«Решение задач и уравнений» (групповое занятие) для учащихся 1-4 классов


Скачать публикацию
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: «Решение задач и уравнений» (групповое занятие) для учащихся 1-4 классов
Автор: Мылтусова Ольга Николаевна

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АНЖЕРО-СУДЖЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12»РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного курса«Решение задач и уравнений»(групповое занятие)для учащихся 1-4 классов2016МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АНЖЕРО-СУДЖЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №12»ПРИЛОЖЕНИЕк основной образовательной программе начального общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Анжеро-Судженского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 12»РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного курса«Решение задач и уравнений»(групповое занятие)для учащихся1-4 классовСоставители:Небоженко С.А., заместитель директора по УВР;Мылтусова О.Н., учитель первой квалификационной категорииСОДЕРЖАНИЕ
  • Планируемые результаты освоения учебного курса……………………4
  • Содержание учебного курса……………………………………………..10
  • Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы……………………………………………14
  • Литература ………………………………………………………………15
  • Приложения ……………………………………………………………. 16
  • ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА Личностные и метапредметные результаты освоения учебного курса к концу 2-го классаЛичностные результаты: -готовность и способность учащихся к саморазвитию;-формирование уважительного отношения к иному мнению;-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; -развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; -формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результатыРегулятивные УУД:- принимать и сохранять учебную задачу;-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; - планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;-планировать решение задачи, действовать по заданному и самостоятельно составленному плану решения задач;- объяснять ход решения задачи, использовать вспомогательные модели для решения задачи;- обнаруживать и устранять ошибки логического и арифметического характера;- наблюдать за изменением решения задачи при изменении её условия, самостоятельно выбирать способ решения задачи.Познавательные УУД:- активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач; -уметь использовать знаково-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;- сравнивать числа по классам и разрядам, исследовать ситуации, требующие сравнения чисел, их упорядочения;- группировать числа по заданному или самостоятельно установленному правилу;- моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения.Коммуникативные УУД:- готовность слушать собеседника и вести диалог; -готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; -готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.Планируемые результаты освоения учебного курса к концу 2-го класса Ученик научится:
  • вести счёт десятками и сотнями;
  • различать термины «число» и «цифра»;
  • читать и записывать все однозначные, двузначные и трёхзначные числа;
  • записывать числа в виде суммы разрядных слагаемых; использовать «круглые» числа в роли разрядных слагаемых;
  • сравнивать изученные числа на основе их десятичной записи и записывать результат сравнения с помощью знаков;
  • воспроизводить и применять таблицу сложения однозначных чисел;
  • применять правила прибавления числа к сумме и суммы к числу;
  • воспроизводить и применять переместительное свойство сложения и умножения;
  • применять правило вычитания суммы из суммы;
  • воспроизводить и применять правила сложения и вычитания с нулём, умножения с нулём и единицей;
  • выполнять письменное сложение и вычитание чисел в пределах трёх разрядов;
  • находить неизвестные компоненты действий сложения и вычитания;
  • записывать действия умножения и деления, используя соответствующие знаки;
  • употреблять термины, связанные с действиями умножения и деления;
  • воспроизводить и применять таблицу умножения однозначных чисел;
  • чертить с помощью линейки прямые, отрезки, ломаные, многоугольники;
  • определять длину предметов и расстояния при помощи измерительных приборов;
  • строить отрезки заданной длины при помощи измерительной линейки;
  • выражать длину отрезка, используя разные единицы длины;
  • использовать соотношения между изученными единицами длины для выражения длины в разных единицах;
  • измерять и выражать массу, используя изученные единицы массы;
  • измерять и выражать продолжительность, используя единицы времени; переходить от одних единиц времени к другим;
  • устанавливать связь между началом и концом события и его продолжительностью; устанавливать момент времени по часам;
  • распознавать и формулировать простые и составные задачи; пользоваться терминами, связанными с понятием «задача»;
  • строить графическую модель арифметической сюжетной задачи; решать задачу на основе построенной модели;
  • решать простые и составные задачи на разностное и кратное сравнение;
  • разбивать составную задачу на простые и использовать две формы записи решения;
  • формулировать обратную задачу и использовать её для проверки решения данной;
  • читать и заполнять строки таблицы.
