Программа социально-педагогической деятельности для решения социальных проблем.
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Программа социально-педагогической деятельности для решения социальных проблем.
Автор: Скороварова Татьяна Николаевна
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙРассмотрено УтверждаюПротокол педагогического совета№1 Директор МБОУДО ЦДОДОт « »_______20__года. __________ Мартынов А.Н. От « »_______20__года.Программа социально-педагогической деятельности для решения социальных проблем.Социальный педагог Скороварова Татьяна Николаевна. 2017-2018 г. Содержание программы.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.0.1. Актуальность создания и развития социально-педагогической службы.0.2. Тип программы.0.3. Нормативно-правовая база деятельности социального педагога. 2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ. 2.1. Цель программы.2.2. Задачи. 2.3. Направления деятельности. 2.4. Функции социально-педагогической работы с детьми. 3. ПЛАН РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА.3.1 Организационная работа.3.2. . Развитие личности обучающегося.3.3. Профилактика девиантного поведения.3.4. Развитие культуры здоровья и здорового образа жизни обучающегося.4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.4.1Организационные условия.4.2. Социально-педагогическая диагностика (социально-педагогическое исследование и его методы).4.3. Результативность деятельности социального педагога.4.4. Методы изучения результатов.4.5. Критерии эффективности работы.5. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ. 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.0.1. Актуальность создания и развития социально-педагогической службы.Процессы и резкие изменения, которые происходят в нашей стране в экономической, политической и социальной жизни, оказывают неоднозначное и сложное воздействие на воспитание, развитие, психологическое и социальное формирование детей, подростков и молодёжи. Детство это время, когда у ребёнка формируются различные черты и свойства личности: разнообразные материальные и духовные потребности, мотивы поведения, убеждения и идеалы.Реальная жизнь, анализ статистических данных позволяет констатировать нарастающий уровень неблагополучия в сфере детства, увеличение детской смертности, ухудшение здоровья детей, их питания, быта и досуга, увеличение детской безнадзорности, преступности и социального сиротства, детского алкоголизма и наркомании, жестокое обращение с детьми и насилие над ними. Ставшие весьма распространёнными случаи жестокого обращения с детьми, отчуждения между детьми и родителями, разрыва связи между ними, крайне отрицательно повлияли на социальное благополучие многих детей, их нравственное, психическое и физическое здоровье.Трудности подростков непростые и мучительные это и отношения со сверстниками, и обострение противоречий с родителями, и с самим собой, и тревоги о собственном будущем, проснувшаяся сексуальность, и т.д. Всё это подчёркивает острую потребность развития социально-педагогической службы помощи детям и подросткам, возрождение социальной педагогики как науки и области педагогической практики. Сегодня решение проблемы создания системы социально-педагогических служб помощи детям вышла на государственный уровень.Настоящая программа призвана содействовать:- социальной защите прав ребёнка;- социальной поддержке детей и подростков, оказанию помощи в преодолении трудностей в процессе их личностного роста, системному проведению мероприятий по нормализации их социальной жизни, созданию условий для их социального развития и формирования;- профилактике безнадзорности и правонарушений;Главной сферой деятельности социального педагога является социум (сфера ближайшего окружения личности, сфера человеческих отношений). При этом приоритетной является сфера отношений в семье и её ближайшее окружение, по месту жительства. Социальный педагог по своему профессиональному назначению призван по возможности предотвращать проблему, своевременно выявить и устранить причины, порождающие её, обеспечить превентивную профилактику различного рода негативных явлений (нравственного, физического, социального и т.п. плана), отклонений в поведении личности и, таким образом, оздоровить окружающую его микросреду. Социальный педагог – это прежде всего посредник между личностью ребёнка и государственно-общественными социальными службами, организациями и учреждениями, призванными заботиться о ребёнке и его семье.0.2. Тип программы.Настоящая программа основана на программных и нормативных материалах и документах, разработанных Минобразованием России. Программа относится к модифицированному типу. 0.3. Нормативно-правовая база деятельности социального педагога.Профессиональная деятельность социального педагога может быть реализована только в рамках государственной социальной политики. Социальный педагог обеспечивает условия для практического осуществления прав ребёнка в образовательном учреждении. В его компетенцию входит разработка, формирование механизма и осуществление мер в отношении защиты социального и образовательного права ребёнка. Он способствует развитию социальной политики государственных и общественных структур в области детства, информирует население, обеспечивает признание и приоритетное удовлетворение интереса детей как особой социально-демографической группы общества. Для более точного определения границ профессиональной компетентности, белее полного осуществления своих прав и обязанностей социальный педагог изучает и использует нормативно-правовые основы должностного самоопределения.