Публичное представление инновационного опыта


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Публичное представление инновационного опыта
Автор: Чеснокова Ольга Владимировна

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя биологии ГК ОУ РМ "Ардатовская общеобразовательная школа-интернат для детей с нарушениями зрения" Чесноковой Ольги ВладимировныАктуальность В преподавании естественных наук, и в частности  химии и биологии , основная задача состоит в том, чтобы, прежде всего, заинтересовать учащихся процессом познания: научить их ставить вопросы и пытаться найти на них ответы, объяснять результаты, делать выводы. Внедрение исследовательского подхода в обучении химии и биологии способствует усилению мотивации учебной деятельности.«Использование исследовательской деятельности на уроках биологии»-проблема, над которой я работаю. Процесс формирования у учащихся навыков исследовательской работы требует тесного сотрудничества учителя и ученика. Работа над исследовательской деятельностью расширяет кругозор учащихся, знания по предмету, способствует приобретению навыков публичного выступления, зарождает дружеские отношения между школьниками, создает отношение общности цели, атмосферу взаимопомощи. Научно-исследовательская работа учащихся ведет к активному познанию мира и овладению профессиональными навыками. Участие в этой деятельности дает возможность глубже разобраться в своих способностях и умениях.Считаю, что владение учителем методикой организации научно-исследовательской деятельности обучающихся и знание её основных методов является основным элементом реформирования школьного образования. Главной задачей для учителей является создание стимула для повышения уровня развития ребёнка, для самосовершенствования, а также для повышения собственного учительского мастерства. Вовлеченный в исследовательскую деятельность ребенок, находится на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению. То есть осознает смысл и результат своих усилий. Только те знания, которые добыты исследовательским путем, становятся прочно усвоенными и осознанными, образующими научную картину мира в сознании ребенка.Организация исследовательской деятельности учащихся создает положительные результаты: у них формируется научное мышление, а не простое накопление знаний. Ведущая педагогическая идея заключается в том, что правильно организованная исследовательская деятельность на уроке биологии и во внеурочное время будет способствовать развитию креативности. Концептуальность (новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов).В современном информационном обществе один из перспективных подходов связан с внедрением в школьную практику различных нетрадиционных форм обучения, на основе исследовательской деятельности с использованием информационных технологий, создания в стране единой образовательной информационной среды, сущность которых состоит в нацеленности на активизацию познавательной деятельности учащихся, развитие, их мысли, умения самостоятельно ставить и решать сложные исследовательские задачи. Целесообразно в качестве одной из форм активизации мыслительной деятельности на уроках биологии применять различные виды исследовательской работы, использование которых на занятиях определяется различными факторами, например, темой и задачами конкретного урока, особенностями и возможностями имеющихся учебных программ и технических средств. Это поможет реализовать идею повышения мотивации к обучению, и станет важным инструментом исследования, источником дополнительной информации, способом самоорганизации труда и самообразования, способом расширения зоны индивидуальной активности ученика.Теоретическая база опытаВ основе педагогического опыта лежат идеи Богоявленской Д.Б., Дружинина В.Н. Лернера И.Я., Леонтовича А. В., Якиманской И.С. Как организовать урок  в школе? Как заинтересовать учащихся? Подобным вопросом задаются многие педагоги, и я в том числе, и каждый находит какое-то свое решение. Высокоэффективным творческим методом, реализующим разнообразные формы развития воспитания и обучения, на мой взгляд, является применение исследовательской деятельности на уроках  биологии. Такой способ организации учебного процесса , позволяет в увлекательной творческой форме продуктивно решать все задачи урока, осуществлять обучающую, коммуникативную, познавательную деятельность. Использование на уроках исследовательской работы позволяет расширить рамки урока, делая процесс обучения более эффективным и продуктивным. Одним из составляющих элементов организации познавательной деятельность на уроке, использованных в опыте, является постановка и решение проблемы. Проблема - сложная познавательная задача, решение которой представляет существенный практический или теоретический интерес. Решая проблему, учащиеся начинают мыслить творчески. Автор опыта применяет метод проектов, позволяющий обучать проектированию, т. е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путѐм решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении еѐ в определѐнной ситуации. Деятельность в учебном проекте подчинена