Формирование социально - значимых компетенций на уроках математики у обучающихся с ОВЗ


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Формирование социально - значимых компетенций на уроках математики у обучающихся с ОВЗ
Автор: Тарасова Светлана Сергеевна

С.С.Тарасова
г. Шахты, ГКОУ РО школа-интернат VIII вида №16
tarasowa.svetl2011@yandex.ru
Формирование социально - значимых компетенций на уроках математики у обучающихся с ОВЗ
В данной статье поднимается проблема обучения детей с ограниченными интеллектуальными способностями. Рассматриваются возможные пути формирования компетенций необходимых для успешной интеграции в современную социальную среду данной категории детей.
Учителя, обучающие детей с нарушением развития интеллекта, стремятся к тому, чтобы выпускники школы-интерната могли применять знания и умения, полученные на уроках для успешной интеграции в современную социально-экономическую среду. От педагога требуется научить своих учеников тем знаниям, тем умениям и развить те навыки, которыми они смогут воспользоваться в своей дальнейшей жизни.
Задача системы образования обучающихся с нарушениями интеллекта состоит в формировании у них знаний, поведенческих моделей, которые позволят им быть конкурентно способными на рынке труда. Человеку необходимо быть самостоятельным, ответственным, коммуникабельным. Он должен научиться находить и отбирать нужную ему информацию.
Все эти качества можно успешно формировать в школе, используя компетентностный подход в обучении. Нет общего подхода к понятию компетентность, каждый автор понимает его по-своему. Ключевой характеристикой компетентности является возможность переносить способности в новые условия, отличные от тех, в которых эта компетентность возникла. Под ключевыми компетенциями понимается целостная система универсальных знаний, умений, навыков, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.
А.В. Хуторской предложил свою классификацию основных ключевых компетенций: учебно-познавательная, информационная, коммуникативная, социально-трудовая, ценностно-смысловая; компетенции личностного самосовершенствования; предметные и общепредметные. На уроках математики можно формировать и развивать основные социально-значимые компетенции, используя личностно-ориентированный подход в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
Учебно-познавательная компетенция - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Познавательный интерес – это важнейший мотив обучения детей с ограниченными возможностями интеллекта. Активизация познавательной деятельности ученика с особыми потребностями в обучении без развития его познавательного интереса практически невозможна. Данная компетенция успешно развивается при решении нестандартных, занимательных задач, задач-фокусов, кроссвордов, анаграмм, ребусов, а так же при проблемном способе изложения новой темы: когда учитель создает такую ситуацию, чтобы проблема решалась, опираясь на личный опыт ребенка. Формирование информационной компетенции заключается в процессе освоения учеником современных информационных технологий, которые плотно вошли в нашу жизнь. Речь идёт об использовании мультимедийных и компьютерных технологий. В процессе работы с современными инструментальными средами повышается всестороннее развитие учеников. На уроках в основном используются два вида информационных технологий: презентации и слайд-шоу. Они позволяют наглядно и доступно объяснить детям учебный материал. Мультимедийные технологии могут использоваться: для обозначения темы урока, как сопровождение объяснения учителя, как информационно-обучающее пособие, для контроля знаний. На уроках эффективно использовать электронные приложения разного вида: демонстрации аудио – видеоряда, приложения, сочетающие в себе и иллюстративный материал, и постановку проблемных вопросов с последующей проверкой выдвинутых предположений и решений, фронтальную проверку и самопроверку знаний в виде тестов, кроссвордов, головоломок; разработки серии уроков по теме, которые позволяют представить материал наиболее полно, успешно интегрируя различные области знаний на одном предмете.
Формирование коммуникативной компетенции подразумевает использование различных способов взаимодействия обучающихся с субъектами образовательного процесса и другими людьми. На уроках целесообразно применять работу в паре и группе: деловые игры (Магазин), уроки-диспуты, уроки-практикумы. Поскольку мышление опосредовано речью, развитие данной является неотъемлемой частью уроков математики. От обучающихся требуются полные, логически обоснованные ответы. Важное значение, при развитии коммуникативной компетенции, имеет рефлексия урока, где дети учатся давать оценку своей деятельности и деятельности одноклассников, подводят итоги урока.
Для формирования грамотной, логически верной речи могут использоваться математические диктанты, включающие задания на правильное произношение имен числительных, математических понятий. Обучение математике в тесной связи с речевым развитием оказывает существенное влияние на овладение обучающими системой математических знаний и формирует коммуникативную компетентность.
Формирование социально-трудовой компетенция означает овладение обучающимися знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. Сюда входят, например, умения анализировать ситуацию, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Данная компетентность подразумевает овладение детьми теми предметными знаниями, умениями и навыками, которые они будут использовать непосредственно в своей дальнейшей жизнедеятельности. Развитию таких навыков способствуют следующие приемы: контрольные работы, тесты по усовершенствованию устного счета. Детям с ограниченными возможностями интеллекта необходимо давать задания социально-трудового характера, которые будут вводить ребенка в нестандартную, но бытовую ситуацию. Например, вычисление суммы покупок в магазине, оплаты коммунальных платежей; вычисление процентов скидок, банковских вкладов, кредитных займов и т.п.
Для формирования ценностно-смысловой компетенция ученик с ограниченными возможностями интеллекта обязательно в ходе урока должен получать установку на практическое применение полученных знаний. При формировании этой компетенции можно говорить о профориентации, ориентировать детей на выбор тех профессии, где они смогут найти применение своим знаниям, навыкам и практическим умениям. Некоторые из задач подобного рода требуют не только знания математики, но и практической смекалки, умения ориентироваться в конкретной обстановке. В рамках формирования ценностно-смысловых компетенций на уроках математики необходимо давать представления об элементарных экономических знаниях. Примерные темы уроков: Оплата труда, Бартер, Чем потребность отличается от желаний, Оплата коммунальных платежей, Бюджет семьи и т.д.).
Формированию всех необходимых компетенций способствует использование современных образовательных технологий. Все эти технологии необходимо адаптировать к использованию в коррекционной школе VIII вида, или использовать отдельные элементы технологий. Но если это получится, то продуктивность уроков значительно возрастет, у обучающихся повысится мотивация получения новых знаний. И всё это, вместе взятое, поспособствует успешной интеграции обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в современную социально-экономическую среду.
Литература:
А.В. Хуторской. Ключевые компетенции и образовательные стандарты.
А.В. Хуторской. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования//Народное образование — 2003 - №2. С.58-64.
А.В. Хуторской. Ключевые компетенции. Технология конструирования-М., Педагогика, 2003, №5.