«Сказка как одно из средств развития речи детей с использованием мнемотехники»


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Сказка как одно из средств развития речи детей с использованием мнемотехники»
Автор: Сафаргалиева Салия Фанисовна

«Сказка как одно из средств развития речи детей с использованием мнемотехники»«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету» К.Д. Ушинский Сказка играет особую роль в жизни ребенка. Через сказку дети знакомятся с окружающим миром, обучаются правильному звукопроизношению, выполняют различные игровые задания, способствующие интеллектуальному развитию. Ребенок сопереживает героям, разделяет их чувства, живет вместе с ними в мире сказки.  Особое место на занятиях по развитию речи я отвожу мнемотаблицамМнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Цель обучения – развитие памяти, мышления, внимания, воображения. Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определеннаяинформация. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи:Задачи работы с мнемотаблицей 1. Формирование умения воспринимать, действовать в соответствии текста;2. Развитие внимания, выдержки, памяти, речи, воображения и фантазии; 3. Формирование умений разыгрывать сценки по знакомым сказкам, используя разные виды театров, элементы костюмов, используя при этом выразительные средства; 4. Формирование умения понимать и оценивать поступки героев и выражать отношение к ним; 5. Совершенствование умения понимать эмоциональное состояние окружающих людей.Работа с мнемотаблицей Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса- рыжая, мышка- серая, ёлочка- зелёная Для детей старшего возраста схемы желательно рисовать в одном цвете, чтобы не привлекать внимание на яркость символических изображений.  Работа с мнемотаблицей на примере сказки «Теремок»Чтение произведения до таблицы 1 этап рассматривание таблицы и разбор того что на ней изображено 2 этап: перекодировка информации, т преобразование из абстрактных символов в образы :например дом , крыша, волк, хвост пушистый у лисы , медведь, заяц, лягушка . 3 этап: пересказ сказки с опорой на символы (образы) т.е. происходит отработка метода запоминания. Например: «Стоял в поле теремок, прибежала и поселилась в нем мышка – норушка, лягушка- квакушка, заяц – длинные уши, лиса – краса, волк – зубами щелк, затем пришел медведь, но он был большой и не поместился в теремок, теремок развалился». При этом пересказ сказки могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого. 4 этап: делается графическая зарисовка мнемотаблицы. 5 этап: каждая таблица может быть воспроизведена ребенком при ее показе ему. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев. Детям задают вопросы: « Какая сказка спряталась в таблице? Про кого эта сказка?» Перед занятием идет большая предварительная работа (воспитателя и детей):Театрализованные игры;• Отгадывание загадок о сказках;• Рассматривание иллюстраций; Просмотр мультфильмов;• Чтение сказок;Игра - драматизация сказки; • Составление воспитателем мнемотаблиц к сказкам. Результаты работы при использовании мнемотаблиц:
  • Обогащение словарного запаса у детей;
  • Последовательности и логичность в пересказе сказок;
  • Появилось желание пересказывать сказки – как на занятии, так в повседневной жизни;
  • Сосредоточенность и внимательность при прослушивании сказки;
  • Преодолели робость, застенчивость, научились свободно держаться перед аудиторией.
  • Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №11» городского округа город СтерлитамакРеспублики БашкортостанМастер –класс для воспитателей ДОУ на тему: «Сказка как одно из средств развитияречи детей с использованием мнемотехники» Подготовила и провела: воспитатель МАДОУ «Д/с №11№ Сафаргалиева С.Ф2016г.