Проектная деятельность учащихся в начальной школе


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Проектная деятельность учащихся в начальной школе
Автор: Горнушкина Ирина Васильевна

Проектная деятельность учащихся в начальной школе.
Образовательные стандарты второго поколения предъявляют новые требования к системе обучения в начальной школе. В связи с этим необходимы новые подходы к организации учебного процесса. Одним из них может быть проектная деятельность.
Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Метод проектов – совокупность учебно–познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется осязаемыми, т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.
Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия.
Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик.
Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической проблемы. Этот результат называется проект, что в переводе означает замысел, план. В более широком смысле под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений. Технология организации проектной деятельности школьников включает в себя совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов, творческих по своей сути, направленных на самостоятельную реализацию школьником задуманного результата.
Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте и, как следствие этого, об этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление результатов деятельности. Возможности метода проектов для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ структуры деятельности учителя и школьника, которая существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения. Эту структуру можно представить в следующем виде:
Ученик
Учитель
Определяет цель деятельности
Помогает определить цель деятельности
Открывает новые знания или способы деятельности
Рекомендует источники получения информации
Экспериментирует
Предлагает возможные формы работы
Выбирает пути решения
Содействует прогнозированию результатов
Активен
Создает условия для активности школьника
Субъект деятельности
Партнёр ученика
Несёт ответственность за свою деятельность
Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки.
Основываясь на этом, можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:
а) исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение);
б) социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);
в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);
г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);
д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);
е) рефлексивные (отвечать на вопросы: чему я научился?, Чему мне необходимо научиться?; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);
ж) менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).
Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей, например, обучение решению задач. Дело в том, что для проекта требуется личностно-значимая и социально-значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.
Стадии работы над проектом: То есть проект — это пять П Проблема — Проектирование (планирование) —-Поиск информации — Продукт — Презентация.
В основе учебных проектов лежат исследовательские методы обучения. Вся деятельность учащихся сосредотачивается на следующих этапах:
I этап – подготовительный.
На этом этапе выбирается тема проекта, ставится проблема, определяется задание конкретной направленности по завершении которого учащиеся смогут оценить результаты своего труда, также определяются группы учащихся и распределяются роли. Определяющими факторами формирования групп являются уровень знаний предмета, способность к самостоятельной работе и наличие лидера – координатора.
II этап – практический.
Цель этого этапа: качественное и правильное выполнение поисково – исследовательских операций, контроль и самооценка работ. Работа обсуждается, делаются замечания, добавления, корректировки. На этом этапе дети защищают свои проекты. Все учащиеся выступают со своими проектами, демонстрируют, что достигнуто, определяют дальнейшие перспективы, отвечают на вопросы одноклассников, производят самооценку проекта.
Виды проектов могут быть следующие:
-по количеству участников: личные, групповые, коллективные.
-по количеству затраченного времени: краткосрочные (в рамках одного урока), средней продолжительности (2-3 недели), долгосрочные. (Портфолио)
-По типу деятельности: творческий, исследовательский, практико-ориентированный, информационный.
-по количеству предметов: монопредметный и межпредметный.
Принципы организации проектной деятельности:- Проект должен быть посильным для выполнения;- Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов - Вести подготовку учащихся к выполнению проектов- Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов — обсуждение выбранной темы, плана работы и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений — рефлексия. Дневник должен помочь учащемуся при составлении отчета в том случае, если проект не представляет собой письменную работу. Учащийся прибегает к помощи дневника во время собеседований с руководителем проекта.- В том случае, если проект групповой каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта, т.к. каждый участник проекта получает индивидуальную оценку.- Обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.
Следует остановиться и на общих подходах к этапам проекта:1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах6. Защита проектов.7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.
У нас в начальной школе учителя активно используют метод проектов, как в урочной деятельности, так и в воспитательной работе. Так в 2010 году в 3 А классе учащиеся приняли активное участие в проекте Книга памяти.
Учащиеся собирали сведения о родственниках участниках Великой Отечественной войны, записывали эти сведения, приносили в класс фотографии. Все полученные данные переносились в компьютер, обрабатывались. Ученица 3 А класса на компьютере создала обложку для книги.
В 2011 году к дню снятия Блокады Ленинграда учащиеся собирали книгу стихов о войне. К уроку чтения дети получили задание найти и выучить стихотворение о войне. Все дети рассказали стихи в классе и приняли участие в конкурсе чтецов. На уроке рисования дети иллюстрировали выученные стихотворения, затем все листы собрали в одну книгу. Обучающиеся сделали обложку для книги.
В течении 2011 года учащиеся регулярно делали презентации по окружающему миру о природных зонах России. Эти презентации просматривались на уроках. К дню снятия Блокады Крылова Настя сделала презентацию о блокаде Ленинграда.
Учащиеся 3 Б класса (Гардеманова Татьяна Александровна) участвовали в проекте Моя семья. Собирая сведения о своих предках дети делали древо семьи в виде домиков.
На уроках английского языка дети часто участвуют в краткосрочных проектах. Дети опрашивают своих одноклассников, заполняют таблицы и на основе этих таблиц составляют текст.
Очень часто в начальной школе учащиеся решают проектные задачи. Это задача, в которой через систему заданий стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребёнка результата. Решение проектных задач носит групповой характер. Сложность проектных задач возрастает от класса к классу.. Так например в 1 классе решается задача Конструирование детской площадки для детского сада Дети по группам по определённым правилам конструируют площадку из геометрических фигур В 4 классе Математика на планете Сириус, где учащиеся по группам создают справочник по математике для жителей планеты Сириус.
Подводные камни проектного метода1)Всегда существует опасность переоценить результат проекта и недооценить его процесс.2) Главная опасность при выполнении исследовательского проекта — его превращение в реферат.3) При организации системы проектов в школе не всегда удается обеспечить содержательное единство тем.