"Развитие мелкой моторики детей 3-4 лет"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Развитие мелкой моторики детей 3-4 лет"
Автор: Лаушкина Галина Михайловна

МБДОУ «Детский сад «Радуга» комбинированного вида» Рузаевского муниципального районаВоспитателя: Лаушкиной Г.М. ТЕМА: «Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста».2016-2017ггФедеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на развитие дошкольного образования в Российской Федерации. В то же время, он работает на развитие маленького ребенка. И основная задача детских садов – создавать условия, при которых дети развиваются, им интересно, а в итоге ребенок полноценно проживает дошкольный возраст, развит и мотивированным переходит на следующий уровень образования. Такие дети действительно хотят учиться в начальной школе.Одной из основных задач дошкольного образования является создание условий для формирования у детей готовности к обучению в школе.В федеральных государственных стандартах описаны интегративные качества ребёнка, которые он может приобрести в результате освоения программы дошкольного образования. Среди них - овладения предпосылками учебной деятельности. Формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию можно считать важнейшей задачей современной системы образования.Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности.Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективны для развития мелкой моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания). Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине.Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. С большой долей вероятности можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.Среди многих видов учебной деятельности начинающего школьника овладение им навыком письма является наиболее сложным. Письмо служит одним из базовых навыков, т.е. на нем практически строится все дальнейшее обучение, следовательно, ребенок, не освоивший этот навык вовремя и качественно, непременно будет отставать в учебе. От того, насколько ребенок овладеет письмом, зависит успешность его дальнейшего обучения в школе, так как именно нарушения письма обычно становятся главными причинами неуспеваемости младших школьников.Одной из важных составляющих готовности ребенка к письму является наличие у него развитой мелкой мускулатуры. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом. Поэтому при подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук в дошкольном учреждении.Актуальность опытаСтатистика свидетельствует, что в последние десятилетия число детей, имеющих речевые нарушения, значительно увеличилось. Что же делать? Как помочь нашим детям?Все физиологи в один голос говорят: чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Почему же это так?Дело все в том, что развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.Учёные - нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно показали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь. Неуклюжесть детских пальчиков свидетельствует о том, что мелкая моторика ещё недостаточно развита.Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику. Развитие моторики пальцев как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Данная работа оказывает благотворное влияние не только на становление речи и её функций, но и на психическое развитие ребёнка.Поэтому проблема развития мелкой моторики актуальна на всех этапах развития ребенка, и работу по развитию мелкой моторики нужно начинать, задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста. В детском саду необходимо создавать условия для формирования  навыков осязания и мелкой моторики через различные виды предметно-практической деятельности. Учитывая важность проблемы по развитию мелкой моторики, решила провести с детьми углубленную работу в этом направлении, работая в контакте с родителями и специалистами детского сада.Перед собой я поставила цель.Целью моей педагогической работы является достижение положительной динамики в развитии мелкой моторики рук детей через использование разнообразных форм, методов и приемов.Для достижения цели были обозначены задачи:
  • Улучшение мелкой моторики пальцев, кистей рук, координации и точности движений руки и глаза, гибкости рук, ритмичности;
  • Развитие воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия, творческой активности;
  • Обогащение предметно - развивающей среды для развития у детей мелкой моторики рук, речи;
  • Повышение компетентности родителей в вопросе развития речи детей, мелкой моторики с использованием разнообразных форм, методов и приемов.
