"Золотое правило нравственности"


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: "Золотое правило нравственности"
Автор: Семенова Лариса Гуговна

Классный час на тему: «Золотое правило нравственности».Цель: Создать условия для формирования среди учащихся представлений о     ценностях, существующих в среде окружающих их людей. Задачи: 1.  Учить детей выражать свою точку зрения и уметь  выслушивать мнения     других;2.  Учить детей находить главное, делать выводы, анализировать ситуации;3. Способствовать процессу самовоспитания, саморазвития среди учащихся.Ход классного часа.«Мальчик, выросший у кормилицы в деревне, вернулся в город и очень удивился, увидев зеркало. Сперва мальчик в зеркале ему понравился; потом по ребяческой привычке захотел он обидеть того, кто нравится, и скорчил ему рожу, а зеркало – тоже. Мальчик, разобидевшись, грозит ему кулаком, а зеркало грозится в ответ. Наш кривляка, озлясь, бросается с криком поколотить этого нахала и ушибает руки. Гнев его растёт. В отчаянии и ярости он мечется перед зеркалом, плача, крича и колотя по стеклу. Приходит мать, утешает его, ласкает , унимает слёзы и нежно говорит: «Не ты ли первый стал корчить рожи этому негоднику, который тебя огорчил?» Я– А теперь посмотри: ты улыбнулся – и он улыбнулся, ты к нему тянешь руки – и он тоже, ты не сердишься – и он не дуется: вот так-то люди друг с другом живут – и добро и зло возвращается к нам же».(По книге «Классическая басня».)Воспитатель: Как вы прокомментируете слова матери в этой басне?Дима: я думаю, что речь идёт о том, что в жизни каждому нужно быть дружелюбным.Настя: Чем больше добра ты сделаешь в жизни людям, тем лучше для тебя, потому что добро вернётся и к тебе через поступки и слова людей.Сережа: И зло обернётся к тебе тоже.Артем: Мне мама не раз говорила, что людей обижать нельзя. Вообще, ко всем нужно относиться так, как ты бы хотел, чтобы к тебе люди относились.Воспитатель: Перед вами несколько словосочетаний. Какое из них «лишнее»?Золотая монета, золотая брошь, золотое правило (Золотое правило, потому что прилагательное золотой употребляется в переносном значении)Воспитатель: Как вы считаете, какое отношение имеет выражение «золотое правило» к нашему занятию?Денис: Я  думаю, мы будем говорить о правилах поведения.Воспитатель: Да, ребята. Темой нашего классного часа будут поступки, которые входят в понятие «золотое правило нравственности».А что такое нравственность? Это система правил поведения личности, отвечающая на вопрос: что хорошо, а что плохо, что добро, а что зло.Воспитатель: Как и когда появилось это правило?Мудрецы, жившие в разные времена, в разных землях, искали его на протяжении веков. Артем: Так, 2500 лет назад в Гималаях жил человек, которого звали Будда – «просветлённый». Он был царевичем, но оставил своё царство, чтобы путешествовать. Узнавая мир, он познал, как много горя и зла среди людей. Будда хотел научить людей быть счастливыми. Он считал, что к счастью надо идти по дороге добрых мыслей, добрых дел и добрых слов. Он говорил: «не делай другим того, что сам считаешь злом.Сережа: Примерно в то же время в  Китае жил великий философ Конфуций, который тоже хотел научить людей правильно жить, не совершать ошибок, не делать зла. Он считал, «чтобы старики жили в покое, все друзья были верными, а молодёжь любила старших». «Только добро ведёт к счастью».Дима: В Индии существует вера в то, что когда-то давным-давно там родился первый человек Ману – прародитель людей. Он прожил долгую жизнь. Был очень мудр и, чтобы научить людей жить по правде, написал книгу «Законы Ману». Смысл его законов «не делай другим того, что причинило бы боль тебе».Вика: А в начале нашей эры из уст проповедовавшего Иисуса Христа прозвучало: «И так во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».Воспитатель: Чему учат эти правила?Настя: Быть добрым. Творить добро в жизни. Думать о других. Что принесут людям твои поступки: добро или зло.Вика: Никогда не причиняй боль другим. Ставь себя на место другого человека. Дима: Учат правильно жить.