"Единица времени - неделя"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Единица времени - неделя"
Автор: Дурандина Лариса Павловна

Урок математики.
Тема: Единица времени – неделя.
Тип урока: Урок введения нового знания.
Цель: создать условия для формирования умений у учащихся ориентироваться во времени.
Задачи:
1.формировать представления учащихся о неделе, как единице измерения времени.
2.Закреплять представления о взаимосвязи действий умножения и деления, сложения и вычитания.
3.Совершенствовать умения учащихся в решении задач на нахождение доли числа и числа по его доле.
4.способствовать развитию логического мышления учащихся (логических УУД анализа ,сравнения ,классификации, обобщения при ознакомлении с новым материалом и при решении задач), зрительной, слуховой и комбинированной памяти, произвольного внимания, восприятия времени и воссоздающего воображения, коммуникативно – речевых умений.
5.воспитывать ценностное отношение ко времени и его рациональному использованию.
Планируемые результаты.
Предметные:
Учащиеся должны уметь:
Определять время по часам, сравнивать величины по их числовым значениям, выражать данные величины в изученных единицах измерения, сравнивать и упорядочивать объекты по признаку длительности.
Метапредметные:
регулятивные УУД-
Развиваем умения:
1 – самостоятельно формулировать цели урока после
предварительного обсуждения;
2. – совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
3. – составлять план решения отдельной учебной задачи совместно с классом;
4.- работая по плану, сверять свои действия с целью и ,при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса;
5.-в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
познавательные УУД-
Развиваем умения:
1.-ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
2. - отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
3. - добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
4. - перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты.
5. - делать выводы на основе обобщения умозаключений.
6. - преобразовывать информацию из одной формы в другую:
- представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
7. – переходить от условно-схематических моделей к тексту.
коммуникативные УУД-
Развиваем умения:
1.- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;
2 – доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
3 – слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить
свою точку зрения;
4 – читать про себя тексты учебников и при этом: ставить
вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя; отделять новое от известного;
выделять главное; составлять план.
Личностные:
– придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей;
– в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.
Используемые технологии: проблемно-диалогическая, технология дифференцированного обучения, ИКТ, технология оценивания достижений, здоровьесберегающая технология.
Место урока в тематическом планировании: 2 четверть, ноябрь
Оборудование: проектор, экран, компьютер, магнитофон, презентации, магнитофонная запись Бой курантов,модели часов у учителя и учащихся, сигнальные карточки, песочные часы, тренажёры для индивидуальной работы, толковый словарь Ожегова, смайлы с названием дней недели, книга К. Булычёва Алиса в стране чудес, плакат для самооценки.
Этапы урока
Ход урока
Формирование УУД
I.Организа-ционный момент
(1 мин.)
1.Организационный момент
Цель: проверка готовности учащихся к восприятию учебного материала.
Тик – так , тик – так стучат часы
И кружатся под ним усы.
А сверху маленький звонок.
Часы звонят: Вставай, дружок!
Торопят в школу на урок.
- Те ребята, которые берегут наше драгоценное время, могут сесть.
Личностные УУД:
1.–совместно с педагогом, опираясь на общие для всех простые правила поведения,делать выбор,как себя вести
II. Актуализация знаний учащихся
(вспоминаем то, что важно для урока)
(7 мин.)
1.Индивидуально – групповая работа.
Цель: актуализация знаний учащихся о составе числа.
-Ребята, кто мне скажет какое сегодня число? (25)(двузначное, записано с помощью двух различных цифр 2 и 5, соседи 24 и 26.В числе 25 всего25 единиц, из них 5 отдельных единиц и 2 десятка).Число 25 можно заменить суммой разрядных слагаемых 20 и 5).
3ученика получают книги – тренажёры с заданием. Назначаются 3 учеников - проверяющих.
2.Парно – групповая форма работы.
Цель: актуализация знаний учащихся о взаимосвязи действий умножения и деления; о способах получения доли от числа, числа по его доле.
На доске таблица: 6, 15, 24, 33
- Найдите закономерность и продолжите ряд чисел: (+9) 42,51, 60,69,78,87,96…
- Что объединяет все эти числа? (делятся на 3)
-Какие это числа? (натуральные)
-Какое число лишнее? ( 6 – однозначное)
Запишите в тетрадь.
Увеличьте каждое число на 3:
(по 1 ученику к доске, у детей сигнальные карточки)
9, 18,27,36
Уменьшите их на 6 :
0, 9, 18, 27
Увеличьте их в 3 раза:
18, 45,72, 99
Найдите 1/3 от каждого числа:
2, 5, 8, 11
- Какое из полученных чисел нельзя назвать натуральным? (0)
- Назовите из них самое маленькое натуральное число? Самое большое?
(Выслушивание оценки результатов проверки индивидуальных работ).
