СЦЕНАРИЙ ВЕЧЕРА – ДОСУГА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ «ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА» СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: СЦЕНАРИЙ ВЕЧЕРА – ДОСУГА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ «ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА» СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ
Автор: Херовимчук Светлана Александровна

СЦЕНАРИЙ ВЕЧЕРА – ДОСУГА ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ
ХЛЕБ – ВСЕМУ ГОЛОВА
СОВМЕСТНО С РОДИТЕЛЯМИ И ДЕТЬМИ.
Цель:формирование уважительного отношения к хлебу и людям, его производящим.
Задачи:
1.Продолжить знакомство с разными профессиями. Расширить имеющиеся знания о хлебе, его производстве, значении хлеба в жизни человека. Продолжить знакомство с народными традициями. Расширить знания о пользе хлеба, о его ценности, о тяжелом труде хлебороба.
2. Воспитывать чувство бережливого отношения к хлебу, уважительное отношение к труду механизатора, пекаря, любовь к родной земле.
3. Продолжить обучение работе в группах.
Оформление группы:
1. Плакаты.
2. Рисунки ребят на тему: Хлеб – всему голова.
3. Скалка со стрелкой.
4. Таблички с названиями станций.
5. Материалы для мастер – класса.
Ход досуга.
Воспитатель:
Вот хлеб – высок, румян и свеж.
Его ты ежедневно ешь:
Орловский, рижский, заварной,
Пшеничный любишь и ржаной.
Не забывай же никогда,
Какого стоило труда
Поднять тугую целину
Плугами в трудную весну,
Удобрить землю под зерно,
Чтоб в колос выбилось оно.
А жатва, если зной иль град?!
Их много – всяческих преград –
Преодолеть нам суждено,
Запомни же, как дважды два,
Народной мудрости слова:
Кто хлебушком не дорожит,
Тот мимо жизни пробежит.
И если ты не глух, не слеп,
Цени народный, трудный хлеб.
Воспитатель:
Дорогие ребята! Как вы уже догадались, мы поговорим о хлебе. Будем крутить стрелочку и выбирать станцию, на которой будем заниматься.
А стрелочка наклеена на чём? Что это? Какое отношение это имеет к теме нашего вечера?
Начнём наше путешествие соСтанции Легенд
Давным-давно это было, когда люди жили племенами в пещерах и питались мясом животных. Однажды случилась неудачная охота, и есть им стало нечего. Вот и отправились они в поисках других мест, где можно было бы прокормиться. Шли они долго, многие умирали от голода. Так и случилось с одним человеком. Он упал, потеряв от изнурительного голода сознание. Когда он очнулся, вокруг него никого не было. И вдруг над собой он увидел удивительное растение, из которого сыпались на него мелкие камушки. Он решил попробовать один из них, и вдруг приятный запах и вкус оживили его. Он стал собирать эти камушки, которые оказались зёрнышками, и есть их. Эти зёрна подействовали на него, как лекарство. Он окреп и выздоровел, и ему сразу же захотелось рассказать об этом людям. Он собрал эти зёрна и пошёл искать людей. Увидев его живым и невредимым, люди удивились, а он рассказал им о чудо - колоске.
Существует ещё такая легенда.
Это было давно, во времена каменного века. Когда на землю пришел сильный дождь и холод, человеку нечего было есть.И тогда он впервые заметил пшеничный колосок. Чтобы зерна было удобно есть, смачивали их водой. Потом человек научился растирать зерна в муку. И вот однажды в одной из каменных пещер человек оставил горшок с пшеничной кашей у огня. Огонь незаметно подкрался к горшку. Горшок не выдержал жара и лопнул. Грохот разбудил человека. Он подбежал к костру увидел, что его еда превратилась в камень. Когда камень остыл, человек стал очищать его и вдруг почувствовал незнакомый запах. Положив кусочек в рот, человек зажмурился от удовольствия. Так ночной костер в пещере научил печь хлеб.
