"Песни, опаленные войной"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Песни, опаленные войной"
Автор: Привалова Марина Ивановна


Урок-гостиная
Песни, опалённые войной
Учитель Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые взрослые! Сегодня, в преддверие праздника, мы собрались в этом зале, чтобы вспомнить песни, спетые на войне.
9 мая2015 года в 70-й раз прогремит салют Победы. А в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное мужество народа.
Я предлагаю почтить память погибших воинов в годы Великой Отечественной войны минутой молчания… (Минута молчания) .
День 9 мая 1945 года знает весь мир. Наша страна шла к этому дню 4 года. Но какие это были годы…
Все дальше уходят от нас годы Великой Отечественной войны, но время бессильно ослабить память человечества о мужестве советских людей.
В годы войны не было ни одного дня, который можно было бы вычеркнуть из народной памяти. Каждый день войны был подвигом миллионов.
С первых дней боев начала складываться летопись Великой Отечественной войны. Советские писатели в самые трудные для Родины дни были вместе с народом, они участвовали в боях. Из тысячи литераторов, членов Союза советских писателей, ушедших на фронт, не вернулось с войны более двухсот человек. Военных журналистов погибло еще больше...
И сегодня хотелось бы вспомнить некоторых из тех, чьи стихотворные строки стали летописью войны.
Война и песня: что может быть общего? Казалось бы, тяготы и страдания военного времени не оставляют места для песен… и, тем не менее, песня всегда сопровождала солдата в походе и на привале, а иногда и в бою.
Песни военных лет, песни о войне… Сколько их, прекрасных, незабываемых. И есть в них всё: горечь отступления в первые месяцы войны и радость возвращения к своим, картины жизни солдат, рассказы о боевых подвигах моряков, лётчиков и танкистов.
Песни, как люди: у них своя биография, своя судьба. Одни умирают, едва появившись на свет, никого не растревожив, другие вспыхнут ярко, но очень скоро угаснут. И лишь немногие долго живут и не старятся.
В песнях во время войны и после неё люди черпали душевные силы. С судьбами людей тесно переплетались судьбы песен. Об истории создания таких песен мы расскажем сегодня.
От песни сердцу было тесно:
Она вела на смертный бой,
Чтобы громить врага под эту песню,
Защищая Родину собой.
Вед. Слайд 2. Песня Священная война появилась в 1941 году . История создания песни очень интересна. Однажды утром, в здании Дома Красной Армии, во время завтрака к композитору А.В. Александрову подошел политработник с газетой Известие в руках:
- Александр Васильевич, тут для вас есть замечательное стихотворение Лебедева- Кумача. Может, напишете песню?
Александров взял газету, прочитал стихи и, забыв обо всем, уехал домой сочинять песню. К вечеру она была готова. Ночью вызвали артистов Ансамбля красноармейской песни (первым руководителем был А.В. Александров) и тут же, в репетиционной комнате, написав ноты на доске, выучили ее.
Музыка с ее призывными настроением, с интонациями клича, зова, была настолько созвучна стихам, правде каждой строфы, и несла в себе такую могучую силу и искренность переживания, что певцы и музыканты, порой, от спазм, сжимавших горло, не могли петь и играть….
Утром следующего дня, едва успев родиться, Священная война начала выполнять свой солдатский долг.
Премьера песни состоялась 27 июня 1941 года на площади Белорусского вокзала, откуда постоянно уходили составы на фронт. В зале — шум, резкие команды, звуки радио. Слова ведущего, который объявляет, что сейчас впервые будет исполнена песня Священная война. В людской тесноте и продымленной духоте, среди суеты и нескладности последних прощаний, ее голос звучал подобно набату, клятве, присяге. Все, кто в ту минуту находился там, заслышав первые звуки, поднялись как один и, словно в строю, торжественно и сурово прослушали песню до конца, а когда она кончилась, на какое- то мгновение замерли, завороженные звуками, а затем раздались оглушительные аплодисменты, горячая просьба повторить… С того памятного дня и началась ее большая жизнь. С первых же тактов песня захватила бойцов. Все встали, как во время исполнения гимна. На суровых лицах видны слезы… Вновь и вновь — пять раз подряд! — пел ансамбль Священную войну.
Песня исполнялась вновь и вновь. Она была гимном, призывом. Её увезли на фронт три бригады ансамбля, чтобы выступать перед солдатами. Эта песня шла с солдатами по фронтовым дорогам, ее пели в партизанских землянках. Каждое утро после боя кремлевских курантов она звучала по радио. Она прошла путь от стен Москвы через Польшу, Румынию, Болгарию, Венгрию, Чехословакию, Германию до стен Рейхстага. Песню знали. Жива она и сейчас.
Автор Священной войны Борис Александрович Александров в свое время писал: Я не был никогда военным специалистом, но у меня все же оказалось могучее оружие в руках — песня. Песня так же может разить врага, как и любое оружие!
Если завтра война, если враг нападёт
Если тёмная сила нагрянет, -
Как один человек, весь советский народ
За любимую Родину встанет.
На земле, в небесах и на море
Наш напев и могуч и суров:
Если завтра война,
Если завтра в поход, -
Будь сегодня к походу готов!
