мотив смерти в изображении героини.
Групповое задание Подготовить выразительное чтение по ролям 9 главы
34
Образ природы. Тема рока в повести.
Подготовка к сочинению
Подготовить пересказ статей учебника Поговорим о прочитанном и Повесть в оценке писателей и критики и ответы на вопросы 1,2 учебника. Выписать из текста фрагменты, воссоздающие картины природы, заполнив части таблицы.
Написать сочинение по темам учебника.
35
Краткие сведения о Н.А. Некрасове. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. Внимая ужасам войны...
Прочитать статью учебника, посвященную Н.А. Некрасову, составить тезисный план рассказа о Некрасове по изученному ранее и по материалам статьи учебника.
Индивидуальное задание
Подготовить сообщение о Крымской войне в изображении Л.Н. Толстого по материалам рабочих тетрадей (7 класс).
36
Н.А. Некрасов Зеленый Шум
Подготовка к сочинению по картине А.А. Рылова Зеленый шум
Выучить стихотворение Внимая ужасам войны... наизусть.
Написать сочинение по картине
Индивидуальное задание
Подготовить сообщение о художнике А. А. Рылове. Сообщение о березе символе России
37
Краткие сведения об А.А. Фете. Целый мир от красоты...
Составить план статьи учебника, подготовить рассказ об А. А. Фете по материалам учебника и ранее изученного
38
Учись у них — у дуба, у березы...
Выучить наизусть стихотворение Целый мир от красоты....
Индивидуальное задание. Выучить наизусть стихотворение А.А. Фета Одинокий дуб
39
Краткие сведения об А.Н. Островском.
Пьеса-сказка Снегурочка. Своеобразие сюжета. Связь с мифологи-ческими и сказочными традициями. Элементы фольклора в сказке
Составить вопросы к статье учебника Творческая история пьесы Снегурочка.
Прочитать пьесу-сказку А.Н. Островского Снегурочка. Заполнить четвертую часть таблицы События пьесы-сказки (см. урок).
Повторить особенности волшебных сказок по материалам урока 12 (5 класс) и 7 (6 класс). Индивидуальное задание
Подготовить художественный пересказ вариантов народной сказки Снегурочка в обработке И.В. Карнауховой и варианта сказки, записанного В.И. Далем.
40
Особенности конфликта пьесы-сказки. Берендеево царство в пьесе А.Н. Островского
Из монолога Весны в Прологе выписать словосочетания, воссоздающие картину царства берендеев.
Составить комментарии к материалам таблицы, заполнив четвертую часть Краткая характеристика героев: Бобыль и Бобылиха, Мураш, царь Берендей, Лель, Мизгирь, Купава (см. урок).
Подготовить пересказ статьи учебника В мире художественного слова пьесы Снегурочка.
41
Р.р. Классное сочинение по сказке Снегурочка
Написать реферат на одну из тем, предложенных в учебнике
42
Краткие сведения о Л.Н. Толстом. Отрочество
Прочитать вступительную статью в учебнике, посвященную Л.Н. Толстому. Составить рассказ о Толстом, используя материалы рабочих тетрадей для 5—7 классов и статьи учебника.
43
Л.Н. Толстой После бала. История создания. Анализ первой части рассказа
Прочитать рассказ После бала.
Заполнить таблицу цитатами
44
После бала. Анализ второй части рассказа
Выписать из второй части рассказа цитаты, передающие наиболее значимые детали эпизодов
45
М. Горький Макар Чудра. Специфика романтического рассказа. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького
Составить план статьи учебника, посвященной М. Горькому. Ответить на вопросы.
Подготовить художественный пересказ легенды о Лойко и Радде. Повторить особенности романтизма. Выписать из текста рассказа цитаты-размышления Макара Чудры о человеке, смысле его жизни, труде, вере, заполнив таблицу (см. урок).
46
М. Горький Мой спутник.
Образ Шакро и рассказчика. Проблема слияния разумного и стихийного начал
Прочитать рассказ М. Горького Мой спутник.
Сравнить взгляды на социальное устройство общества, проблему религии, Нравственности Шакро и рассказчика, заполнив таблицу (см. урок).
Индивидуальное задание Составить рассказ о Шакро (портрет героя, его жизнь в родительском доме, служба конторщиком на одной из станций Закавказской железной дороги, предательство друга, случай с хозяином номеров).
Подготовить художественный пересказ эпизода у костра чабанов
47
Краткие сведения о В.В. Маяковском
Составить план статьи учебника, посвященной В.В. Маяковскому. Подготовить ответы на вопросы учебника.