определѐнной логике, которая реализуется в последовательности еѐ этапов. Вслед за предъявлением проекта учителем (названия, темы и проблемы) следует самостоятельное для учащихся формулирование цели и задач, организация групп, распределение ролей в группах, затем выбор методов, планирование работы и еѐ осуществление. Правильно организованная исследовательская деятельность позволит значительно повысить креативность учащихся, которая выражается в способности к творчеству. Новизна опыта. Новизна опыта состоит в создании системы организационно- педагогических условий, ориентированных на формирование у обучающихся навыков исследовательской деятельности и развитии у них на этой основе способности к творческому решению познавательных задач. Технология опыта   Целью  опыта является сформировать у обучающихся навыки исследовательской деятельности, которые позволят им решать творческие задания.  Достижение планируемых результатов предполагает решение следующих задач:-организация образовательного процесса, позволяющего стимулирование интереса к исследовательской деятельности через обеспечение мотивации к занятиям;-корректировка содержания образования;-применение наряду с уроками в традиционной форме (уроки - семинары, уроки - практикумы) и других их разновидностей (урок - игра, урок - соревнование); -использование элементов технологии проблемного обучения, технологии проектного обучения, технологии обучения в сотрудничестве;-вовлечение обучающихся в работу научного общества учащихся.    В соответствии с поставленными целями и задачами педагогической деятельности в рамках представляемого опыта используются разнообразные формы, методы, средства и технологии  учебно-воспитательной работы. Для учащихся с низким и средним уровнем мотивации вовлечение в процесс творчества реализуется через организацию исследования на уроке как традиционной формы обучения. Формирование исследовательской компетенции в системе урочного учебного процесса эффективно при проведении  учебного эксперимента, выполнении домашнего задания исследовательского характера и др. В своей практике я успешно использую следующую технологию осуществления исследовательской деятельности на уроках биологии, представленную М.А.Шаталовым: Актуализация опорных знаний (фронтальная беседа, демонстрационный эксперимент);  Создание проблемной ситуации с помощью проблемно  –  поисковой беседы, демонстрационного эксперимента и др.;  Постановка учебной проблемы;  Решение учебной проблемы (выдвижение гипотезы, построение плана проверки гипотезы, осуществление собственного исследования, формулирование окончательного решения проблемы);  Доказательство и  применение найденного решения (путём выполнения  лабораторного опыта);  По объему осваиваемой методики исследования выделяются уроки с элементами исследования и уроки - исследования. На  уроке с элементами исследования  учащиеся отрабатывают отдельные учебные приемы, составляющие исследовательскую деятельность: уроки по выбору темы или метода исследования, по выработке умения формулировать цели исследования, уроки с проведением эксперимента, работа с источниками информации, заслушивание сообщений, защита рефератов и т.д.  На таких уроках использую технологию проектного и проблемного обучения.   Технология проведения такого урока следующая: на доске пишу название основных ступеней исследовательской деятельности. Формулирую проблему, сообщаю тему и цель исследования. Даю  готовый алгоритм  исследовательской работы. Веду учебный процесс, используя термины:  проблема, гипотеза, подтверждение гипотезы, вывод.  Использую вопросы: В чем проблема? Каковы этапы деятельности исследователя? Что такое гипотеза? Как можно выдвинуть предположение? Данное высказывание предполагаемое или доказанное?  На  уроке-исследовании  учащиеся овладевают методикой научного исследования, усваивают этапы научного познания, учатся формулировать и решать исследовательские задачи. На таких уроках использую технологию сотрудничества (работу в малых группах).Технология  проведения такого урока следующая: на доске пишу  названия ступеней  исследования, формулирую проблему. Подвожу учащихся к пониманию цели исследования.  Направляю деятельность  учащихся в русло исследовательской работы без использования терминов: гипотеза, проверка гипотезы, интерпретация данных. Обращаю внимание учеников  на схему исследовательской деятельности.  Использую вопросы: С чего необходимо начинать исследование? Как это сделать? Как поступил бы исследователь? Верный ли вы сделали выбор? Организация  собственно исследования  (более высокий уровень) включает следующие этапы:  формулировка проблемы, подведение учащихся к самостоятельному формулированию темы и цели исследования. Создание условий для исследовательской деятельности учащихся: обеспечение учебного процесса дидактическим материалом, организацию индивидуальной работы и деловое общение учащихся в группе и парах. Использование вопросов: Ясна ли цель? Все ли понятно в выданном материале? На каком этапе работы находитесь? Уложитесь ли по времени? Каков итог урока? Оцените результат! Учащиеся должны подумать над практическим применением результатов исследования и наметить перспективы  дальнейшей работы. Предлагаю учащимся следующую тематику  практических работ исследовательского  характера (8кл): 1)Измерение остроты слуха речью. 