Если завтра война, - всколыхнётся страна
От Кронштадта до Владивостока.
Всколыхнётся страна, велика и сильна,
И врага разобьём мы жестоко.
Полетит самолёт, застрочит пулемёт,
Загрохочут могучие танки,
И линкоры пойдут, и пехота пойдёт,
И помчатся лихие тачанки.
Подымайся народ, собирайся в поход!
Барабаны, сильней барабаньте!
Музыканты, вперёд! Запевалы, вперёд!
Нашу песню победную гряньте!
На земле, в небесах и на море
Наш напев и могуч и суров:
Если завтра война,
Если завтра в поход, -
Будь сегодня к походу готов! 1938
В.Лебедев-Кумач
Слайд 3. Звучит запись песни Священная война (Приложение 1)
Учитель На войне было сложно, и пелось немало боевых песен. Простыми словами в них говорилось об оружии, о ненависти, о боевых дорогах, о подвигах героев. Но в памяти людской закрепились и такие песни, где говорилось о любви, о стойкости, об умении ждать.
Вед. Слайд 4. В 1938 году в Москве был создан Государственный джаз-оркестр Союза ССР под управлением М. БлантераиВ. Кнушевицкого, и в феврале 1939 года состоялась премьера подготовленной ими программы. Среди новых песен, впервые исполненных в этой программе, была Катюша. Вскоре песню распевали в селах и городах, на демонстрациях и народных гуляньях, а то и просто в домашнем кругу, за праздничным столом. Едва появившись, песня эта стала знаменитой, родной и близкой миллионам людей. Как же родилась Катюша?
Вначале были написаны стихи — всего несколько строк. Написал ихМихаил Исаковский, автор известных и популярных в ту порупесенПрощание, Вдоль деревни, И кто его знает, Любушка, Зелеными просторамии других. Я не знал, — говорил потом поэт, — что же дальше делать с Катюшей, которую я заставил выйти на высокий берег на крутой и запеть песню. Поэтому стихи пришлось отложить…
Неизвестно, как долго ожидали бы они своего часа, не повстречай Исаковский композитораМ. И. Блантера. Вскоре родилась именно та мелодия, которую все мы сегодня знаем и любим. Но песни пока не было. Ведь стихотворение оставалось незавершенным. И тогда поэт и композитор стали вместе искать, какой же быть песне. Направление поиска и построение ее сюжета подсказано было самой жизнью, напряженной обстановкой предгрозовых довоенных лет. “Мы как бы уже предчувствовали войну, хотя и не знали точно, когда и откуда она может прийти, — говорил Исаковский. — По этим причинам тема Родины, тема защиты ее от посягательств врага была темой самой важной, самой первостепенной, и я, конечно, никак не мог пройти мимо нее даже в лирической песне”.
Так в советскую песенную лирику вошла новая тема — тема любви девушки и воина, защитника Родины. В чем была новизна этой песни? В устах миллионов людей Катюша зазвучала как песня не о грусти разлуки и расставания, а о долге бойца, о верности девушки в любви, о больших патриотических чувствах советских людей. Родилась не просто лирическая песня о любви девушки и воина, а о такой любви, которая вселяет гордость и бодрость, укрепляет веру в нее, помогает защитнику Родины выполнять свой долг.
Эта песня была написана в конце 30-х годов, когда еще никто не думал о войне. Весна, цветущие сады, любовь и верность… По-новому зазвучала Катюша в годы Великой Отечественной войны. В народе появились десятки новых вариантов этой песни. Кем только ни была в них героиня песни: и бойцом с автоматом в руках, и верной подругой солдата, ждущей его возвращения с победой, и фронтовой медсестрой. Пели во время войны и о Катюше-партизанке, проходившей по лесам и селам партизанской узкою тропой с той же самой песенкой веселой, что когда-то пела над рекой.
Но не только в песнях жила в ту суровую пору Катюша. Ее именем народ ласково окрестил новое грозное оружие, наводившее ужас на врага, — реактивные гвардейские минометы. И об этих катюшах вскоре были сложены песни:
Шли бои на море и на суше,Грохотали выстрелы кругом -Распевала песенки катюшаПод Калугой, Тулой и Орлом.
В 1943—1945 наиболее популярен был такой куплет:
Пусть фриц помнит русскую катюшу,
Пусть услышит, как она поет:
Из врагов вытряхивает души,
А своим отвагу придает!
Катюша олицетворяла все самое лучшее в жизни – все то, что пытался разрушить беспощадный фашист потому песня эта в дни войны стала столь популярной, и не только в нашей стране. Мелодия Катюши стала гимном итальянских партизан. В Италии она известна в двух вариантах: Катарина и Дует ветер. Последняя представляет собой партизанский гимн итальянских патриотов, боровшихся против фашизма. Хорошо знают Катюшу и в странах, которым советские воины принесли освобождение.