  • Объект: дети 3-4 лет.Предмет: особенности развития тонкой моторики, как одного из средств развития речи и подготовки руки к письму.Гипотеза:При создании педагогических условий развитие тонкой моторики даёт большие возможности детям для умственного развития, совершенствования качества письма и развития речи, расширения познавательных интересов.Формы работы: - совместная деятельность воспитателя с детьми; - индивидуальная работа с детьми; - свободная самостоятельная деятельность самих детей;- консультативная работа с родителями.Методы и приемы работы:массаж кистей рук;пальчиковая гимнастика, физкультминутки;пальчиковые игры со стихами, со скороговорками;пальчиковый театр;лепка из пластилина и соленого теста с использованием природного материала (семена, крупы, ракушки и т. д.);нетрадиционные техники рисования: кистью, пальцем, зубной щеткой, ватными палочками и т. д.;конструирование: из бумаги в технике оригами, работа с конструктором ЛЕГО;различные виды аппликаций;рисование по трафаретам;штриховка;дорисовка (по принципу симметрии);лабиринты;дидактические игры;шнуровка;игры с мелкими предметами;пазлы, мозаика.Описание собственного опыта работы Прежде чем приступить к работе, я выработала план работы: 1. Изучить литературу по данной теме. 2. Внедрить в работу с детьми разнообразные формы, методы и приемы по развитию мелкой моторики. 3. Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук.4. Составить консультации для родителей, буклеты, провести тематические родительские собрания, мастер-классы. 5. Оформить консультации для воспитателей «Что такое мелкая моторика, почему её нужно развивать и как?». Для достижения поставленных задач я использую различные формы работы. Одним из методов работы являются пальчиковые игры. В совместной и индивидуальной работе осуществляется тренировка пальцев. Эффективность и интерес к этой деятельности повышается, если упражнения сопровождаются чтением стихов, потешек. Стихи, сопровождающие упражнения – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма, создается благоприятный эмоциональный фон, благодаря которому ребенок увлекается игрой и с интересом выполняет движения, что обеспечивает хорошую тренировку пальцев. Сюжетность стихов и потешек развивает умение слушать и понимать. Мною была составлена картотека игр на развитие мелкой и общей моторики: «Пальчиковая гимнастика», «Физкультминутки». Во время совместной и самостоятельной деятельности детей я использую пальчиковый театр. Он дает ребенку уникальную возможность быть одновременно сценаристом, режиссером-постановщиком и актером. Театрализованное представление способствует развитию не только творческого потенциала, но и речи, так как в них активно задействованы именно пальцы. Деятельность по лепке также имеет большое значение для укрепления кистей рук и развития мелкой и крупной моторики. Лепка необходима для развития у детей сенсорных и пространственных ощущений, восприятия. В своей работе для лепки я использовала пластилин, соленое тесто; составление узоров из семян и другого природного материала. Это кропотливый, интересный труд, который развивает внимание, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координации движений, их точность. Изготовление поделок из бумаги также является одним из средств развития мелкой мускулатуры кистей рук. Эта работа увлекает детей, способствует развитию воображения, конструктивного мышления. Один из видов работы с бумагой являлись рваные поделки. Разрывание бумаги на очень мелкие кусочки является хорошим упражнением для развития силы пальцев и навыков управления мелкими движениями. Также детей привлекала возможность делать поделки из бумаги (оригами), которые они использовали в играх, инсценировках. В совместной деятельности я использовала различные нетрадиционные техники рисования: тампонирование, печать от руки и др. с помощью кисти, свечки, зубной щетки. В процессе рисования у детей развиваются не только общие представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, но и формируются элементарные графические умения. Особое внимание уделялось раскрашиванию рисунков. Для этого использовались альбомы для раскрашивания или заготовки. Раскрашивание предполагало несколько видов штриховки, которые обеспечивают постепенность в развитии и укреплении мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения. Для развития точности и уверенности движения руки я предполагала игры, в которых детям необходимо был проводить параллельные линии в определенном направлении.Существует еще не менее увлекательный способ развивать графические навыки ребенка – обведение рисунка по точкам. Детям даются заготовки с рисунками или упражнениями. Эти упражнения были направлены на обучение ребенка выполнению плавных линий, без отрыва от бумаги. Большой интерес для детей представляет конструирование (на базе конструктора ЛЕГО). Дети сооружают многочисленные и разнообразные постройки. Работая с мелкими деталями конструктора, развивается мелкая мускулатура пальцев рук, воображение, творческая активность. Еще одним из интересных занятий - собирание пазл, нанизывание пуговиц на леску. Проводимые упражнения, игры на развитие мелкой моторики я комбинирую с различными видами деятельности. В своей работе я учитываю индивидуальные особенности каждого ребенка, его психофизиологическое развитие. Работа с родителями – одно из важнейших направлений в работе. Основная задача на начальном этапе работы с родителями – формирование и стимуляция мотивационного отношения родителей к работе с их детьми. Я использовала наглядные папки-передвижки на темы: «Пальчиковая гимнастика», «Первые шаги в освоении письма». Были подготовлены консультации для педагогов и родителей, отражающие актуальные вопросы развития мелкой моторики ребенка в ДОУ и в семье.