Комплексный подход к организации работы по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Комплексный подход к организации работы по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста
Автор: Беляева Ольга Васильевна

Комплексный подход к организации работы по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Хорошо развитая речь детей является одним из главных показателей готовности к обучению в школе. Психологи утверждают: «Родной язык можно считать центральным предметом в начальной школе, так как он «проникает» во все другие предметы, объединяет и обобщает их результаты. По существу речь является основой, на которой строится вся учебная деятельность». Развитие речи в дошкольном детстве представляет собой комплексный по своей природе процесс, поскольку развитое мышление человека – это речевое, языковое, словестно-логическое мышление. Взаимосвязь речевого развития, овладения языком и умственного, познавательного развития свидетельствует об огромном значении языка для развития мышления. Проблема развития речи дошкольников является комплексной, так как она основывается на данных не только психологии и педагогики, но и общего языкознания, социолингвистики, а также психолингвистики. Комплексный подход к вопросам развития речи и речевого общения в детском саду (взрослого с детьми и детей друг с другом как на занятиях, так и вне занятий) предусматривает значительное увеличение и обогащение возможностей для участия в речевом общении каждого ребенка, при этом первостепенно важным является полноценное овладение родным языком в максимально сензитивный для этого период (период, создающий наиболее благоприятные условия для воздействия факторов среды – всплески восприимчивости). Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Взрослым важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников. На современном этапе решаются три основные и ведущие задачи по развитию речи детей:1) развивать связную речь ребенка, его речевое творчество через практическую деятельность;2) учить детей овладевать родным языком в процессе расширения и углубления знаний об окружающем;3) развивать у детей потребность в общении как первейшего условия успешной деятельности.Для реализации поставленных задач воспитателю необходимо:
  • формировать речь детей через развитие познавательной деятельности (как самостоятельной, так и специально организованной),
  • ежедневно организовывать разнообразную самостоятельную деятельность детей (игровую, художественно-речевую, продуктивную и т. д.),
  • ежедневно предусматривать индивидуальное речевое общение с ребенком (по его личным вопросам, по литературным произведениям, с использованием малых форм фольклора, по рисункам детей и т. п.),
  • организуя целенаправленные занятия, использовать новые формы, на которых речь является средством мыслительных, умственных действий и в то же время становится самостоятельной творческой деятельностью ребенка.
  • В основе системы речевой работы должен лежать комплексный подход, направленный на решение взаимосвязанных задач, охватывающих разные стороны речевого развития – фонетическую, лексическую, грамматическую, и на их основе – развитие связной речи. Развитие связной речи – высшая форма мыслительной деятельности – определяет уровень речевого и умственного развития ребенка (Л.С.Выготский, А.А.Леонтьев, С.Л. Рубенштейн, Ф.А. Сохин и др.). Ее социальная значимость и роль формирования личности неоспоримы. Именно в связной речи реализуется основная коммуникативная, функция речи – быть средством общения, обмена мыслями, чувствами, налаживания социальных и эмоциональных контактов, совместной деятельности. К сожалению, большинство поступающих детей в школу не владеют навыками связной речи в достаточном для этого возраста объеме. Полноценное овладение детьми навыками связной речи возможно только в условиях целенаправленного обучения, применения всех речевых и познавательных возможностей, способствующих их совершенствованию. Формы связного высказывания: монолог, диалог, повествование, описание, рассуждение. Рассматривая связную речь не как простую последовательность слов и предложений, а как последовательность связанных друг с другом мыслей, выраженных точными словами в правильно построенных предложениях, обозначим ее цель – сообщение, повествование, рассуждение о каких-либо фактах, событиях или явлениях реальной действительности. Следовательно, каждый ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать свои мысли. Надо отметить, что элементы монологической речи появляются в высказываниях детей