Индивидуальное задание
Подготовить сообщения и слайдовую презентацию на темы: Маяковский – художник, Маяковский – актер.
Подготовить выставку книг, посвященных творчеству В.Маяковского, - поэта, художника, акера, а также комментарии экскурсовода.
Подготовить сообщения о музеях В.Маяковского в Багдади и в Москве.
48
Поэт и толпа в стихах В. Маяковского.
Хорошее отношение к лошадям
Написать доклад Слово о В. Маяковском
Индивидуальное задание
Выучить наизусть фрагмент стихотворения В. Маяковского Дешевая распродажа от слов Слушайте ж... до конца стихотворения
49
Краткие сведения о
Н.А. Тэффи. Темы
творчества
Подготовить рассказ о Тэффи по материалам статьи учебника.
Индивидуальное задание
Подготовить художественный пересказ рассказов Тэффи: Корсиканец, Экзамен, Олень, Псевдоним, Демонстрация.
Подготовить чтение наизусть стихотворения Тэффи Подсолнечник
50
Н.А. Тэффи Свои и чужие
Прочитать рассказ Тэффи Свои и чужие. Повторить определения видов комического.
Индивидуальное задание
Подготовить выразительное чтение рассказа Тэффи Свои и чужие. Подготовить сообщение о художнике Н.П. Ульянове
51
М.М. Зощенко. Большие проблемы маленьких людей. Человек и государство. Художественное своеобразие рассказов
Составить план статьи учебника, посвященной М.М. Зощенко, рассказ о писателе.
Выписать 2—3 афоризма на тему Смех, объяснить их значение.
52
М.М. Зощенко Обезьяний язык
Прочитать рассказ М. Зощенко Обезьяний язык. Выполнить задание 2 учебника (определить лексическое значение слов по словарю).
Групповое задание
Подготовить выразительное чтение рассказа по ролям
53
Краткие сведения о Н.А. Заболоцком. Темы лирики 1940-1950-х годов
Составить план рассказа о Н.А. Заболоцком по материалам статьи учебника, посвященной поэту и материалам рабочей тетради для 7 класса (уроки 79-80).
Индивидуальное задание
Подготовить выразительное чтение стихотворений Н. Заболоцкого Ласточка, Смерть врача, Поэт, Противостояние Марса, Болеро, После работы, Творцы дорог от слов Рожок гудел, и сопка клокотала... до слов Сверкающие заступы подняв.
54
Н.А. Заболоцкий Я не ищу гармонии в природе...
Повторить тему Поэзия XIX и XX веков о родной природе (по материалам рабочих тетрадей, 5 класс, уроки 29-30).
Индивидуальное задание
Подготовить сообщение о значении устойчивого сочетания сизифов труд и легенде о Сизифе. Подготовить выразительное чтение стихотворения Н. Заболоцкого Ночной сад.
55
Н. А.Заболоцкий Некрасивая девочка, Старая актриса
Выучить наизусть стихотворение Н. Заболоцкого Я не ищу гармонии в природе....
Индивидуальное задание
Подготовить выразительное чтение стихотворения Н. Заболоцкого Портрет и сообщение о портрете А. Струйской работы художника Ф. Рокотова
56
М.В. Исаковский Катюша,
Враги сожгли родную хату...
Прочитать статью Краткая автобиография М.В. Исаковского, подготовить ответы на вопросы учебника.
Прочитать статью Катюша, подготовить ответы на вопросы учебника.
Повторить художественные особенности лирической песни (рабочие тетради, урок 8). . Выучить наизусть стихотворение по выбору
Индивидуальное задание. Подготовить сообщение о символическом значении перекрестка, о героях сказок и былин, оказавшихся на перекрестке трех дорог. Подготовить сообщение о значении имени Прасковья.
Подготовить сообщение о Будапештской операции во время войны.
59
Краткие сведения об А.Т. Твардовском. За далью- даль. История создания поэмы. Анализ первой главы
Прочитать Автобиографию А.Т. Твардовского, ответить на вопросы 1-4 учебника.
Индивидуальное задание
Подготовить выразительное чтение фрагмента стихотворения А.Т. Твардовского Мост от слов В рассветный час во мгле сухой... до слов Громадой цельной под колеса
60
А.Т. Твардовский За далью— даль. Анализ главы Огни Сибири
Подготовить выразительное чтение главы Сибирь.
Прочитать материал о Сибири в творчестве А.Т. Твардовского. Составить вопросы к статье.
