Методические рекомендации
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Методические рекомендации
Автор: Соколова Наталья Александровна
ОглавлениеВедение……………………………………………………………………..4Глава 1.Основныеположения ……………………………………………..51.1. Сущность экскурсий ………………………………………………….51.2 Функции экскурсий…………………………………………………...71.3 Виды экскурсий ………………………………………………………..8Глава 2. Особенности методики проведения экскурсии………………..112.1.Подготовка к экскурсии ………………………………………………11 2.2.Проведение экскурсии и подведение итогов …………………….....13Выводы …………………………………………………………………….18Список литературы ……………………………………………………….19Приложение №1 Урок-экскурсия. ……………………………………….20ВедениеСчастье - это быть с природой,видеть ее, говорить с ней.(Л. Н. Толстой.)Природа представляет все необходимое для нашего существования: и воздух, и воду, и пищу, и одежду, и кров, и многое другое. Но вместе с тем природа, как добрая мать, выступает перед нами еще в одной роли, которую часто недооценивают: она - наша учительница и воспитательница. Она влияет на наше духовное развитие.Природа оставляет глубокий след в душе ребенка, воздействуя на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Одной из наиболее эффективных форм ознакомления детей с природой являются экскурсии.Именно на экскурсиях у учащихся воспитываются интерес и любовь к природе, эстетические чувства. Они учатся видеть ее красоту, понимают необходимость бережного отношения к природе. Это так называемая эмоциональная сторона экскурсий. Знания, полученные в этих условиях, оказываются очень прочными и надолго укладываются в детскую память. Экскурсии способствуют формированию экологического сознания учащихся.Главное на экскурсиях – совместная деятельность учителя и ученика, где роль учителя не всегда является приоритетной, а деятельность ребенка направлена на формирование умений самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.Экскурсии создают фундамент значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознанию, истории. Дети получают систему интегрированных знаний из разных областей действительности, и эти знания становятся достоянием всех учебных предметов, так, во время экскурсии формируется целостная картина мира. Кроме того,экскурсии по пришкольному участку, в лес, в парк, по родному селу позволяют формировать уважительное отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, ее современной жизни. Ученик осваивает доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация), учится устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.Учитывая высокую эффективность правильно организованной экскурсии, учителю целесообразно использовать каждую возможность для экскурсионного изучения окружающего мира, вопросов взаимоотношений человека и природы.Цельюданной работы является: разработать методические рекомендации при проведения уроков-экскурсий в природу с учащимися начальной школы в рамках курса «Окружающий мир»в условиях реализации ФГОС.Задачи: - изучить методическую литературу и интернет-источники по теме;- рассмотреть сущность, функции и виды экскурсий;- разработать методику проведения экскурсий в природу с учащимися в рамках курса «Окружающий мир»;- разработать экскурсию в природу с учащимися начальной школы в рамках курса «Окружающий мир».Глава 1. Основные положения 1.1. Сущность экскурсий.Новые социальные запросы, отраженные в ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться». Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Одной из таких форм в является экскурсия.Экскурсия – это форма организации учебного процесса, направленная на усвоение учебного материала, но проводимая вне школы. Экскурсия включается в систему уроков и является важной частью учебного процесса. Слово экскурсия (excursion) латинского происхождения и в переводе на русский язык означает вылазку, посещение какого-либо места или объекта с целью его изучения. В этом смысле под экскурсией понимается такая форма организации обучения и воспитания, при которой учащиеся воспринимают и усваивают знания путем перехода к месту расположения изучаемых объектов (природы, заводов, исторических памятников) и непосредственного ознакомления с ними. Проведение экскурсий в начальной школе дает возможность достичь следующих личностных результатов учащимся:- воспитания российской гражданской идентичности:патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;-воспитание культуры поведения в природе, аккуратности, ответственности;- воспитание бережного отношения к природе.