Песня эта служила своеобразным паролем молодежи всего мира на международных фестивалях, а к проходившему летом 1985 года в Москве XII Всемирному фестивалю молодежи и студентов было решено создать в честь нее сувенир. Многочисленных гостей нашей столицы встречала симпатичная, весело улыбающаяся, приветливая девочка с ласковым и знакомым всем, певучим именем Катюша. Подобно знаменитому олимпийскому медвежонку она стала известной всей планете. И, конечно же, всюду звучала сложенная в честь нее замечательная песня.
“Здравствуй, Катюша!” — говорили ей на всех языках.
Слайд 4. Звучит песня Катюша (Приложение 2)Расцветали яблони и груши,Поплыли туманы над рекой.Выходила на берег Катюша,На высокий берег, на крутой.
Выходила, песню заводилаПро степного сизого орла.Про того, которого любила,Про того, чьи письма берегла.
Ой ты, песня, песенка девичья,Ты лети за ясным солнцем вследИ бойцу на дальнем пограничьеОт Катюши передай привет.
Пусть он вспомнит девушку простую,Пусть услышит, как она поет,Пусть он землю бережет родную,А любовь Катюша сбережет.
Расцветали яблони и груши,Поплыли туманы над рекой.Выходила на берег Катюша,На высокий берег, на крутой.
Учитель С первого дня и до победного праздничного салюта песня всегда была рядом. Она помогала преодолевать трудности и лишения фронтовой жизни, поднимала боевой дух воинов. Сплачивала их. Как верный друг, песня не покидала фронтовика в минуты грусти. Скрашивала разлуку с любимой, с родными и близкими. Она шла с солдатами в бой. Вливала в них новые силы, отвагу, смелость.
Вед. Слайд 6. Поистине необычна история другой замечательной военной песни- Синий платочек. В сентябре 1939 года ( в ряде воспоминаний есть ссылки и на 1940 год) во Львов приехали музыканты популярного польского эстрадного коллектива Голубой джаз под управлением Генриха Гольда. Все концерты шли с огромным успехом. Оркестр выступал и в московском театре Эрмитаж. В программе коллектива было много хороших песен и танцевальных мелодий, среди которых скромно прозвучал вальс, сочиненный Ежи Петерсбурским в Днепропетровске. После концерта к Петерсбургскому подошел поэт и драматург Яков Галицкий, который выразил свое восхищение творчеством оркестра и предложил написать слова к той новой красивой мелодии. Польскому композитору мысль поэта понравилась, и вскоре появилось стихотворение Синий платочек. Впервые песню Синий платочек исполнил солист Голубого джаза Станислав Ландау, после чего она стала постоянной в репертуаре оркестра.
Песня сразу полюбилась москвичам. Но все же самым популярным оказался третий вариант песни, возникший в 1942 году. Как это произошло? Как-то артистка со своим ансамблем выступала в гвардейской части генерала Н. Гагена на легендарной Дороге жизни через Ладожское озеро. Здесь она познакомилась с сотрудником газеты 54-й армии Волховского фронта лейтенантом Михаилом Максимовым. Узнав, что я пишу стихи, – вспоминал Максимов, – Шульженко попросила меня написать новый текст Синего платочка. Песня популярна в народе, – сказала она, – у нее приятная мелодия. Но нужны слова, которые бы отражали нашу великую битву с фашизмом.
Предложение взволновало молодого журналиста. Он никогда не писал песен. Однако отказать Клавдии Ивановне не смог и работал над текстом всю ночь. Мне сразу понравилась песня, простые, берущие за душу слова, – говорила потом певица, – у каждого из защитников нашей Родины есть своя родная женщина, самая близкая, любимая и дорогая, за горе и страдания которой он будет мстить врагу. Так появились новые строки: Строчит пулеметчик
За синий платочек,
Что был на плечах дорогих.
Однако Политуправление Рабоче-Крестьянской Красной армии посчитало песню чрезмерно лирической и выразило свое недовольство по этому поводу. Клавдия Шульженко перестала петь эту песню, но полюбившийся миллионам советских граждан Синий платочек уже навсегда остался в числе лучших военных песен.
Происходили и другие изменения в тексте песни. В Киеве, например, на стихи неизвестного автора, стали петь:
Двадцать второго июня,Ровно в четыре часа,Киев бомбили, нам объявили,Что началася война.
Война началась на рассвете,Чтоб больше народу убить.Спали родители, спали их дети,Когда стали Киев бомбить.
Слайд 7. Звучит песня Синий платочек (Приложение 3)Синенький скромный платочек
Падал с опущенных плеч.
Ты говорила, что не забудешь
Ласковых, радостных встреч.
Порой ночной
Мы распрощались с тобой...
Нет больше ночек.
Где ты, платочек,
Милый, желанный, родной?
Помню, как в памятный вечер
Падал платочек твой с плеч,
Как провожала и обещала
Синий платочек сберечь.
И пусть со мной
Нет сегодня любимой, родной,
Знаю, с любовью ты к изголовью
Прячешь платок голубой.
Письма твои получая,
Слышу я голос живой.
И между строчек синий платочек
Снова встает предо мной.
И часто в бой
Провожает меня образ твой,
Чувствую, рядом с любящим взглядом
Ты постоянно со мной.
Сколько заветных платочков
Носим в шинелях с собой!
