Совершенствование традиционных форм обучения и использование новых методик и технологий, повышающих эффективность учебно-воспитательного процесса в условиях перехода на ФГОС.


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Совершенствование традиционных форм обучения и использование новых методик и технологий, повышающих эффективность учебно-воспитательного процесса в условиях перехода на ФГОС.
Автор: Кузьмина Ольга Михайловна

Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Натальинская средняя школа» - «Степуринская основная школа»На методическое объединение учителей математикиСовершенствование традиционных форм обучения и использование новых методик и технологий, повышающих эффективность учебно-воспитательного процесса в условиях перехода на ФГОС. Выполнила: Кузьмина О.М. учитель математикиСтепурино 2017 год Совершенствование традиционных форм обучения и использование новых методик и технологий, повышающих эффективность учебно-воспитательного процесса в условиях перехода на ФГОС.(выступление на МО по математике учителя математики Кузьминой О.М). Как и любая технология обучения, традиционное обучение имеет свои и сильные и слабые стороны. К положительным сторонам в первую очередь следует отнести систематический характер обучения; упорядоченную, логически правильную подачу материала; организационную четкость, оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении. Но сохранение традиционного урока, традиционной классно-урочной системы, к сожалению, приводит к формализму в оценке деятельности учащихся и учителей, (может быть) в невозможности решения многих жизненно важных задач обучения и воспитания. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Современные стандарты по математике требуют воспитания духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире, формирования гражданской позиции, чувства патриотизма, социализированной и адаптированной к жизненным условиям. В этом суть и назначение учительского труда. Не все учащиеся усваивают материал традиционными способами ведения урока, встаёт необходимость умелой организации учебной деятельности на уроках. В последнее десятилетие особое значение принимают педагогические инновации, попытка обновить, модернизировать современное образование, ввести в педагогический процесс новые технологии. Для того чтобы школьники стали активными участниками процесса обучения, необходимо так организовать учебную деятельность, чтобы им было интересно приобретать новые знания, умения и навыки. «Ученик — это не сосуд, который надо заполнить, а факел, который надо зажечь». А чтобы «зажечь» каждого ученика на уроке, следует много работать над активизацией его познавательной деятельности на каждом уроке.Понятие «деятельность» — одно из основных в современной психологии. Деятельностью называется процесс активности человека, характеризуемый предметом, потребностью, целями и условиями их достижения, действиями и операциями.Потребность в деятельности — основной источник активности человека.Форма проявления потребности мотив — то, что побуждает человека к деятельности. Под учебной деятельностью психологи понимают деятельность, направленную на приобретение знаний о предмете изучения и общих приемах решения связанных с ним задач.Познавательная деятельность — это познание не только в целях учения, но и для открытия нового в науке. Познавательные процессы (восприятие, память, мышление, воображение) входят как составная часть в любую человеческую деятельность и обеспечивают ее эффективность. Любой человек рождается с задатками к познавательной деятельности, но уровень развития познавательных возможностей человека зависит не только от задатков, полученных при рождении, но в гораздо большей мере от характера формирования познавательных возможностей в семье, в школе, от собственной деятельности по развитию своих интеллектуальных способностей. Задача учителя — организовать учебную деятельность таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в творческом преобразовании учебного материала с целью овладения новыми знаниями.Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна.Любой педагог, пробуждая интерес к своему предмету, не просто осуществляет передачу опыта, но и укрепляет веру в свои силы у каждого ученика независимо от его способностей. Следует развивать творческие возможности у слабых учеников, не давать останавливаться в своем развитии более сильным ученикам, учить всех воспитывать у себя силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных заданий. Все это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова. Но для создания глубокогоинтереса к предмету, развития познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие самодеятельности, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста.Что такое «интерес»? Интерес – это такое эмоциональное отношение учащихся к предмету, которое вызывает у детей желание познать изучаемое и стимулирует увлечение этим предметом. Внешне это отношение выражается в пытливости, в любознательности учащихся, в их внимании и активности на уроке.Как формируется интерес к учебному предмету? Интерес к овладению знаниями у школьников формируется лишь при условии соответствующей организации учителем учебной деятельности. Какой должна быть эта деятельность? Как сделать уроки интересными? Как активизировать деятельность учеников? Эти вопросы ставит перед собой любой творчески работающий учитель. И у каждого сидящего здесь учителя есть свои методы и приемы решения проблемы. Своими приемами решения этой проблемы я поделюсь сегодня с вами. В целях активизации учащихся, развития интереса, побуждения их к приобретению знаний учителю необходимо вводить в практику работы занимательные разновидности уроков, создавая в итоге нетрадиционные уроки. Любой учитель применяет хотя бы изредка в своей деятельности нетрадиционные формы обучения школьников. Они представлены и как фрагменты урока, и как урок, полностью посвященный реализации одного из методов. Ни программа, ни учебник, ни методическое пособие не могут предоставить педагогу готовую схему урока. Он должен сам сконструировать его, учитывая условия обучения и состав учащихся. Нетрадиционные уроки условно можно разделить на группы:
  • Урок - игра (викторины, умники и умницы, соревнования)
  • 2Урок- ролевая игра (урок-суд, урок- пресс-конференция, урок-концерт и др.)