Образовательных результатов:-углубления, расширения знаний, понятий об отдельных предметах и явлениях природы;-формирования целостного мировоззрения о в природной среде;-проверка теоретических знаний на практике;- приобретение навыков самостоятельной исследовательской работы. Развивающих результатов:-развитие наблюдательности, внимания, сообразительности;- развитие умения сравнивать и анализировать;-развитие интереса к изучению природы; Кроме того, экскурсии, связанные с пребыванием на свежем воздухе, содействуют укреплению здоровья детей.Наконец, экскурсии дают возможность собрать разнообразный природный материал для последующих занятий в классе и для приготовления всевозможных наглядных пособий - гербариев, .Младший школьник – это ребёнок-почемучка. Любознательность его по сравнению с дошкольным возрастом усиливается. Ребенок учится и осознает себя не столько объектом обучения, сколько субъектом познания, у него появляется стремление самому докопаться до сути явлений. Высокая познавательная потребность, любознательность, активность, заинтересованность ребёнка в – это бесценный дар, которым можно и нужно умело пользоваться для развития его мышления, расширения кругозора, формирования экологической и общей культуры. Для этих целей как нельзя лучше подходит система экскурсий применяемая в соответствии с Программой I класса (по УМК «Планета знаний», Окружающий мир). Вопросы, составляющие ее содержание, сгруппированы в блоки: "Наблюдение как способ получения ответов на вопросы об окружающем нас мире", "Живая и не живая природа", "Природа и её сезонные изменения", "Наша родина - Россия". В этих темах учащиеся знакомятся с окружающим их миром: планетой, на которой они живут, водой, воздухом, растениями, животными. Они получает элементарные сведения о значении воды, света, воздуха для жизни. Здесь же начинают формироваться первоначальные экологические представления, навыки .1.2. Функции экскурсий.Экскурсии обеспечивают реализацию дидактических принципов связи теории с практикой. Экскурсии являются весьма эффективной формой организации учебной работы и в этом отношении выполняют ряд существенных дидактических функций: с помощью экскурсий реализуется принцип наглядности обучения, ибо в процессе их учащиеся непосредственно знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями; экскурсии позволяют повышать научность обучения и укреплять его связь с жизнью, с практикой; экскурсии способствуют политехническому обучению, так как дают возможность знакомить учащихся с производством, с применением научных знаний в промышленности и сельском хозяйстве; экскурсии играют важную роль в профессиональной ориентации учащихся на производственную деятельность и ознакомлении их с трудом и делами работников промышленности и сельского хозяйства.Кроме того, экскурсии укрепляют сознательную дисциплину учащихся, развивают у них самостоятельность и привычку к труду. Условия экскурсионной жизни развивают предприимчивость, умение приспособляться к обстановке, сообразительность в различных затруднительных положениях. Экскурсии проводятся во всех тех случаях, когда предметы или явления природы должны быть рассмотрены в естественной обстановке.Таким образом, экскурсии имеют немаловажное значение для воспитания коллективистских навыков.1.3. Виды экскурсий.Современная классификация экскурсий:· По содержанию: обзорные и тематические.Обзорные экскурсии, как правило, многотемны («Прошлое, настоящее и будущее села», «Село на пяти холмах»), где используется и современный материал. Примером обзорной природоведческой экскурсии может служить экскурсия в лес под названием «Войди в природу другом», которая раскрывает лес как сообщество растительного и мира.Тематическая экскурсия посвящена одной теме («В гости к зеленому другу», «Зеленая »).По особенностям организации познавательной деятельности: иллюстративные и исследовательские.По учебной цели: вводные (по курсу или теме), текущие (по мере изучения темы) и обобщающие (после изучения темы).По тематике все экскурсии можно разделить на группы:- ознакомление с многообразием органического мира, наблюдение за явлениями природы в различное время года, исследование объектов живой природы;- ориентирование на местности, ознакомление с формами земной поверхности, , исследование объектов неживой природы;- экологические экскурсии;- исследовательские экскурсии;- экскурсии в краеведческий музей, на выставки, производства.Каждая группа экскурсий имеет свою специфику и требует серьезной предварительной подготовки руководителя и учащихся.