Заключение Таким образом, чтобы результат работы был эффективным необходимо использовать разнообразные приемы и методы работы по формированию тонких движений пальцев рук. Результаты своей работы я вижу в проявлении интереса детей к различным видам деятельности.Я стараюсь предоставить детям возможность испытать удовольствие от творческого процесса, от того что он что-то сделал сам, учу тому, что любую работу и любое действие можно сделать с интересом. В дальнейшем я буду продолжать искать новые методические приемы, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, общей моторики, самостоятельности, которые будут формировать интерес к различным видам деятельности. Я приготовила презентацию на тему «Развитие мелкой моторики у детей 3-4 лет»КонсультацияРазвитие мелкой моторики у детей.Все мамы знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, как правильно это делать, да и вообще что является мелкой моторикой и какие особенности она имеет? Какие занятия, игры и упражнения стоит проводить с детьми для развития моторики? Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать).У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на подчерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка. Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторикиБусыДетям нравится перебирать мелкие предметы, что очень полезно. Поэтому можно надеть на себя какие-нибудь бусы с бусинами различного размера и формы. Ребенок будет с радостью и заинтересованностью перебирать их пальчиками.  Вкладыши-мисочки.Из них можно строить башенки, вкладывать их друг в друга. Эта игра формирует у ребёнка понятие о размере предметов. Крупы.В миску насыпьте любую крупу и дайте её малышу. Он будет трогать крупу рукой или просыпать её сквозь пальчики. Эта игра хорошо развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.  Баночки с крупами.Насыпьте в баночки разные крупы и дайте ребенку по очереди опускать руку в каждую из банок. Так он сможет прощупать разные крупинки и брать их пальчиками. Можно усложнить задачу. На глазах ребенка закопайте какой-нибудь маленький предмет в крупу и дайте ему баночку. Пусть попробует найти этот предмет.  Рисование на песке.Насыпьте на поднос песок. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур – линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание.Игрушки для развития мелкой моторики Горошина.Вам понадобятся горошина и баночка со снимающейся крышкой. Покажите ребенку, что сначала надо снять крышку, затем взять горошину пальчиками и положить в баночку, после закрыть крышку. Попросите ребенка проделать те же действия. Не расстраивайтесь, если с первого раза ничего не получится. Покажите малышу всю цепочку действий медленно несколько раз, и тогда он обязательно сможет все повторить. Активным деткам эта игра быстро надоедает, в этом случае не нужно их заставлять. Предложите ребенку другую игру.  Завинчивание крышек.Такое простое занятие, как завинчивание и раскручивание крышек банок, бутылок, пузырьков развивает ловкость пальчиков. Предложите вашему малышу сосуды разного размера и формы, это сделает игру более разнообразной.  Застегивание, расстегивание и шнуровка.Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть сам застегивает и расстегивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьет движения рук, но и приучит ребенка к самостоятельности. Еще дайте ребенку какой-нибудь ненужный ботинок со шнуровкой, который станет прекрасным тренажером для рук. Лепка.Лепка подходит для детей разного возраста. Для лепки подходят пластилин, глина, тесто. Когда собираетесь что-то испечь, обязательно позовите с собой ребенка. Ему очень понравится мять и раскатывать тесто. К тому же он будет горд, что помогает маме.  Упражнения для развития мелкой моторики рукРисование и раскрашивание.Очень полезно обводить контур картинок, состоящий из пунктирных линий, а также раскрашивать объекты различной формы. Очень полезно рисовать на вертикальных поверхностях: стене, доске, зеркале. Поэтому желательно повесить малышу специальную доску, чтобы он рисовал. Собирание мозаик и пазлов.Для детей 3 лет выбирают пазлы и мозаики с крупными частями. Пазлы также тренируют воображение.  Вырезание.Купите малышу детские ножницы, клей-карандаш, цветную бумагу и картон. Научите его мастерить. Вырезайте картинки, приклеивайте их, делайте снежинки и т.п. Это не только разовьет мелкую моторику, но и пространственное воображение и творческое мышление. Однако, стоит запомнить одну простую вещь. Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребенок может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей. Играть в игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику, нужно систематически. Занимайтесь с ребенком каждый день и скоро заметите, что движения вашего малыша с каждым разом становятся все более плавными, четкими и скоординированными.Игровые методы и приемы по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму у детей Предпосылкой для формирования полноценной личности ребенка, для его успешного обучения в школе является своевременное овладение правильной речью. Исследования физиологов доказали, что существует взаимосвязь между развитием движений и формированием функций мозга, в том числе и развитием речи.