2) Определение температурной адаптации кожных рецепторов. 3) Определение уровня шума и т.д .Развитие самостоятельности и творчества учащихся может осуществляться при выполнении ими  домашней работы.  В домашние задания целесообразно включать элементы исследования, проведение ―мысленного эксперимента  или выполнение эксперимента, который возможен в домашних условиях.  При подборе домашнего задания нужно исходить их того, что оно  должно быть не тягостным, а привлекательным, необычным, посильным, обязательно проверенным и оцененным.  Домашний эксперимент, по биологии в 8 классе можно посвятить  определению чувствительности языка к различным раздражениям, исследованию тактильной чувствительности и т.д.Например:  В 6 классе целесообразно закрепить, что картофель – это не плод, а видоизменённый подземный побег.  Для этого необходимо выполнить опыт, сделать срез картофеля и посмотрев его на свет, сделать предположения и выводы, заключение. Учитывая возрастные способности, предложить исследовать и определить качество коровьего молока, определить доброкачественность свежего мяса, исследовать свойства натурального мёда и определить примеси содержащиеся в нём и т.д.Учитель, имея  «в руках» интересный фактический пример, может сконструировать из него творческую задачу необходимой сложности в соответствии с целями и задачами урока Для конструирования  исследовательских задач можно воспользоваться следующим алгоритмом:исходный факт;формулировка задачи;выявление противоречия;•  поиск ресурсов.•  формулировка идеального конечного результата;Оценка результативности.Ученики, которые добиваются успехов в исследовательской деятельности, становятся победителями и призерами олимпиад и конкурсов исследовательских работ различного уровня, выбирают профессии связанные с естественными науками. 1. Применение в исследованиях мультимедийных презентаций позволяет сделать их более интересными, включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение, помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал, сделать процесс обучения менее утомительным. 2. Применение исследований ломает стереотипы уроков. Они увеличивают мотивацию учения, позволяют по-иному вести индивидуальные задания, управлять учебным процессом. 3. Совершенно очевидна высокая эффективность использования в обучении исследовательской деятельности , так как в результате выполнения работы у учащихся расширяется сфера интересов; углубленное изучение темы; воспитание целеустремленности, работоспособности. Большое достоинство исследовательской деятельности: • Умение работать в коллективе. • Брать ответственность за выбор решения на себя. • Демонстрация энтузиазма. • Создание условий для конкретного воплощения творческих идей. • Предоставление ребенку свободы выбора темы, методов работы. • Работу над исследованием можно продолжать неопределенное время, так как появляются новые мысли и идеи. Каждый ученик понимает важность, работы. Трудности и проблемы при использовании данного опыта. Учитель, решивший использовать в своей деятельности проектную технологию обучения, сталкивается с рядом проблем. Во-первых, изменяется статус преподавателя и его функции. Теперь он не центральная фигура, а партнер и выполняет не информационные и надзирательные, а организационные, консультативные и экспертные функции. Во-вторых, есть трудности в сопряжении проектных заданий с требованиями образовательных стандартов. В-третьих, учитель должен обладать рядом компетенций, чтобы: -создавать мотивацию учащихся -создать образовательную среду -определить, чему должны научиться учащихся в ходе работы -использовать простые примеры для объяснения сложных явлений -представлять возможные способы презентации ситуаций для осмысления проблемы исследований -быть организатором работы (индивидуумов и/или групп) -владеть способами организации дискуссий в группах по обсуждению методов исследования, выдвижения гипотез, аргументации выводов -консультировать -иметь критерии объективной оценки. А трудность опыта  в том и состоит, что учитель должен учитывать все условия в комплексе, добавляя ко всему этому большую чашу любви к детям.Адресные рекомендации по использованию опытаСвоим педагогическим опытом работы я охотно делюсь с коллегами, выступаю с сообщениями на уровне школы, района, участвую  в работе семинаров  и секций муниципального уровня,  провожу открытые уроки, посещаю уроки коллег. Разработки и презентации уроков, выкладываю в сети Интернет.личная страница в Интернет -сообществе «Про школу»личная страница на сайте «Инфоурок»https://infourok.ru/user/chesnokova-olga-vladimirovna1личная страница на сайте "Педгазета"личная страница на сайте Издательский дом "1 Сентября."личная страница на сайте Социальная сеть работников образования «Наша сеть»https://nsportal.ru/chesnokova-olga-vladimirovnaличная страница на сайте "Современный учительский портал"