Экологические экскурсии в современном прочтении имеют свою специфику. Она заключается в том, что во время экскурсии кроме образовательных задач могут решаться посильные для младших школьников экологические проблемы. Следует так организовать деятельность детей, чтобы она была направлена на выявление нарушений в природе. Это выявление загрязнений территории, по которой проходит экскурсия, состояния растительного покрова, следов человеческой деятельности и т. д. Предварительная беседа поможет заинтересовать учащихся, раскроет необходимость личного участия в деле . Можно рассказать о Красных книгах и объяснить, что в природе все взаимосвязано и гармонично, и наша задача сохранить этот удивительный и многообразный мир.Можно дать задание выяснить состояние зеленых насаждений, степень вытоптанности участков парка или леса, загрязненности , реки, пруда, озера. В процессе экскурсионной деятельности подвести к вопросу: что мы можем сделать для природы? Логическим продолжением экскурсии может стать организация с конкретным результатом и планом его достижения (подготовка экологических плакатов, листовок, рисунков, обращений и др.). Такая работа вызывает у школьников большой интерес, способствует формированию универсальных учебных действий, активной жизненной позиции.Исследовательская экскурсия имеет свои особенности. Учитель разрабатывает индивидуальные и групповые задания для исследования, заранее записывает их на карточки или задает детям устно по ходу экскурсии. Экскурсию можно проводить фронтально, т. е. по заданию и сигналу учителя все проводят одинаковые исследования за установленный промежуток времени. Учащиеся могут быть разделены на группы. При этом группы могут получить одинаковые задания для изучения одинаковых объектов или одинаковые задания по разным объектам. Например, группам предлагается изучить разные , но план их исследования одинаковый. Кроме того, группы могут изучать разные объекты по разным заданиям. Задания должны быть сформулированы четко, без лишних слов. В них должна быть определена последовательность изучения объектов, а при необходимости обращено внимание на их какие-то детали. Полезны задания на сравнение, которые помогут более отчетливо обнаружить, а, следовательно, и охарактеризовать качества, проявления и отдельные стороны изучаемого объекта.Исследовательский подход к изучению природы позволяет на экскурсиях обучать учащихся ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, устанавливать связи между наблюдаемыми предметами и явлениями природы, способствуя формированию навыков самостоятельного изучения окружающей действительности.Экскурсия в природу - классическая форма изучения окружающей среды.Природа - ничем не заменимый источник знаний. Она дает богатейший материал для развития эстетических чувств, наблюдательности, воображения детей. «А воля, а простор, природа, … а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были воспитателями? - писал К. Д.Ушинский - зовите меня варваром в , но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым сложно соперничать влиянию педагога...»Главное значение экскурсий в природу состоит в том, что наблюдают явления и объекты в естественной обстановке и рассматривают их не изолированно, а в сочетании с другими объектами. Дети рассматривают, изучают любой объект как часть единой системы, осознают себя как часть системы мира природы. При этом у учащихся развиваются наблюдательность, обогащается личный опыт.Велико и воспитательное значение экскурсий. Именно на экскурсиях у учащихся формируется интерес, любовь, бережное отношение к природе. Кроме того, формируются многие личностные качества ребенка.Глава 2Особенности методики проведения экскурсии2.1. Подготовка к экскурсии.Перед проведением конкретной экскурсии учитель должен составить ориентировочный план, ознакомиться с местом экскурсии, наметить маршрут, пункты остановки. Кроме того, определяются объекты, которые будут рассмотрены на экскурсии. Необходимо продумать содержание экскурсии (составить конспект). Определяется конкретная деятельность учащихся на экскурсии. Для этой цели заранее продумываются как индивидуальные самостоятельные задания, так и групповые, такие как отыскивание, сбор и распределение материала, наблюдение за теми или иными явлениями, выполнение конкретных замеров и т. д. При разработке конспекта необходимо предусмотреть вопросы для заключительной беседы с учащимися, форму записи результатов, выводы, окончательное оформление проделанной на экскурсии работы.Перед экскурсией учитель предварительно в классе сообщает учащимся цель, план и маршрут экскурсии, раздает задания для самостоятельной работы; проводит инструктаж о правилах поведения в природе (или на другом объекте), о движении на маршруте, о поддержании определенной дисциплины.Тогда же необходимо разделить учащихся на группы для выполнения самостоятельной работы. Учитель объясняет, что и как нужно подготовить детям, какие должны быть сделаны записи, как оформить результаты наблюдений и исследований.