Патриотическое воспитание школьников - одна из задач сохранения базовых ценностей Российского общества


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Патриотическое воспитание школьников - одна из задач сохранения базовых ценностей Российского общества
Автор: Ямулова Гульнара Ахмедовна

Патриотическое воспитание школьников
В деле воспитания и обучения школьников особое место занимает воспитание патриота России. Кто такой патриот? Что такое патрио-
тизм? На уроках чтения дети читают, что Отечеством мы зовём нашу страну потому, что в ней жили отцы и деды наши. А в переводе с греческого PATRIA значит Отечество. Вот так определяет это понятие В.И.Даль автор толкового словаря: Отечество – родная земля, отчизна, где кто родился, вырос, корень, земля народа, к коему кто по рождению, языку и вере принадлежит; родина в обширном смысле. А патриот –любительОтечества, ревнитель о благе его, отчизнелюб, отечественник или отчизник.
Патриотизм дети понимают как любовь к малой Родине, как уважение к её традициям. Чем старше они становятся, тем шире территория Родины, чем больше любви проявляют к своим друзьям, родным, землякам. Патриотизм – сокровенное чувство, зарождается глубоко в душе. Важно донести до учащихся, что патриот не тот, кто сам себя называет, а тот, кого будут признавать в этом качестве другие.
Можно делать выводы, по каким направлениям необходимо строить работу по патриотическому воспитанию учащихся младших классов:
- воспитание любви к своей Родине,
- приобщение к боевым и трудовым традициям народа, Российской армии,
- знакомство с истоками героизма и самоотверженности людей,
- воспитание гордости за подвиги представителей разных поколений защитников Отечества.
С 1 класса наши дети начинают познавать Родину через изучение своей семьи, родной природы (на всевозможных экскурсиях по селу и по её окрестностям), родного языка, народа – мари. В учебнике Лудшаш книга для 4 класса писатель Юрий Артамонов пишет: Ожно марийын ни архитекторжо лийын огыл, ни проект манметым колын огыл, а илемыштым чоненыт шот дене, уш-акылым пыштен. Вот как не восхищаться трудолюбием, природной смекалкой своих предков? В диалоге с окружающим миром у них развиваются творческие способности, самостоятельность и ответственность за тех, кого приручили. Так же появляется желание принимать участие в экологической деятельности. С большим желанием малыши участвуют в конкурсах по изготовлению кормушек, скворечников, в субботниках, акциях по благоустройству территории школы.
На примере жизни и деятельности В. Я. Рожкина – учителя, поэта, фронтовика учащиеся увидят яркий пример служения Отечеству. Осуществляется связь поколений: подрастающего и участников исторических событий в истории страны. Об этом рассказывали классные часы День героев Отечества, За службу и храбрость благодарим. Наша республика не так велика по занимаемой площади, но имеет богатую историю борьбы за свободу. Поэтому мы обязаны вспомнить и национальных героев народов мари: Акпатыр, Чумбылат, Чоткар, Акпарс, Мамич-Бердей, Болтуш, Пашкан. Так же интересно проходят мероприятия с презентациями о Героях ВОВ - сыновьях Звениговского района Республики Марий Эл: о Бутякове, Вершинине, Маркове, Герое России – Шарпатове. Нельзя оставить в стороне и тему пионеров – героев, которые до войны они были самыми обыкновенными мальчиками и девочками. Пришел час – они показали, каким огромным может стать маленькое сердце, когда разгорается в нем священная любовь к родине и ненависть к её врагам. Неделя знакомства с их подвигами оставила глубокий след в сердце моих учащихся.
В. А. Сухомлинский писал, что чувство патриотизма вырастает из любви к матери: Познание, постижение человеком своей Родины, становление в нашей душе патриотической сердцевины, патриотическое воспитание в годы детства, отрочества и ранней юности, духовно богатая, деятельная, самоотверженная жизнь патриота – это самые тонкие, самые сложные вещи в том безгранично сложном переплетении идей, поступков, убеждений, мыслей, стремлений, которое называется патриотическим воспитанием. Мы постоянно помним, что патриотическое воспитание подрастающего поколения способствует пониманию событий, происходящих в стране и мире, адекватно оценивать их; воспитывает чувство интернационализма, уважительного отношения к окружающему миру и народам, населяющим нашу планету. Вот и взмывают к небу бумажные голуби и японские журавлики мира из окон нашего класса.
С.Соловейчик. Вечная радость. –М.: 1986.
Т.В.Киселёва. Классные часы по эстетическому и этическому воспитанию. / Т.В.Киселёва, О.Е.Жиренко, Е.В.Лапина. –М.: 2007.
В.И.Даль. Иллюстрированный толковый словарь русского языка. –М.: 2007.