Нежные речи, девичьи плечи
Помним в страде боевой.
За них, родных,
Желанных, любимых таких,
Строчит пулеметчик за синий платочек,
Что был на плечах дорогих!
Вед. Слайд 8. История создания всенародно любимой песниТемная ночьочень интересна. В 1943 году, во время работы над знаменитым кинофильмом Два бойца у режиссера Леонида Лукова не получалось снять эпизод написания солдатом письма. Расстроенному из-за множества безуспешных попыток режиссеру неожиданно пришла мысль, что украшением сцены могла бы стать песня, передающая чувства бойца в момент написания письма родным.
Не теряя ни минуты, Леонид Луков поспешил к композитору Никите Богословскому. Поддержав идею Лукова, Никита Владимирович уже через 40 минут предложил мелодию. В это время в Ташкент, где снимался фильм, приехал с фронта поэт Владимир Агатов. Оба приехали к поэту Владимиру Агатову, который, в свою очередь, за пару-тройку часов написал легендарное стихотворение. Так, на музыку Никиты Богословского и слова Владимира Агатова, благодаря идее Леонида Лукова, была создана любимая и поныне песня Темная ночь. В таком виде , без всяких изменений песня и вошла в фильм.
Спетая исполнителем роли главного героя Марком Бернесом, Темная ночь навсегда осталась в памяти советского народа. Кстати, после записи песни, сцена написания письма в землянке была удачно снята с первого дубля.
Но и на этом история создания песни не заканчивается. Первая матрица пластинки пострадала от… слез работницы завода, которая не смогла сдержать чувств при прослушивании песни в исполнении Ивана Козловского. Так что в свет Темная ночь вышла только со второй матрицы.
По свидетельству Константина Симонова весной 1943 года Темная ночь была на устах буквально у каждого фронтовика, потому что вместила в себя мысли и чувства миллионов людей.
Слайд 9. Звучит песня Тёмная ночь (Приложение 4)
Тёмная ночь, только пули свистят по степи,
Только ветер гудит в проводах, тускло звезды мерцают.
В тёмную ночь ты, любимая, знаю, не спишь,
И у детской кроватки тайком ты слезу утираешь.
Как я люблю глубину твоих ласковых глаз,
Как я хочу к ним прижаться теперь губами!
Тёмная ночь разделяет, любимая, нас,
И тревожная, чёрная степь пролегла между нами.
Верю в тебя, в дорогую подругу мою,
Эта вера от пули меня тёмной ночью хранила…
Радостно мне, я спокоен в смертельном бою,
Знаю встретишь с любовью меня, что б со мной ни случилось.
Смерть не страшна, с ней встречались не раз мы в степи.
Вот и теперь надо мною она кружится.
Ты меня ждёшь и у детской кроватки не спишь,
И поэтому знаю: со мной ничего не случится!
Вед.
О землянка близ аэродрома!В море снега — островок тепла:Серые слежавшиеся бревна,Синяя прокуренная мгла,Пол у двери инеем окрашен…И внезапно показалось мне,Будто я все это видел раньше!Только где? В кино или во сне?Вот сейчас, винтовку сняв у входа,Мой отец присядет к огоньку.До Победы — три нелегких года,Все — через свинцовую пургу.Он пока — парнишка, мне ровесник,Тот же самый двадцать пятый год.И ему гармонь, совсем как в песне,Про улыбку и глаза поет…Он закурит, сев к огню поближе,.И под эту песню, вторя ей,Первые стихи свои напишетТой, что станет матерью моей…
Слайд 10. Эти стихиЕвгения Нефедова– о войне, об отце и о песне. А песне этой — В землянке — по справедливому утверждению ее автора,поэта Алексея Александровича Суркова(1899—1983), суждено было стать первой лирической песней из созданных во время Великой Отечественной войны, безоговорочно принятой и сердцем воюющего солдата, и сердцем тех, кто ждал его с войны. Проникновенный, искренний, тоскующий голос поэта слился в ту трудную, суровую пору с голосами всех разлученных войной.
Текстом песни В землянке стало написанное в ноябре 1941 года стихотворение поэта и журналиста Алексея Суркова, которое он посвятил жене Софье Антоновне. Возникло стихотворение, из которого родилась эта песня, случайно, — вспоминал Сурков. — Оно не собиралось быть песней. И даже не претендовало стать печатаемым стихотворением. Это были шестнадцать домашних строк из письма жене, Софье Антоновне. Письмо было написано в конце ноября, после одного очень трудного для меня фронтового дня под Истрой, когда нам пришлось ночью после тяжелого боя пробиваться из окружения со штабом одного из гвардейских полков…. Это было между боями на Волоколамском шоссе, во время Московской битвы, когда действительно “до смерти было четыре шага”, даже меньше…, когда промерзший, усталый, в шинели, посеченной осколками, Сурков всю оставшуюся ночь просидел над своим блокнотом в землянке, у солдатской железной печурки.
