"Формирование социально-активного поведения у воспитанников детского дома"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Формирование социально-активного поведения у воспитанников детского дома"
Автор: Ермолаева Ирина Владимировна

«Формирование социально-активного поведения у воспитанников детского дома»Формирование социального опыта у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеет свою специфику. Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что помещение ребенка в учреждение интернатного типа не обеспечивает удовлетворения его основных потребностей, что в свою очередь приводит к нарушению развития ребенка. Результатом проживания ребенка в условиях интернатного учреждения является его неготовность к самостоятельной жизни, к поиску работы и ее сохранению в условиях безработицы, неумение организовать свой быт, досуг, создать и сохранить свою семью.Смысл социализации заключается в том, что индивид постепенно становится личностью. Из существа, усваивающего социальный опыт, он сам становится творцом этого опыта, создателем культурных ценностей, кристаллизующих в себе новые богатства человеческой психики. Так определила суть социализации, рождающей личностью.Она характеризует личность как совокупность общественных отношений.Общественные отношения реализуются в деятельности и отношениях по поводу деятельности. Поэтому личность возникает, формируется и развивается только в деятельности.Мы рассмотрим структуру социального опыта как состоящую из четырех компонентов, представляющих собой виды деятельности, определяющие сущность социального опыта и способствующие детям – сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, успешно овладеть ролями мужчины или женщины, создать прочную семью, чтобы не породить вторичное социальное сиротство, чтобы сирота мог бы и хотел компетентно участвовать в социальной и экономической жизни, был законопослушным гражданином, а также стать творческой и разносторонней личностью.Это социально-ролевая деятельность, социальнополезная деятельность, творческая деятельность и социально-экономическая деятельность.В целом, в современных концепциях социальная роль рассматривается как:- способ и модель индивидуального поведения, обусловленная социальным положением, социальной позицией и социальным статусом;- способ и модель межличностного взаимодействия;- набор норм, совокупность требований, одобренный образец поведения, экспертируемый на каждого, занимающего данную позицию;- социальная функция личности;- фиксация определенного положения в системе общественных отношений.Согласно приведенным выше взглядам, социальная роль предполагает модель поведения, подразумевающую нормативно ожидаемый и личностно интерпретированный способ взаимодействия в соответствии с определенным социальным статусом. Таким образом, роль неразрывно связана со статусом и социально запрограммирована, однако степень ее интернализациии трансляции вариативна в соответствии с социальным опытом, системой ценностей и степени интеграции личности в общество.Cоциальная роль– это поведение, которое от человека ожидают другие люди при выполнении им социальных функций. Действуя согласно этим ожиданиям, человек как бы исполняет свою социальную роль. И здесь может возникнуть расхождение в понимании им и другими людьми, что он «обязан и не обязан» делать в соответствии с этой ролью, что в дальнейшем может привести к конфликтам. Кроме социальных ролей люди исполняют и межличностные роли. Порой между социальными и межличностными ролями возникают противоречия. И не всегда люди сами могут выйти из противоречивой ситуации, в которую попали. Особенно это трудно сделать для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, так как это особая социальная группа, которой присущи явления родительской и социальной депривации.Социально-бытовая деятельность детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, широко описана в научной и практикоориентированной литературе и представляет собой как процесс самообслуживания и самообеспечивания в разных жизненных ситуациях.Общественная активность как качество личности, формируемое в социально-полезной деятельности, проявляется многогранно – в степени самостоятельности выполнения творческих заданий, ведущей к выработке привычки, стиля творческой работы, эмоционально-волевой и интеллектуальной отдаче творчеству. Она не проявится, если не сформированы мотивы, опосредующие ее.Для эффективного накопления социального опыта детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, в деле формирования адекватной оценки, самооценки в условиях социума – для этого педагогам и специалистам детского дома необходимо развивать такие качества личности, которые определяют ее успешность в современной жизни:- коммуникативная культура, умение подражать поведенческим моделям;- умение осознанно и ответственно делать свой выбор;- работать в коллективе и группе;- формировать универсальные навыки деятельности, которые мотивированы на достижение успеха (уметь оценить свои способности и трудность задачи, ставить цели, оценить причину неудач);- особое внимание следует уделять развитию творческих способностей продуцированию новых идей (т. е. это связано с умениями решать проблемные ситуации, ставить и решать проблемы; гибкость и оригинальность действовать нестандартно и т. д.)