Воспитатель: Вот так  разные люди в разное время говорили об одних и тех же важных для человека правилах, которые мы можем объединить в одно. Это правило названо золотым правилом нравственности. Оно вошло в жизнь людей и живёт уже тысячи лет. И сегодня остаётся главным правилом доброго человека.Прочитаем его ещё раз.В поступках, привычках, отношениях с людьми проявляются наши черты характера. Одни можно назвать хорошими, другие – плохими. Они иногда борются в нашей душе, а какое победит – решаешь сам ты.Ребята послушайте небольшой рассказ В.А. Сухомлинского  «Металлический рубль»«Тато дал Андрейке металлический рубль и сказал:—Когда будешь возвращаться из школы, зайдешь в магазин, купишь сахару и масла.Андрейка положил рубль в карман пиджака и забыл о нем. На уроке физкультуры раздевался, бросил пиджак на траву.После уроков вспомнил: надо же зайти в магазин. Засунул руку в карман, а рубля нет. Перепугался Андрейка, побледнел и стоит, не может и слова вымолвить. Ребята спрашивают:—Что с тобой, Андрейка? Рассказал мальчик о своей беде. Знали товарищи, что отец у Андрейки суровый, будет бить мальчика.—Поможем Андрейке, — сказала Таня. — У кого есть деньги, давайте. Соберем рубль!Каждый полез в карман. Кто десять, кто пятнадцать, кто пять копеек нашел. Один только Степан сказал:—Надо беречь деньги. Сам потерял — сам пусть и думает, что делать. Не дам ни копейки.Он повернулся ко всем спиной и пошел домой. Ребята подсчитали собранные деньги — девяносто девять копеек. Пошли все вместе в магазин, купили сахара и масла. Радостный возвращался Андрейка домой.На следующий день никто не захотел сидеть рядом со Степаном. Он остался один.Степан жаловался учительнице.—    Почему же со мной никто сидеть не хочет?—    Спроси у товарищей, — ответила учительница. - Ребята, как вы думаете, почему ребята отвернулись от Степана? Как бы вы поступили, если бы вашему товарищу понадобилась помощь? Почему?2. СтихотворениеНе стой в стороне равнодушно,Когда у кого-то беда.Идти нам на выручку нужноВ любую минуту всегда.И если кому-то, кому-то поможетТвоя доброта, улыбка твоя,Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,Что годы живёшь ты не зря!                          -Как вы думаете, что заставляет людей относиться к близким по-доброму?-Как вы понимаете тему занятия? Что значит «золотое» правило? Значит очень важное? Давайте попробуем сегодня на занятии сформулировать это золотое правило, по которому должны  жить люди.Нравственный выбор.Что бы понять, какого отношения ждут от нас люди, давайте разберемся, какие качества характера ценим в людях мы сами. Мы с вами пришли в необычную лавку. На полках там лежат не продукты, а разные черты характера. Я буду называть вам черты характера, а вы, с помощью сигнальных карточек (зеленый цвет - берем, красный - не берем), показываете, будете или нет «брать» эту черту характера себе. Если кто-то не понимает значение слова - не стесняйтесь поднимать руку. Это очень важно, ведь можно ошибиться и приобрести для себя не очень хорошие черты характера. (Комментированная игра. Возможно, некоторым детям какие –то слова будут незнакомы. Если ребенок неверно поднимает карточку, воспитатель останавливает игру и спрашивает, почему он приобретает это качество). Безразличие, благородство, безответственность, бесстыдство, верность, вредность, вежливость, гнев, грусть, грубость, гордость, героизм, глупость,, достоинство, ехидство, жестокость, жизнелюбие, зазнайство, надежность, отвага пассивность, страх, справедливость, совесть, самообладание, стыд, сознательность, серьезность, скромность, сочувствие, сопереживание, учтивость, фамильярность, человечность, щедрость.А теперь обратимся к названию занятия. Что же такое «золотое правило нравственности»? Основополагающее нравственное требование: «(не) поступай по отношению к другим так, как ты (не) хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». В Евангелие написано: «Итак, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» Почему это правило назвали золотым?(Если дети затрудняются с формулировками, воспитатель задает наводящие вопросы:- Если бы вы оказались на месте мальчика, потерявшего деньги, как вы желали бы что бы повели себя по отношению к вам одноклассники?