Урок-экскурсия как деятельностная форма обучения младших школьников будет эффективна, если будет подчинена определенным требованиям. Основное требование – организация активной познавательной деятельности учащихся, которые не должны быть только зрителями и слушателями. Для этой цели им следует давать индивидуальные самостоятельные задания, такие как отыскивание, сбор и распределение материала, наблюдения за теми или иными явлениями природы, выполнение конкретных замеров, исследований и прочее. Далее необходимо организовать просмотр собранного материала, беседу для объяснения причин тех или иных наблюдаемых, исследуемых явлений, подвести учащихся к предположениям, первым выводам, предварительным обобщениям. Окончательное подведение итогов проводят в школе, после оформления результатов.Обычно учащиеся наиболее активны в тех случаях, когда на экскурсии применяется исследовательский метод. Он требует от детей больше инициативы в , проведении наблюдений за объектами и явлениями, более самостоятельных выводов на основании увиденного и изученного на экскурсии.Второе требование – конкретность материала изучаемых объектов и заданий. Длинных словесных объяснений и отступлений от основной темы и объектов экскурсии лучше избегать. Не следует перегружать учащихся множеством терминов и названий тех или иных объектов. Как правило, на экскурсиях с младшими школьниками целесообразно рассмотреть не более 8–10 объектов. Задача экскурсии – вскрыть связи, отношения, закономерности, которые свойственны объектам наблюдений и исследований.Следующее требование – это умелое сочетание показа, рассказа и самостоятельной деятельности учащихся. Важно правильно показывать на экскурсии различные объекты, не исключая и самых мелких, приучать детей становиться вокруг руководителя широким кольцом, радиус которого определяется протянутой рукой преподавателя.В заключение необходимо заслушать, оценить результаты деятельности всех учащихся на экскурсии.2.2.Проведение экскурсии и подведение итоговВремя проведения экскурсии с младшими школьниками не должно превышать 45 минут, а в 1 классе 35 минут, так как более длительные экскурсии утомляют. Учитель должен определить познавательные задания для учащихся в ходе экскурсии, определить маршрут и порядок движения, провести инструктаж по охране труда, инструктаж о правилах поведения в природе, о правилах сбора материалов, о движении на маршруте, о поддержании определенной дисциплины.Учитель проводит вводную беседу, где сообщается цель и задачи экскурсии, выясняется готовность детей к восприятию содержания экскурсии, сообщаются задания для работы на экскурсии (полностью или частично). Учитель ставит вопросы, которые они должны будут решить на экскурсии; распределяет задания для наблюдений и сбора природного материала. Необходимо объяснить, что и как нужно подготовить экскурсантам, какие должны быть сделаны записи, как оформить результаты наблюдений.Для экскурсии учитель готовит познавательные задания: зарисовки, сбор материалов, определяет объекты для наблюдения и план наблюдения.Итак, организуя наблюдения, учитель должен принимать во внимание следующие рекомендации:- четко формулировать перед учащимися общую задачу наблюдения и более конкретные частные задачи;- организовать условия для возможно более эффективного наблюдения: продумать место наблюдения, расположение объектов, рациональное размещение детей;- наметить план и способы наблюдения, готовить вопросы которые будут заданы во время последовательного рассмотрения объекта, а также пот ходу диалога с детьми;- кроме непосредственного рассматривания, которое на основе зрительного восприятия, использовать другие анализаторы - слух, вкус, обоняние.Любую экскурсию в природу лучше всего начать с описания природного ландшафта. Учитель обращает внимание детей на время года, на состояние неживой и живой природы в данном сезоне, дает характеристику местности или проводит беседу с учащимися на основании их непосредственного наблюдения. Далее учитель конкретизирует тему и задачи экскурсии, характеризует основные понятия материала и предлагает школьникам выполнять задания по самостоятельному наблюдению. Задания должны быть краткими и конкретными, направляющими внимание детей на изучаемый объект или явление. В заданиях необходимо предусмотреть сравнение наблюдаемых предметов и явлений, выявление их признаков сходства и различия. В начальной школе экскурсии в природу имеют большое воспитательное значение. Учителю следует решительно пресекать разрушительные действия учащихся (собирать различные цветы, листья и травы, ловить ящериц, бабочек). Еще до начала экскурсии детей следует предупредить о недопустимости нарушения естественного состояния природной среды - природный материал нужно собирать в ограниченном количестве и только тот, который действительно понадобится в учебном процессе на последующих уроках. Собранный материал надо доставить в школу и бережно хранить для дальнейшего использования.