3. Устный счёт.
Цель: закрепление знаний о взаимосвязи действий умножения и деления, сложения и вычитания.
(Слайд 1.)
Познавательные УУД-
Развиваем умения:
1.-ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.
Коммуникативные УУД-
Развиваем умения:
1- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи (выражение решения учебной задачи в общепринятых формах) с учётом своих учебных речевых ситуаций;
2–доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
3–слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить
свою точку зрения;
III. Постановка проблемы
(знакомим-ся…)
Цель: создания проблемной ситуации и организа-ция диалога для определе-ния вопроса урока.
(4 мин.)
1.Фронтальная работа
Цель: определение вопроса урока
(Слайд 2.) Время, длина, масса, цвет, объём, площадь, вкус.
- На какие группы можно разбить эти слова? (Цвет, вкус- не величины.)
Час, сутки, минута, килограмм, секунда.
- Какое слово лишнее? Почему ?
Звучит бой курантов.(Магнитофонная запись)
-Что это было?
2 октября 1918 года заговорили главные часы нашей страны -Кремлёвские куранты. Они расположены на Кремлёвской башне в Москве на Красной площади.
Слайд 3(Спасская башня)
Ежечасно торжественно и величаво раздаётся их бой. К нему прислушиваются люди всего мира. И нет ни одного человека, который бы не знал мелодичный и волнующий бой курантов, расположенных на Спасской башне Кремля.
-Так о чём же мы продолжаем разговор на сегодняшнем уроке?(о времени, единицах времени, часах .)
2.Работа с загадками.
Цель: с помощью средств устного народного творчества систематизировать знания учащихся о единицах времени.
- мы уже знакомы с некоторыми единицами времени. Чтобы вам легче было вспомнить, отгадайте загадки:
а) Вышел старик – годовик, махнул рукавом
И полетели 12 птиц,
У каждой птицы по 4 крыла, в каждом крыле по 7 перьев.
Каждое перо с одной стороны чёрное, а с другой белое.
(месяцы, недели, дни).
б) Мы запомнили все враз:
60 минуток – это…(час)
в)Я твержу сестре Анюте:
60 секунд в…(1 минуте)
3. Индивидуальная работа с циферблатом.
Цель: умение решения задач на определение времени первой и второй половины суток.
Дети работают с индивидуальными циферблатами.
Решение задач.
а)Люба выходит в школу в 7 часов 40 минут. На дорогу уходит 10 минут. В какое время Люба приходит в школу? (В 7 часов 50 минут)
- Укажите на моделях часов.
б) Начало урока в 8 часов. В какое время оканчивается этот урок, если он длится 45 минут? (В 8 часов 45 минут).
в) Урок закончился в 8 часов 45 минут, перемена продолжается 15 минут. Когда начнётся 2 урок? (В 9 часов).
Положите модели часов.
Учитель показывает на модели часов 6 часов 45 минут.
- Можете ли вы сказать, глядя на циферблат механических часов, что сейчас- ночь или день?
- Прочитайте время, если известно, что сейчас первая половина суток.
(6 часов.45 минут утра, без 15 семь часов утра, без четверти 7)
Прочитайте время, если известно, что сейчас 2 половина суток ?
(18 часов 45 минут, без четверти7 вечера, без 15 семь часов).
Регулятивные УУД-
Развиваем умения:
1–самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения;
2– совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;
Познавательные УУД-
1.-Ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.
Регулятивные УУД-
1.-выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, учиться самостоятельно искать средства достижения цели.
Познавательные УУД:
1.-Перерабатывать информацию для получения необходимого результата – в том числе и для создания нового продукта.
IV.Зрительная физкульт минутка
(2 мин.)
1.Гимнастика для глаз.
Цель: релаксация.
Рисуем глазами треугольник. Теперь его переверни вершиной вниз.
И вновь глазами по сторонам его веди. Нарисуй теперь квадрат.
Получилось? Очень рад?Зажмурь глаза, открой .
Работа нас зовёт вперёд.
Личностные УУД :
1-оценить важность бережного отношения к своему здоровью.
V.Откры
тие нового(узнаём новое).
(3 мин.)
1.Фронтальная работа с комментированием.
Цель: на основе существующих знаний об изученных единицах времени сформулировать новое правило.
(Слайд 4).
Час, сутки, минута, секунда .
-Расположите данные единицы времени от самой маленькой до самой большой?(секунда, минута, час, сутки ).
-Что вы знаете о сутках? О часе? О минуте? О секунде?
- Кто из вас догадается, какая следующая единица времени? ( Неделя).
- Назовите тему сегодняшнего урока. (Единица времени – неделя).
- А что такое неделя? Давайте попробуем сформулировать ответ на основной вопрос урока.
2. Работа со словарём.