  • 3. Урок- мастерская (изготовление фигур, тел, аппликаций из геометрических фигур)4. Урок- проект5. Интегрированный урок. Необязательно весь урок должен стать нетрадиционным, возможно включение в него отдельных элементов, которые направлены на активизацию обучения. Это могут быть уроки с использованием компьютерных технологий и проектной методики, нестандартных форм тестирования и т.д. Я остановлюсь на некоторых из представленных типов нетрадиционных уроков или же их отдельных элементах, повышающих интерес учащихся на моих уроках.Формирование интереса к предмету через урок. Интерес к изучаемому предмету может быть вызван неожиданной для учащихся постановкой вопроса, созданием проблемной ситуации. На уроке ученик должен быть не только слушателем, но и, в первую очередь, быть исследователем, мыслителем. Всякая мыслительная работа начинается с того, что перед человеком выдвигается какая – то задача, необходимость решения которой становится для него очевидной.Такой мыслительной задачей может быть вопрос, на который должен быть получен ответ. Учитель не предлагает учебный материал в готовом виде, создает на уроке проблемную ситуацию — ситуация познавательного затруднения, возникающую тогда, когда учащийся понимает задачу (явление, ситуацию), пытается её решить (объяснить), но чувствует недостаточность имеющихся знаний. В этот момент ситуация вызывает у учащихся желание найти объяснение непонятному факту, создает мотивы учебной деятельности и вызывает к ней интерес. В основе таких уроков — проблемная ситуация, которая строится на основе столкновения двух разных точек зрения на какой-то вопрос. Подводя итог разговору о проблемном обучении, мне хочется процитировать слова Э.И.Александровой (автор учебника для нач. школы) : «Не пытайтесь объяснить ребёнку то, до чего он может додуматься сам. Дайте возможность ему самому сделать своё маленькое открытие». Когда ребенок совершает это открытие, то у него, помимо того, что развивается его мышление, познавательная активность, увеличивается процент усвоения нового материала и т , конечно, же повышается интерес к предмету.Использование ИКТ как способ развития интереса к предмету. Современные школьники активно используют информационные технологии. Они воспитаны на элементах компьютерной культуры. Психологи давно подметили, что современные дети информационного общества – это дети экранной информации, которая воспринимается ими намного лучше, чем книжная информация. Поэтому если мы хотим, чтобы урок был интересен ученикам, необходимо проводить его на новом современном уровне, а это значит, что необходимо сочетать традиционное обучение и новые современные информационные технологии обучения, благодаря которым можно совершить виртуальную экскурсию на родину ученого, побывать в его музее. Применение ИК эффективно при подготовке и проведении учителем различных форм урока: лекции, урока — наблюдения, урока — семинара, урока – практикума, урока — виртуальной экскурсии. Каждый учитель в состоянии распланировать свои уроки таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным для учащихся. В своей работе я использую готовые программные продукты ( тренажеры, Интернет-ресурсы, текстовые материалы, тесты, презентации учебного материала, разработанные мной для уроков). Основная функция презентации - служить наглядным материалом. Вторая функция презентации — информативная. Цели урока, задания, вопросы, большие по объему тексты можно вывести на экран, чтобы предоставить учащимся возможность самостоятельно работать с ними. При этом презентация может служить как основной формой проведения урока (когда она несет значительную часть информационной нагрузки), так и дополнительной (в данном случае она играет роль наглядного пособия или опорного конспекта). Презентации на уроках использую на разных этапах урока: при объяснении нового материала, при повторении пройденного материала и при организации текущего контроля знаний (презентации-опросы). По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование таких презентаций высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала. Самостоятельная работа учащихся по созданию презентаций развивает их самостоятельность, поисковую деятельность, инициативность, творчество. Защита презентаций помогает детям обрести уверенность в себе, способствует выработке коммуникативных качеств.Занимательность на уроках как способ формирования интереса.Говоря о применении ИКТ на уроке нельзя не сказать о том, что они дают неисчерпаемые возможности для применения такого эффективного способа формирования интереса к предмету как занимательность. Самый трудный материал запоминается легче, если при его объяснении на уроке использовать элементы занимательности и разнообразные игровые моменты, вызывающие у учеников положительную мотивацию к изучению предмета.На своих уроках я использую различные опорные схемы, таблицы, занимательные истории, состязания, конкурсы, рассказ-задача, игры-путешествия, шарады, загадки, конкурс на быстрое отыскание ошибок и т.данимательный материал должен соответствовать возрастным особенностям учащихся, уровню их интеллектуального развития. Занимательность используется мною практически на любом этапе урока. Она хорошо «вписывается» и в проверку домашнего задания, и объяснение нового материала. Не окажется она лишней и при проведении тренировочных упражнений и организации работы по развитию математической речи.Большое значение для раскрытия творческого потенциала ученика имеют и нетрадиционные формы домашнего задания, которые призваны, с одной стороны, закреплять знания, умения и навыки, полученные на уроке, а с другой стороны, позволяют ребёнку проявить самостоятельность, самому найти решение нестандартного вопроса, задания.Заключение. Готовить на уроке творчески активную личность, заинтересованную во все более самостоятельном познании не только можно, но и нужно. Но при введении инноваций нельзя отрываться от традиций. Педагогика, как и любая другая наука, должна развиваться, учитывая теоретическую и практическую разработку педагогических проблем; опыт, накопленный предыдущими поколениями ученых-педагогов.