Основами нормативно-правовой базы деятельности социального педагога являются следующие документы:- Конвенция ООН о правах ребёнка. - Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».- Методическое письмо Минобразования России №61/20-11 от 27.02.95. «О социально-педагогической работе с детьми».- Функциональные обязанности социального педагога.2. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.2.1. Цель программы: – создание условий для совершенствования возможностей ребёнка и его окружения в решении проблем социальной жизни, содействие созданию условий для формирования благоприятной, педагогически целесообразной среды.2.2. Задачи:-осуществление и защита прав ребёнка;-жизнеобеспечение ребёнка;-социологические исследования в окружающем социуме;-представление интересов ребёнка в государственных и общественных структурах;-координация в образовательном учреждении социально-значимой деятельности;-проведение социально-культурных мероприятий. 2.3. Направления деятельности: - система мероприятий по профилактике и предупреждению возникновения проблемных ситуаций (социальный педагог выступает в роли наставника при общении с ребёнком и его окружением);- защита и охрана прав ребёнка в уже возникшей трудной ситуации (социальный педагог выступает в роли посредника между ребёнком и взрослым, между ребёнком и его окружением); - через управление действиями субъектов социальной жизни, от которых зависит разрешение проблем социальной жизни ребёнка (социальный педагог выступает в роли координатора).Раздел «Профилактическая работа» представляет собой систему мероприятий по профилактике и предупреждению возникновения проблемных ситуаций (социальный педагог выступает в роли наставника при общении с ребёнком и его окружением); - действия по включению в содержание образовательных курсов. разделов, формирующих социальные знания; - занятия в ходе дополнительного образования, развивающие чувство и поведение; - система учёта проблем социального становления обучающихся;- разработка социально-ориентированных планов и мероприятий для обучающихся.Раздел «Защитно-охранная деятельность» включает: - систему сбора и анализа информации, учёта и контроля за разрешением проблем социальной жизни детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также информацию о тех структурах, которые способны оказать помощь ребёнку и его семье; Раздел «Организационная или координационная деятельность» включает задачи и направления пол установлению, развитию или совершенствованию социальных связей:- с педагогами центра;- с сотрудниками других образовательных учреждений;- с администрацией района; На всех этапах реализации программы необходим анализ результатов действий, движения к цели, причин успеха и неудач, корректировка задач, изыскание скрытых ресурсов для решения проблем, совершенствование мастерства социального педагога.2.4. Функции социально-педагогической работы с детьми. Образовательно-воспитательная. Обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых, содействие педагогической деятельности всех социальных институтов микрорайона: семьи, образовательных учреждений, трудовых коллективов, средств массовой информации, микросоциума. Стремление полноценно использовать в воспитательной работе средств и возможностей общества, воспитательный потенциал микросреды, возможности самой личности как активного субъекта воспитательного процесса.Диагностическая. Постановка «социального» диагноза, для чего проводится изучение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения, выявление позитивных и негативных влияний и проблем. Организаторская. Организация общественно-ценной деятельности детей и взрослых, педагогов в решении задач социально-педагогической помощи, поддержки, воспитания и развития, реализации планов, проектов и программ.Прогностическая и экспертная. Разработка программ, проектов, планов социально-педагогического развития, учреждения его структур; социально-педагогическое проектирование личности ребёнка, групп детей; экспертиза аналогичных документов и материалов. Организационно-коммуникативная. Сосредоточение информации и налаживание связей между различными социальными структурами.Охранно-защитная. Использование имеющегося арсенала правовых норм для защиты прав и интересов личности, содействие применению мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, допускающих прямые или опосредованные противоправные воздействия на подопечных социального педагога. Посредническая. Осуществление связей в интересах ребёнка между, образовательным учреждением, ближайшим окружением.3. ПЛАН РАБОТЫ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА. 3.1.Организационная работа3.2 Развитие личности обучающегося. 