Во время проведения экскурсии необходимо организовать активную работу экскурсантов, не оставлять их только зрителями и слушателями. Для этой цели им следует давать индивидуальные самостоятельные задания, такие как отыскание, сбор и распределение материала, наблюдения за теми или иными явлениями природы, выполнение конкретных замеров и пр.В младших классах самостоятельная работа учащихся по изучению намеченных объектов ведется в процессе наблюдений по вопросам-заданиям. При подготовке к экскурсии учитель тщательно продумывает задания, которые должны направить внимание детей на нужный объект или явление, помочь детям провести сравнение изучаемых объектов, рассмотреть объект по частям, обнаружить и дать характеристику некоторым качествам предмета, явления и т.п. При этом учителю следует помнить, что в задания включается только тот материал, который вполне конкретно можно изучить на экскурсии. Во время экскурсии должна быть конкретность материала, изучаемых объектов и заданий. Длинных и словесных объяснений и всяких отступлений от основной темы и объектов экскурсии лучше избегать.Не следует также перегружать экскурсантов множеством специальных терминов и названий тех или иных объектов. Следует иметь в виду, что детям свойственно желание узнать название того или иного предмета - это совершенно естественное стремление соотнести предметное и словесное представление о конкретном объекте. На экскурсиях с младшими школьниками целесообразно рассматривать не более 8-10 объектов. Задача экскурсии - вскрыть те связи и соотношения, которые наблюдаются в природе.Экскурсовод должен правильно показывать на экскурсии различные объекты, не исключая и самых мелких. Давая какое-нибудь объяснение, учитель должен сначала убедиться, что все экскурсанты собрались вокруг него.Учебная экскурсия не должна превращаться в прогулку, поэтому необходимо приучить учащихся все свои наблюдения и работы записывать в тетради, не полагаясь на свою память, иначе многое ими будет забыто.Иногда на экскурсии дети делают сбор природного материала, который должен быть строго ограничен - ровно столько, сколько нужно для последующей работы в классе. Кроме того, должны быть строго определены объекты для сборов. Без ущерба для природы можно собирать опавшие листья, растения-сорняки, ветки деревьев и кустарников после обрезки и расчистки посадок, насекомых-вредителей, например колорадского жука, бабочку-капустницу, репницу и др. Сразу после экскурсии сделанные сборы необходимо привести в порядок: растения заложить в гербарные сетки для просушки или поставить в воду, насекомых поставить в банки с частью растений, которыми они питаются, банки обвязывать марлей, чтобы поступал воздух. Без этого многое погибнет - испортится, и к моменту изучения в классе не сможет быть использовано. Учителю необходимо чётко определить какие объекты подлежат сбору, а какие нельзя собирать ни в коем случае. По некоторым экскурсиям делаются записи в "Дневниках наблюдениях".Сбор любых живых объектов должен быть целесообразным, а сами объекты должны быть использованы впоследствии для пополнения школьных пособий или подробного изучения в классе. В противном случае достаточно провести наблюдение на экскурсии. Это способствует выработке у школьников природоохранных навыков и экологическому воспитанию не на словах, а на деле.Из собранных материалов и рисунков можно организовать выставку по теме экскурсии. Обработанные материалы экскурсии обсуждают в классе. Лучшие материалы передают в школьный кабинет для последующего использования в классной работе.Экскурсия может считаться законченной, когда проведены все необходимые работы, наблюдения, а собранный материал в достаточной мере проработан и подведены итоги экскурсии. Учащиеся обрабатывают свои экскурсионные записи, рисунки, собранные материалы. Содержание записей, дневников оформляется в виде выводов или кратких сообщений.В заключении необходимо оценить качество работы учащихся на экскурсии и при подведении итогов, выставить оценки.