Цель: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, справочников.
Если нам необходимо узнать значение какого- либо слова, что нам придёт на помощь?( Толковый словарь)
( 2 ученика ищут объяснение в толковом словаре Ожегова, остальные дети формулируют понятие неделя под руководством учителя )
3.Работа с текстом в оранжевой рамке.
Цель: сравнение объяснения с авторским.
- Давайте сравним своё объяснение с авторским.(читаем правило в учебнике стр. 94)
Познавательные УУД:
1-Добывать новые знания (информацию) из различных источников.
Коммуникативные УУД:
1– читать про себя тексты учебников и при этом: ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя; отделять новое от известного;
выделять главное;
VI. Первичное закрепление (применяем новые знания).
(4 мин.)
1. Фронтальная работа.
Цель: в диалоге с учителем переработать полученную информацию. Рассказ учителя.
Когда –то неделей называлось теперешнее воскресенье – день отдыха. И произошло это слово от не делать. Неделя – день, когда не делают, отдыхают. Теперь в русском языке день отдыха называется воскресенье – от слова воскрешать, придать силы, оживить. А неделя - 7 суток.
- Почему в неделе именно 7 дней, а не 10.
Вот вам первое домашнее задание – узнать к следующему уроку ответ на этот вопрос. А чтобы ответить на этот вопрос- вам предстоит перенестись в Древнее Междуречье. Именно там возникла семидневная неделя.
(На доске смайлы разных цветов).
- Что обозначено смайлами?( Дни недели.)
- Кто сможет их назвать по порядку?
- Какой сегодня день недели?
- А какой был вчера?
- А какой завтра?
- Какой день недели вы больше всех любите?( Воскресенье)
- Чтобы хорошо отдыхать ,надо хорошо поработать.
- А какие пословицы вы знаете?
(Слайд 5)
Делу – время, а потехе- час.
Личностные УУД:
1.– придерживаться этических норм общения и сотрудничества в учебной деятельности.
Познавательные УУД:
1.-перерабатывать информацию, анализировать, обобщать, классифицировать для получения необходимого результата.
VII.Тренинг(выбираем задания и тренируем
ся)
(8мин.)
1.Парно- групповая форма работы.
Цель: формирование представления об общих правилах перевода численного значения величины из больших единиц в меньшие и обратно.
Каждый день недели приготовил нам задание.
Понедельник.
У лодырей и лежебок время всегда уходит с песок. ( учитель показывает песочные часы)
Чтобы пересыпаться песку из одной части в другую, пройдёт 1 минута. Вам необходимо за 2 минуты выполнить задание 3: сравнить единицы времени. А чтобы работа у вас ладилась, поработаем в парах. Помогаем друг другу, советуемся .
1 сут. * 48 час. 1 нед. * 6 сут.
30 сек. * 1 мин. 1 час * 80 мин.
1 час * 1 мин. 3 нед. *21 сут.
Покажите сигнальную карточку, кто готов!
( Учитель убирает понедельник).
2. Проверка выполненного задания у доски по алгоритму самооценки.
Вторник желает проверить выполненное задание.
- Кто желает защищать с доказательством решение своей пары?
( Учитель убирает вторник).
3.Решение задачи.
Цель: подробно рассмотреть решение задачи на нахождение доли от числа.
Задание от среды.
Очень хитрый будильник придумали в Китае. Тонкая нить равномерно сгорает, падает шар, и гремя и звеня…Сони боялись часов ,как огня.
(Слайд 6- огненные часы).
Мы с вами совсем не сони. Уже давно проснулись, никто не опоздал на урок. И бояться нам нечего.
-Среда предлагает нам решить задачу стр. 94 №4 (б)
Алиса училась марсианскому языку 2 недели.1/7 часть оставшегося времени осваивала букву( хвы).Сколько дней Алиса осваивала букву хвы?
- Прочитайте задачу самостоятельно.
- А кто такая Алиса?
К. Булычёв ( Алиса в стране чудес)
(Учитель показывает книгу.) Мы с вами читали эту книгу.
Анализ задачи.(Слайд 7)
Училась- 2 нед.
Гимнастика- ?1/7 от 2 нед.
Учила букву -?1/4от остального
- Что надо узнать в задаче? (Сколько дней учила букву)
- Сколько времени Алиса учила язык?
(2 недели)?
- А сколько это две недели?(14дней)
- Что входило в состав марсианского языка?(Гимнастика и буква)
- Сколько времени она занималась гимнастикой?( Неизвестно, но сказано, что 1/7 от 2 недель.)
- Можем ли мы узнать, сколько времени она занималась гимнастикой?
-Каким действием?( разделить на знаменатель и умножить на числитель)
- Что сказано про время изучения буквы?( 1/4 часть от остального времени)
- Можем узнать?( нет) Почему?
