Вокальный кружок в детском саду


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Вокальный кружок в детском саду
Автор: Толобаева Елена Олеговна


Пояснительная записка
Пение – основное средство музыкального воспитания, а также наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Уже в раннем возрасте дети реагируют на песню, еще не понимая до конца ее содержания. По мере развития мышления, речи, накопления новых представлений усложняются и переживания ребенка и возрастает интерес как к самой песне, так и к ее воспроизведению. Голос ребенка – естественный инструмент, которым оно обладает с ранних лет. Вот почему пение все время присутствует в жизни ребенка, заполняет его досуг, помогает организовать творческие, сюжетные игры.
В процессе пения у детей развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, память, чувство ритма, расширяет общий муз. кругозор.
Пение способствует развитию речи. Слова выговариваются протяжно, нараспев, что помогает четкому произношению отдельных звуков и слогов.
Пение объединяет детей общим настроением, они приучаются к совместным действиям.
Вокальный кружок До – ми – солька проводится с детьми двух возрастных групп: средней и подготовительной.
Общее развитие ребенка на пятом году жизни, совершенствование процессов высшей нервной деятельности оказывают положительное влияние на формирование его голосового аппарата и на развитие слуховой активности. Однако голосовой аппарат отличается хрупкостью, ранимостью. Гортань с голосовыми связками еще не достаточно развиты. Связки короткие. Звук очень слабый. Грудной (низкий) резонатор развит слабее, чем головной (верхний), поэтому голос у детей этого возраста несильный, хотя порой и звонкий. Диапазон у детей 4-5 лет очень небольшой (в пределах звуков ре-си первой октавы). Низкие звуки звучат более напряженно, поэтому в работе с детьми надо использовать песни с удобной тесситурой. Удобными звуками для детей этого возраста являются чаще всего (ми) фа – си.
У детей этого возраста расширился словарный запас, они лучше и точнее произносят отдельные звуки, активнее могут работать ртом во время пения, т.е. улучшается артикуляция. Дети отличаются большой слуховой активностью. Начинают петь согласованно с инструментальным сопровождением и без него (при поддержке взрослого).
Выделим два наиболее важных момента в обучении ребенка пению: развитие музыкального мелодического слуха и приобретение навыков управления своим голосовым аппаратом. Отсутствие координации у ребенка между слухом и голосом (между тем, что он слышит, и тем, что он воспроизводит вслух) приводит к неточному интонированию мелодии песни. Причина не в том, что ребенок не слышит правильного звучания мелодии, а просто он не умеет справиться со сложным механизмом своего голосового аппарата.
Концептуальные основы деятельности
Цель: научить ребенка выразительно, чисто интонируя петь, а также помочь овладеть необходимыми навыками, проявить свои чувства в непринужденном, естественном пении.
Задачи:
учить детей петь естественным голосом, без напряжения, протяжно;
правильно передавать мелодию в пределах ре-си;
различать звуки по высоте;
внятно произносить слова;
брать дыхание между короткими музыкальными фразами;
вместе начинать и заканчивать песню; слышать вступление;
уметь петь с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога);
петь выразительно, передавая характер песни (маршевый, танцевальный и колыбельный).
Основные принципы обучения детей пению:
Обучение пению проводится по строго обдуманному плану на основе общепедагогических принципов, т.е. основных положений дидактики.
1.Принцип воспитывающего обучения. Музыкальный руководитель в процессе обучения детей пению одновременно воспитывает у них любовь к прекрасному в жизни и искусстве, вызывает отрицательное отношение к дурному, обогащает духовный мир ребенка. У детей развивается внимание, воображение, мышление и речь.
2.Принцип доступности. Содержание и объем знаний о музыке, объем вокальных навыков, приемы обучения и усвоение их детьми соответствуют возрасту и уровню музыкального развития детей каждой возрастной группы.
3.Принцип постепенности, последовательности и систематичности. В начале года во всех возрастных группах даются более легкие задания, чем в конце года; постепенно переходят от усвоенного, знакомого к новому, незнакомому.
4.Принцип наглядности. В процессе обучения пению главную роль играет так называемая звуковая наглядность, конкретное слуховое восприятие различных звуковых соотношений. Другие органы чувств: зрение, мышечное чувство дополняют и усиливают слуховое восприятие. Основной прием наглядности – это образец исполнения песни педагогом.