По завершении экскурсии следует обработать собранные материалы и наблюдения, подговорить коллекции, альбомы, выставки, стенгазеты, доклады, рефераты. Большой воспитательный эффект имеет указание фамилии и имени в подготовленных альбомах, на экспонатах выставки и др. материалах экскурсии, кем и когда они подготовлены. Эти сведения вместе с экспонатами и материалами обычно долго хранятся в школе и составляют предмет гордости ее выпускников. Некоторые экспонаты со временем могут представлять даже этнографический интерес. На экскурсиях учащиеся знакомятся с природой, учатся видеть и понимать ее красоту. Познание природы, оказывает сильное эмоциональное воздействие на детей, раскрывает гармоничность и слаженность жизни. Развивается эстетическое чувство, пробуждается интерес и любовь к природе. На экскурсиях учащиеся познают природу во всем ее многообразии Кроме того, экскурсии укрепляют сознательную дисциплину учащихся, развивают у них самостоятельность и привычку к труду. Условия экскурсионной жизни развивают предприимчивость, умение приспособляться к обстановке, сообразительность в различных затруднительных положениях. Таким образом, экскурсии имеют немаловажное значение для воспитания коллективистских навыков.ВыводыЭкскурсии по естествознанию имеют большое познавательное и воспитательное значение. Они конкретизируют, углубляют и расширяют знания учащихся. На экскурсиях учащиеся проверяют на практике многие теоретические знания и переводят их в умения и навыки. Экскурсия - это увлекательная форма работы учителя с классом, в ходе которой дети учатся ориентироваться на местности, наблюдать, сравнивать, находить примеры взаимосвязи организмов друг с другом, с явлениями природы, с условиями окружающей среды. Следовательно, экскурсия как форма обучения решает целый комплекс образовательно-развивающих и воспитательных задач. В начальной школе дети должны получить определенную систему знаний о неживой и живой природе. Процесс формирования познавательного интереса на экскурсии будет более эффективным, если содержание материала будет разностороннем, а процесс учебной деятельности учащихся и их общение будет многообразным, что и даёт нам экскурсия – открытие мира новых явлений общественной жизни.Методика проведения экскурсий в природу с учащимися в рамках курса «Окружающий мир» учителем начальных классов должна быть изучена досконально, поскольку значение воспитательной, развивающей, социализирующей функций экскурсии неоспоримы.Список используемой литературы1. Бакулин В.М. Экскурсии как способ активизации учебно-познавательной деятельности детей // Начальная школа Плюс Минус. -2001. - № 5. - С.12-17.2.Богданец Т.Л. Концепция вида в начальном естествознании // Начальная школа. - 2005. - № 10. - С.58-62.3. Вахрушев А.А. Мир и человек. 1-4 классы. М.: Дрофа, 2010. 76 с.4.Виноградова Н.Ф. Окружающий мир в начальной школе. М.: Академия, 1999.5. Клепинина З.А Природа и люди. Книга для учителя. 1-4 класс. М.: АссоциацияXXI век. 2001.6.Колесникова Г.И. Экологические экскурсии с младшими школьниками // Начальная школа. 1998. № 6. С.50-51.7.Петросова Р.А., Голов В.И. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе. М.: Академия. 2000. 176 с.8. Плешаков А.А. "Зелёный дом". М.: Просвещение. 2002.9. Поглазова О.Т., Шилин В.Д. Окружающий мир. Смоленск: Ассоциация XXI век. 2013. 112 с.10.Титова В.В. Пути развития наблюдательности учащихся при изучении окружающего мира // Начальная школа. 2005. №1. С.65-68.11. Харина В.А. Урок-экскурсия в I классе // Начальная школа. 2004. № 12. С.62-6312. Савин Н.Ф. «Формы организации учебной деятельности в начальной школе»13. Четвертакова И.А. «Уроки экскурсии в начальной школе»14. Цыганова Т.А. «Формы организации учебной работы в начальной школе»Приложение №1Разработка экскурсии на пришкольный участок «Жизнь растений осенью».1 класс ОКРУЖАЮЩИЙ МИРУМК «Планета знаний»В блоке «Родная страна»Цель экскурсии:- познакомить учащихся с изменениями в жизни растений осенью, с разнообразием форм, окраски листьев растений в осенний период.Задачи экскурсии:- дать понятие о лиственных и хвойных растениях;- познакомить с представителями растений, произрастающих в родном краю;- развивать внимание, наблюдательность, речь, память, логическое мышление, аналитические способности детей;- развивать умение работать в паре при изучении объектов и заполнении карточек-заданий;- укрепление физического здоровья, душевного равновесия, бережного отношения к природе.Подготовка к экскурсии.Выбор места экскурсии, разработка и проверка маршрута, изучение объектов и места для их изучения.I.Разъяснение работы с индивидуальными карточками-заданиями.КАРТОЧКА _____________________________________________(Фамилия, имя)Начнём с «Календарной минутки»Сегодня __________________День недели ______________Облачность _______________Осадки __________________Ветер ____________________Сила ветра _______________Температура воздуха _______Домашнее задание: раскрасить зарисованные листьяII. Инструктаж по охране труда во время экскурсий (ИОТ -???- 2015).III.Путешествие по приусадебному участку.Остановка № 1 «В мастерской художницы Осени».