Так бы и остались эти стихи частью письма, — воспоминал Алексей Сурков, — если бы уже где-то в феврале 1942 года не приехал из эвакуациикомпозитор Константин Листов, назначенный старшим музыкальным консультантом Главного политического управления Военно-Морского Флота. Он пришел в нашу фронтовую редакцию и стал просить что-нибудь, на что можно написать песню. Что-нибудь не оказалось. И тут я, на счастье, вспомнил о стихах, написанных домой, разыскал их в блокноте и, переписав их начисто, отдал Листову, будучи абсолютно уверенным, что песня из этого абсолютно лирического стихотворения не выйдет. Листов побегал глазами по строчкам, промычал что-то неопределенное и ушел. Ушел, и все забылось. Но через неделю композитор вновь появился у нас в редакции, попросил у фотографа Савина гитару и спел новую свою песню В землянке. Всем показалось, что песня вышла. Листов ушел. А вечером Миша Савин после ужина попросил у меня текст и, аккомпанируя себе на гитаре, спел новую песню. И сразу стало видно, что песня пойдет, если обыкновенный потребитель музыки запомнил мелодию с первого исполнения…
Впервые песня была опубликована на страницах Комсомольской правды. К тому времени ее любили и пели и бойцы, и те, кто их ждал. И в наши дни песня эта остается одной из самых дорогих и любимых, она звучит у походного костра, на солдатском привале.
Слайд 11. Звучит песня В землянке (Приложение 5)
Бьется в тесной печурке огонь,На поленьях смола, как слеза,И поет мне в землянке гармоньПро улыбку твою и глаза.
Про тебя мне шептали кустыВ белоснежных полях под Москвой.Я хочу, чтобы слышала ты,Как тоскует мой голос живой.
Ты сейчас далеко-далеко.Между нами снега и снега.До тебя мне дойти нелегко,А до смерти — четыре шага.
Пой, гармоника, вьюге назло,Заплутавшее счастье зови.Мне в холодной землянке теплоОт твоей негасимой любви.
Вед. стихотворение К. Симонова Жди меня, и я вернусь.
Жди меня, и я вернусь,Только очень жди.Жди, когда наводят грустьЖелтые дожди;Жди, когда снега метут;Жди, когда жара.Жди, когда других не ждут,Позабыв вчера.Жди, когда из дальних местПисем не придет.Жди, когда уж надоестВсем, кто вместе ждет.Жди меня, и я вернусь,Не желай добраВсем, кто знает наизусть,Что забыть пора.Пусть поверят сын и матьВ то, что нет меня.Пусть друзья устанут ждать,Сядут у огня,Выпьют горькое виноНа помин души...Жди — и с ними заодноВыпить не спеши.Жди меня, и я вернусьВсем смертям назло.Кто не ждал меня, тот пустьСкажет: Повезло.Не понять, не ждавшим, им,Как среди огняОжиданием своимТы спасла меня.Как я выжил — будем знатьТолько мы с тобой.Просто, ты умела ждать,Как никто другой.
Слайд 12. Песня Баллада о солдате впервые прозвучала вкинофильме “В трудный час”, посвященном трагическим дням 1941 года. В фильме, сценарий которого написан известным кинодраматургомЕ. Габриловичем, рассказывается о судьбах простых советских людей, героически оборонявших Москву. Музыку к фильму писал композиторВ. П. Соловьев-Седой.Им же вместе с поэтомМ. Л. Матусовским написана и песня, мелодия которой звучит уже в увертюре к картине, а затем проходит по всему фильму, пока, наконец, не обретает слова в финале, чтобы прозвучать гимном солдатскому подвигу.
Авторы назвали песню Баллада о солдате. Однако, как неоднократно подчеркивал сам Василий Павлович, песня эта — совсем не баллада. Когда он ознакомился со сценарием и просмотрел уже отснятый материал, то понял, что музыка к фильму требует песни эпического склада. Ему хотелось, чтобы в ней как бы прозвучали мерные шаги солдата — шаги истории: испокон веков, когда было необходимо, вставали на защиту родимой земли ее бесстрашные воины — и солдатСуворова, и солдатКутузова, и Алеша Скворцов из вышедшего на экраны страны двумя годами раньше фильмаГригория Чухрая, название которого вовсе не случайно совпадает с названием песни. Она писалась под впечатлением и этого всемирно известного фильма. В своейкниге Пути-дороги В. П. Соловьев-Седойвспоминал, как создавалась эта песня: Поначалу я сам сделал пресловутую песенную рыбу, то есть накропал слова, а затем сочинил мелодию. Показал все Матусовскому. И он в один день сочинил прекрасный текст.
Это — первая и единственная моя с Соловьевым-Седым песня, написанная на готовуюмузыку, — комментировал воспоминания своего друга и соавтора по многим замечательным, всенародно известным песням Михаил Львович Матусовский. — Я страшно не люблю и боюсь подтекстовок. А тут не устоял — такое впечатление произвела на меня музыка будущей песни, выразительная, взволновавшая меня до глубины души. Каждая музыкальная фраза уже сама по себе подсказывала, заставляла находить соответствующий ей глагол: шел, пел, бил. Это музыка продиктовала форму. И когда я поймал именно такое, адекватное ей решение, нам обоим стало понятно, что песня состоялась… Для М. Л. Матусовского война эта началась на Западном фронте, куда он попал с первых ее дней в качестве фронтового корреспондента, был свидетелем и непосредственным участником боев. Особенно памятными оказались для него дни и недели Смоленского сражения 1941 года. Потому, наверное, и отозвались они в Балладе о солдате строчкой: Бил солдат их под Смоленском… Потом была Московская битва, Северо-Западный фронт… Все припомнилось и отозвалось в его творчестве.