уже в возрасте 2-3 лет, но именно старший дошкольный возраст считается сенситивным (время качественного скачка в развитии ребенка) к становлению полноценной связной монологической речи. Важнейшими характеристиками связного устного сообщения (развернутого высказывания) являются последовательность изложения, смысловые, логические и грамматические связи между предложениями и частями рассказа, законченность выражения мысли. Работа над связной речью обозначена в любой образовательной программе дошкольного образования, однако осуществление педагогической деятельности лишь в рамках программы не обеспечит речевого развития детей в полной мере. Требуется комплекс мер, включающий в себя организацию речевой развивающей среды ДОУ, продуктивную работу и воспитателей и воспитанников не только в рамках непосредственной образовательной деятельности, но и в ходе организации режимных моментов, а также активное взаимодействие всех участников образовательного процесса, включая общение родителей с ребенком дома.    В старшем возрасте характерно критическое, оценочное отношение к речи окружающих, у детей развивается контроль за точностью своего высказывания, поэтому в ходе режимных моментов дети устанавливают и проговаривают следственные связи в  необходимости умывания, последовательности чистки зубов, последовательности и  одевания, для чего проводится утренняя гимнастика и т.д. Обязательное использование в разных видах деятельности пальчиковой гимнастики, дыхательной гимнастики, артикуляционной гимнастики, разучивание пословиц, поговорок, скороговорок, чистоговорок, стихотворений.Организация речевой развивающей среды должна обеспечить возможность приобретения речевого практического опыта взаимодействия детей как с взрослыми, так и со сверстниками, а также способствовать развитию самостоятельной детской деятельности в разных направлениях: коммуникативном, познавательном, игровом, физическом и т.д., что является основой для целенаправленного формирования необходимых речевых умений и навыков. Под развивающей средой следует понимать естественную комфортабельную обстановку, рационально организованную, насыщенную разнообразными предметами и игровыми материалами. Помимо предметного окружения большое значение имеют способы организации развивающей среды, влияющие на формирование разных сторон речевого развития детей. Следует выделить следующие требования к организации речевой развивающей среды ДОУ:
  • размещение оборудования по центрам развития (книжные уголки; центры театрально-игровой деятельности – театры разных видов, атрибуты для игр-драматизаций; центры речевой деятельности – дидактические и развивающие игры речевой направленности), что обеспечит объединение детей по общим интересам;
  • динамичность среды;
  • учет возрастных особенностей детей;
  • учет гендерной специфики развития детей;
  • полифункциональность предметного обеспечения;
  • обеспечение эмоциональной комфортности в разных видах деятельности.
  • Организуя предметно-развивающую среду в старшем возрасте, следует учитывать,  что в этом возрасте происходит единение речи с мышлением. Именно в этом возрасте полезно проводить с детьми словесные театрализованные игры. Необходимо использовать мнемотехнические средства, символы схемы, как основу для запоминания. В группе необходимо иметь достаточное количество справочной литературы по разным отраслям знаний, детские энциклопедии, папки с разнообразным иллюстративным материалом, географические карты и атласы. Дидактические игры должны развивать не только речевую активность, но и познавательные интересы. В процессе самостоятельной деятельности дети овладевают нормами и правилами речевого общения, как со сверстниками, так и с взрослыми. Помимо этого педагогические работники ДОУ должны давать детям образцы правильной литературной речи: их речь должна быть грамматически правильной, чистой, точной, логичной и выразительной.Работа над развитием связной монологической речи в рамках непосредственно образовательной деятельности должна вызывать у детей интерес, носить продуктивный характер и включать в себя:
  • обучение различным видам монолога – описанию, пересказу, рассказу – с использованием традиционных методик;(виды занятий по развитию речи: пересказ; рассказ по сюжетной картинке или картине известного художника; рассказ по серии сюжетных картинок; описательный рассказ по предмету или животного; творческий рассказ)
  • использование речевых игр и упражнений; интерактивных программ; игр-инсценировок; методов наглядного моделирования; проектной деятельности и др.