- Учитель:Первая наша остановка называется «В мастерской художницы Осени». Давайте полюбуемся яркими красками расписного осеннего шатра.Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Весёлой, пёстрою стеной Стоит над светлою поляной.И. БунинПопробуйте сосчитать, сколько цветов и оттенков вы видите на листьях деревьев и кустарников?Обратите внимание, что листья разных деревьев отличатся по цвету. Посмотрите, какого цвета листья на берёзе? На клёне? На тополе? На сирени? Правильно, на берёзе и тополе листья – жёлтые, на клёне, – красные, даже с фиолетовыми оттенками. А зелёными листья часто остаются на кустах сирени до самых морозов.-Учитель: А знаете, отчего листья желтеют?-Учитель: Летом листья зелёные потому, что в них содержится много зелёного красящего вещества — хлорофилла. Помимо него, в листьях находятся и другие красящие вещества желтого и красного цвета. Но зеленого вещества так много, что летом оно заглушает все другие оттенки. Это зеленое вещество очень важное для растения и очень интересное. В процессе жизни растения оно постепенно разрушается, но под действием солнечного света вновь образуется. Летом солнце светит долго, солнечного света много, и лист все время остается зеленым. А осенью день становится короче, растения получают меньше солнечного света. Зеленое красящее вещество в листьях разрушается, и не успевает восстановиться. Зеленый цвет в листьях убывает. И листья окрашиваются по-разному. Там, где больше вещества желтого цвета, они желтеют, а где больше красного цвета, краснеют. А поскольку в листьях количество красящих веществ разное, то растения и раскрашиваются множеством разнообразных оттенков.- Учитель: А теперь посмотрите на листья сирени какого они цвета?- Учитель: Почему они осенью не меняют свою окраску?- Учитель: Правильно, потому что в листьях этих деревьев, кроме зелёного других красящих веществ нет.А вы знаете, что лесной воздух богат кислородом и очень полезен и для зверей, и для человека. Он отличается чистотой и содержит полезные вещества, которые, губительно действуют на болезнетворные микробы. Поэтому подышать чистым лесным воздухом полезно для здоровья.- Учитель: Вспомните, какое дыхание – через нос или через рот – полезнее и почему?- Учитель: Привыкайте дышать через нос, особенно если погода прохладная: холодному воздуху необходимо согреться в ваших тёплых носиках, прежде чем он попадёт в лёгкие. Давайте сделаем дыхательную гимнастику, тем самым укрепим здоровье. (Дети становятся в круг)Дыхательная гимнастика «Часики».Стоя, ноги слегка расставлены, руки опущены. Размахивая прямыми руками вперёд и назад, произносить «тик-так» 10 раз.«Вырасти большой».Наклон туловища влево, левая рука скользит вверх, правая вниз; выдох – возвращение в и. п., произнося «сссс». То же самое в др. сторону. 7 раз.«Паровозик».Встать друг за другом и медленно, проходя по кругу, делать попеременные круговые движения, приговаривая «чух-чух-чух». 30 секунд.«Лыжник».Ходьба по кругу с имитацией ходьбы на лыжах. Выдох через нос с произнесением звука «м-м-м». 2 минуты.«Гуси летят».Медленно двигаться друг за другом по кругу. На вдох – руки в стороны, на выдох – вниз, с произнесением длительного звука «гу-у». 2 минуты.Остановка № 2 «Листопадная».-Учитель: Почему осенью с растений облетают листья?Нет, не только ветер является главной причиной листопада. Весной и летом много ветреных дней, а листья с деревьев не опадают.- Посмотрите вот на эту сломанную ещё летом ветку. Листья на ней засохли, легко крошатся, но отрываются плохо. А теперь попробуйте оторвать листочек с неповреждённой ветки. Лист отделяется легко. Почему? - Все дело в том, что летом черешки листьев прочно соединены с веткой. По ним проходят питательные вещества. Осенью в черешках листьев происходят изменения. В том месте, где они прикрепляются к ветке, образуется особый пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Теперь достаточно тяжести самого листа, удара капли дождя или дуновения ветерка, чтобы лист отделился от ветки. Таким образом, образование осенью в черешках листьев пробкового слоя способствует листопаду.- Учитель: Посмотрите, есть ли ранки от опавших листьев на веточках?(Учитель предлагает ученикам рассмотреть опавшие листья разных деревьев и кустарников и убедиться, что у всех гладкий, округлый край черешка). - Учитель: Ранок нет, потому что листья не обрываются с веток, а отделяются в определенном месте — там, где черешок прикрепляется к ветке и где осенью образуется пробковый слой.