«Развитие беглости в технической работе пианиста»
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Развитие беглости в технической работе пианиста»
Автор: КОЧУБЕЙ ЛЮБОВЬ АНАТОЛЬЕВНА
Развитие беглости в технической работе пианиста
Решать быстро и эффективно технические проблемы, обладать виртуозным игровым аппаратом – желание каждого пианиста от юного ученика, делающего свои первые шаги, до зрелого художника, достигшего вершин технического мастерства. Каждый пианист знает, что не вдохновенному творчеству, а упорной технической работе отведена значительная часть времени каждодневных занятий музыканта. Поэтому любое усовершенствование в этой области, позволяет сберечь усилия для продуктивной деятельности, сделать занятия художественно наполненными, эмоционально привлекательными, а сам труд пианиста более радостным.
Отрицательно отражается на музыканте недооценка технического воспитания.
Одним из самых важных условий реализации этой установки является выбор оптимальных путей и методов технического развития.
Прежде всего, укажем на музыкально-художественное мышление пианиста.
Рождение яркой содержательной интерпретации невозможно без углублённого изучения образно-смысловой сферы и конструктивных особенностей музыкального произведения, без анализа условий его создания, индивидуального творческого почерка композитора и т.д. Всё это требует серьёзной аналитической работы, умение оперировать слуховыми образами, обострённого чувственно-эмоционального восприятия.
Следующей структурной единицей является двигательный аппарат исполнителя. От его функциональных возможностей зависит насколько полно могу будет соответствовать хочу.
Наконец, третьей структурной единицей надо признать механизмы центральной нервной системы, управляющие двигательным аппаратом.
Создание музыкально-слуховых представлений определяют творческое лицо пианиста, его исполнительский стиль. Поэтому техника пианиста так же индивидуальна, как индивидуально его мышление.
Подчинение моторики музыкально-художественным целям. Это один из самых сложных аспектов в работе пианиста, требующей исключительной концентрации внимания, кропотливой, продолжающейся многие годы, постоянной шлифовки звуковой палитры.
Последующие три направления связаны с функционированием моторики исполнителя. Это развитие физических качеств игрового аппарата, совершенствование процессов координации и автоматизации игровых движений, составляющих двигательно-технические психомоторные навыки.
Пианистам, желающим увеличить свои скоростные возможности, ничего не остаётся, как приналечь на произведения самого популярного во все времена композитора – К.Черни. Они способны оказать и оказывают юным музыкантам реальную практическую помощь.
В процессе технической работы над беглостью, пианист должен определить с какими именно трудностями он сталкивается в том или ином случае, так как методы их преодоления различны. Одна из них связана со сложностью координации движений.
Эти проблемы решаются с помощью тщательно продуманной аппликатуры, выбором более удобных, рациональных движений, перераспределением нотного материала между руками и т.д.
Другая причина, влияющая на беглость, связана с мыслительными процессами. Мысленная перегруппировка пассажа, детальный анализ нотного текста, двигательно-технического задания, способны значительно ускорить процесс освоения игровых навыков и, соответственно, увеличить беглость.
Скоростные характеристики можно повысить и за счёт развития таких качеств, как выносливость или сила игрового аппарата. Контролировать свой игровой аппарат, сохранять силы для качественного исполнения. Увеличить силу и выносливость игрового аппарата, его способность без ограничений выполнять образно-смысловые установки, что требует соответствующей тренировки чисто спортивных качеств.
Важнейшим условием результативности технической работы, направленной на развитие беглости, является систематичность проводимой тренировки игрового аппарата. Работа над этюдами не должна прекращаться после экзамена. Это хорошо знают опытные педагоги, включающие разученные этюды в специальный тренировочный комплекс. Вместе с упражнениями он служит основой творческого тренажа пианиста на протяжении всего процесса обучения.
В интересующем нас аспекте можно разделить технические приёмы по фактурным признакам: мелкая (пальцевая) игра и аккордово-октавная. При отработке двигательных приёмов, связанных с крупной техникой, пианисту нужно соблюдать повышенную осторожность.
В обучении пианистов повторение в различных его модификациях, составляет фундамент всей работы пианиста, в том числе и технической. При этом нужно учесть, что воспитание беглости так же осуществляется с помощью упражнений, выполняющихся с максимальной скоростью.
Первое условие – отбор материала для тренировки. Это может быть упражнение, фрагмент пассажа из произведения и т.д. Максимальную скорость значительно легче показать в игре, специально подобранных упражнений. Упражнения должны быть достаточно просты в координационном отношении, удобны для исполнения. Координационная пригодность упражнений для повышения скорости служит одним из критериев их отбора для технического тренажа.
Другим критерием служит объём упражнений. В технической работе пианиста нужно ориентироваться на небольшие упражнения, позволяющие максимально сконцентрироваться на скорости их выполнения.