61
Краткие сведения о В.П. Астафьеве. Последний поклон. Тема
человека и истории в произведении
Прочитать статью учебника, посвященную творчеству В.П. Астафьева. Ответить на вопросы 1,2 учебника.
Составить рассказ о писателе по материалам статьи учебника и рабочей тетради (6 класс, урок 86).
62
Проблема нравственной памяти в рассказе В.П. Астафьева Фотография, на которой меня нет. Образ рассказчика
Прочитать рассказ Фотография, на которой меня нет.
Составить цитатный план.
Индивидуальное задание
Подготовить сообщение историка.
Подготовить сообщение литературоведа. Подготовить пересказ эпизода о катании на увале. Подобрать русские пословицы со словом память.
63
Краткие сведения о В.Г. Распутине.
XX век на страницах прозы В.Г. Распутина
Прочитать статью учебника о В.Г. Распутине. Ответить на вопросы учебника 1—3.
Индивидуальное задание
Подготовить художественный пересказ очерка В.Г. Распутина Я забыл спросить у Лешки, рассказа Что передать вороне?.
64
Нравственная проблематика рассказа В.Г. Распутина Уроки французского
Прочитать рассказ В.Г. Распутина Уроки французского, подобрать цитаты для заглавий частей рассказа.
Индивидуальное задание
Выписать из текста фразы, воссоздающие образ послевоенного времени.
65
Вн/чт. Проза писателей 20 века
Выполнить задание 4 учебника. Написать сочинение на тему Нравственная проблематика рассказа Уроки французского, используя тезисы в задании 3 учебника и материалы урока
66
Эпоха Возрождения. Краткие сведения об У. Шекспире. История сюжета и прототипы героев трагедии Ромео и Джульетта
Прочитать статью в учебнике об У. Шекспире. Подготовить рассказ о драматурге по материалам статьи учебника и рабочих тетрадей для 7 класса (урок 92).
Индивидуальное задание
Подготовить сообщение о Ф. Бэконе, Леонардо да Винчи, Микеланджело.
67
Идеалы Возрождения в трагедии Ромео и Джульетта. Проблематика трагедии
Прочитать трагедию У. Шекспира Ромео и Джульетта
68
Краткие сведения о М. Сервантесе. Роман Дон Кихот: основная проблематика и художественная идея.
Составить план статьи учебника, посвященной М. Сервантесу. Ответить на вопросы 1—3 учебника.
Подготовить художественный пересказ главы 8 части I романа.
69
Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство
Подготовить художественный пересказ главы 4 части I; главы 53, главы 74. Подготовить представление книги В. Набокова Лекции о Дон Кихоте и выразительное чтение фрагментов главы Два портрета: Дон Кихот и Санчо Панса, Дульсинея Тобосская. Чтение наизусть стихотворения Ю. Друниной
70
Подведение итогов года.
Рекомендации для летнего чтения
Учебно-методические средства обучения
Учебно-методическое обеспечение для учителя:
1.Литература. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х частях./автор-составитель Г.С. Меркин.- 7-е изд. – М.: ООО Русское слово – учебник, 2011.
2.Программа по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы /Авт.-сост.: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев.- 4-е изд., испр. и доп.- М: ООО ТИДРусское слово - РС,2010.
Учебно-методическое обеспечение для учащихся:
1. Литература. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: в 2-х частях./автор-составитель Г.С. Меркин.- 7-е изд. – М.: ООО Русское слово – учебник, 2011
Список литературы
Основная литература:
1. Программа по литературе для общеобразовательной школы. 5-11 классы. Г.С.Меркин, С.А.Зинин, В.А.Чалмаев. М.: Русское слово, 2010
2. Учебник: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А.Чалмаев. Литература. 8 класс. М.: Русское слово, 2007.
Дополнительная литература:
1.Г.И.Беленький. Литература 8 класс. Методические советы. – М., Просвещение, 2006.2.С.В.Волков. Я иду на урок. Книга для учителя. Литература 8 класс. – М., Первое сентября, 2009.
3. Егорова Н.В. Поурочные разработки по зарубежной литературе. 5-9 классы – М., ВАКО, 2010.4. Золотарёва И.В., Крысова Т.А. Поурочные разработки по литературе. 8 класс – М., ВАКО, 2010.5. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Читаем, думаем, спорим...: 8 класс: Дидактические материалы по литературе-М.: Просвещение, 2006.
6.Коршунова Н.Н., Липина Е.Ю. Литература 5-8 классы. Тесты. – М., Дрофа, 2005.
12