- Учитель: Листопад – это защита деревьев от зимней стужи и засухи. За теплые месяцы только одна большая берёза испаряет около 7 тонн воды, а это очень много. Сохранив на зиму листья, через которые эта вода испаряется, берёза погибла бы от засухи: зимой столько воды из почвы не получишь. К тому же листья зимой только бы повредили деревьям. Снег, падающий на них, поломал бы ветки и сучья. Вот почему осенью идет листопад у лиственных деревьев и кустарников.- Мы идём по мягкому цветочному ковру. Приглядитесь, листьев, каких деревьев больше всего вы видите на земле?- Учитель: Оказывается, раньше всех теряет листья липа, берёза и вяз, позже – сирень, вишня, осина.(Дети вместе с учителем переходят от дерева к дереву, собирают и рассматривают опавшие листья, из которых на уроке трудового обучения будут делать поделки).Остановка № 3 «Хвойная».-Но все ли деревья и кустарники сбрасывают листву? Как выглядят в эту пору сосна и кусты можжевельника вокруг школы?(Вместе с учениками учитель рассматривают листья-хвоинки).- Учитель: Из-за особых свойств листьев эти деревья называют хвойными. Зимой эти растения остаются зелеными. Почему?Правильно, листья-иголки маленькие, узкие, смолистые. Воды они испаряют меньше, чем лиственные деревья. Зимняя засуха елям и соснам не страшна. Ветки ели растут наклонно и зимой от малейшего толчка, дуновения ветра снег легко соскальзывает с их ветвей. Потому ветки ели под тяжестью снега не обламываются. Эти деревья не сбрасывают всю хвою на зиму, и все же листопад у них идет. Но их листья-хвоинки опадают понемногу. Это происходит незаметно для нашего глаза, и нам кажется, что на ели всегда одни и те же листья-иголки.- Учитель: Ребята, давайте поиграем в игру «Деревья» и покажем, как вы умеете различать хвойные и лиственные деревья. Если я назову название хвойного дерева, то вы поднимите руки вверх, а если лиственного – то присядете.(Учитель в разнобой называет названия лиственных и хвойных деревьев.)Остановка № 4 «Загадочная».Ветвепад — еще одна загадка жизни растений осенью. Это явление ярко выражено у таких деревьев как осина, дуб, вяз, тополь. Ребята, посмотритена землю под тополями. Здесь валяется много веточек разной длины. Рассмотрите их.(Дети рассматривают веточки.)- Учитель: Эти веточки живые, не засохшие, с них только что опали листья. На конце каждой веточки — почки. Если их разломить, то увидите зеленые зачатки листьев. Следующей весной такая почка могла бы распуститься. Почему же веточки оказались на земле? Чтобы ответить на вопрос, посмотрите на тот конец веточки, где она отделилась от дерева.(Дети рассматривают веточки.)- Учитель: Поверхность его ровная, округлая. Никакой поломки не было. Веточка отделилась от дерева сама и в совершенно определенном месте. Точно так же, как пожелтевший лист. Значит, дерево намеренно осенью избавляется от «лишних» ветвей. Вот и раскрыта ещё одна загадка жизни растений осенью - ветвепад.Остановка № 5 «Игровая».- А теперь давайте поиграем. Угадайте, с какого дерева этот листок.Учитель держит в руке листья разных деревьев. Показывает ребятам листок одного из деревьев и предлагает им подбежать к этому дереву.III Подведение итогов экскурсии.- Вот и закончилась наша экскурсия по приусадебному участку. Сегодня вы узнали и увидели много нового и интересного. Расскажите, какие изменения в жизни растений происходят осенью?- Посмотрите, друг на друга, как здорово вас раскрасила художница Осень. Ваши щёки стали румяными, глаза светящимися. Почему?- Правильно, потому, что пребывание на свежем воздухе укрепляет здоровье, а здоровый человек всегда красив.- Давайте поблагодарим природу за гостеприимство, за красоту и радость, которыми она щедро поделилась с нами. И подарим ей несколько поэтических строк.(Дети читают наизусть несколько стихотворений об осени. Варианты стихотворений могут быть разные)Обработку результатов-заполнение карточек мы закончим на уроке в классе.ВыводыЭкскурсия может считаться законченной, когда проведены все необходимые работы, наблюдения, а собранный материал в достаточной мере проработан и подведены итоги экскурсии. Учащиеся обрабатывают свои экскурсионные записи, рисунки, собранные материалы. Содержание записей, дневников оформляется в виде выводов или кратких сообщений.В заключении необходимо оценить качество работы учащихся на экскурсии и при подведении итогов, выставить оценки.По завершении экскурсии следует обработать собранные материалы и наблюдения, подговорить коллекции, альбомы, выставки, стенгазеты, доклады, рефераты. Большой воспитательный эффект имеет указание фамилии и имени в подготовленных альбомах, на экспонатах выставки и др. материалах экскурсии, кем и когда они подготовлены. Эти сведения вместе с экспонатами и материалами обычно долго хранятся в школе и составляют предмет гордости ее выпускников. Некоторые экспонаты со временем могут представлять даже этнографический интерес.