Второе условие касается способа выполнения скоростного задания. Подобрать наиболее перспективные для скоростного исполнения движения. Они должны быть удобными.
Третье условие – это высокий уровень автоматизации упражнения или фрагмента этюда, пассажа и т.д.
Упражнения должны быть настолько хорошо освоены обучающимся, чтобы во время движения основные волевые усилия были направлены не на способ, а на скорость выполнения.
Четвёртое условие: продолжительность упражнений должна быть такой, чтобы к концу выполнения скорость не снижалась в следствии утомления. Отрабатывая скоростные качества, полезно играть упражнения или фрагменты этюдов так, чтобы не только наращивать скорость исполнения, но и стремиться сыграть быстрее, чем он может: совершенно очевидно, что подобная установка требует максимальной концентрации волевых усилий.
Помимо этого, двигательные задания пианиста часто включают в себя не только быструю игру, но, одновременно и громкую, развитие динамической силы. Для её воспитания используют различные приёмы. Один из них – это игра не только максимально быстрая, но и громкая. Тем самым силовая нагрузка на аппарат увеличивается. Полезно также упражняться на инструментах с тугой клавиатурой.
Громкая игра применяется в двух случаях: когда диктуется художественным заданием, выступая в роли выразительного средства, и тогда, когда нужно активизировать мышечную работу игрового аппарата.
Правильное понимание громкой игры, как технического приёма, подразумевает не столько усиление громкости звучания, сколько активизацию личностных усилий, без нарушения структуры исполнительского действия.
Наконец, пианисту нужно овладеть методом переменного упражнения. Его суть заключается в варьировании скорости и ускорений по данной программе. Эти упражнения преследуют цель не только повысить беглость, но и воспитать управляемость игры, что составляет важнейшее качество художественной техники инструменталиста.
Вот несколько технических приёмов:
I – чередовать громкую игру с игрой на pianissimo.
II – игра с остановками. Пассаж разбивается на ряд отрезков. Остановки полезно делать как на метрически сильных, так и слабых долях.
III – лидирование и сенсорная активизация скоростных проявлений. Педагог стремится усилить деятельность юного пианиста, сконцентрировать его внимание, укрепить волевые устремления. Для этого в пассаже отмечают опорные ноты. К этому процессу может быть подключена и двигательная сфера: ученик, предвосхищая развёртывание пассажа, останавливает взгляд на опорных клавишах.
IV – полезно играть упражнение вместе с подопечным, как бы ведя его за собой, или устроить соревнование.
Оптимизация работы над развитием скоростных качеств.
Исполнение скоростных упражнений на фортепиано требует значительной концентрации волевых и физических усилий, обострённого внимания, высокой готовности превысить свой максимальный результат. Если же внимание и воля у юного пианиста притуплены, физически он утомлён, то ожидать высоких результатов не приходится. Поэтому педагогу необходимо так организовать занятия ученика, чтобы создать наиболее благоприятные условия для тренировки. Кроме того, перед отработкой беглости нужна соответствующая физическая подготовка игрового аппарата. Пианист обязан привести в порядок мышцы, связки, суставы двигательного аппарата. Для этого следует хорошо разыграться.
Для пианистов важно следующее: нельзя чередовать выполнение скоростных упражнений с другими заданиями. При воспитании беглости внимание должно быть сконцентрировано на действиях, связанных с достижением исключительно скоростных целей. С другой стороны, перерывы в игре нужны – для анализа предыдущего произведения, корректировки задания и мобилизации сил пианиста для его последующего выполнения.
Скоростной барьер и методы его преодоления.
В процессе воспитания скоростных качеств пианиста подстерегает опасность возникновения скоростного барьера. Стабилизация скорости – главная причина, мешающая значительному повышению скорости. Особа велика опасность в том случае, когда отрабатывается скорость исполнения какого-либо пассажа.
Главное средство борьбы с этим негативным явлением – это не допускать его появления. Применяя метод переменного упражнения, при котором варьируются различные скоростные и силовые режимы, можно наращивать беглость.
Ещё один способ: после интенсивной проработки технического приёма, полезно отложить его на некоторое время, тренируясь на другом материале. Возобновив занятия через несколько дней можно добиться повышения скорости.
Как писал Н.Перельман: … техническая работа пианиста должна строго и резко отличаться от работы над произведением. В эту чисто тренировочную подготовку вовсе не обязательно вносить особое художественное чувство, здесь важен, прежде всего, строгий контроль разума и слуха.
В технической работе присутствуют две крайности: мало усилий – результативность тренировки будет минимальная, много усилий – значительно увеличивается опасность перенапряжений и заболеваний. Найти разумную грань – одна из главных задач в технической работе пианиста.
2