5.Принцип сознательности. Сознательность тесно связана с умственной, волевой активностью детей, с их заинтересованностью песенным репертуаром. Немаловажное значение для умственной активности детей имеет речь взрослого, наличие разнообразных интонаций в его голосе, выразительная мимика, яркое и художественное исполнение песни.
6.Принцип прочности. Выученные детьми песни через некоторое время забываются, если их систематически не повторять: вокальные умения утрачиваются, если дети долго не упражняются в пении. Чтобы повторение песен не наскучило детям, надо разнообразить этот процесс, внося элементы нового. Закрепление песенного репертуара должно быть не просто механическим повторением, а сознательным его воспроизведением.
Приемы обучения пению
1. Показ с пояснениями. Пояснения, сопровождающие показ музыкального руководителя, разъясняют смысл, содержание песни. Если песня исполняется не в первый раз, объяснения могут быть и без показа.
2. Игровые приемы. Использование игрушек, картин, образных упражнений делают музыкальные занятия более продуктивными, повышают активность детей, развивают сообразительность, а также закрепляют знания, полученные на предыдущих занятиях.
3. Вопросы к детям активизируют мышление и речь детей. К их ответам на вопросы педагога надо подходить дифференцированно, в зависимости от того, с какой целью задан вопрос и в какой возрастной группе.
4. Оценка качества детского исполнения песни должна зависеть от возраста детей, подготовленности. Неправильная оценка не помогает ребенку осознать и исправить свои ошибки, недостатки. Надо поощрять детей, вселять в них уверенность, но делать это деликатно.
Средства, необходимые для реализации программы:
Технические средства: магнитофон, фотоаппарат, видеомагнитофон, видеокамера.
Информационные средства: книги, аудиозаписи, нотный материал, дидактический материал.
Музыкальные инструменты.
Формы и методы реализации программы:
1. Коллективная работа;
2. Индивидуальная работа;
3. Беседа;
4. Распевание по голосам;
5. Упражнения, формирующие правильную певческую осанку;
6. Дыхательная звуковая гимнастика;
7. Артикуляционные упражнения;
8. Игра на детских музыкальных инструментах.
Прогнозируемые результаты от занятий вокалом у детей 5-го года жизни:
1. Дети могут достаточно чисто интонировать контрастные звуки по высоте;
2. Различать громкую и тихую музыку;
3. Передавать несложный ритмический рисунок хлопками, в движении, игрой на инструментах;
4. Узнавать по тембру музыкальные инструменты;
5. Дети должны самостоятельно различать звуки по длительности и по высоте.
6. Отличать на слух правильное и неправильное пение.
Перспективный план занятий
вокального кружка До-ми-солька
для детей 4-5 лет на 2012-2013 учебный год
Период прохождения занятий
Программное содержание
Репертуар
Сентябрь - Октябрь
- развивать эмоциональную отзывчивость на песни разнообразного характера;
- упражнять детей в различении звуков по высоте;
- закреплять у детей умение точно передавать простой ритмический рисунок;
- брать правильно певческое дыхание;
- брать дыхание после вступления и между музыкальными фразами;
- учить детей своевременно начинать и заканчивать песню;
- учить исполнять песни легким звуком;
- закреплять умение у детей петь естественным звуком, выразительно.
- формировать правильную певческую установку;
- отчетливо произносить гласные в словах; согласные в конце слов.
Диагностика музыкальных способностей детей
1. круговой массаж;
2. упражнения для головы и шеи, Пирамидка;
3. дыхательная гимнастика: Цветочек, Ладошка; Поездка на поезде, Лес;
4. распевание по голосам: Я пою, хорошо пою, на одном звуке А-о-у, Имя;
5. Ритмическое эхо;
6. Песня А.Кудряшова Гав-гав
Ноябрь - Декабрь
- развивать эмоциональную отзывчивость на песни различного характера;
- отличать на слух правильное и неправильное пение товарищей;
- закреплять у детей умение чисто интонировать мелодию, удерживать интонацию на одном звуке;
- точно интонировать большую и малую терцию, секунду, скачки на кварту;
- упражнять в точной передаче ритмического рисунка;
- учить детей петь легким звуком;
- добиваться слаженного пения; учить вместе начинать и заканчивать песню;
- правильно и отчетливо произносить гласные в словах;
- развивать ладотональный слух, активизировать внутренний слух;
-развивать творческую инициативу.