Развитие высших психических функций у детей дошкольного возраста напрямую зависит от состояния мелкой моторики. Учёными (Т.Н.Андриевской, Л.ВАнтаковой-Фоминой, Г.В.Беззубцевой, М.М.Кольцовой) было доказано, что систематичная целенаправленная работа по развитию мелкой моторики помогает преодолеть различные недостатки и отклонения в речевом и психофизическом развитии ребёнка. Рекомендуется начинать работу по развитию мелкой моторики с 2 месяцев. В этом возрасте можно потягивать пальчики малыша, движения должны быть очень легкими и нежными; осуществлять круговые движения каждым пальчиком в отдельности, сначала в одну, а потом в другую сторону. Также очень хорошо использовать массажные шарики.В 4-5 месяцев для массажа рекомендуется использовать крупные массажные шарики. Изменяется и массаж: держа руки ребёнка в своих руках, надо зажать мячик между его ладонями и покрутить. В 6-7 месяцев к ранее выполняемым упражнениям добавляется прокатывание грецкого ореха по ладони ребёнка (круговые движения). Полезно сопровождать движения речью, особенно стихами, т.к. создается определенный ритм, эмоциональный положительный настрой. В 8-10 месяцев начинаем проводить активные упражнения для пальцев рук. Хорошо тренируют движения пальцев рук всем известные упражнения "Ладушки", "Сорока - белобока". Детям от 1 года до 3 лет, можно предложить пирамидки разных размеров, цветов и форм из 4-6 колец. Игры с пирамидками развивают мелкую моторику и зрительно-моторную координацию. С помощью колец от пирамидки можно закрепить основные цвета, числа, ввести понятия «больше - меньше». Кубики – удобный строительный материал, прекрасное наглядное пособие для запоминания цветов, названий форм, названий предметов. Игрушки-коробки развивают мелкую моторику пальцев, учат брать предмет из любого положения, способствуют развитию координаций движения, развитию понимания речи и познавательных способностей.Заводные игрушки развивают не только мелкую моторику у ребенка, но и способствуют сосредоточению внимания и развитию познавательных процессов.Полезным и увлекательным занятием будет доставание игрушек из бассейна с крупой. Для изготовления такого бассейна надо насыпать крупу (горох, фасоль, пшеницу, перловку) в таз, на дно тазика положить различные игрушки (желательно не очень крупные) и предложить малышу отыскать игрушки в этом бассейне. Такое игровое упражнение не только способствует развитию мелкой моторики, но и массируют ручку вашего малыша.Для того чтобы движения ручки ребёнка стали ещё более совершенными, предоставьте ему возможность манипулировать со всевозможными предметами, разными по форме, фактуре материала поверхности (флаконы, пузырьки, камешки, крупа, фольга, полиэтилен). В 2,5 года и старше детям даются более сложные задания: застёгивание пуговиц; завязывание и развязывание узлов. Предлагаются шнуровки, застежки, клубочки ниток для перематывания, дощечки с накатанным пластилином для выкладывания узоров из семян, крупы, мелких камешков, игры с мозаикой. Эти игры учат детей вниманию, усидчивости, развивают глазомер. Для развития тактильно-кинестетических ощущений предлагаются игры с песком. Дети с удовольствием погружают руки в песок, оставляют отпечатки ладоней, геометрических форм, сооружают целые города, рисуют, пишут буквы на нем. Игры с водой. Дети с удовольствием переливают воду из одного сосуда в другой, создают волны, смотрят на свое отражение в воде, пускают пузыри. Кроме того ребенку надо дать возможность мять и рвать бумагу, разминать пластилин, рисовать, конструировать, собирать мозаику.Прищепки очень любопытная игра, и хорошая гимнастика для ручек. Самая простая игра – это надевание прищепок на веревку.Пальчиковые игры в дошкольном возрасте занимают важное место в формировании мелкой моторики. Все движения должны сопровождаться речью. ПАРОХОД (Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх)ПаровозБез колес!Вот так чудо-паровоз!Не с ума ли он сошел –Прямо по морю пошел!ПТЕНЧИКИ В ГНЕЗДЕ (Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить)Птичка над моим окошкомГнездышко для деток вьет,То соломку тащит в ножках, То пушок в носу несет.Кроме того, огромное количество простых повседневных дел – застегнуть, а, может быть, даже и пришить оторванные пуговицы, справиться с непослушными шнурками, помыть посуду, завернуть гайку, вырезать сложную фигуру из бумаги – отлично готовят руку ребенка к письму. Так, не занимаясь непосредственно письмом, вы начинаете готовить ребенка к этому сложному действию.Еще одна важная форма работы для детей 4 летнего возраста – графические упражнения, которые помогут улучшить координацию движений пальцев и кистей рук, научат ориентироваться на листе бумаги, подготовят руку к обучению письму, разовьют аккуратность, графические умения, глазомер. Особое внимание обращается на раскрашивание и штриховку рисунков, которые тренируют руку ребенка, помогают чувствовать границы фигуры.При подготовке руки к письму необходимо обращать внимание, при выполнении ребенком графических работ, на правильное положение тетради и карандаша. Следует помнить, что неправильное положение карандаша вызывает сильное напряжение мышц, отчего рука устает, а скорость и графическое качество работы ухудшается. Если у ребенка не сформирован 3-пальцевый захват, можно использовать специальные насадки на пишущие предметы, которые помогут ребенку правильно держать ручку или карандаш. Данная последовательность игровых методов подготовит руку ребенка к письму, научит ориентироваться как на листе бумаги, так и в тетради, послужит хорошей базой для успешного обучения в школе.