Звучи песня Баллада о солдате (Приложение 6)Полем, вдоль берега крутого,Мимо хатВ серой шинели рядовогоШел солдат.Шел солдат, преград не зная,Шел солдат, друзей теряя,Часто, бывало,Шел без привала,Шел вперед солдат.
Шел он ночами грозовымиВ дождь и град.Песню с друзьями фронтовымиПел солдат.Пел солдат, глотая слезы,Пел про русские березы,Про кари очи,Про дом свой отчийПел в пути солдат.
Словно прирос к плечу солдатаАвтомат —Всюду врагов своих заклятыхБил солдат.Бил солдат их под Смоленском,Бил солдат в поселке энском,Пуль не считая,Глаз не смыкая,Бил врагов солдат.
Полем, вдоль берега крутого.Мимо хатВ серой шинели рядовогоШел солдат.Шел солдат, слуга Отчизны,Шел солдат во имя жизни,Землю спасая,Мир защищая,Шел вперед солдат!
Вед.
Пускай ты нынче не в строю,
Но под одеждой штатскою
Везде и всюду узнаю
Я выправку солдатскую.
И пусть не носишь ты давно
Армейский свой наряд,
Но люди всё же говорят:
Солдат — всегда солдат.
Солдат, легко собравшись в путь,
Без лишних слёз прощается,
И всё имущество его
В один мешок вмещается.
А он готов спешить туда,
Куда ему велят.
Вот потому и говорят:
Солдат — всегда солдат.
Противник с фланга ли навис,
Грозит ли окружение, —
Солдат с успехом выйдет из
Любого положения.
Вот он забрался в свой блиндаж,
И чёрт ему не брат.
Как видно, верно говорят:
Солдат — всегда солдат.
В окопе плещется вода,
Шумят дожди осенние.
А он находится всегда
В хорошем настроении.
Он не привык робеть в беде
И отступать назад.
Недаром люди говорят:
Солдат — всегда солдат!1959 М.Матусовский, Солдат всегда солдат
Слайд 13. Есть на болгарской земле старинный город Пловдив. За свою более чем тысячелетнюю историю он был свидетелем многих событий. О них могут рассказать его улицы, дома, памятники. Один их них – величественный Холм освободителей. Его венчает восемнадцатиметровая фигура советского солдата, высеченная из гранита, — памятник советским воинам, освободившим город и всю страну от фашизма.Открыт он был в 1957 году, в канун 40-летия Великого Октября. Автор его — болгарский скульпторВасил Радослов. К постаменту ведут сто широких ступеней. К нему приходят возложить цветы в день свадьбы счастливые молодожены. Место это священно и дорого для каждого болгарина.
Осенью 1962 года в Болгарию приехал советский композиторЭдуард Савельевич Колмановский. Ему рассказали о том, как в сентябре 1944 года жители города с букетами роз встречали своих освободителей и как один из солдат сказал, что, пока его руки смогут держать оружие, розы никогда больше не будут обрызганы кровью. Народная память сохранила и имя солдата — ласковое, певучее русское имя Алеша. С розами он и увековечен в камне. Возвратившись домой, композитор поделился своими впечатлениями о том, что видел и слышал в Болгарии, с поэтомКонстантином Яковлевичем Ваншенкиным, давним своим соавтором, показал ему фотографию памятника советским воинам — Алеши.
Стихи родились очень быстро, на едином дыхании, — вспоминает поэт. — Тема ведь родная, близкая. Я прошел войну, воевал в Венгрии, в Австрии, в Чехословакии, потерял много боевых друзей, товарищей по оружию, мог погибнуть и сам. Если написано о том, что выстрадано и дорого, это находит отзвук в сердцах людей. До 1971 года мне не удавалось побывать в Болгарии, хотя и очень хотелось. А когда я впервые туда приехал и увидел Алешу, когда увидел его громадные сапоги из камня, гимнастерку… я чувствовал себя так, будто встретился со старым и близким другом…
Впервые песня Алеша была опубликована в 1966 году в журнале Старшина—сержант (сегодня он называется Знаменосец) в выпуске, посвященном советско-болгарской дружбе. Прекрасную песню эту включил в свой репертуар Краснознаменный ансамбль песни и пляски Советской Армии имени Александрова, и в 1967 году краснознаменцы привезли ее в Болгарию. Там, в Пловдиве, у подножия памятника Алеше, в присутствии многих тысяч слушателей состоялось ее первое исполнение.
