Путешествие в страну Экологию


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Путешествие в страну Экологию
Автор: Сгибнева Елена Петровна

Экологическая игра-викторина «Путешествие в страну Экологию»Цели:
  • расширение кругозора детей, их знаний по окружающему миру, раскрыть важность рационального использования и охраны окружающей природы;
  • воспитание экологической культуры, бережного отношения к окружающей природе, желание заботиться о ней;
  • воспитание чувства ответственности за свои поступки по отношению к объектам природы;
  • (В игре принимают участие четыре команды по восемь человек в каждой).Ход занятияОрганизационный момент.Есть на земле огромный дом Под крышей голубой.Живут в нём солнце,дождь и гром,Лес и морской прибой.Живут в нём птицы и цветы,Весенний звон ручья,Живёшь в том светлом доме ТЫИ все твои друзья.Куда б дороги не велиВсегда ты будешь в нём.ПРИРОДОЮ родной землиЗовётся этот дом. (Л.Дайнеко)Дорогие ребята, сегодня мы с вами побываем в удивительном мире природы: на речке, в поле, в лесу и на полянке. Побываем в гостях у животных, заглянем в царство грибов. Вас ждут интересные вопросы и весёлые игры.От каждого класса представлена команда из 8 человек. Давайте их поприветствуем!!!Оценивать ваши знания в ходе соревнования команд будет жюри. Болельщики тоже могут принести своей команде дополнительный балл за правильный ответ, но и за плохое поведение они могут лишить свою команду балла.I. Первая станция. «Царство растений».Ведущий. Нашу Землю называют Зелёной Планетой. Кто подарил ей зелёный наряд?Деревья и травы, цветы и кустарники. Они всюду вокруг нас. На крайнем севере и в жаркой пустыне. Высоко в горах, в лесу, на лугу и у самой воды. Тысячи видов, сотни тысяч названий.Итак в путь. Первая станция нашего путешествия «Царство РАСТЕНИЙ».Когда ты идешь по тропинке лесной, Вопросы тебя обгоняют гурьбой. Одно «почему?» меж деревьями мчится, Летит по пятам за неведомой птицей. Другое – пчелою забралось в цветок, А третье – лягушкою скок в ручеек. «Что?» мышкой шныряет под листьями в норах, «Кто?» ищет в кустах притаившийся шорох Сидит «отчего?» на зеленом листке. «Куда?» полетело верхом на жуке. «Зачем?» вслед за ящеркой влезло на пень. Вопрос за вопросом, и так – целый день!Мы с вами, друзья, по тропинке идем Ответы искать под зеленым шатром.1-й конкурс. Викторина «Узнай растение».– Каждая команда внимательно слушает свой вопрос.
  • На какие группы можно разделить все растения? (Хвойные и цветковые).
  • Из него плетут весенние венки, а когда он отцветает – разлетается на все стороны света. (Одуванчик). 
  • Какие деревья называют вечнозелеными? (Ель, сосну). Почему?
  • Какие деревья с белой корой? (Береза, осина).
  • Какая ягода бывает красной, белой, жёлтой, черной? (Смородина).
  • На этом цветке любят гадать влюблённые девушки. (Ромашка).
  • Какой газ необходим для дыхания растений? (Кислород).
  • Это самый первый цветок, появляющийся из под снега. (Подснежник).
  • Какой цветок называют – царицей цветов? (Роза).
  • Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен).
  • У каких деревьев листья осенью красные? (Клен, рябина).
  • Листья какого дерева и без ветра трепещут? (Осина).
  • – Молодцы, ребята!2-й конкурс. Кто больше составит слов – существительных из слова ПРИРОДА. (У каждой команды лист и карандаш. Род, пир, ода, дар, ар, пора, ад, ирод, и др.).3-й конкурс. Какие листья и плоды и на каком дереве они растут?Лист берёзы – берёзовый. Лист липы – … Лист клёна – … Шишка ели – … Плод дуба – … Лист дуба – ….Лист осины – …Лист ивы – …Шишка сосны – …Плод яблони – …4-й конкурс. Игра «Четвёртый лишний».Вычеркни лишние. Объясни – ПОЧЕМУ?