- Что мы узнаём 2 действием?
( остальное время)14-2=12( дн.)
- Каким действием? Вычитанием
- Можем ли мы теперь ответить на вопрос задачи? Как найти от 12?
Давайте повторим план решения.
Переведём 2 недели в дни
Узнаем, сколько занималась гимнастикой
Узнаем сколько дней осталось
Узнаем сколько дней учила букву
-Запишите решение задачи в тетради самостоятельно.
(Учитель убирает среду.)
4.Взаимная проверка
Цель: определить степень успешности выполнения работы одноклассника.
Четверг просит поменяться тетрадями и выполнить проверку решения своего соседа. Если решение безошибочное, поставьте карандашом +
(Учитель убирает четверг)
Познавательные УУД:
1.-преобразовывать информацию из одной формы в другую и выбирать наиболее удобную для себя форму.
Коммуникативные УУД
Развиваемумения:
1- доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных речевых ситуаций;
2.-договариваться друг с другом для того, чтобы сделать что-то сообща
Познавательные УУД:
1 - добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
2-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать математические факты и объекты.
3. - делать выводы на основе обобщения умозаключений.
4.-преобразовывать информацию из одной формы в другую:
-представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
5– переходить от условно-схематических моделей к тексту
Регулятивные УУД:
1.– составлять план решения отдельной учебной задачи
совместно с классом;
2.– работая по плану, сверять
свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью класса;
3 – в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
VIII. Физкультминутка
(2 мин.)
1.Физкультминутка.
Цель: релаксация
(Слайд 8) - Мы не плохо поработали, давайте немного отдохнём.
Личностные УУД : оценить важность бережного отношения к своему здоровью.
IV. Самостоятельная
работа с учётом индивидуальных особенностей учащихся
(10 мин.)
1. Дифференцированная форма работы.
Цель: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения задачи.
Следующее задание от пятницы.
Самостоятельная работа: стр.94 № 4 (в) Задание дифференцированное:
Красные – только решение задачи
Жёлтые – решение с пояснением
Зелёные – решение с пояснением и выражение.
- Кто выполнит эту работу, покажите сигнальную карточку.
(Учитель убирает пятницу)
Познавательные УУД:
-Анализ с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
-ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания.
X.Итог урока ,
домашнее задание
(3 мин.)
Предпоследний день недели- суббота. Пришло время получить задание на следующий урок и подвести итог. Домашнее задание.
( Слайд 9)
Стр. 94 №4( г)
Стр.95№6
Узнать почему в неделе 7 дней.
Подведение итога урока: ( Слайд10) (Учитель убирает субботу.)
Личностные результаты:
1-в созданных совместно с педагогом на уроке ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, как себя вести.
XI.Рефлексия
(1 мин.)
Цель: в диалоге с учителем определить степень успешности своей работы.
Ну вот неделя подошла к концу. Мы дошли до самого любимого вами дня – воскресенья.
Обычно в воскресенье все члены семьи собираются дружно на кухне или в столовой, накрывают стол и дружно пьют чай.
Воскресенье просит вас накрыть этот стол.(Открывается плакат, на котором изображён стол с самоваром посередине).
Если всё то, о чём мы говорили с вами было интересно, нужно и понятно, то угостите своих близких тортом.
Если с чем –то не согласны, что –то осталось недостаточно понятным, то – булочкой.
Если тема оказалась не интересной, вы не разобрались в вопросах, поднятых на уроке – конфетой.
Мы знаем:
Время растяжимо.
Оно зависит от того,
Какого рода содержимым вы наполните его.
- Не тратьте время даром и заполняйте его только полезным, значимым, добрым и поучительным содержимым! Спасибо за урок!
РегулятивныеУУД:
1.выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
2.соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.
Слайды:
1.
2.Время, длина ,масса, цвет, вкус, объём, площадь .
Час, сутки, минута, килограмм, секунда .
3.Спасская башня Кремля( картинка)
4.Час, сутки, минута, секунда.
5.Делу- время ,а потехе час.
6.Огненные часы ( картинка)
7.Задача
Училась- 2 нед.
Гимнастика- ? 1/7 от 2 нед.
Учила букву -?1/4от остального
8. Музыкальная физкультминутка.
9. Домашние задание:
Стр. 94 №4( г)
Стр.95№6
Узнать почему в неделе 7 дней.
10. Итог урока:
-Как называется единица времени, идущая после суток?
- Назови дни недели по порядку.
- Назови выходные и учебные дни недели.
Оформление доски
25 ноября.
Классная работа.
6, 15, 24, 33 1 2 3 4 5 6 7
Плакат для самооценки
1 сут. * 48 час.
30 сек. * 1 мин.
1 час * 1 мин.
1 нед. * 6 сут.
1 час * 80 мин.
3 нед. *21 день