Нас принимали на болгарской земле с таким чистосердечным гостеприимством, с такой душевной теплотой, искренностью, радостным и заботливым вниманием, с каким может встретить только настоящий верный друг,— вспоминает об этих поездках и встречах Эдуард Савельевич Колмановский. – Да, у меня в Пловдиве много друзей. Число их, к моей радости, растет. И первым среди них я называю своего старого друга Алешу, бессмертная молодость которого навеки утверждена кровным братством и нерушимой дружбой наших народов. И пусть, как поется в песне, из камня его гимнастерка, из камня его сапоги,— Алеша живет в наших сердцах, в наших мечтах и надеждах, в наших делах…
Слайд 14. Звучит песня Алёша (Приложение 7)Белеет ли в поле пороша,Пороша, пороша,Белеет ли в поле порошаИль гулкие ливни шумят.Стоит над горою Алеша,Алеша, Алеша,Стоит над горою Алеша —В Болгарии русский солдат.
И сердцу по-прежнему горько,По-прежнему горько,И сердцу по-прежнему горько,Что после свинцовой пургиИз камня его гимнастерка,Его гимнастерка,Из камня его гимнастерка,Из камня его сапоги.
Немало под страшною ношей.Под страшною ношей.Немало под страшною ношейЛегло безымянных парней,Но то, что вот этот — Алеша,Алеша, Алеша,Но то, что вот этот — Алеша,Известно Болгарин всей.
К долинам, покоем объятым,Покоем объятым,К долинам, покоем объятым,Ему не сойти с высоты.Цветов он не дарит девчатам.Девчатам, девчатам,Цветов он не дарит девчатам,Они ему дарят цветы.
Привычный, как солнце, как ветер,Как солнце и ветер,Привычный, как солнце и ветер,Как в небе вечернем звезда,Стоит он над городом этим,Над городом этим,Как будто над городом этимВот так и стоял он всегда.
Белеет ли в поле порота,Пороша, пороша,Белеет ли в поле порошаИль гулкие ливни шумят,Стоит над горою Алеша,Алеша, Алеша.Стоит над горою Алеша —В Болгарии русский солдат.
Вед. Приложение 15. В 1955 году в журнале Новый мирбыло напечатано стихотворение Москвичи поэтаЕвгения Михайловича Винокурова. Когда поэта спрашивали о том, существовали ли на самом деле Сережка с Малой Бронной и Витька с Моховой, Е.Винокуров отвечал: Прототипов в полном смысле этого слова у героев стихотворения, а потом и песни не было. Но когда я его писал, мне больше всего представлялся образ моего школьного товарища, 17-летнего Саши Волкова, жившего в одном из переулков Арбата. Хотелось создать поэтический памятник моим сверстникам, всем московским ребятам, которые мужественно сражались с врагом. Многие из них не вернулись домой, а другие покалечены войной….
И в начале работы над этим стихотворением, и уже после его опубликования в Новом миреЕвгений Винокуровдолго бился над первой и заключительной его строфами, пока наконец не нашел прекрасный зачин, задумчивый и грустный, сразу вводящий нас в атмосферу событий:
В полях за Вислой соннойЛежат в земле сырой…
Стихотворение прочел замечательный эстрадныйпевец Марк Бернеси принес ккомпозитору Андрею Эшпаю.
Вспоминая историю создания песни, Андрей Яковлевич Эшпай рассказывал:
Я жил тогда на Большой Бронной, в полуподвале. Окно было открыто, и ко мне часто приходили…через окно. Именно таким образом, через окно, проник ко мне в квартиру и Марк Наумович Бернес, принёс журнал, раскрыл на нужной странице и сказал: Прочти эти стихи. Они для тебя. Нужна музыка! - Затем он уселся напротив и стал ждать, словно я сочинюмузыкусейчас же, при нем. Стихименя потрясли. Они были просто снайперски из моей биографии. Я ушел на фронт с Бронной, правда, не с Малой, а с Большой. Но ведьэти улицы — рядом. На войну еще раньше ушел и мой старший брат, Валя. Он погиб в самом ее начале — в июле — августе сорок первого… А мама все ждала и ждала его возвращения, не верила в его гибель до последних дней… Ложилась спать всегда очень поздно. И вот этот свет лампы воспаленной в стихах Винокурова—казалось бы, очень точные слова. В них я увидел свою маму, ожидающую и перечитывающую мои и братовы письма с фронта. Я до сих пор вспоминаю маму именно вэтом куплете
Слайд 16. Звучит песня Москвичи (Приложение 8)В полях за Вислой соннойЛежат в земле сыройСережка с Малой БроннойИ Витька с Моховой.А где-то в людном миреКоторый год подрядОдни в пустой квартиреИх матери не спят.
Свет лампы воспаленнойПылает над МосквойВ окне на Малой Бронной,В окне на Моховой.Друзьям не встать. В округеБез них идет кино.Девчонки, их подруги,Все замужем давно.
В полях за Вислой соннойЛежат в земле сыройСережка с Малой БроннойИ Витька с Моховой.Но помнит мир спасенный,Мир вечный, мир живойСережку с Малой БроннойИ Витьку с Моховой.
Ученик
Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.
Мы пред нашим комбатом, как пред Господом Богом, чисты.
На живых порыжели от крови и глины шинели,
На могилах у мертвых расцвели голубые цветы.
Расцвели и опали... Проходит четвертая осень.
