Развитие у учащихся 2 класса с нарушенным слухом глагольной лексики на уроках ППО
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Развитие у учащихся 2 класса с нарушенным слухом глагольной лексики на уроках ППО
Автор: Григорьева Галина Владимировна
Развитие у учащихся 2 класса с нарушениями слуха словаря глагольной лексики на уроках предметно-практического обученияУроки предметно-практического обучения (ППО) входят в учебный план коррекционных школ (для глухих обучающихся) и проводятся со всеми учащимися младшего школьного возраста.Одна из задач уроков ППО заключается в формировании у детей словесной речи (С.А. Зыков, Т.С. Зыкова, Е.Н. Марциновская, Т.В. Нестерович, Е.Г. Речицкая и др.). Так, подчёркивая значение этих уроков, учёные пишут, что данная учебная дисциплина одновременно с формированием у детей житейских понятий, развития высших психических функций, а также ручных умений и навыков «… создаёт наиболее благоприятные условия для реализации ведущего принципа обучения языку… - формирование речи как средства общения в связи с деятельностью».Именно в условиях практической деятельности с предметами, как отмечают Т.С. Зыкова, Е.Н. Марциновская, Т.В. Нестерович, развитие общения, формирование речевых навыков происходят в наиболее естественных и мотивированных условиях, когда пользование языком становится необходимостью. Содержание уроков предметно-практического обучения позволяет значительно пополнить и активизировать словарный запас школьников за счёт лексических единиц, принадлежащих различным частям речи, которые дети должны усвоить в структуре фраз, выполняя различные виды работ. В числе этих видов работ следующие: - лепка (из пластилина и глины);- рисование;- моделирование (из бумаги, картона, проволоки);- конструирование (из деталей деревянного, пластмассового, металлического и электрического конструкторов, из строительного материала);- создание макетов и панорам;- работа с мозаикой и текстилем;- труд на учебно-опытном участке по выращиванию растений и уходу за ними.Сам предмет должен вызывать у ученика интерес, желание его сделать своими руками, использовать в своей жизни, игре. Именно поэтому учитель может заменять изготовление того или иного объекта на другой, который представляет для учеников класса больший интерес, более необходим им или значим для их развития».Как было отмечено выше, выполняя те или иные действия с предметами, дети встают перед необходимостью употреблять в структуре фраз различные лексические единицы, среди которых большое количество составляют глаголы. Перечень глагольной лексики, освоение и развитие которой предполагается на уроках ППО, также зафиксирован в действующей Типовой программе (2003). Приведём примеры слов-глаголов, которые должны усвоить учащиеся 2 класса с нарушениями слуха: становиться, обсудить, измерить, провести, согнуть, надрезать, отрезать, расположить, начертить, отмерить, примерить, измерить, провести, мерил (а), мерили взвесить, подняться, опуститься, прикрепить, завернуть, соединить, обвести, вырезать, прошить, вывернуть, вколоть, тянуть, разложить, отобрать, двигаться, завязать, вышивать, перевести, склеить и многие другие.Приведённые примеры позволяют отметить, что младшие школьники с нарушениями слуха и должны усвоить глаголы, являющиеся антонимами (подняться - опуститься); синонимами (прикрепить - присоединить), а также формы одного и того же глагола и однокоренные лексические единицы этой части речи (измерить, отмерить, примерить, мерил (а), мерили и т.п.).Как отмечалось выше, младшие школьники с нарушениями слуха инуждаются в побуждении со стороны педагога к употреблению в словесной речи тех или иных лексических единиц. Поэтому задача дефектолога заключается в создании таких условий, при которых школьники будут поставлены перед необходимостью описать выполненные ими действия, употребляя для этого соответствующие глаголы. Как пишет Л.В. Занков, «словесное описание учеником выполненного действия важно потому, что этим достигается осознанность осуществляемых операций. При этом создаются условия перехода к планированию действий».Разнообразны виды деятельности и организационные формы работы младших школьников на уроках ППО. Это, по замечанию авторов-составителей программы по ППО для учеников с нарушениями слуха, также способствует пополнению и развитию словарного запаса детей, формированию речи в коммуникативной функции: «… формирование речевых умений (выполнять и составлять поручения, выражать просьбу и желание, отвечать на вопросы и задавать их и др.) проходит через смену различных видов деятельности, через усложнение речевого оформления заданий, в условиях использования различных форм речи (устно-дактильной, устной, письменной. В изменяющейся обстановке у школьников формируется умение понять обращённое к ним словесное высказывание и действовать в соответствии с его содержанием)».