  • В этом возрасте формируется коллективное общение, поэтому  создание совместных детских проектов, в ходе которых дети учатся  обговаривать тему, проговаривать последовательность работы,  обсуждать результат  своей деятельности - является необходимым условием для коллективного общения.Подчеркнем, что овладение связной монологической речью возможно только при наличии определенного уровня сформированности словарного запаса и грамматического строя речи, т.е чтобы в активной речи ребенка присутствовали разнообразные слова (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, фразеологические обороты(свойственная только данному языку устойчивое сочетание слов, значение которого не определяется значением входящих в него слов, взятых по отдельности – пр- красный, как рак, оставить с носом), сравнения, метафоры( слово или сочетание слов, используемое для описания предмета в переносном смысле: черемуха душистая весною расцвела и ветки золотистые, как кудри завила)). При моделировании занятий по развитию речи их структура определяется тесной взаимосвязью различных разделов речевой работы:1. Обогащение и активизация словаря.2. Работа над смысловой стороной слова.3. Формирование грамматического строя речи.4. Воспитание звуковой культуры речи.5. Развитие элементарного осознания языковых явлений.6. Развитие связной монологической речи старших дошкольников.Для наиболее эффективного усвоения речевых умений и навыков целесообразен комплексный подход, позволяющий решать разные речевые задачи на одном содержании. При этом внимание детей не отвлекается на новые персонажи, грамматические, лексические, фонетические упражнения строятся на уже знакомых словах и понятиях, а переход к построению связного высказывания для ребёнка становится естественным и нетрудным. Пр: Задания по словарной работе необходимо тесно переплетать с задачами по формирования грамматической стороны речи. Точность словоупотребления формировать в таких упражнениях, когда дети образовывают слова со смысловыми оттенками увеличительности, уменьшительности, ласкательности. Помимо того, что развитие речи у дошкольников осуществляется во всех видах деятельности: в игре; на занятиях; в общении с окружающими людьми и др. - учебная деятельность дополняется взаимодействием всех участников образовательного процесса (воспитателей, специалистов – музыкального руководителя, инструктора по физкультуре; родителей, ДОУ) в работе над речевым развитием детей, включая работу над словарем и отработку грамматических категорий; работу над звуковой культурой речи, над интонационной выразительностью, чёткой дикцией, дыханием и т.д. Организация работы с родителями – обязательное условие для правильного речевого воспитания ребенка, т.к. обеспечивает непрерывность, логичность и системность педагогического воздействия. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах речевого развития может осуществляться через:
  • оформление информационных стендов;
  • индивидуальные и групповые консультации;
  • индивидуальные беседы с родителями по итогам обследования речи детей;
  • открытые мероприятия;
  • совместные мероприятия;
  • совместное приобретение, изготовление игр и пособий по развитию речи.
  • Таким образом, только комплексный подход (с привлечением всех субъектов образовательного процесса в ДОУ) к развитию связной монологической речи дошкольников обеспечит разносторонний характер речевого развития детей, позволит повысить уровень владения необходимыми умениями и навыками и создаст необходимые предпосылки для успешного школьного обучения.Ребенку не интересна НОД по речевому развитию. Что нужно сделать, чтобы повысить интерес к занятиям по развитию речи?
  • Организовывать занятия так, чтобы ребёнок вовлекался в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний. Меньше контроля, больше самостоятельности и доверия.
  • Интеллектуальная и практическая деятельность на занятии должна быть разнообразной.
  • Следует постоянно менять форму вопросов, заданий, стимулировать поисковую деятельность детей, создавая атмосферу напряжённой работы.
  • Содержание занятий должно быть трудным, но посильным.
  • Чем больше новый материал связан с имеющимся личным опытом ребёнка, тем он интересен для него.
  • Учёт индивидуальных, возрастных, медицинских, психических особенностей ребенка.
  • Эмоциональность педагога, его умение поддержать и направить интерес к содержанию занятия.
  • Правила для смелых и упорных педагогов
  • Если вы испытываете затруднения в работе по развитию речи, то планируйте этот вид деятельности не иногда, не часто, а очень часто. Через 5 лет станет легче.
  • Никогда не отвечайте сами на свой же вопрос. Терпите, и вы дождетесь того, что на него станут отвечать ваши дети. Помогать можно только ещё одним вопросом, или двумя, или десятью… Но знайте: количество вопросов обратно пропорционально уровню мастерства.
  • Никогда не задавайте вопрос, на который можно ответить «да», или «нет». Это не имеет смысла.
  • После проведения занятия просмотрите конспект еще раз, вспомните все вопросы, которые вы задавали детям, и замените его одним более точным.
  • Если рассказ не получился или получился с трудом – улыбнитесь, ведь это здорово, потому что успех впереди.