1. круговой массаж;
2. упражнения для головы и шеи, Пирамидка, Я пеку;
3. дыхательная гимнастика: Ладошка, Паутинка в парах, Поездка на поезде, Луг, Белочка;
4. Ритмическое упражнение Кто я?;
5. распевание по голосам Я пою, хорошо пою, на одном звуке А-о-у, методом Эхо;
6. Попевки Паровоз, Дождик;
7. Песни: А.Кудряшов Гав-гав, О маме,
Ах, какой хороший!.
Январь- Февраль
- способствовать развитию у детей эмоциональной отзывчивости на песни различного характера;
- учить различать, называть отдельные части музыкального произведения: вступление, заключение, припев;
- совершенствовать у детей умение чисто интонировать поступенное и скачкообразное движение мелодии;
- закреплять умение самостоятельно начинать пение после вступления;
- уметь точно воспроизводить ритмический рисунок мелодии;
- уметь петь без крика, естественным голосом, легким звуком;
- правильно произносить гласные и согласные в конце слов.
1. круговой массаж под песню Ах, какой хороший!;
2. упражнения для головы и шеи, Пирамидка, Я пеку; Стихотворения.
3. дыхательная гимнастика: Ладошка, Паутинка в парах, Насос, Резиновый мяч, Лягушки на болоте;
4. Распевание методом Эхо, на одном звуке, Имя, Баю, бай, Ку-ку.
5. Попевки Андрей-воробей, Курицы.
6. Песни: Маме в день 8 Марта Е.Тиличеевой, Как прекрасен мир поющий, Про папу.
Март- Апрель
- продолжать развивать эмоциональную отзывчивость на песни разного характера;
- уметь дослушать песню до конца, не отвлекаясь;
- упражнять детей в чистом интонировании секунды, кварты;
- учить воспринимать звуки, чувствуя их различие по протяженности;
- уметь точно воспроизводить простой ритмический рисунок;
- продолжать работать над навыком чистого интонирования мелодии;
- уметь точно воспроизводить ритмический рисунок мелодии;
- уметь петь без крика, естественным голосом, легким звуком;
- правильно произносить гласные и согласные в конце слов;
- следить за правильной певческой осанкой детей.
1. круговой массаж;
2. упражнения для головы и шеи, Пирамидка, Я пеку;
3. дыхательная гимнастика: Ладошка, Паутинка в парах, Поездка на болото, Собачка;
4. звуковая гимнастика Дятел, Белочка, На лугу, Озорной язычок;
5. Ритмические упражнения Гуси, гуси, Баба сеяла горох, Эхо;
6. Распевание Звукоряд 5 нот, Ду-ду, закрытый рот, А-о-у;
7. Песни Песенка о весне Г.Фрида, Солнечная капель.
Май- Июнь
- обогащать музыкальные впечатления детей, развивая их эмоциональную отзывчивость на песни разного характера;
- упражнять детей в чистом пропевании секунд, терций, кварты и квинты;
- закреплять умение детей различать звуки по высоте, слышать движение мелодий вверх-вниз, поступенное и скачкообразное;
- точно воспроизводить и передавать ритмический рисунок хлопками или игрой на детских музыкальных инструментах;
- проверять умение детей контролировать слухом качество пения товарищей;
- закреплять умение детей самостоятельно начинать и заканчивать песни;
- уметь петь естественным голосом, без напряжения;
- брать дыхание между музыкальными фразами;
- продолжать петь выразительно, передавая разнообразный характер песен;
- закреплять у детей умение сохранять правильную певческую осанку.
1. круговой массаж;
2. упражнения для головы и шеи, Пирамидка, Я пеку;
3. дыхательная гимнастика: Ладошка, Паутинка в парах, Поездка на болото, Собачка, Ныряльщик, Мяч;
4. звуковая гимнастика Машина, Магазин,Дятел, Белочка, На лугу, Озорной язычок, Зоопарк;
5. Скороговорки;
6. распевание методом эхо, закрытым ртом, Я пою, хорошо пою, Ку-ку, на одном звуке;
7. ритмические упражнения Бояре, Плетень;
8. Песни Про меня и муравья, Детский сад, Про лето!.
HYPER13PAGE HYPER15
1