Роль и значение семьи в коррекции речевого развития ребёнка с тяжёлыми нарушениям речи


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Роль и значение семьи в коррекции речевого развития ребёнка с тяжёлыми нарушениям речи
Автор: Костикова Надежда Владиславовна

Костикова Н.В. учитель-логопед МБДОУ № 83 г. Мурманск Роль и значение участия семьи в коррекции речевого развития ребёнка Семья - это та самая среда, в которой человек учится и сам творит добро. В.А. Сухомлинский В современной психологии чётко определены временные рамки всех важных периодов развития личности. Личность формируется в первые пять лет жизни. И в этот период ребёнок зависим от семьи как физически, так и социально и эмоционально. Первостепенная и главная роль на этом этапе отводится родителям и близким родственникам. В это период ребёнок должен приобрести тот положительный опыт, который станет гарантией правильного перехода на следующую ступень развития. Поэтому одной из современных сторон развития логопсихологии является усиление интереса к семье, воспитывающей ребёнка с речевой патологией. Именно семья оказывает большое влияние на развитие личности и индивидуальности ребёнка с речевыми нарушениями. Семья - первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. Семья является основной естественной средой, в которой растёт и развивается ребёнок. В семье он приобретает свой первоначальный опыт общения. В семье у ребёнка возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям. И с чувством доверия появляются любопытство, любознательность, познавательная и речевая активность и многие другие личностные качества. Недостаточные знания родителей в вопросах речевой патологии и коррекции речи, недооценка ими раннего выявления речевых нарушений, своевременного воздействия на них, да ещё вредные установки в отношении речи детей - всё это приводит к психологическим проблемам, как родителей, так и детей. Все виды речи (слушание, говорение), речевая коммуникация - это постоянное состояние человека. Естественно, что нарушение речи приводит к перестройке личности. У ребёнка может возникнуть чувство неполноценности, которое повлечёт за собой подавленность, желание и стремление к уединению и т.д. Семья должна воздействовать на формирование детской речи, начиная с самого раннего возраста. Очень важно, чтобы ребёнок с ранних лет слышал чёткую, правильно оформленную речь, на основе которой, будет формироваться и его собственная. Но не каждому ребёнку достаточно подражания. В силу разных причин, влияющих на нарушения речи, ребёнок, услышав, не может воспроизвести и выполнить правильные акустико-артикуляционные связи. Поэтому у них возникают фонетически неправильные слова, вследствие чего у них нарушается правильное произношение. И по мере употребления слов дефект не исчезает, а переходит в постоянный дефект речи.Существует две группы детей:это дети, которые болезненно относятся к своему дефекту;и те дети, которые безболезненно воспринимают свой речевой дефект.В этом отношении к дефекту большую роль играет влияние родителей. Как родители настроят отношение ребёнка к своему недостатку, какую дадут ему установку, таким и сформируется его отношение к дефекту.И здесь возможны два варианта родительского отношения:попустительская установка - «Ничего страшного, многие дети говорят хуже. Я тоже долго не выговаривала звуки. И т.д.»укорительная установка: «Такой большой, а говоришь как маленький. В школе над тобой все будут смеяться». И вот такая укорительная установка может усилить комплекс неполноценности у ребёнка. Что в дальнейшем может привести к ряду характелогических изменений, к снижению самооценки ребёнка. Для того, чтобы этого не произошло, необходимо правильно подходить к воспитанию ребёнка с речевыми нарушениями, необходимо правильное педагогическое воздействие, которое позволит избежать многих серьёзных проблем. Перед родителями стоит задача сформировать у ребёнка осознанное желание к работе над речью, необходимо настраивать ребёнка на стремление к преодолению речевых нарушений. Для родителей важно не только сформировать у ребёнка положительное отношение к преодолению речевого дефекта. Но и самим изменить отношение к этому. Немаловажную роль играет мотивация родителей при коррекции речевых нарушений. Часть родителей пассивно реагирует на речевое нарушение ребёнка, у них отсутствует понимание необходимости коррекционной работы. А есть родители, которые отрицают необходимость и возможность сотрудничества с дошкольным учреждением. Так как считают свою позицию в отношении средств воздействия и воспитания на своего ребёнка единственно правильной и верной.Как же родитель относится к речевому дефекту ребёнка?И тут есть несколько обстоятельств, влияющих на это отношение:глубина самого дефекта;интеллектуальный уровень родителей, владеющих определёнными познаниями в области логопедии (вследствие чего возникают речевые нарушения, какие бывают речевые нарушения, каков дефект собственного ребёнка);компетентность родителей в вопросах воспитания и обучения детей;знания психологических особенностей в разном возрасте;и, конечно, особенности характера самого родителя.И ни для кого не секрет, что для ребёнка родитель является самым большим авторитетом. И как родитель относится к дефекту, так и ребёнок будет следовать его установкам. Значит задача логопеда заключатся в том, чтобы привлечь родителя к работе со своим ребёнком, к обучению ребёнка. Для того, чтобы установка родителей имела положительную, адекватную установку, логопеду необходимо:изучить и проанализировать позиции родителей по отношению к ребенку и его речевому дефекту;подобрать наиболее оптимальные формы и методы взаимодействия с семьей, учитывая индивидуальность каждого из родителей;рационально спланировать работу с родителями, способствующую их активному включению в коррекционный процесс и апробировать ее на практике;определить эффективность выбранных нами форм и методов работы с родителями;вести активную просветительскую работу.При правильном и соответствующем руководстве родители могут эффективно помогать своему ребёнку, и вместе с тем преодолевать свои психологические проблемы.Литература:1.Бачина О.В., Самородова Л.Н. Взаимодействие логопеда и семьи ребёнка с недостатками речи. Москва 2010.2. Михнева Е.Б. Рол семьи в коммуникативном развитии ребенка // Логопед в детском саду. – 2007. – №2 (17). – С. 57–613. Осипова И.И., Домнинская К.В. О системе социально-психологического сопровождения семьи // Логопед в детском саду. – 2007. – №10 (25). – С. 26–32Аннотация статьи:Значение семьи в коррекции речевых нарушений детей логопатов.Формирование мотивации у родителей для совместной коррекционной работы.Ключевые слова: семья, коррекция речи.