Диагностика креативности школьников
Язык издания: русский
Периодичность: ежедневно
Вид издания: сборник
Версия издания: электронное сетевое
Публикация: Диагностика креативности школьников
Автор: Чуркина Наталья Михайловна
Диагностика креативности школьниковСуществует огромное количество различных методов психодиагностики творческих способностей человека. Поскольку мы в своей работе, на определение критериев креативности опираемся на точку зрения Н.Ф. Вишняковой, за основу своего экпериментального исследования мы приняли тест «Креативность».Данный тест позволяет выявить уровень творческих склонностей личности и построить психологический креативный профиль, рефлексируя креативный компонент образа «Я-реальный» и представление об образе «Я-идеальный». Сравнение двух образов креативности «Я-реальный» и «Я-идеальный» позволяет определить креативный резерв и творческий потенциал личности.Учащимся предлагается самостоятельно оценить свои личностные качества, отвечая на вопросы теста. В тесте определены индексы креативности. М – творческое мышление, Л – любознательность, О – оригинальность, В – воображение, И – интуиция, Э – эмоциональность, эмпатия, Ю – чувство юмора, П- творческое отношение к профессии.Индекс креативности М (творческое мышление) определяется ответами, например, на такие вопросы как:- задумываетесь ли Вы, какие причины заставляют вас создавать что-то новое?- утомляет ли Вас работа, требующая творческого мышления в нестандартных ситуациях?- Вам трудно продумывать многие отрицательные последствия конфликтной проблемы?- основательно ли Вы продумываете все этапы своей творческой деятельности?- думаете ли вы, какие тайные причины скрыты в творческой деятельности человека?- Вы размышляете о причинах успехов и неудач в своей творческой деятельности?Индекс креативности Л (любознательность) определяется при ответе на следующие вопросы:- бывают ли у Вас неприятности из-за собственного любопытства?- когда вы долго не познаете нового, вас мучает чувство неудовлетворенности?- сможете-ли Вы рискнуть карьерой ради познания нового?- хочется ли Вам порой разобрать вещь, для того, чтобы узнать как она работает?- если вы встречаете новое непонятное слово, то узнаете его смысл в справочниках?- пытались ли вы проследить генеалогическое древо жизни?Определить индекс креативности О (оригинальность) помогут ответы на такие вопросы:- возникает ли у Вас желание оригинально усовершенствовать хорошую вещь?- приходилось ли Вам удачно использовать вещи не по назначению?- вы любите работу, требующую смекалки, даже если она связана с трудностями реализации?- вы импровизируете в процессе реализации уже разработанного плана действия?- предпочитаете ли вы общаться с людьми с необычными взглядами?- если бы Ваши знакомые знали, о чем вы мечтаете, то сочли бы Вас чудаком?Индекс креативности В (воображение) определяется ответами на такие вопросы как:- мечтаете ли вы приобрести известность, создав что-либо социально новое?- фантазируете ли вы сейчас, как бы вы жили в другом городе, в другом веке?- сталкиваясь с необычными проблемами, вы предвидите перспективы их решения?- Вам трудно представить незнакомое место, в которое вы стремитесь попасть?- Вы сочиняете сказки детям?- фантазировали ли вы когда-нибудь о том, что можно было сделать получив наследство?- пишете ли Вы стихи?- Вам трудно представить себя в старости?При ответе на такие вопросы, определяется индекс креативности И (интуиция):- в ситуациях риска Вы доверяете интуиции?- снился Вам когда-нибудь сон, который предсказал происшедшие потом события?- вам трудно определить характер человека с первого взгляда?- глядя на знакомого человека, Вам трудно предугадать как сложится его жизнь?- бывает ли так, что вы опасаетесь идти на встречу с незнакомым человеком из-за интуитивного беспокойства?Определить индекс креативности Э (эмоциональность, эмпатия ) помогут ответы на такие вопросы:- доставляет ли Вам эмоциональное удовлетворение процесс творческой деятельности?- Вы чувствуете эмоциональный подъем и вдохновение в начале нового дела?- сочувствуете ли вы людям, которые не достигли желаемого результата в творчестве?- вы редко выражаете свои эмоции при уличных скандалах?- наблюдая драматическое событие в жизни людей, чувствуете ли вы, что это происходило с Вами?Индекс креативности Ю (чувство юмора) определяется ответами на такие вопросы как:- отвечаете ли вы шуткой, если Вас разыгрывают?- используете ли вы юмор для выхода из затруднительных ситуаций?- бывает ли так, что Вы сами придумываете анекдоты или смешные истории?- трудно ли Вам с юмором выйти из затруднительной ситуации?- предпочитаете ли вы комедию всем остальным жанрам?О творческом отношении к профессии, индекс П, позволят составить решение ответы на вопросы:- изобретали ли вы что-то новое в интересующей вас сфере деятельности?- Вы хотите выбрать профессию с учетом своих творческих возможностей?- если вы лишитесь возможности работать, то жизнь для Вас потеряет интерес?- в Вашем творчестве было много неудач?- можете ли Вы пойти на риск, если шансы на успех не гарантированы?- обязательно ли творчество должно сопутствовать профессиональной деятельности?Количество баллов по каждому индексу креативности определяется по ключу теста при суммировании полученных баллов. Если у испытуемого ответ на вопрос совпадает с ключом теста, он получает один балл по данному индексовому показателю. В нашем исследовании креативности принимали участие 15 учащихся, посещающих Театр мод «Аура».Большинство детей имеет хорошо развитое творческое мышление 10 участников тестирования набрали от 6 до 8 баллов. Пятеро 5 баллов.Очень высок показатель любознательности 12 участников набрали от 8до 9 баллов. Трое 10 баллов.Дети достаточно оригинально мыслят у 10 человек показатель 8 баллов.Высок и уровень воображения 12 человек набрали по 8 баллов, трое по 9 баллов.Интуиция еще не очень развита, в силу возраста 10 человек показали 4 балла, и пятеро – 5 баллов.Эмоциональность, эмпатия у всех 10 баллов.Чувство юмора колеблется у всех в районе 6-8 баллов.С профессиональной точки зрения дети себя еще не осознают. Поэтому большой разброс мнений и ответов. 9 человек – до 5 баллов, и шестеро – 4 балла.Участники в основном не задумываются, какие причины заставляют их делать что-то новое, не продумывают последствий принимаемых решений. Но в оценке образа «идеального Я» ставят плюс. Их не утомляет работа, требующая творческого мышления и не все продумывают варианты решения трудных проблем, полагаясь, скорее всего больше на интуицию. При чем это противоречит результатам индекса интуиции. Очень интересно, что практически все рефлексируют, рассуждаю о причинах успеха и неудач в своей творческой деятельности.Познание нового для ребят важно, многие испытывали неприятности из-за собственного любопытства, могут рискнуть ради познания нового, но редко вникают во все. Только в то, что их действительно интересует, что диктует их возраст – дети в Театре мод от 13 до 17 лет. Большинство участников опроса считают, что нашли ответы на детские философские вопросы. Многие испытывают желание заглянуть в глубь вещей, узнать структуру. Их интересует все – и то, как живут соседи и непонятные новые слова. Многие дети знают истоки своей семьи, интересуются генеалогическим древом.О оригинальности мышления говорит тот факт, что 10 человек показали, что они постоянно что-то усовершенствуют, используют многие вещи не по их прямому назначению, испытывают интерес к рискованным мероприятиям, если они оригинальны, не испытывают страха перед трудностями, много импровизируют. Это действительно так, и исходя из наблюдений за детьми в процессе проведения занятий Театра мод.