3.3. Профилактика девиантного поведения.3.4. Развитие культуры здоровья и здорового образа жизни обучающегося.4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.4.1. Организационные условия. Учитывая характер работы социального педагога, режим его работы должен быть вариативным, гибким, приспособленным к конкретным условиям микросоциальной среды. В деятельность социального педагога включаются: сотрудничество со специалистом-психологом, обязательные выезды в государственные учреждения социальной защиты, планирование и подведение итогов работы на уровне центра, своевременное оформление документации.4.2. Социально-педагогическая диагностика (социально-педагогическое исследование и его методы)Социальный педагог составляет диагностическую карту социума, картотеку семей, детей и взрослых, обобщает предложения жителей, их потребности и возможности, определяет адреса сотрудничества, даёт краткий анализ состояния работы. Все эти документы составляются в произвольной форме и не являются обязательными при инспектировании деятельности социального педагога. (См. методическое письмо Министерства России «О социально-педагогической работе с детьми».Обязательными для социального педагога являются следующие документы: -социально-педагогическая характеристика микросоциума; -план работы на год.Объект социально-педагогического исследования – всегда реальная жизненная ситуация. При изучении необходимо выявить состояние отношений, причины возникновения проблемы, возможности и резервы самих участников ситуации.Предмет исследования – те позитивные изменения, которые должны произойти, чтобы можно было преодолеть возникшие трудности. Рассматривая реальное состояние и прогноз на будущее в социальном развитии ребёнка, а также характер и перспективы развития связей между субъектами социальной жизни, социальный педагог выявляет условия этого процесса. При подборе методов исследования важно сочетать социологический и педагогический подходы, вводить беспристрастную статистическую констатацию фактов, но объяснять факты, выявлять значимость тех или иных действий на основе оценки их педагогической целесообразности. Методы сбора информации социально-педагогической работы:- опрос и анкетирование, тестирование, социометрия, наблюдение,изучение деловой документации,Теоретические методы:-анализ специальной и методической литературы.Изучение социальных ожиданий детей, педагогов производится различными методами: опрос, анкетирование. На основе изучения социальных ожиданий можно определить группы людей с высоким уровнем социальной активности и предоставить возможность их реализовать её в общественной жизни школы. Тогда социальные ожидания не перерастут во взаимные претензии, а помогут людям стать равноправными участниками жизни образовательного учреждения, МБОУДО ЦДОД. Изучение условий жизни обучающихся проводится в се и школе с целью выявления факторов, положительно и отрицательно влияющих на развитие, обучение и воспитание, с целью поиска путей профилактики трудностей, с целью поиска путей разрешения возникших проблем. Для регистрации результатов сбора информации используются самые разные формы учёта: акт обследования, карта учёта, социальный паспорт.4.3. Результативность деятельности социального педагога.Результативность деятельности социального педагога оценивается в ходе текущего и итогового контроля администрацией центра и самоконтроля специалиста. В ходе анализа результатов необходимо учитывать начальный уровень состояния проблемы, ранее достигнутые результаты, особенности организации воспитательного процесса в открытой среде, новизну социально-педагогической деятельности, специфику объектов деятельности.4.4. Методы изучения результатов.Основными методами изучения результатов деятельности социального педагога являются:- анализ практической деятельности социального педагога;- анализ статистической отчётности и выполнении нормативных документов;- анализ документации социального педагога.Собранная информация является первичной основой для выводов и предложений. Мониторинг социально-педагогической деятельности в образовательном процессе показывает её результаты при учёте следующих критериев: -коррекционно-профилактический;- социально-защитный;- организационно-воспитательный;- социальное партнёрство.4.5. Критерии эффективности работы.Основными критериями эффективности работы социального педагога являются:- анализ социально-педагогических проблем детей МБОУДО ЦДОД и результатов их решения;- динамика включённости детей и в различные виды деятельности в социуме;- динамика изменения в уровне отношений детей, подростков, младшего поколения к базовым социальным ценностям;- оценка социально-психологической обстановки в центре;- динамика развития в детской, подростковой , молодёжной, семейно-соседской среде, демократических, самодеятельных начал, отношений гуманного сотрудничества, взаимопомощи, партнёрства;- уровень профессионального роста социально педагога как специалиста.5.Список литературы:1) Конвенция ООН о правах ребёнка. 2) Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».3) Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».4) Федеральный закон «Об образовании».5) Решение коллегии Минобразования России № 19/1 от 27.10.93 «О практике социально-педагогической работы в России и перспектива её развития». 6) Методическое письмо Минобразования России №61/20-11 от 27.02.95. «О социально-педагогической работе с детьми».7) Функциональные обязанности социального педагога.