"« Дыхательная и артикуляционная гимнастика. Работа над звукопроизношением звука у».


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "« Дыхательная и артикуляционная гимнастика. Работа над звукопроизношением звука у».
Автор: Вавилова Евгения Валериевна

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Академия социального управления»Кафедра дефектологии Работа № 5Итоговый контроль –защита практико-значимой работы.Урок по чтению в подготовительном классе в МАОУ Дмитровской общеобразовательной школе-интернат для обучающихся с ОВЗ"Тема: « Дыхательная и артикуляционная гимнастика. Работа над звукопроизношением звука у».Выполнил: слушатель курсов повышения квалификации «Актуальные проблемы развития профессиональной компетентности педагогических работников по вопросам обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья» Вавилова Евгения Валериевна учительМАОУ Дмитровская общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ОВЗ"Руководитель курсов: к.п.н., доц. Т.В. АлышеваМосква 2016Подготовительный этап: игры на развитие слухового внимания: «Что звучит?» , «Отгадай, чей голосок?» равнение звуков окружающей действительности и речи: игры «Что звучит?», «Кто подает голос?», обобщающий урок по теме «Различение звуков окружающей действительности». Игры с движениями, направленные на подведение к восприятию звуков речи (едет поезд и т.д.). Ознакомление с буквой и звуком у, выделение звука у на слух. Игры: « Волки и зайцы», « Прятки». На уроках музыки прослушивание и определение звуков окружающей действительности, пение попевок. Актуальность: подготовка артикуляционного аппарата к звукопроизношению звука у, а правильное и четкое произношение звука у способствует в дальнейшем правильной артикуляции звуков ш, ж, ч, щ.Цель: Образовательная - учить детей четко артикулировать звук у (изолированно, в слогах, словах, небольших фразах ), произносить его на одном выдохе , побуждать произносить ( по подражанию)звуки с разной громкостью, учить выделять его из ряда гласных, в начале слова. Закрепить обозначение звука символом. Закрепить правило – мы слышим и произносим. Развивающая цель - развивать фонематический слух, умение координировать речь с движениями, активизировать в речи детей слова: гудит-воет-кукует-кукарекает, развивать мелкую моторику через пальчиковую гимнастику и самомассаж руки. Воспитательная: формировать учебные навыки, воспитывать речевое и слуховое внимание.Оборудование: кукла, картинки, презентация , зеркала на каждого ребенка.Ход занятия
  • Организационный момент.
  • Дети садятся за парты. Кто-нибудь из детей поднимает руку, просит разрешения выйти и позвонить в колокольчик. При этом произносит следующие фразы: « руки на парту, спины ровно», далее звонит в колокольчик и объявляет, что урок начинается. Педагогом проводится артикуляционная и пальчиковая гимнастика.
  • Работа со звуком у.
  • Учитель показывает куклу и говорит-« Это Уля» ( имя повторяют сначала все хором, затем отдельные дети).Учитель говорит, что в этом слове на первом месте стоит звук у. Размещает предметные картинки: картинка с изображением девочки ( имя УЛЯ),ухо, улица, улитка. Задает вопрос : « Какой звук мы слышим в начале каждого слова?» (звук у).
  • Артикуляция звука у.
  • Педагог говорит, что умеет вытягивать губы и складывать их дудочкой ( показывает). Зубы не смыкаются, закрыты губами. Предлагает детям воспроизвести артикуляцию. Дети произносят звук у хором и по одному.
  • Характеристика звука у.
  • Звук у гласный, его можно петь, губы и зубы нам не мешают, воздух проходит свободно (руку дети кладут на горло). Мы будем обозначать звук у красным кружочком и жить он будет в красном замке. «Однажды,-говорит учитель,-Язычок услышал, как гудел паровоз. Он гудел так: ууууу ( слайд- анимация с гудящим паровозом, дети смотрят и слушают).Язычку очень понравилось, как гудел паровоз и решил он выучить эту песню. Сначала язычок попробовал спеть песню тихо, вот так: ууууу. Потом запел громко ( хоровые повторения и 5индивидуальных).Далее учитель показывает картинку с волком и говорит « а вот так воет голодный волк: ууууу ( анимационный слайд, дети смотрят и слушают)едагог спрашивает детей « как воет голодный волк?» -дети отвечают : уууу( хоровое и индивидуальное повторение с разной силой голоса).Аналогичные действия с картинками: кукушка кукует ку-ку, петух кукарекает ку-ка-ре-ку ( анимационный слайд, дети смотрят и слушают).
  • Физкультминутка.
  • Дети двигаются по кругу со сменой направления и имитируют движениями паровоза со звуковым сопровождением. Далее учитель предлагает поиграть в зайцев и голодного волка. 2 детей (волки), воют, изображая голодных волков, а остальные дети ( зайцы) прячутся. Затем учитель говорит, что волки ушли и зайцам нужно выходить на поляну( ковер),зовет детей по именам и аукает, дети вместе с ним аукают, называя по имени « ЛИЛЯ, ау».
  • Дети садятся за парты. Зрительная гимнастика. Дети, вы молодцы! К нам в гости заглянуло солнышко, улыбнулось вам и хочет с вами поиграть. Нужно, не поворачивая головы, следить за движением солнца на доске. Затем солнце прячется за тучку.
  • Выделение звука у на слух. Игра поймай звук у.
  • Учитель произносит гласные: а-о-у-и-а-э-у-а-о-у. Услышав звук у, дети хлопают в ладоши. Далее педагог снова возвращается к презентации, показывает картинки и проговаривает « паровоз гудит уууу», « голодный волк воет уууу», « кукушка кукует ку-ку», « петух кукарекает ку-ка-ре-ку». Хоровое повторение и индивидуальное( проговаривание детьми полным предложением, безречевые дети повторяют за учителем звук у).
  • Подведение итога занятия.