  • Клён, рябина, ель, тюльпан. Так как …
  • Берёза, дуб, шиповник, тополь. Так как …
  • Яблоня, смородина, малина, рябина. Так как …
  • Осина, липа, дуб, ель. Так как …
  • Сосна, тополь, рябина, ива. Так как …
  • Липа, осина, клён, яблоня. Так как …
  • Груша, слива, тополь, вишня. Так как …
  • Клубника, роза, ландыш, фиалка. Так как …
  • А пока команды работают, болельщикам предлагаем отгадать загадки и принести дополнительный балл своей команде.Загадки
  • Русская красавица, Всем нам очень нравится. Бела она, стройна, Одежда зелена. (Береза).
  • Прямо в небо рвутся, ввысь;Ты внимательно всмотрись:Не березы, не осинки,Нет листочков, есть хвоинки. (Ели).
  • Вот бочонок с шапочкой,С дерева упал. Год прошел – и деревцем Маленьким он стал. (Желудь).
  • Ветви над рекой склонила,В реку смотрится уныло. (Ива).
  • Осень тихая настанет,Дивным дерево то станет: Листья – звезды яркие, Золотые, жаркие. (Клен).
  • Летом знойным зацветет –Сразу пчел к себе зовет. Круглые листочки, Светлые цветочки. Вкусен, сладок их нектар... Кто-то дерево узнал? (Липа).
  • Что за дерево такое Угощает снегирей? Снег стоит, трещат морозы, Ну а ягоды вкусней. (Рябина). 
  • II. Вторая станция. «Царство Животных».Лес – это большой дом, где по соседству живут самые разные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу. Послушайте стихотворение Б. ЗаходераПро всех на свете.Все-все, все на свете,На свете нужны,На свете нужны,И мошки не меньше нужны, чем слоны.Нельзя обойтись Без чудищ нелепых И даже без хищников, Злых и свирепых.Нужны все на свете! Нужны все подряд – Кто делает мед, И кто делает яд!Плохие дела У кошки без мышки, У мышки без кошки Не лучше делишки!И если мы с кем-то Не очень дружны, Мы все-таки очень Друг другу нужны.А если нам кто-нибудь Лишним покажется, То это, конечно, Ошибкой окажется!Все-все,Все на свете нужны, И это все дети Запомнить должны!Ведущий: Наступила зима. Сейчас мы вспомним, как готовились наши лесные жители к зимним холодам. Давайте посмотрим инсценировку В.Орлова «Осеннее задание».(Автор, 2 паучка, медведь, ёж, белка, 2 цапли, муравьи, речка). Автор:С утра в лесуНад нитью серебристой Хлопочут паучки-телефонисты. И вот уже от елки До осинки, Как провода Сверкают паутинки.Паучок 1:Внимание! Внимание!Послушайте домашнее задание!(Снимает телефонную трубку).Паучок 2:Алло! Медведь!Вы слышите?Медведь: Да! Да!Паучок 1:Уже не за горамиХолода! Пока зима не подошла К порогу, Вам нужно срочно Подыскать берлогу!Автор:Звенят звонкиУ белок и ежей От верхних и до нижних этажей.Паучок 2:Проверьте поскорейСвои кладовки – Хватает ли запасов Для зимовки?Автор:Звенят звонкиУ старого болота.Паучок 1:У цапель все готовоДля отлета?Цапли: К отлету все готово!Паучок 2:В добрый час! В апреле снова Ожидаем вас!Паучок1Алло, зайчата!Автор: Слышится из трубки.Паучок 2:Идет зима, Скорей меняйте шубки!Автор:Звенят звонки У липы и у клена.Паучок 1:Алло! Скажите, Кто у телефона?Муравьи:Алло!У телефона Муравьи.Паучок 2:Закройте Муравейники свои!Паучок 1: Скажите, это речка?Речка: Речка, речка!Паучок 2:А почему для раков Нет местечка?Автор: И речка отвечает.Речка:Это вракиЯ покажу вам, Где зимуют раки!Паучок 1:Алло?! Ребята! Добрый день, ребята! На улице уже холодновато! Пора для птиц Вывешивать кормушки – На окнах, на балконах, На опушке. Ведь птицы – наши добрые друзья, А про друзей нам Забывать нельзя!Ведущий: Ребята, как вы думаете, почему паучки обратились и к вам с просьбой? На нашей планете много животных, но некоторые из них занесены в красную книгу, т.к. они могут исчезнуть совсем. Поэтому главная задача человека сохранить и приумножить животный мир. Мы продолжаем наши конкурсы1-й конкурс. Викторина «Лесные загадки».