Остановимся на описании существующих в данный период времени организационных формах работы детей на уроках ППО. При этом заострим внимание на том, как та или иная организационная форма работы при классной системе обучения может способствовать обогащению и развитию словаря школьников и в первую очередь – глаголов.Традиционно на уроках предметно-практического обучения с глухими учащимися, используются следующие организационные формы работы:- работа учителя с классом;- работа с «маленьким учителем»;- работа бригадами;- работа парами;- выполнение индивидуальных заданий;- работа по конвейеру (С.А. Зыков, 1961, 1977, 1997; Т.С. Зыкова, М.А. Зыкова, 2002; Е.Н. Марциновская, Т.В. Нестерович, Т.С. Зыкова, 1980; Т.В. Нестерович, 1973 и др.).Как отмечено в программе по ППО для детей с нарушениями слуха, «в процессе работы парами, бригадами, с маленьким учителем и др. школьники овладевают разными способами поведения и речевым материалом, необходимым в коллективной работе». Таким образом, каждая из организационных форм работы учащихся принципиально важна как для общего, так и для речевого развития детей.Работа учителя с классомВ процессе работы с классом педагог знакомит учащихся с изделием, которое предстоит выполнить, даёт детям задание. В этой связи специалист употребляет глаголы, обозначающие действия, которые должны совершить дети, работая с бумагой, пластилином, конструктором. Школьники, выполняя задания учителя, обязательно оречевляют совершаемые действия, используя вслед за педагогом необходимую глагольную лексику. Например, «Я вырезаю», «Я приклеиваю», «Я вылепил…» и т.п. Несмотря на то, что при данной организации работы ведущая роль принадлежит педагогу, «… создаются наиболее благоприятные условия для развития общения учащихся, главным образом с учителем»; словарный запас школьников пополняется глагольной лексикой, которую дети употребляют «… по подражанию и образцу, предлагаемому взрослым».Работа с маленьким учителемКак отмечает Т.В. Нестерович, «более широкие возможности для развития общения учащихся между собой открываются в тех случаях, когда урок ведёт «маленький учитель». Он становится центральной фигурой на уроке: даёт задания, следит за работой учащихся, оценивает их деятельность, принимает от них отчёт… Но совершенно очевидно, что именно учитель руководит и направляет деятельность всех учеников в классе, но уже не непосредственно, а через «маленького учителя».Данная организационная форма работы позволяет не столько пополнить, сколько активизировать словарный запас школьников, потому что они встают перед необходимостью оперировать уже знакомой им лексикой, употребляя глаголы при планировании предстоящей работы («Я буду рисовать…»), в процессе самой деятельности («Я рисую…»), по завершении отдельных самостоятельно выполненных действий («Я нарисовал (а)») и окончании работы всего класса («Мы нарисовали…», «Мы закончили рисовать»). Приведенные выше примеры подтверждают, что на уроках ППО, когда организуется работа с «маленьким учителем», младшие школьники употребляют не только различные глаголы, но и разнообразные формы одного и того же глагола, используя его в единственном и множественном числе, настоящем, прошедшем и будущем времени, мужском и женском роде и т.п.Следует также отметить, что при данной организационной форме работы учащиеся многократно употребляют одни и те же слова, в том числе и глаголы, не только вслед за педагогом, но и за сверстником, исполняющим функции «маленького учителя». Многократное употребление в процессе урока одних и тех же лексических единиц приводит к их прочному усвоению школьниками. Этот факт отмечается в программе по ППО для детей с нарушениями слуха: «Обычно усвоение понятий детьми данной категории проходит трудно, медленно. Учащиеся плохо запоминают слова, их состав, значение. Для усвоения слов, выражающих понятия, требуется многократное обращение к ним в различных условиях».При многократном повторении многие глаголы переходят из разряда пассивной лексики в разряд активной (С.А. Зыкова, Т.В. Нестерович, Е.Г. Речицкая и др.).Работа бригадамиОтмечая роль данной организационной формы работы, учёные подчёркивают, что «… работа бригадами имеет важное воспитательное и развивающее значение. Она дисциплинирует ребят, воспитывает умение работать коллективно, даёт возможность легко организовать помощь сильных учеников слабым, воспитывает чувства товарищества и взаимопомощи и для развития общения учащихся между собой открывает более широкие перспективы. … При работе бригадами одновременно общаются между собой два-три бригадира и два-три члена бригад».Работа бригадами обеспечивает высокую речевую активность каждого ученика класса. Дети используют слова-глаголы в связи с предъявлением друг другу требований и сообщении о своих предстоящих действиях (например, «Вырежи овал, а я буду вырезать круг. Мы их приклеим» и т.