Всегда ли мы живем по этому правилу? А кто из вас старается соблюдать это правило в жизни? Открытый финал. Разные бывают люди… Одни готовы отдать последнее первому встречному, другим и снега зимой жалко. Каждый из нас наверняка задается вопросом, а добр ли к людям я сам? Давайте в форме игрового теста попробуем найти ответ на этот вопрос. Тест "Добры ли Вы?”1. У вас появились деньги. Могли бы вы истратить всё, что у вас есть, на подарки друзьям?2. Если ваш партнёр плохо играет в шахматы или другую игру, будете ли вы иногда ему поддаваться, чтобы сделать приятное?3. Часто ли вы говорите приятное людям, просто чтобы поднять им настроение?4. Любите ли вы злые шутки?5. Вы злопамятны?6. Бросаете ли вы игру, когда начинаете проигрывать?7. Вы охотно выполняете просьбы?8. Станете ли вы подтрунивать над кем-то, чтоб развеселить окружающих?А сейчас, ребята, послушайте ещё одну притчу. Возможно, она поможет вам понять, как сделать мир немножечко добрее.3. Притча. Маленький мальчик решил изменить мир. Но мир такой большой, а он такой маленький. Тогда он решил изменить свой город. Но город такой большой, а мальчик такой маленький. Тогда он решил изменить свою семью. Но семья у него такая большая, одних детей пятеро. Тогда мальчик добрался до того единственного, что он в силах изменить будучи таким маленьким, …… -самого себя.- О чём эта притча? Какой вывод вы сделали для себя?(Если что – то хочешь изменить, нужно начинать с себя).А что это значит, начать с себя? 1: Разобраться в себе: что у меня хорошее, а что плохое. Постараться исправить это плохое.Ребята, перед вами пословицы:Добрые дела дороже денег.Изменить мир не так уж сложно, начни с себя.Добро не лихо - бродит тихо.Доброе дело два века живёт.Доброе слово лучше мягкого пирога.Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу. Воспитатель: Девочки расскажут вам о случае который действительно произошел в жизни.Прослушайте внимательно и скажите, какая из этих пословиц больше всего подходит к этому событию.Настя:- Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки на песке. Вика:-  Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Ее седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку.Настя:- Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело, нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие:-   Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги. Воспитатель: Какое у вас ощущение, что вы чувствуете после прочтения рассказа? Ученик:  - Мне стыдно за взрослыхВоспитатель: - Как вы думаете, почему старушка посвятила всю свою жизнь этому занятию?Ученик:-  То, что делала старушка – нужно и полезно для всех. Вот она это и делала. Я думаю, она была добрым и заботливым человекомВоспитатель: Как вы думаете, если бы люди узнали, чем на самом деле занималась старушка, что бы они сделали? Были ли в вашей жизни случаи, когда вам сначала не нравился какой-либо человек, потому что он был не похож на других, а позже вы узнавали что-то хорошее об этом человеке?- Пока ещё нет.- Мой вам совет: никогда не судите о человеке по первой встрече с ним, постарайтесь узнать его получше, чтобы ваше отношение к нему было справедливым.Воспитатель: - Что произошло бы с миром, если бы в нем не стало доброты?Ученик : - В нём нельзя было бы жить. Воспитатель:-  Перечислите всех, чья доброта помогает расти вам.Ученик: - Доброта родителей, бабушек и дедушек, воспитателей и учителей, друзей т.д.Воспитатель: - Будьте им благодарны и не стесняйтесь им это чаще показывать.Воспитатель: Человек, делающий другим добро, умеющий им сопереживать, чувствует себя счастливымСценка:А что это у тебя в руке?- Счастье...- А почему такое маленькое?- Оно только моё. Зато, какое лучистое и красивое...- Да, восхитительно!- Хочешь кусочек?- Наверное...- Давай ладошку, я поделюсь с тобой.- Ой, оно такое тёплое!- Нравится?- Очень... Спасибо! Знаешь, мне намного лучше, когда счастье в руке...- Так всегда бывает.- А если я с кем-то поделюсь?- Тогда у тебя прибавится своего!- Почему?- Не знаю. Только потом оно станет ещё более тёплым.- А руки об него обжечь можно?- Руки обжигает боль... Счастье не может обжечь...Поделись своим кусочком счастья со всеми, кому ты его желаешь! ДЕЛЮСЬ!!!(ПОЖЕЛАНИЯ ДРУГ ДРУГУ)Итог занятия.Жизнь дана на добрые дела.