  • Что человек делает для сохранения животного мира?
  • Как называются животные, тело которых покрыто перьями? (Птицы).
  • Как называются животные, тело которых покрыто чешуёй? (Рыбы).
  • Как называются животные, тело которых покрыто шерстью? (Звери).
  • Птенцы, какой птицы не знают своей матери? (Кукушки).
  • Кто путешествует по воздуху на нитке? (Паук).
  • У кого на сучке кладовая? (У белки).
  • Какая нить в природе самая тонкая? (Паутина).
  • Почему весной запрещена охота? (Весной пушные звери линяют, из-за чего мех обесценивается. Кроме того, у зверей весной детеныши). 
  • Какую птицу называют «белобока»? (Сорока).
  • Есть на речках лесорубы В серебристо-бурых шубах Из деревьев, веток, глины Строят прочные плотины. (Бобры).
  • Скачет зверюшкаНе рот, а ловушка. Попадут в ловушку И комар, и мушка. (Лягушка).
  • Над рекою он в полёте, Этот чудо-самолётик. Над водой парит он гладкой, На цветке его посадка. (Стрекоза).
  • На спине я дом ношу, Но гостей не приглашу: В костяном моём дому Место только одному. (Черепаха).
  • Лежит верёвка,Шипит плутовка,Брать её опасно – Укусит. Ясно? (Змея).
  • Волны к берегу несутПарашют – не парашютНе плывёт он, не ныряет,Только тронешь – обжигает. (Медуза).
  • 2-й конкурс. «Забавные зверюшки». Если понаблюдать за животными, то можно увидеть много интересного и забавного. А сейчас я предлагаю командам изобразить зверей, так чтобы все догадались – КТО ЭТО?
  • Цапля и лягушата в озере.
  • Лев и собачка.
  • Ворона и лисица.
  • Машенька и три медведя. 
  • III. Третья станция. «Царство Грибов».Ведущий. Отгадайте загадку и узнаете, какая нас ждёт станция.По дорожке, по тропинкеВ лес за ними мы идём.Если место попадётся,То лукошко наберём. (Грибы).Среди даров природы, которыми богата наша страна, значительное место занимают грибы – ценный продукт питания. Собирая грибы, мы много времени проводим на свежем воздухе, вдыхаем аромат леса, любуемся красотой природы. Это очень полезное и увлекательное занятие.А сейчас мы отправляемся за грибами.Вы любите собирать грибы?1-й конкурс. «На лесной полянке».Сейчас мы вспомним правила сбора грибов. За несколько минут обсудите в команде эти правила и решите, кто будет отвечать. Выходят по одному человеку от команды и по очереди говорят правила.2-й конкурс. Игра «Собери грибочки».(На поле разбросаны картинки грибов. Выходят по одному члену от команды).– Кто больше соберёт грибов. (Повторить несколько раз).– На какие группы можно разделить все грибы? (На съедобные и несъедобные).Загадки
  • Вот в траве приметныеШляпки разноцветные.Вспомни ты их имя,Но не ешь сырыми(Сыроежки).
  • Очень дружные ребятаУ пенька живут... (Опята).
  • Где хвоинок многовато,Поджидают нас... (Маслята).
  • Под осиной гриб тот, дети,В ярком красненьком берете. (Подосиновик).
  • У берёзок, посмотри:Здесь один, тут целых три! (Подберёзовик).