На выпечку одного батона хлеба уходит 1200 зёрен. Ежедневно в стране выпекается 82000 тонн хлеба. В мире известно более 750 видов хлебобулочных изделий.
Воспитатель:
А сейчас, ребята, мы все вместе отправляемся на СтанциюВоенный хлеб.
В дыму ленинградское небо,Но горше смертельных ранТяжёлого хлеба, блокадного хлебаСто двадцать пять грамм.В годы тягот и лишенийНовый мир мужал и креп.Шёл народ в огне сраженийЗа свободу и за хлеб.Значит, правильны слова:
Хлеб – всей жизни голова!
В музее Блокады хранится кусочек заплесневелого хлеба величиной с мизинец. И ещё 3 макаронины, длиною в тетрадь, серые, глинистые, но желанные для каждого. А людям нужно было работать, нужно было жить, нужно было выжить – назло фашистам, назло бомбёжкам и обстрелу.
Во время Великой Отечественной войны можно было встретить лозунг: Мир народам, хлеб - голодным. 641803 ленинградца погибли в дни блокады от голода. На Пискаревском кладбище тысячи могил. На одной могиле лежит ломтик хлеба, а рядом слова: Доченька, если бы я могла тебе дать его тогда.
Торжеством жизни был подвиг ученых Всесоюзного института растениеводства, знаменитого ВИРа, основанного Н. И. Вавиловым… 14 ослабевших от голода сотрудников не уходили со своего поста, охраняя от сырости, мороза, крыс, тысячи образцов зерновых культур. От голода погиб Дмитрий Сергеевич Иванов. На его рабочем столе осталась тысяча пакетиков с зерном… Из 14 сотрудников института в живых осталось пять. Они верили, что родной стране после войны нужны будут коллекции, которые они спасли, жертвуя собственной жизнью.
Война кончилась, и на основе спасенной коллекции были созданы лучшие послевоенные сорта пшеницы.
Ребёнок:
Военный хлеб.Я помню хлеб,военный, горький,Он весь почти из лебеды.В нем в каждой крошке,В каждой коркеБыл горький вкус людской беды.На той беде замешан крутоНелегкий хлеб нелегких дней,Но как сладка была минута,Когда кусок в руке моейПосыпан был щепоткой соли,Приправлен маминой слезой.Я есть хотел, а мама с больюВзгляд отводила стороной.Как горе было гостем частым(Им были детства дни полны),Особо помню я, что счастьюБыл равен горький хлеб войны.
Воспитатель:Следующая СтанцияГорячий хлеб.
На свете я видела хлебаНемало.Крестьянка его из печиВынимала.
И клала на стол, осеняяКрестом.Он отдыхал, накрытыйХолстом.В горнице пахло сильноСладко.За трапезой ели его безОстатка:Ни крошки, ни корки –Ломоть до конца.
Ребёнок:
А как делают хлеб?
Его формуют на рассвете,
Чтоб он в духу румяно креп,
Нет хлеба лёгкого на свете.
Во все века был трудным хлеб.
Он труден летом и зимою,
То сев, то жатва, то помол:
Тот хлеб особою ценою
Ложится пахарю на стол.
Ему как прежде, так и ныне
Всегда была цена одна.
Она не та, что в магазине,
А та, что во поле цена.
Воспитатель:День и ночь - и в палящий зной, и в дождь - идет битва за урожай. Истинные хлеборобы постоянно в тревоге за него. Урожай всегда выстрадан хлеборобами, завоеван - и в союзе, и в противоборстве с природой.
Ребёнок:
Ведь не сразу стали зернаХлебом тем, что на столеЛюди долго и упорноПотрудились на земле.Вот об этом-то как разНачинается рассказ.Подымались трактористы,Умывались чисто-чисто.
Ребёнок:
В степь весеннюю с утраВыводили трактора.Продолжается рассказУрожай поспел у нас.Выплывают на просторыВетер песни им поетКапитаны- комбайнерыСмотрят с мостиков вперед
Ребёнок:
Как из колоса тугогоВыбивается зерно,Как, пожалуйста - готово,В ящик сыплется оно.Вот на мельнице пшеницаЗдесь такое с ней творитсяВ оборот ее берут,В порошок ее сотрут.На большом хлебозаводеСтанешь тестом ты, мука.Тесто тесно, мало места,Ох, пустите! шепчет тестоЛадно, пустим, в печь давайНарядился каравай.