Наши матери плачут, и ровесницы молча грустят.
Мы не знали любви, не изведали счастья ремесел,
Нам досталась на долю нелегкая участь солдат.
У погодков моих ни стихов, ни любви, ни покоя –
Только сила и зависть. А когда возвратимся с войны,
Все долюбим сполна и напишем, ровесник, такое,
Что отцами-солдатами будут гордиться сыны.
Пусть живые запомнят, и пусть поколения знают
Эту взятую с боем суровую правду солдат.
И твои костыли, и смертельная рана сквозная,
И могилы над Волгой, где тысячи юных лежат, –
Это наша судьба, это с ней мы ругались и пели,
Подымались в атаку и рвали над Бугом мосты.
…Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.
Мы пред нашей Россией и в трудное время чисты.
Семён Гудзенко
Вед. Песни Великой Отечественной войны занимают особое место в музыкальном творчестве. Написанные в годы великих испытаний, разные по своей манере они наполняли жизнь, звали весь народ к борьбе во имя Победы. И сегодня песни военных лет предстают перед слушателями, как памятники истории, овеянные романтикой героизма, мужества. У народа слабого духом не могли родиться такие песни: песни-призывы, песни, вдохновляющие на справедливую борьбу с врагом, которого надо уничтожить.
Хотелось еще о многих песнях вспомнить сегодня, каждая из них достойна особого внимания, но о них мы поговорим в следующий раз. Эти песни-свидетели тех героических лет: Враги сожгли родную хату, Где же вы теперь, друзья-однополчане?, Бери шинель, пошли домой, В лесу прифронтовом и многие другие. Как нельзя лучше отражается роль песни на войне в стихотворении ветерана Великой Отечественной войны А.Аркадьева Песням тех военных лет – поверьте!
Ученик
Песням тех военных лет – поверьте!
Мы не зря от дома вдалеке
Пели в четырех шагах от смерти
О родном заветном огоньке.
И не зря про путь к Берлину пели, -
Как он был нелегок и нескор…
Песни вместе с нами постарели,
Но в строю остались до сих пор.
Песни эти с нами и поныне!
Никогда нам петь не надоест.
Как на запад шли по Украине
И как с боем взяли город Брест,
И что помирать нам рановато,
И про тех, кто дал нам закурить...
Вы спросите сами у солдата:
Мог ли он такое позабыть?
Время нас, как пулеметом косит.
Но меня, пока еще живой,
Песня незабытая уносит
В незабвенный лес прифронтовой.
Кто-то вальс играет на баяне:
Слушаем мы, словно в забытьи,
Помните, друзья-однополчане,
Боевые спутники мои?
На фоне мелодии День Победы Д.Тухманова, на сл.В.Харитонова
Вед.
Начиная с конца 40-х годов В. Г. Харитонов написал множество песен в содружестве с такими замечательными композиторами, мастерами этого жанра, как А. Новиков, И. Мурадели, С. Туликов, В. Левашов, а также с более молодыми — В. Шаинским, Д. Тухмановым, О. Ивановым.Шаинским, Д. Тухмановым, О. Ивановым
Песня эта очень мне дорога, — рассказывал Владимир Гаврилович. — О такой песне я давно мечтал. И шел к ней нее эти тридцать лет, что прошли от победных незабываемых залпов. Прибавьте к ним еще пяток — с того самого довоенного сорокового, когда меня призвали в армию и одели в военную форму.
Служба моя началась в Московском пехотном училище имени Верховного Совета РСФСР. А уже год спустя вместе с курсантами-кремлевцами принял я первый свой бой. Держали мы оборону на рубеже у Волоколамского шоссе рядом с гвардейцами легендарной панфиловской дивизии. Немало полегло там моих боевых товарищей, но выстояли, не пропустили врага к столице.
Потом был Сталинград. Контузия, Госпиталь. Снова — фронт. И там на моих глазах погибали мои фронтовые друзья-однополчане. До сих пор удивляюсь, как сам уцелел, дожил до Победы. Обо всем этом и мечталось рассказать в песне, да все никак не находил для нее главной строчки, той, что стала бы ее камертоном, определила бы весь ее настрой и тональность.
И вот однажды — звонок из музыкальной редакции радио.
— Владимир Гаврилович, нужна песня ко Дню Победы. Только, пожалуйста, чтобы, веселая, радостная. Грустных не надо. Обойдитесь без слез…
— Хорошо. Подумаю, — отвечаю, — но я ведь могу написать о войне и Победе только то, что сам перечувствовал в ней и пережил…
Хожу по комнате. Думаю. Слова редактора этого (я даже фамилию у нее позабыл спросить, так меня они ошарашили) из головы все никак не выходят.
Тут-то и вырвалось у меня, как вздох, как озарение какое-то: Это радость со слезами на глазах… — та самая строчка, та главная мысль, от которой и пошла вся песня…
Все участники исполняют песню День Победы Д.Тухманова, на сл.В.Харитонова
Интернет-ресурсы
история песни Катюша
история создания песни В землянке
история создания песни Баллада о солдате
история создания песни Алёша
история создания песни Москвичи
Так рождались эти песни