  • моделировать арифметические сюжетные задачи, используя различные графические модели и уравнения;
  • использовать табличную форму формулировки задания.
  • Личностные и метапредметные результаты освоения учебного курса к концу 3-го классаЛичностные результаты: -сформированность мотивации к обучению и познанию;-сформированность основ гражданской идентичности.-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;-формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.Метапредметные результатыРегулятивные УУД:- принимать и сохранять учебную задачу;- уметь планировать собственную деятельность;- уметь контролировать и оценивать свои действия;- уметь проявлять инициативу и самостоятельность.ПознавательныеУУД:- осуществлять информационный поиск, сбор и выделение существенной информации из различных информационных источников;- уметь использовать знаково-символические средства для создания моделей изучаемых процессов;- уметь выполнять операции сравнения, анализа, обобщения. Классификации по родовым признакам.КоммуникативныеУУД:- умение сотрудничать с учителем и сверстниками;- умение принимать на себя ответственность за результаты своих действий;- умение выбирать подходящие средства языка для общения;- умение задавать вопросы и строить свои умозаключения;- умение управлять поведением партнера.Планируемые результаты освоения учебного курса к концу 3-го классаУченик научится:- выполнять сложение и вычитание многозначных чисел на основе законов и свойств этих действий и с использованием таблицы сложения однозначных чисел;- выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначные и двузначные на основе законов и свойств этих действий и с использованием таблицы умножения однозначных чисел;- вычислять значения выражений в несколько действий со скобками и без скобок;- выполнять изученные действия с величинами;- решать уравнения методом подбора, на основе связи между компонентами и результатом действий и на основе использования свойств равенств;- вычислять площадь и периметр прямоугольника;-распознавать и составлять текстовые задачи;- проводить анализ задачи с целью нахождения ее решения; -решение задачи по действиям и одним выражением;- анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.Личностные и метапредметные результаты освоения учебного курса к концу 4-го классаЛичностные результаты: -умение осознавать и определять свои эмоции (эмоциональность); -умение осознавать и определять эмоции других людей, сочувствовать другим людям, сопереживать (эмпатия);-формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Метапредметные результатыРегулятивныеУУД:-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане; -адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата.ПознавательныеУУД:-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые); -строить сообщения в устной и письменной форме; -осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.КоммуникативныеУУД: -адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач;-строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;-допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.Планируемые результаты освоения учебного курса к концу 4-го классаУченик научится:
  • выполнять сложение и вычитание многозначных чисел на основе законов и свойств этих действий и с использованием таблицы сложения однозначных чисел;
  • выполнять умножение и деление многозначных чисел на однозначные и двузначные на основе законов и свойств этих действий и с использованием таблицы умножения однозначных чисел;
  • вычислять значения выражений в несколько действий со скобками и без скобок;
  • выполнять изученные действия с величинами;
  • решать простейшие уравнения методом подбора, на основе связи между компонентами и результатом действий;
  • вычислять площадь и периметр многоугольника, используя соответствующие формулы;
  • выражать изученные величины в разных единицах;
  • понимать и использовать условные обозначения, используемые в краткой записи задачи;
  • проводить анализ задачи с целью нахождения её решения;
  • записывать решение задачи по действиям и одним выражением;
  • решать простейшие задачи на вычисление стоимости купленного товара и при расчёте между продавцом и покупателем;
  • решать задачи на движение одного объекта и совместное движение двух объектов (в одном направлении и в противоположных направлениях);
  • решать задачи на работу одного объекта и на совместную работу двух объектов;
  • решать задачи, связанные с расходом материала при производстве продукции или выполнении работ;
  • выражать изученные величины в разных единицах;
  • решать уравнения на основе использования свойств истинных числовых равенств;
  • понимать связь между литром и килограммом;
  • находить рациональный способ решения задачи;
  • решать задачи с помощью уравнений.
  • СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА Таблица 1Каждое занятие включает в себя обязательное решение задач и уравнений.Содержание занятий расширяется следующим материаломТаблица 2ТЕМАТИЧЕЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСНОВАНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ Таблица 3Литература
  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приказ МОиН № 373 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22 .12. 2009);
  • Программа по математике А.Л.Чекина, Р. Г.Чураковой "Программы по учебным предметам", М.: Академкнига/учебник, 2011г. - Ч.1:240с.
  • Математика. 1-4 классы: коррекционно-развивающие задания и упражнения/авт.-сост. Е.П.Плешакова. - Волгоград: Учитель, 2009.-206с.
  • Приложение 1Дидактические игры и упражненияМатематические весыМатематические весы - это наглядное учебное пособие, которое может быть использовано для обучения четырем арифметическим действиям. Для сложения 2-х и более чисел подвешиваем их друг к другу к какой-либо отметке на левом плече. Чтобы найти ответ, к той же цифре на правом плече подвешиваем 10. Получаем следующее:а) правое плечо тяжелее – снимаем число 10 и, подвешивая по очереди цифры, находим ту, при которой устанавливается равновесиеб) если правое плечо легче – то к числу 10 подвешиваем по очереди цифры и находим ту, при которой устанавливается равновесие.Чтобы найти состав любого числа (меньше 10). Необходимо это число подвесить к любой точки на правом плече. Чтобы получить состав например 10, надо на левом плече к той же точки подвесить цифры в таком составе чтобы получить равновесие.Деление Для получения ответа на 56/8подвешиваем 5 к отметке 10 а 6 к отметке 1 на левом плече.  На правом плече к отметке 8 подвешиваем 5. Так как 5 меньше, то подвешиваем 7, получается правильный ответ.Пример: 77/9.На левом плече число 7 подвешиваем к отметке 10 на шкале и 8 к единице (получаем 78). Чтобы делить на 9 на правом плече шкалы к 9 подвешиваем число 5, т.к 5 меньше, то подвешиваем 7, т.к. 7 меньше, то подвешиваем 9, т.к. 9 больше, то подвешиваем 8, т.к. 8меньше, то правильный ответ 8. Таким же алгоритмом находим остаток на шкале отметки 1. Весы очень полезны для демонстрации законов сложения и умножения.а) Интересна демонстрация распределительного закона сложения и умножения, например, (3 + 9 ) х 7 = 7 х 3 + 7х 9. Цифру 3 подвешиваем к цифре 9 и обе подвешиваем к отметке 7, а к отметке 3 другого плеча подвешиваем цифру 7, другую цифру 7к 9 и получаем равновесие. б) демонстрация закона о перестановке мест слагаемых и множителей очевидна.6x7=7x6, 6+7=7+6Математическая рыбалкаДля проведения игры играющие делятся на команды по 2-3 человека ( один рыбак, а другие "чистят" рыбу). По правилам игры рыба считается пойманной, если её вытащили из "реки" удочкой и правильно решили прикреплённый к ней пример ( в случае ошибочного решения рыба отпускается обратно.) По правилам игры ответ можно проверить у ведущего.Математический базарУ Вовы было 150 р. Какие продукты и в каком количестве он мог купить в магазине? (На доске представлены картинки предметов с ценами на повседневные продукты питания.)СадовникиНа листе бумаги нарисовано дерево - яблоня. К ней прикрепляются яблоки, на обратной стороне которых записаны примеры, К доске выходят ученики, срывают яблоки и решают примеры, Аналогично можно использовать игру "Грибники", "Спрячемся от лисы". РомашкаНа лепестках цветка написаны числа от 1 до 10, а в середине знак (+, -) (x, : ) и прорезь, куда вставляются числа. Это пособие помогает проводить игру "Молчанка".