Станция Загадочная
Конкурс загадок (дети и родители):
Широко, а не море,
Золото, а не деньги.
Сегодня на земле,
А завтра на столе.(хлеб)
Он – не мяч и не клубок,
Он – румяный … (колобок)
В землю тёплую уйду,
К солнцу колосом взойду.
В нём тогда таких, как я,
Будет целая семья! (зерно)
Что на сковороду наливают.
Вчетверо сгибают.
Да в сметану макают? (блин)
Маленькое, сдобное
Колесо съедобное.
Я одна тебя не съем.
Разделю ребяткам всем. (бублик)
Лежит Емеля на печи,
Жуёт Емеля … (калачи)
Под весенний птичий свист
Пашет землю ... (тракторист)
Он сыплет в мельницу зерно.
Ты назови скорей его. (мельник)
Послезавтра, в понедельник,
Смелет всё зерно нам ... (мельник)
В поле комбайнов слышится хор,
Хлебный корабль ведёт ... (комбайнёр)
Белые волосы, брови, ресницы.
Утром встаёт он раньше, чем птицы. (пекарь)
Столбики точеные, головки золоченые.(колосья)
С неба солнце золотое
Золотые льет лучи,
В поле дружною стеною
Золотые усачи.(пшеница)
Лежит мужик в золотом кафтане
Подпоясан, да не поясом,
Сам встать не может -
Люди поднимают.(сноп)
Я пузырюсь, я пыхчу,
Жить в квашне я не хочу,
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня.(тесто)
Рос сперва на воле в поле,
Летом цвел и колосился,
А когда обмолотили,
Он в зерно вдруг превратился.
Из зерна в муку и тесто,
В магазине занял место.(хлеб)
Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье...
Ну и объединение!(бублик)
Бьют меня палками,
Жмут меня камнями,
Жгут меня огнем,
Режут меня ножом.
А за то меня так губят,
Что все меня любят.(хлеб)
Воспитатель: Конкурс, а сколько пословиц и поговорок сложил народ про хлеб! Сейчас я хочу проверить, знаете ли вы пословицы – кладези мудрости.
Дети и родители получают разрезанные пословицы, им необходимо их восстановить. (Хлеб да вода, здоровая еда. Хлеба ни куска, так и в горле тоска. Земля – матушка, а хлеб – батюшка. Без золота проживёшь, а без хлеба – нет. Широко, а не море, золото, а не деньги. Хлеб бросать – силу терять. Хлеб – кормилец, хлеб – спаситель, сколько ни думай – лучше хлеба не придумаешь. Был бы хлеб, а зубы сыщутся. Не будет хлеба, не будет и обеда. Хлеб в пути не тягость. Худ обед, когда хлеба нет. Хлеба ни куска, так и в горнице тоска. Хлебушко – калачу дедушка. Хлеб да вода – молодецкая еда. Хлеба нет – и корочки в честь. Без соли не вкусно, а без хлеба не сытно.У кого хлебушко, у того и счастье.)
Игра Жок-жок-жок — это пирожокВоспитатель читает стихотворение, а дети досказывают последнее слово в каждой строчке.Жок-жок-жок — это (пирожок).Шки-шки-шки — мама жарит (пирожки).Шки-шки-шки — мы любим (пирожки).Жок-жок-жок — кушай, Женя, (пирожок).Ач-ач-ач — вот (калач).Чи-чи-чи — пекутся в печке (калачи).Чи-чи-чи — мы любим (калачи).Чи-чи-чи — на праздник будут (калачи).