п.), а также при отчёте о выполненной бригадой работе (например, «Мы вырезали и приклеили фигуры» и т.п.).Работа парамиВ процессе работы парами активная роль может принадлежать ведущему, который даёт поручения второму школьнику. Однако деятельность детей можно построить иначе: второй ученик может взять на себя активную роль расспрашивая первого о том, что и как надо делать (Т.С. Зыкова, Е.Н. Марциновская, Т.В. Нестерович и др.).В процессе работы парами дети используют глагольную лексику в диалоге, включая её преимущественно в структуру простых распространённых фраз. В этой связи у учеников имеется возможность освоить особенности употребления глаголов в синтаксических конструкциях данного типа – простых односоставных или двусоставных распространённых предложений (вопросительных, побудительных, повествовательных).Выполнение индивидуальных заданийЭта организационная форма включается в структуру практически каждого урока ППО и позволяет реализовать принцип индивидуального подхода в обучении (С.А. Зыков, Т.С. Зыкова, М.А. Зыкова, Е.Н. Марциновская, Т.В. Нестерович, Е.Г. Речицкая и др.). Как известно, дети с нарушенным слухом постоянно нуждаются в индивидуальной помощи со стороны педагога и могут её получать в процессе самостоятельной работы, направленной на изготовление того или иного изделия.Содержание индивидуальных заданий может быть самым разнообразным. «Это составление в устной и письменной форме поручений по подготовке нужных для работы материалов и инструментов; написание заявки на необходимое оборудование; составление плана работы; изготовление поделки».Данная форма работы позволяет педагогу индивидуально подойти к определению задания для каждого школьника; подобрать тот глагольный словарь, который необходимо активизировать в первую очередь.Очень важно, что освоение и развитие глагольной лексики при выполнении индивидуальных заданий происходит при использовании различных форм словесной речи: устной, письменной, устно-дактильной.Работа по конвейеруВ процессе работы по конвейеру («по цепочке») дети должны быть внимательны к действиям и речевым высказываниям друг друга, чтобы не прервать «цепочку», от чего зависит результат детальности. Данный вид работы позволяет педагогу определить для каждого ребёнка оптимальный объём работы, обеспечить многократное повторение одних и тех же лексических единиц, в том числе и глаголов.В процессе работы по конвейеру глагольная лексика осваивается и активизируется, как правило, при её использовании в устной и устно-дактильной форме. Происходит формирование речевого поведения – прежде чем ответить на вопрос, отчитаться о своей части работы, надо выслушать товарища (Т.С. Зыкова, Е.Н. Марциновская, Т.В. Нестерович и др.). При работе по конвейеру осуществляется как восприятие, так и воспроизведение слов-глаголов. Так, школьники на слух и слухо-зрительно воспринимают лексические единицы, употреблённые одноклассниками в процессе комментирования своих действий, а также воспроизводят слова, обозначающие совершённые или планируемые операции с предметами (С.А. Зыков, Е.Г. Речицкая и др.).В целом все уроки ППО несут на себе важную коррекционную нагрузку и способствуют преодолению у детей, имеющих патологию слуха, (Л.С. Выготский) – недоразвития речи и познавательной деятельности. «Знакомство с новым словом … происходит в условиях предметно-практической деятельности, в ситуации, требующей употребления данного слова … и делающей его значение понятным… В процессе практической работы создаются условия для обучения детей выражать просьбы, желания, побуждения, т.е. пользоваться словесной речью для общении. При обучении разговорной речи, учитывая её особенности, используются неполные предложения, что значительно облегчает овладение детьми речевой деятельностью».Не менее важно, что речевой материал (слова различных частей речи, в т.ч. и глаголы) используется затем на уроках по другим предметам. В то же время изготовление изделий и оречевление учениками своих действий позволяет закреплять, расширять знания, полученные на других уроках, развивать словарный запас младших школьников данной категории.Одной из центральных задач уроков ППО является формирование у детей словесной речи. Благодаря различным видам деятельности и организационным формам работы учащихся на этих уроках обеспечивается развитие глагольного словаря школьников. Дети овладевают противоположными и близкими по значению глаголами (антонимами и синонимами), однокоренными словами этой части речи, разными формами одного и того же глагола. Использование глагольной лексики происходит в различных типах фраз, которые по своей структуре доступны ученикам с нарушениями слуха. Предметно-практическая деятельность, осуществляющаяся на уроках ППО, служит формированию речевого поведения, развитию самостоятельности детей, а также навыков речевого общения, как с учителем, так и друг с другом. В целом уроки ППО несут на себе важную коррекционную нагрузку.