  • Царь грибов живёт в дубраве.Для жаркого нужен маме. (Боровик, белый). 
  • 3-й конкурс. «Собери пословицу». Участники команд получают конвертики с разрезанным на слова текстом пословицы. По сигналу ведущего они должны открыть конверт и склеить пословицу.Грибок к грибку – наберёшь и лукошко»).Текст пословицы представляется жюри, которое оценивает правильность и скорость выполнения задания.А теперь сюрприз для всех.Для Вас, мои друзья, подружки,Грибные сбацают частушкиГрибные частушки
  • Начинаем мы запевкуПервую начальнуюМы хотим развеселитьПублику печальную.
  • Вот растёт гриб – боровикИ красив он, и велик.В толстой шляпке набекрень,Ножка крепкая, как пень.
  • Шоколадная папаха,Белый шёлковый мундир.Посмотрев, опёнок ахнул:Настоящий командир
  • Сколько лет тебе, сморчок?Ты по виду старичок.Удивил грибок меня:Возраст мой – всего два дня.
  • Спрятались под ёлкамиРыжики с иголками.Не малы, не велики, И лежат, как пятаки.
  • А во мху, как на подушке,Чьё-то беленькое брюшко.Это груздь нас просит взять,А за ним ещё штук пять.
  • Под осинами на кочкеГриб в малиновом платочке,Подосиновиком звать,И его придётся взять.
  • Мы частушек вам пропелиХорошо ли, плохо ли,А теперь мы вас попросим, Чтобы нам похлопали.
  • IV. Четвёртая станция. «Экологическая».– Ребята, что такое «экология»?Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за её будущее. Но не все люди помнят об этом. Вот послушайте стихотворение о горе – туристах, которые пришли отдохнуть в лес.Прогулка. (С.Михалков)Мы приехали на речкуВоскресенье провести, А свободного местечкаВозле речки не найти!Тут сидят, и там сидят:Загорают и едят,Отдыхают, как хотят,Сотни взрослых и ребят.Мы по бережку прошли И поляночку нашли.Но на солнечной полянкеТам и тут пустые банкиИ, как будто нам назло,Даже битое стекло.Мы по бережку прошли,Место новое нашли.Но и здесь до нас сидели;Тоже пили, тоже ели,Жгли костёр, бумагу жгли –Насорили и ушли!Мы прошли, конечно, мимо– Эй, ребята! – крикнул Дима, –Вот местечко хоть куда!Родниковая вода,Чудный вид!Прекрасный пляж!Распаковывай багаж!Мы купались, загорали,Жгли костёр.В футбол играли – Веселились, как могли:Пили квас, конфеты ели,Хороводом песни пелиОтдохнули – и ушли!И остались на полянеУ потухшего костра:Две разбитых нами склянки – Две размокшие баранки – Словом мусора гора.Мы приехали на речкуПонедельник провести, Только чистого местечкаВозле речки не нашли!– Как вы думаете, почему в понедельник туристы не нашли чистого местечка?– А как бы вы поступили на месте этих туристов?– Какой вред наносят люди таким поведением?– Какие ещё источники загрязнения природы вы знаете? (Дети перечисляют).Конкурс «Правила друзей природы».– Вспомните правила друзей природы ? (Называют правила по очереди).Молодцы, ребята. Я надеюсь, когда вы будете отдыхать на природе, вы будете помнить о том, как нужно вести себя, чтобы не навредить природе.День ЗЕМЛИ. (М. Дубин)Как яблоко на блюдце, У нас Земля одна. Не торопитесь, люди, Все исчерпать до дна.Не мудрено добраться До скрытых тайников, Разграбить все богатства У будущих веков.Мы общей жизни зерна,Одной судьбы родня, Нам пировать позорно В счет будущего дня.Поймите это, люди, Как собственный приказ. Не то Земли не будет И каждого из нас.– Вот и подошло к завершению наше путешествие в удивительный мир ПРИРОДЫ.Слово для подведения итогов я предоставляю нашему жюри. (Награждение команд).