Собери слово
ЛИБЫН (блины)
ФЕЗРИ (зефир)
РОПИЖКО (пирожок)
АВТУШРАК (ватрушка)
Интеллектуальная викторина для родителей:
В чем разница между озимой и яровой пшеницей? (Яровую сеют весной, озимую –осенью, в зиму)
Куда зерно везут после уборки? ( На элеватор – хранилище для зерна.)
Где зерно превращают в муку? ( На мельнице.)
Что такое квашня? (Деревянная кадка для теста, или дрожжевое тесто)
Как называют еще дрожжевое, забродившее тесто? (Опара)
Воспитатель:Приближаемся кСтанции Бережливых.
Хлеб никогда не доставался людям даром. Ведь ещё в раю как напутствие согрешившему Адаму было сказано: Будете добывать хлеб в поте лица своего. На Руси к хлебу всегда относились с благоговением, даже сохранился обычай почётных гостей встречать хлебом – солью.
Воспитатель:
Я прочту вам сказку про Стобеда, а вы внимательно прослушайте.Стобед стал послушнее, когда я его отругал. Но меня всегда сердило, как он обращался с хлебом, крошил его, надкусывал. Оставлял и бросал его на нас. Я строго настрого запретил делать ему это. Не буду,- пообещал Стобед.Прошло время, и я ни разу ни видел оставленного на столе кусочка, я был доволен. Но однажды, в воскресенье утром, в дверь постучали. Это был наш сосед Иван Фомич. Это был добрый старик, и он всегда дарил детям подарки. На этот раз он тоже держал в руках, какой- то кулек. А когда он развернул кулек, то я увидел что это был не подарок, а размокший, перепачканный землей кусочки хлеба. Это из вашего окна выбрасывали,- сказал он. Стобед покраснел и молча забился в угол, а мне все стало ясно. Набедокурил, не прячься. Выйди и извинись перед Иваном Фомичем ,- сказал я. Извиняться надо не передо мной,- заметил он. – Вот мальчик много людей обидел, а не меня.- Ребята, а почему так сказал Иван Фомич?
С.Михалков Булка
Три паренька по переулку
Играли, будто бы в футбол,
Туда – сюда гоняли булку,
И забивали ею гол.
Шёл мимо незнакомый дядя
Остановился и вздохнул.
И на ребят совсем не глядя,
К той булке руку протянул.
Потом, насупившись сердито,
Он долго пыль с неё сдувал.
И вдруг, спокойно и открыто
При всех её поцеловал.
Вы кто такой? - спросили дети,
Забыв на время про футбол
Я пекарь - человек ответил
И с булкой медленно ушёл.
И это словно пахло хлебом,
И той особой теплотой,
Которой налиты под небом
Поля пшеницы золотой.
Чтобы вкусный каравай каждый день был у нас на столе, мы должны определить для себя чёткие правила:
- Бери хлеба столько, сколько съешь.- Никогда не бери хлеб грязными руками.
Правила пользования хлебом.
Будьте бережливыми.
Цените труд взрослых и не забывайте, какой ценой нам достаётся хлеб.
Брать хлеба столько, сколько сможешь съесть.
А чёрствый хлеб не выбрасывать
Этим правилам меня научили в детстве, я следую им всегда.
Скажите, пожалуйста, почему тема нашего мероприятия Хлеб – всему голова! Как вы думаете?
Мы будем помнить о людях, которые растят пшеницу, из зёрен делают муку, из муки хлеб, булочки, кондитерские изделия.
Станция Мастеровая
Мастер класс Заливаем по рецепту волшебных красок
( Формы Хлеба из картона из под коробок. Заливаются краской из муки, клея, соли, и гуаши)
Рефлексия:
Кто узнал новое и было интересно - солнышко.
Кому было интересно, но нового не узнал – солнышко с тучкой.
Кому было скучно – дождик.
Возьмите карточки и прикрепите к доске.
Как солнечно у нас сегодня! Значит, всем было интересно, и вы узнали что-то новое для себя. Спасибо за работу! Молодцы!
Как на праздник урожая испекли мы каравай
А сейчас все садимся за стол и пьём чай с вкусной выпечкой.
1