Лучший космонавтЖдут нас быстрые ракетыДля прогулок по планетам.На какую захотим, На такую полетим!Но в игре один секрет:Опоздавшим - места нет!На доске ракеты с номерами по количеству учащихся. Номера - это ответы примеров. Учитель выдаёт каждому ученику карточку с примером, ответом которого является номер ракеты.Ученики решают примеры, определяют номер своей ракеты по ответу, полученному в примере. Пишут пример под соответствующим номером ракеты.Найди своё местоНа столе раскладываются четыре карточки с примерами на внетабличное умножение или деление. Ответы на эти примеры записаны на доске на равном расстоянии друг от друга. К столу выходят четыре ученика. Учитель перемешивает карточки с примерами и раздаёт их ученикам. По команде каждый решает пример и встаёт около ответа своего примера. Кто сделает это быстро и верно, тот считается победителем. Остальные ученики также читают свои примеры, а класс проверяет. Затем учитель предлагает новые карточки другим ученикам, и игра продолжается.ЗамениСоревнуются два ученика. Один ученик пишет три примера на сложение равных чисел. Другой заменяет действие сложения действием умножения, например: 3+3+3+3+3=15, 3 ∙5 = 15.Живые числаУчитель вызывает десять человек и раздаёт таблички с круглыми десятками. По команде учителя: "Сотня, стройся!", учащиеся должны построиться в ряд и пересчитаться: "10, 20, 30... 100"".Затем учитель называет число десятков в числе, а ученик, который держит соответствующую табличку, должен назвать это число. Например, учитель говорит: "Три десятка". Ученик отвечает: " Это число тридцать", и т.д.Угадай-ка- Имя, какого сказочного героя, здесь зашифрованоОтгадайте, имя, какого сказочного героя, здесь зашифрованоРасшифруй имя и фамилию ученого. Для этого в каждом столбце найди значения сумм и напиши буквы в порядке возрастания значенийРасшифруйте словоОтгадайте загадку В сенокос горька, А в мороз сладка. Что за ягодка?Расшифруйте словоКлюч:Угадай-ка!Вычеркни числа, которые не входят в таблицу умножения. Если задание выполнено верно, то ты прочитаешь загадку. Отгадай её.13р 48в 29и 56в 31к 12о 25д 17а 81е 35о 21н 37т 16а30ж 54и 19л 15в 28е 57г 63т 20н 36е 23р 14т 18к 40л59о 64ю 27в 49а 71р 32а 24к 51и 42л 10ю 69р 72е 45тНайди значения выражений.Расположи ответы в порядке возрастания. Кто это?Г 91:7 Л (39+29):4Л 90:5 А (60-5):5Е 64:4 М 63:(3∙7)А 78:3 Н 19+17∙3Парашютисты– Куда должен приземлиться каждый из парашютов?Математические цепочкиСтрелок– Составьте выражения по схеме:  +  = 100.Круговые примерыЧисловой домПриложение 2Работа с задачамиЗадачи с несформулированным вопросом: Масса ящика с апельсинами , а масса ящика с яблоками . В школьную столовую привезли два ящика апельсинов и один ящик с яблоками. В одной вазе 15 цветов, а в другой на 6 цветов больше. Рыбаки вытащили сеть с 30 рыбами. Среди них было 17 лещей, а остальные – окуни.Составление задач а) Составление задач по выражению на определённую тему: 10 ∙ 3 + 5 ∙ 2 б) С помощью опорных слов: (17 + 15) – 14 - Вырастили, продали, осталось. 3 ∙ 5 + 2 ∙ 4 – Яблоки, бананы, всего. в) Составление задач по решению: 7 – 5 = 2 (б.) 3 ∙ 5 = 15 (л) 4 ∙ 9 = 36 (ящ.)Решение задач с неопределёнными даннымиСоставьте решение этой задачи (можно выражением, можно по действиям)Картофеля – кгРешение: Моркови - кг(+) Лука - ? кг, в раз больше, чемИнструкционные карточки по решению задачСоставь задачу по схемеРешите задачи. Соедините линией кружок с номером задачи и карточку с выражением для ее решенияУстно решите задачи. Соедините линией кружок с номером задачи и карточку с выражением для ее решенияПриложение 3Дидактическое упражнение «Раскрась правильно»